Главные вкладки

    Разработка урока по биологии 5 класс "Растения"
    план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

    Разработка урока по биологии ФГОС по учебнику И.Н.Пономарева. Тема урока "Растения".Презентация по теме "Растения".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_5_klass.docx25.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по биологии в 5 классе по учебнику И.Н. Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС)

    Тема: Растения. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения растения»

    Цель: сформировать представление о многообразии растений,  о делении царства на несколько  больших групп(водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, цветковые); выяснить значение растений в природе и жизни человека.

    Тип урока: урок исследование, комбинированный.

    Планируемые результаты:

    - научиться устанавливать отличительные особенности растений.

    -определять место представителей царства  Растения среди  эукариот.

    -называть группы растений, их отличительные признаки.

    -давать определение терминам: корень, побег, споры, цветковые и голосеменные.

    Задачи:

    Воспитывающие: стимулировать стремление к интеллектуальному развитию, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.

    Развивающие:  развивать  произвольное внимание,  познавательные интересы.

    Обучающие: раскрыть общие особенности организации растения ( многообразие видов, признаки, тип питания, роль в природе, отличие от других царств живой природы (бактерий).

    Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной  деятельности(формулировать тему)

    Коммуникативные УУД:  формирование умения слушать и понимать речь других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

    Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  

    Метапредметные УУД: определять важность знаний о царстве растений, использовать в учебной деятельности  различные источники знаний, оценивать свою работу.              

                                    Ход урока.

    Орг.момент.

    Здравствуйте ребята! Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроения. Это значит , что нас ждет совместная плодотворная работа. Проверим,  все ли необходимое есть для урока.

    Мотивирование.

    Перенесемся на минуту в картинную галерею, где остановимся и рассмотрим картину  Рембранта  Ван Рейна  Флора (1634г.) слайд 3

    На картине молодая женщина одета в богатый , весь расшитый костюм и блестящий атласный плащ. На голове пышный венок, в руках жезл увенчанный цветами. Так художник изобразил древнеримскую богиню цветов, расцвета весны и полевых плодов, покровительницу земледелия и растительности в целом.

    -Что это за богиня? Как ее зовут?

    -Флора.  Исторически сложившуюся совокупность всех растений называют Флорой.

    -А какое царство органического мира можно назвать Флорой?

    -Да царство  Растения.

    Это и есть тема нашего урока. Запишите ее в тетради.

    Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

    -Ребята. А что вы знаете о растениях?

    -А что бы вы хотели узнать?

    Сегодня на уроке мы выявим общие признаки растений. Познакомимся с делением царства на несколько больших групп и их отличительными признаками.  Сравним строение клеток растений и  бактерий. А также поговорим о роли растений в природе и жизни человека.

    Изучение нового.

    В современном мире  насчитывается  более 350 тыс. видов растений. Они составляют 95%  биомассы планеты- массы всех населяющих ее организмов.

    С древности накапливались и обобщались знания о растениях. Появилась особая наука ботаника.

    -Какой ученый является основоположником этой науки?

    Теофраст.

    «Один сказочный персонаж лягушка-квакша   как-то  заявила о себе: Я растение - потому что  я зеленая.»

    -Почему она не права?»

    У всех растений  есть общие признаки.

    1.Растут всю жизнь

    2.В клетках есть хлоропласты

    3.Способ питания- автотрофный.

    4.относительно неподвижны.

    Царство Растения делится на несколько групп.

    Одной из групп  растений мы посвящаем этот вальс.

    - Петр Ильич Чайковский «Вальс цветов» из балета Щелкунчик (слайд 4)

    -Цветковые растения.

    Самостоятельная работа уч-ся.

    Лабораторная работа. «Знакомство с внешним строением растения» (Приложение1)

    Цветковые и голосеменные растения играют большую роль в жизни человека.

    -А о каком растении идет речь в старинной загадке?

    Дерево лапотное, да медовое

    Всю Россию обувает.

           

    -Или еще. У моей милашки  душистые кудряшки! ( Слайд 5)

    А вот (Лиза Рокина ) знает и нам кое-что расскажет:

    «На Руси почитали липу, относились к ней поэтически, но использовали и в хозяйстве. Лыко, лубки, лапти…. Понятия эти сегодня вышли из употребления и далеко не всякий знает, что когда-то люди ходили в лес по лыко, как сейчас ходя в лес по грибы и ягоды. Древесина липы ценилась тоже очень высоко. Из липы строили бани. Пар в таких банях легкий, душистый. Деревянные части гармони и сегодня делают из липы. Дощечка у нее поет. А посуда? И простая, и с золотой хохломской росписью. А еще липа медоносное растение. Липовый мед первое средство при простуде.( Слайд 6)

    Из хвойных деревьев хотелось бы рассказать о можжевельнике. (Слайд 10)

    Татьяна Безручко расскажет, что удалось ей узнать об этом растении.

    «Это растение называют Северный кипарис, бружевельник, еленец, кедровый вереск. Его ягоды издавна применялись в народной медицине, в кулинарии, в парфюмерии. С можжевельником парили кадки для огурцов, коптили на нем рыбу. Делали из него веники. Было в средние века поверье, что курение ветками можжевельника изгоняет из дома злых духов. А секрет простой: можжевельник прекрасное средство для дезинфекции. Все дело в летучих веществах –фитонцидах которые выделяет растение. Они убивают болезнетворные бактерии. Этим свойством обладают и некоторые хвойные растения.»

    Физ.минутка:

    Всех разморило от жары.

    В саду сейчас прохлада.

    Но так кусают комары,

    Что хоть беги из сада!

    _Следующая группа  растений- Мхи, папоротники, хвощи и плауны.

    Много миллионов лет папоротники и хвощи были гигантскими растениями.

    Рис.41,на стр.48.

    В настоящее время древовидные представители встречаются только во влажных тропических лесах. А в нашей местности это травянистые растения. (Слайд11)

    - Каковы отличительные признаки этих растений?

    СПОРЫ- мелкие клетки, предназначены для размножения у мхов, папоротников, хвощей и плаунов.

    Наибольшее значение среди этих растений имеют мхи.

    Расскажет нам о мхе сфагнуме Стойко Миша :

    «Мох сфагнум содержит бактерицидные вещества. Гигроскопичность и бактерицидность издревле  использовались для лечения ран. Велико экологическое значение мхов, закрепляют почву. Препятствуют ее эрозии. Служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных, без которых невозможно разложение  мертвой органики, следовательно, круговорота веществ».

    Последняя группа растений  это водоросли.(Слайд 12)

    -Среда обитания водорослей ?

    -Отличительные особенности водорослей?

    -Как называется тело водорослей?

    Послушаем, что узнала Палевич Даша о хлорелле.(Слайд 13)

    «Хлорелла –это одноклеточная водоросль, в переводе  означает зеленушка. Она живет не только в воде, на коре деревьев. Ее используют в качестве добавки к корму скоту. Так как содержит до 88% белка, 85% жира и до 37% углеводов. Именно хлорелла была отправлена  в космос вместе с другими растениями. В кабине второго космического корабля»

    Изучив два царства живых организмов, хотелось бы сравнить их клетки.

    Клетку растительную и животную. (Слайд 14)

    Ответьте на вопросы:

    1.Какие из клеток крупнее и сложнее устроены?

    2.В каких клетках есть хлоропласты?

    3.У каких клеток есть оформленное ядро?

    Закрепление.

    Какие суждения верны?

    1. По способу питания растения-гетеротрофы.
    2. К Цветковым относятся растения, которые цветут хотя бы раз в жизни.
    3. Тело цветкового растения состоит из корня и побега.
    4. У голосеменных растений семена не защищены оболочками плода, то есть лежат как бы голо.
    5. Споры у папоротников  служат для защиты.
    6. .Тело водорослей не имеет корней и побегов – слоевище.

    Правильные суждения: 2,3,4,6

    Рефлексия .

    Каждый ученик поднимает и показывает учителю геометрическую фигуру:

    Квадрат - «Все понял»

    Круг - «Понял, но не все»

    Треугольник -«Не понял»

    Домашние задание.

    1.п.11,в.1-4.,термины выучить, оформить Лабораторную работу №3.

    2.Творческое задание. «Рекорды растительного мира».

     

    Приложение 1.

    Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения»

    Цель: изучить внешнее строение цветкового и хвойного растения.

    Оборудование: лупа ручная, ветка березы, ветка сосны .

    Ход работы.

    Задание1. Рассмотрите строение побега цветкового растения.

    1. Рассмотрите внимательно ветку цветкового растения.
    2. Найдите части побега- стебель, листья, почки
    3. Рассмотрите, как располагаются почки на побеге.
    4. Зарисуйте в тетради побег в виде схемы, отметьте основные части побега. (д.з.)
    5. Сделайте вывод.

    Задание 2. Рассмотрите строение побега сосны.

    1. Найдите побеги на ветке сосны. Сосчитайте их.
    2. Найдите укороченные побеги, которые несут на себе хвоинки. Выясните, сколько хвоинок находится на одном укороченном побеге.
    3. Зарисуйте в тетради укороченный побег сосны с хвоинками. (д.з)
    4. Сделайте вывод о многообразии побегов у растений.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс

    Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....

    Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

    Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

    Разработка урока по биологии в 6-м классе "Строение цветка" на основе технологии развития критического мышления

    В последнее время  в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности  у учащихся формируются т...

    Методическая разработка урока по биологии "Белки"

    Предварительное определение уровня знаний по теме "Белки"; презентация "Белки"; строение, классификация по составу,  структура, физические и химические свойства белков; закрепление....

    разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

    Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

    Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

    Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

    Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

    Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...