Урок биологии 7 класс. Тема: Значение и охрана птиц. Обобщение знаний по теме.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Горбункова Людмила Александровна

Урок повторения и обобщения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7klass_otkr._urok.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии, 7 класс (7 класс по программе Н.И.Пономарева)

Тема: Значение и охрана птиц. Обобщение знаний по теме.

Тип урока:

Цель урока  показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны

Обучающие задачи

  1. Изучить роль птиц в природе и в жизни человека.
  2. Обоснование необходимости их охраны.
  3. Обобщение  и систематизация знаний.

Развивающие задачи

  1. Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными ЭОРами.
  2. Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

Воспитывающие задачи

  1. Продолжить формирования интереса к предмету.
  2.  Воспитание научного мировоззрения, бережного отношения к природе, экологическое, эстетическое воспитание.

Этапы урока

             Деятельность учителя

             Деятельность учащихся

                    УУД

1.Мотивация

( самоопределение)

к  учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Погружение в деятельность

Создает условия для возникновения проблемной ситуации

Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы подумайте о чем сегодня пойдет речь на уроке.

Личностное присвоение проблемы

Формулируют (уточняют) тему урока, ставят цели.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы.

3. Обобщение и систематизация знаний. 1 этап

Самостоятельная работа в парах по заполнению таблицы

Учитель - птицы один из важнейших природных компонентов, т. е. они входят в круговорот веществ, и их роль значительна. Обусловлено это и большим видовым разнообразием птиц – 9000 видов; вообще на земном шаре около 100 млрд. птиц. Давайте подумаем, какова же роль птиц в природе. (Идет заполнение колонки

« Роль птиц в природе» таблицы «Значение птиц»).

1.Ограничивает рост растений.

2.Опыление цветковых растений.

3.Распространение семян.

4.Цепи питания.

5.Санитары.

Вывод: птицы необходимы в природе для поддержания баланса. 
2) Значение птиц в жизни человека. Это значение не меньше, чем в природе.

1Промысловые и домашние птицы.
мясо, жир, яйца, («ласточкины гнезда» - Юго-Восточная Азия стрижи-саланганы.)

2.Пух (морская утка – гага, самый теплый пух, для скафандров космонавтов, для костюмов полярников).

3.Удобрения (гуано).

4.Предмет спортивной охоты (куропатки, фазаны, рябчики, перепела, гуси, утки).

5.Уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений (цесарки уничтожают колорадских жуков); уничтожают разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных.

6.Эстетическое и научное значение.

7.Украшения.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, с последующей взаимопроверкой.

Познавательные: поиск и выделение информации.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение работать в паре.

Регулятивные: коррекция – умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

4. Обобщение и систематизация знаний. 2 этап

Работа в группах

Защита мини-проектов, заслушивание сообщений.

Приложение 1

О птицах сложено немало песен, стихотворений, сказок, басен. Тема птиц нашла свое отражение и в устном народном творчестве: потешках, скороговорках, прибаутках, пословицах и поговорках 

 «Пословицы, поговорки, поверья.»:

  1. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
  2. Мал соловей, да голосом велик.
  3. Только кукушка своего гнезда не вьёт.
  4. Счастье - вольная птица, где захотела, там и села.
  5. Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает и др.

- У меня вопросы к вам, дорогие юные друзья природы, а почему бытуют и появляются некоторые поговорки, выражения? Вот, например: Глухая тетеря? (отв. Глухарь - птица осторожная, близко к ней не подойдёшь. Но во время весеннего тока, когда глухарь ищет себе пару и заводит весеннюю песню, он несколько секунд ничего не слышит, даже выстрела ружья).

- Как с гуся вода? Вышел сухим из воды? (отв. Гусь выходит сухим из воды, т.к. его плотно прилегающие перья смазаны жиром из копчиковой железы).

- Заладил как дятел? (отв. Если дятел долбит, работает, то так усердно, что не остановишь, даже близко к нему подойти можно)

. Продолжается урок, мне хотелось бы прочесть строки поэта К.В. Авилова:

-Вы услышите сквозь грохот столетий.
Вашу кровлю минует беда, 
Если новой весной на рассвете
Белый аист вернется сюда. 

К сожалению, птицам грозит беда – они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения. 

Собщения учащихся об исчезнувших птицах.

Каждая группа заранее получила творческие домашние задания.

1 группа

Художественные произведения, где говорится о птицах. Пословицы и поговорки.

2 группа

Защита мини-проекта «Вымершие птицы»

3 группа

 Защита мини-проекта «Птицы Красной книги Саратовской области»

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; поиск и выделение информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Личностные: действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся.

Коммуникативные: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Вывод

 Птицы - удивительные существа. Благодаря им мы нашли ответы на многие вопросы. Доказано, что маленький ребенок и птица наиболее психологически совместимые, их коммуникативные системы близки, на определенном этапе может происходить параллельное развитие психики ребенка и психики птицы. Тот, кто растет в дружбе с птицами, как правило, не совершает преступления, не станет вести неправильный образ жизни. Но каждый из нас должен знать, что без н

ас птицам не выжить. Итак, от нас с вами много зависит. Вспомните слова великого друга природы

 Михаила Пришвина:

«Все прекрасное на земле - от солнца,
И все хорошее - от человека».

Рефлексия

Создает условия для осознания своей роли в достижении успеха.

На доске рисунок неба, учащиеся должны прикрепить птичек разных цветов. Синяя- все понятно.

              Желтая- понятно, но не все.

             Черная- ничего не понял (а).

Приобретают навык рефлексии результатов деятельности, оценки и самооценки.

Регулятивные: оценка и самооценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"

Данный урок является заключительным по теме "Птицы". Используется вместе с презентацией....

Урок биологии. 7 класс. Тема: Значение и охрана птиц. Редкие и исчезающие птицы Тувы.

На уроке показать разнообразное значение птиц и их практическое значение. Обосновать необходимость охраны птиц и выяснить их происхождение. научить детей к бережному отношению к орружающей среде,...

урок на тему "Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме." биология – 7 класс

сформировать знания об основных классах  типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении;систематизировать и проверить знания семиклассников....

Открытый урок по биологии на тему: "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"

Цель данного урока:1) показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны; выяснить происхождение птиц.2) воспитание научного мирово...

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц...

технологическая карта урока по биологии в 8 классе "Обобщение знаний по теме: "Класс Млекопитающие""

разработка открытого урока по биологии "Обобщение знаний по теме: "Класс Млекопитающие""....