Урок биологии в 6 классе . Тема: Значение листьев в жизни растения.
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме

Донская Алевтина Геннадьевна

Материал разбит на три документа: 1. Тематическая карта урока и сценарий урока. 2.  Приложения к уроку. 3. Награждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: биология

Класс: 6

Учитель: Донская Алевтина Геннадьевна.

Дата: 29 ноября 2013 года.

Тема урока: «Значение листа в жизни растения»

Раздел программы по биологии: Органы цветковых растений

Тип урока: комбинированный, урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-игра, преобладающая форма работы групповая.

Оборудование:  парты расставлены для работы в группах, на доске оформлена таблица учета баллов, наличие проектора, компьютера, экрана, презентаций учителя и учащихся, карточек для исследовательской работы для 4 команд, рабочих листов, учебников, опытных экземпляров растений, гербариев, листков для рефлексии, наградных бейджиков, ведомость для учета баллов членами жюри.

УМК:  учебник Пономарева И.Н. «Биология: 6 класс». М. – Вентана-Граф, 2010.

Программное обеспечение: программа Microsoft Office PowerPoint, презентация по теме урока, подготовленная учителем и детьми.

Цели: 

Учебные:

  • систематизировать знания о строении и функциях листа;
  • изучить значение листьев в жизни растений;
  • сформировать навыки практического применения знаний;

Развивающие:

  • развивать умение применять полученные знания на практике;
  • развивать познавательный интерес, умение работать с гербариямия. Живыми растениями,  с дополнительной литературой и выполнять творческие задания;
  • развивать речь и мышление;
  • развивать навыки исследовательской работы в группах.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни;
  • воспитывать ответственность, самостоятельность, умения работать в коллективе, коммуникативные качества, умение слушать.

Ожидаемые результаты учащихся:

Предметные:

  1. знают основные понятия – фотосинтез, транспирация (испарение), лист, устьице;
  2. умеют давать описание и значения процессам, протекающим в листе (фотосинтез, газообмен, испарение).

Метапредметные:

  1. умеют  работать с текстом, выделять главное, структурируют учебный материал;
  2. видят связь изученного материала с жизнью.

Личностные:

  1. понимают значение зеленых растений в жизни планеты;.
  2. учебно-познавательный интерес к теме «Органы цветковых растений»;
  3. формируют положительное личное отношение к окружающей среде.

Ход урока:

Этап урока,  время

Деятельность учителя, метод

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент

1-2 минут.

Мотивация учащихся

Шкала выставления оценок:

«5» - 16 - 21 балл

«4» -  11 - 15 баллов

«3» - 6 - 10 баллов

«2» - менее 6 баллов

2. Проверка знаний, умений, навыков.

   (5  минут)

   (7 минут)

3. Постановка цели урока с помощью детей

(2 минуты)

4. Изучение нового материала

(5 мин)

5.Физкультминутка (1 минута)

6. Первичное закрепление знаний.

(8 минут)

7. Организация и связывание информации. Вывод.

 (7 минут)

8. Рефлексия

(4 мин)

9. Итог урока

Оценивание

(3 минуты)

10.Домашнее задание (1 мин)

Приветствие учащихся.

Проверка организации рабочих мест. (На группы по 4 человека класс  разделен заранее.)

Обращает внимание учащихся на доску, где вычерчена таблица учета баллов, и записано, сколько баллов нужно набрать для получения определенной оценки.

Проводит инструктаж, жеребьевку.

Настраивает на активную исследовательскую работу в группах. Использует презентацию «Значение листьев в жизни растений» (слайд №2)

-Учитель задает вопросы в виде «Блиц опроса»

 Фронтальный опрос (слайд №3)

После всех ответов команды, учитель  объявляет количество набранных за ответы баллов.

- Необходимо определить вид листа и жилкование у гербарных растений.( дано 6 растений каждой команде) [слайд №4] Метод обучения: частично-поисковый, словесно-наглядный.

- Необходимо поменяться карточками и проверить правильность выполнения по [слайд №5]

Выставляет баллы в таблицу.

Учитель с помощью наводящих вопросов определяет цель урока. Методы обучения: частично- поисковый. Тема  урока: «Значение листьев в жизни растений». 

[слайд №7]Организует исследовательскую работу путем выполнения заданий в карточках с помощью учебника, рабочих листов, поставленных ранее опытов над  растениями. Контролирует ход работы, оказывает по необходимости помощь учащимся. [слайд №8)

Учитель организует упражнения для спины, глаз.

По ходу выступления команды учитель на слайде показывает описываемый процесс . [слайд №9-13)

 Если это необходимо вносит корректировки и дополнения в ответ. Обращает внимание на поставленные опыты с растениями.

Учитель контролирует, как команда задает вопрос, команда поднявшая карточку с номером первой - отвечает на него.

Учитель объявляет результаты для выступивших команд.

Учитель формулирует проблему:  «Группа школьников, развлекаясь, обрывает листья у кустарников, считая, что не наносит вреда растению», докажите ребятам, что без листа,  растение погибнет.

Организация заслушивания ответов команд по очередности, определенной жеребьевкой в начале урока. [слайд №20]

Учитель предлагает заполнить на листочке  «Лист рефлексии» и повесить на дерево.

Подсчет баллов , оценивание и присуждение «научных степеней» командам:

 4 место - «аспирант» 

3 место -  «доцент» 

2 место - «профессор» 

1 место - «академик» 

Запишите, пожалуйста, домашнее задание,

§ 19, вопросы после параграфа, рубрика «Какие утверждения верны?» [слайд №22]

Спасибо за работу на уроке!!!

Приветствие учителя.

 Организация рабочих мест.

Внимательно слушают инструктаж

Капитаны команд вытягивают карточки с номером команды.

Задают вопросы, если таковые есть.

Команда отвечает. Если затрудняется, то право ответа переходит к команде первой поднявшей карточку с номером.

Команда работает с гербариями и заполняет таблицы.

Взаимопроверка команд.

Учащиеся самостоятельно подходят к цели урока.

Работают с текстом учебника, выполняют задания в карточке, готовят рассказ и вопрос для других команд.

Учащиеся выполняют упражнения.

Представитель выступающей команды рассказывает об «исследованной» ими функции листа, формулирует вопрос для других команд.  

Команды поднимают карточку и отвечают на вопросы.

Презентация детей- «Листопад»

Презентация детей

«Видоизменения листьев» и видео

Отвечают о возможных последствиях потери листьев:

Слушают итог. Получают награды.

Пишут свое отношение к уроку и вешают на дерево.

Записывают домашнее задание

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2010.
  3. УМК: учебник Пономарева И.Н. «Биология: 6 класс». М. – Вентана-Граф, 2010.

Сценарий урока

Предварительная подготовка: парты расставлены для работы в группах, на доске оформлена таблица учета баллов, наличие проектора, компьютера, экрана, презентаций учителя и учащихся, карточек для исследовательской работы, рабочих листов, учебников, опытных экземпляров растений, гербариев, листков для рефлексии, наградных бейджиков.

  1. Организация урока. (1-2 мин)

Приветствие учащихся. [слайд №2]

Проверка организации рабочих мес. (класс заранее делится на группы по 4 человека .)

Учитель: Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычный урок - урок-исследование, все вы сегодня ученые, которым предстоит решать важные научные проблемы. А т.к. одна голова - хорошо, а две - лучше, то работать мы будем в научно-исследовательских группах. Каждая команда получит в конце урока оценку в зависимости от количества набранных баллов.

Обращает внимание учащихся на доску, где вычерчена таблица учета баллов, и записано, сколько баллов нужно набрать для получения определенной оценки. Запись на доске.

Исследование наше пройдет в несколько этапов, каждый из которых оценивается определенной суммой баллов. Отвечать команды будут в соответствии со своими номерами, т.е. 1-ая - команда всегда отвечает первой, 2-ая - второй и т.п.

Номера команд даны в соответствии с подготовленными детьми презентациями, сделанными по желанию.

Вопросы? Тогда начинаем!

2. Проверка знаний, умений, навыков. (12 мин)

Учитель задает вопросы в виде «Блиц опроса»

Учитель: Любой ученый, прежде чем начинать исследование, оценивает какие знания у него есть, а каких не хватает. Начнем с этого и мы.  Итак, первый этап: «Блиц-опрос». [слайд №3] каждой команде будет предложено по 3 вопроса, на которые нужно ответить быстро, 1 правильный ответ - 1 балл. Если команда затрудняется ответить, то право ответа переходит к команде первой поднявшей карточку с номером. Максимальная оценка за этот этап 3 балла.

Учитель зачитывает вопросы, после всех ответов команды  объявляет количество набранных за ответы баллов

ВОПРОСЫ:

Команда №1

  1. Какими тканями образована листовая пластинка?
  2. Чем покрыт лист снаружи?
  3. Из какого вегетативного органа развивается лист?

Команда №2

  1. Какие листья называют простыми?
  2. Какой тип жилкования характерен для двудольных растений?
  3. Как называется отверстия между двумя клетками расположенными в эпидермисе (кожице) листа?

Команда №3

  1. Из каких  частей состоит лист?
  2. Какие листья называют сложными?
  3. Основная функция кожицы листа?

Команда №4

  1. Клетки, какой ткани располагаются внутри листовой пластинки?
  2. Какое жилкование характерно для листьев однодольных растений?
  3. Что такое лист?

№1.1. Проводящая, основная ткань, покровная 2. Эпидермисом (Кожица) 3. Из почки.

№2 1.Состоящие из одной листовой пластинки 2.сетчатое перистое 3.устьице.

№31.Листовая пластина, черешок, прилистники. 2.Состоящие из нескольких листовых пластинок 3.Защитная.

№4 1.Основной  2. Параллельное и дуговое 3. Специализированный боковой орган растения

Учитель: Молодцы! Знания у вас есть, можете быть настоящими учеными. Но необходимо проверить ваши практические знания. [слайд №4]

Итак, каждая команда получает 6 гербариев растений, Вы в «лист ответов» напротив соответствующего номера пишите название растения, вид листа, тип жилкования. Когда выполнили, поднимаете карточку с номером команды. Команда, которая справилась первой, получает один дополнительный балл

Поменялись листами ответов с соседней командой. Внимание на экран..[слайд №5] Правильное определение 1 балл.  Максимальная оценка за этот этап 7 баллов.

Результаты фиксируются в таблице.

3.Постановка цели урока с помощью детей (2 мин)

Молодцы! Зная внешнее и внутренне строение листа, что мы сможем  еще узнать о листе?

(ответы детей, учитель наводящими вопросами подводит детей к теме урока)

Итак, тема нашего урока: «Значение листьев в жизни растений». [слайд №6]

 

4. Изучение нового материала (5 мин)

В связи с этим, мы переходим к третьему этапу нашего исследования «Научная работа». [слайд №7]

Ваша группа - команда исследователей, занимающаяся исследованием функций листа.  Каждая группа получает бланк, в который она будет записывать результаты своего исследования. Вы работаете с текстом учебника, рабочими листами и  выполняете задания в карточке, готовите рассказ об изученной функции листа для своих коллег, и готовите для них вопрос, чтобы выяснить, как они усвоили то, что вы им расскажите. Максимальная оценка за этот этап 10 баллов + баллы за ответы на вопросы. Время выполнения 5 минут!

Вопросы?

Запускаем секундомер …[слайд №8]

Учитель организует выполнение заданий в карточках, контролирует ход работы, оказывает по необходимости помощь учащимся.

5.Физкультминутка. Организуется с помощью одного ученика. Упражнения для глаз, для спины.

 6. Первичное закрепление знаний.

Учитель: Итак, время вышло, теперь команды по порядку рассказывают о своей функции листа, потом задают вопрос другим командам. Отвечает на этот вопрос та команда, которая первой поднимет карточку со своим номером.

Слушаем команду №1 «Образование органических веществ на свету» [слайд №9]

По ходу выступления команды учитель на слайде показывает описываемый процесс. Если это необходимо вносит корректировки и дополнения в ответ.

Команда задает вопрос, команды поднявшая карточку с номером первой - отвечает на него.

Учитель объявляет результаты для выступивших команд

Слушаем команду №2 «Испарение воды листьями» [слайд №10]

По ходу выступления команды учитель на слайде показывает описываемый процесс. Если это необходимо вносит корректировки и дополнения в ответ.

Команда задает вопрос, команды поднявшая карточку с номером первой - отвечает на него.

Учитель объявляет результаты для выступивших команд

Слушаем команду №3 «Газообмен и листопад» [слайд №11,12] Учащиеся читают стих о листопаде.

По ходу выступления команды учитель показывает презентацию ученика о процессе листопада. Если это необходимо вносит корректировки и дополнения в ответ. Разбирает на слайде сравнительную характеристику фотосинтеза и дыхания.

Команда задает вопрос, команды поднявшая карточку с номером первой - отвечает на него.

Учитель объявляет результаты для выступивших команд

Слушаем команду №4 «Видоизменения листьев» [слайд №13] Показывает презентацию ученика по видоизменениям листьев.

Если это необходимо вносит корректировки и дополнения в ответ. После выступления команды учитель сообщает дополнительную информацию о насекомоядных растениях видео [слайд №14-19]

Команда задает вопрос, команды поднявшая карточку с номером первой - отвечает на него.

Учитель объявляет результаты для выступивших команд

Учитель: Молодцы! теперь мы с вами знаем, какие функции, т.е. какую работу выполняют листья.

7.Организация и связывание информации. Вывод.

Я думаю, [слайд №20] многие из вас наблюдали такую ситуацию: Учитель формулирует проблему, при этом срывает искусственные листья с дерева:  «Группа школьников, развлекаясь, обрывает листья у дерева, считая, что не наносит вреда растению», докажите ребятам, что без листа,  растение погибнет.

Итак, задача команд: [слайд №18] придумайте одно последствие того, что на растении будут оборваны все листья. Условие: командам нельзя повторяться!  

Время на обдумывание 1 минута.  Каждый ответ приносит вам 1 балл.

Организация заслушивания ответов команд по очередности, определенной жеребьевкой в начале рока.

  • основной орган фотосинтеза -голодание растения и оно может погибнуть
  • орган выведения шлаков - все шлаки останутся в растении
  • орган газообмена - нарушится газообмен растения с атмосферой
  • растение не сможет охлаждать себя с помощью испарения воды
  • растения-хищники - не смогут охотится  
  • лист запасает питательные вещества - растения не смогут их запасти

Формулируют вывод о значении листьев в жизни растения:

Учитель: 

Лист выполняет жизненно-важные для растения функции: фотосинтез, газообмен, запасание питательных веществ, очищение от шлаков.  Внешнее и внутреннее строение листьев хорошо приспособлено для выполнения этих функций. Приобретая новые функции, лист видоизменяется.

Молодцы! Я уверена, что теперь, зная какой вред, наносит растению обрывание листьев, никто из вас не будет этого делать!

8. Рефлексия

А сейчас на оборванном листочке напиши, что ты главное вынес для себя с урока и повесь листочек обратно на дерево. По желанию можно зачитать.

9. Итог урока Оценивание.

Учитель: А теперь давайте подведем итоги нашего научного исследования! (слайд №21]

 

Подсчет баллов присуждение «научных степеней» командам:

 4 место - «аспиранты» вы молодцы, в вас заложен большой научно-исследовательский потенциал, и вы еще обязательно проявите себя

3 место -  «доценты» ваша команда замечательно потрудилась сегодня и хорошо справилась с решение поставленных задач

2 место - «профессора» вы замечательно справились с решение сложных исследовательских задач, сформулировали свою гипотезу, и усвоили гипотезу своих коллег

1 место - «академики»  ваша команда проявила себя на высоте сегодня! вы не только можете изучать сами разные природные явления, но и научить других как это делать!

10. Домашнее задание

( записано на доске) Запишите, пожалуйста, домашнее задание,

§ 19, вопросы после параграфа, рубрика «Какие утверждения верны?» [слайд №22]

Спасибо за работу на уроке!!!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Варианты «почетных званий»j0283125j0233961


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии для 6 класса на тему: "Значение воды в жизни растений" (с использованием ИКТ).

Тема урока: Значение воды в жизни растений Тип урока: комбинированный.Цель урока: систематизировать знания о значении воды в жизни растений.Задачи:1) расширить знания об испарении воды раст...

Урок биологии. 7 класс. Тема: Значение и охрана птиц. Редкие и исчезающие птицы Тувы.

На уроке показать разнообразное значение птиц и их практическое значение. Обосновать необходимость охраны птиц и выяснить их происхождение. научить детей к бережному отношению к орружающей среде,...

Урок биологии 7 класс "Значение листьев в жизни растений"

Урок разработан с учетом требований программы общеобразовательной специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Урок биологии 7 класс. Тема: Значение простейших.

Учащиеся получат представления о многообразии и жизнедеятельности одноклеточных и их роли в биосфере.Личностная значимость изучаемого материала для школьников: профилактика малярии и других паразитарн...