Разработка урока по биологии для 6 класса на тему: "Значение воды в жизни растений" (с использованием ИКТ).
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

 
Тема урока: Значение воды в жизни растений
 
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: систематизировать знания о значении воды в жизни растений.
Задачи:
1) расширить знания об испарении воды растениями и листопаде, развивать понятие «взаимосвязь организма со средой»;
2) вырабатывать практические умения и навыки по постановке и проведению опытов, развивать аналитические умения учащихся применять поученные знания при решении биологических задач;
3) воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.
Оборудование: электронная презентация, ПК, мультимедиа-проектор, экран, таблицы «Внутреннее строение листа», «Устьице», «Листопад», «Количество воды, испаряемые некоторыми культурными растениями», гербарные экземпляры и живые растения.
 
Ход урока
 
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Фронтальная беседа по вопросам:
1) Какое значение в жизни растений имеет дыхание?
2) Как взаимосвязаны процессы дыхания и фотосинтеза? В чем их различие?
3) Как в процессе обмена веществ осуществляется связь организма со средой?
4) Откуда в растении берутся вещества, участвующие в процессе обмена веществ?
III. Изучение нового материала.
1. Значение воды в жизни растений. Вода составляет от 70 до 95% сырой массы тела растения. У растений все процессы жизнедеятельности протекают с использованием воды. Поглощение воды из внешней среды – обязательное условие существования растительного организма. Беседа.
2. Транспирация и её значение в жизни растений. Этапы водного обмена.
Осмос – это способность воды поступать из окружающей среды в клеточные растворы. Сила осмотического поглощения, с которой вода входит в клетку, называется сосущей силой. Этапы водного обмена. Демонстрация опытов, беседа с использованием слайда презентации «Этапы водного обмена растений».
3. Экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты.
Гидатофиты – полностью погружены в воду. Стебли почти не имеют механических тканей и поддерживаются водой. В тканях растений имеется много крупных межклетников, заполненных воздухом (элодея, лотос, кувшинки).
Гидрофиты – растения, частично погруженные в воду (стрелолист, камыш, рогоз).
Гигрофиты – растения влажных мест с высокой влажностью воздуха (калужница, осоки, ситник).
Мезофиты – растения, живущие в условиях умеренного увлажнения (земляника, одуванчик, яблоня).
Ксерофиты – растения сухих мест обитания, где воды в почве мало, а воздух сухой. Запасают воду в своих тканях (кактусы, алоэ, толстянки). Приспособлены к жесткой экономии воды (ковыль, саксаул, верблюжья колючка).
Работа с учебником, демонстрация комнатных растений, беседа с использованием слайда презентации «Экологические группы растений по отношению к воде».
4. Листопад и его значение для растений: удаление ненужных растению веществ, уменьшение испарения, предотвращение поломки кроны под тяжестью снега.
Беседа, демонстрация таблицы.
 
IV. Закрепление знаний.
1. Работа с биологическими терминами.
2. Построение в тетради схемы «Экологические группы растений по отношению к воде» с примерами.
V. Задание на дом: §30.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Значение воды в жизни растений

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: систематизировать знания о значении воды в жизни растений.

Задачи:

1) расширить знания об испарении воды растениями и листопаде, развивать понятие «взаимосвязь организма со средой»;

2) вырабатывать практические умения и навыки по постановке и проведению опытов, развивать аналитические умения учащихся применять поученные знания при решении биологических задач;

3) воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.

Оборудование: электронная презентация, ПК, мультимедиа-проектор, экран, таблицы «Внутреннее строение листа», «Устьице», «Листопад», «Количество воды, испаряемые некоторыми культурными растениями», гербарные экземпляры и живые растения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа по вопросам:

1) Какое значение в жизни растений имеет дыхание?

2) Как взаимосвязаны процессы дыхания и фотосинтеза? В чем их различие?

3) Как в процессе обмена веществ осуществляется связь организма со средой?

4) Откуда в растении берутся вещества, участвующие в процессе обмена веществ?

III. Изучение нового материала.

1. Значение воды в жизни растений. Вода составляет от 70 до 95% сырой массы тела растения. У растений все процессы жизнедеятельности протекают с использованием воды. Поглощение воды из внешней среды – обязательное условие существования растительного организма. Беседа.

2. Транспирация и её значение в жизни растений. Этапы водного обмена.

Осмос – это способность воды поступать из окружающей среды в клеточные растворы. Сила осмотического поглощения, с которой вода входит в клетку, называется сосущей силой. Этапы водного обмена. Демонстрация опытов, беседа с использованием слайда презентации «Этапы водного обмена растений».

Схема 1. Этапы водного обмена растений

3. Экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты.

Гидатофиты – полностью погружены в воду. Стебли почти не имеют механических тканей и поддерживаются водой. В тканях растений имеется много крупных межклетников, заполненных воздухом (элодея, лотос, кувшинки).

Гидрофиты – растения, частично погруженные в воду (стрелолист, камыш, рогоз).

Гигрофиты – растения влажных мест с высокой влажностью воздуха (калужница, осоки, ситник).

Мезофиты – растения, живущие в условиях умеренного увлажнения (земляника, одуванчик, яблоня).

Ксерофиты – растения сухих мест обитания, где воды в почве мало, а воздух сухой. Запасают воду в своих тканях (кактусы, алоэ, толстянки). Приспособлены к жесткой экономии воды (ковыль, саксаул, верблюжья колючка).

Работа с учебником, демонстрация комнатных растений, беседа с использованием слайда презентации «Экологические группы растений по отношению к воде».

Схема 2. Экологические группы растений по отношению к воде

4. Листопад и его значение для растений: удаление ненужных растению веществ, уменьшение испарения, предотвращение поломки кроны под тяжестью снега.

Беседа, демонстрация таблицы.

IV. Закрепление знаний.

1. Работа с биологическими терминами.

2. Построение в тетради схемы «Экологические группы растений по отношению к воде» с примерами.

V. Задание на дом: §30.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение воды в жизни растений Урок биологии в 6 классе Автор: Барышников А.Д.

Слайд 2

Цель урока: систематизировать знания о значении воды в жизни растений. Задачи: - расширить знания об испарении воды растениями и листопаде, развивать понятие «взаимосвязь организма со средой»; - вырабатывать практические умения и навыки по постановке и проведению опытов, развивать аналитические умения; - воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.

Слайд 3

Этапы водного обмена растений Этапы водного обмена растений 1. Поглощение воды корнями 2. Передвижение воды по сосудам древесины 3. Испарение воды листьями

Слайд 4

Экологические группы растений по отношению к воде Гидатофиты Ксерофиты Гидрофиты Мезофиты Гигрофиты Экологические группы растений по отношению к воде

Слайд 5

Кувшинка белая. Имеет устьица на верхней стороне листьев.

Слайд 6

Стрелолист обыкновен-ный. Меняет форму листьев в зависимости от условий.

Слайд 7

Рогоз широко-листный. Имеет воздухоносные ткани в стеблях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по биологии, географии и химии на тему: «Вода-основа жизни на Земле»

Цель данного урока: показать проявление общих закономерностей природы с точки зрения биологии, географии и химии....

Урок-лекция в 7 классе по теме «Значение млекопитающих в природе, жизни человека, их охрана»

Урок формирования новых знаний проводится в форме урока – лекции. Материал объемный, в учебнике для 7 класса авторов В.В. Латюшина, В.А. Шапкина расположен в разных параграфах, чтобы его объед...

разработка урока по биологии 5 класс по теме Растения ФГОС

Урок разработан с основными требованиям ФГОС...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс  по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...

Разработка урока по биологии 5 класс "Растения"

Разработка урока по биологии ФГОС по учебнику И.Н.Пономарева. Тема урока "Растения".Презентация по теме "Растения"....

Методическая разработка урока по предмету "Окружающий природный мир" на тему: «Вода в жизни человека, животных и растений» для учащихся 6 класса

Коррекционно-образовательные:1. Расширение и конкретизация понятийного словаря согласно теме урока.2. Знакомство со свойствами воды.3. Формирование знаний о применении  воды в быту.4. Формировани...

Методическая разработка урока по биологии на тему "Транспорт веществ. Испарение воды" с использованием цифрового оборудования "Точка роста"

Урок по  теме «Транспорт веществ. Испарение воды» является 26 уроком поурочного планирования в разделе «Рост и развитие растения». Это урок – изучение нового материа...