технологическая карта урока по биологии в 8 классе "Обобщение знаний по теме: "Класс Млекопитающие""
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Самусик Дарья Андреевна

разработка открытого урока по биологии "Обобщение знаний по теме: "Класс Млекопитающие"".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx50.55 КБ
Файл prilozheniya.docx230.74 КБ
Файл klass_mlekopitayushchie_obobshchenie.pptx587.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

биология

Класс

8

Ф.И.О.  учителя

Самусик Дарья Андреевна

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ с.Моисеевка

Тема

Обобщение знаний по теме: «Класс Млекопитающие»

Образовательные ресурсы

Многообразие живых организмов: Животные. 8 кл.: учебник/ Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Дрофа, 2018.-222

Цель учебного занятия

Цель: Обобщить и систематизировать приобретенные знания обучающихся об основных признаках млекопитающих, отрядах млекопитающих, значении в природе, жизни человека; продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать различные группы животных, бережного отношения к животным.

Задачи:

образовательные:

- систематизировать знания о строении и жизнедеятельности млекопитающих;

- обобщить и закрепить знания об отрядах млекопитающих и их многообразии;

- познакомить с млекопитающими Красной книги Югры;

- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путем установления зависимости между строением и образом жизни млекопитающих;

− развить умения выполнять сравнительные характеристики животных, делать соответствующие выводы;

− развивать интерес и познавательную активности обучающихся;

− развитие логического мышления;

воспитательные:

- формировать коммуникативные способности обучающихся, культуру диалогового общения;

- воспитывать интерес к окружающему миру животных, желание понимания единства природы животных и человека;

- воспитать такие нравственные качества как дисциплина и самостоятельность.

Основные задачи:

образовательные: повторить и закрепить приобретенные знания о строении, образе жизни и основных отрядах млекопитающих, экологических группах млекопитающих, значение млекопитающих в природе и жизни человека.

развивающие: научить анализировать путем активизации познавательной деятельности, делать выводы, работать с дополнительными источниками литературы; развивать мышление наблюдательность, выполнять сравнительную характеристику.

воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учёбе, осуществлять на уроке экологическое воспитание обучающихся.

Тип учебного занятия

урок обобщения и систематизации знаний

Форма проведения учебного занятия

Урок-обобщение

Термины и понятия

Плацента, млечные железы, живорождение, половой диморфизм

Специфическое сопровождение

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер

Наглядно – демонстрационный материал

Модель головного мозга млекопитающего, плакаты со строением внутренних органов млекопитающих, атлас животных.

Методы и формы обучения

Основной: проблемно-поисковый

Дополнительные:

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами, картинками на проекторе);

- практические (работа с заданиями различного уровня сложности, поиск информации);

- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Планируемые результаты

Личностные

достигаются в течении всего занятия

Предметные

достигаются в течении всего занятия

- формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям;

- представление об основных моральных нормах поведения на уроке;

- понимание заданных критериев успешности учебной деятельности

- умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий.

- определение значения класса млекопитающих как самого прогрессивного составляющего животного мира.

- выявление основных понятий и характеристик млекопитающих.

- выделение существенных отличительных признаков отрядов млекопитающих и значения их в природе и жизни человека.

Метапредметные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, сравнивать и выделять главное.

- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

 - понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию;

 - устанавливать причинно-следственные связи

- предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

 - осуществлять синтез, составленного целого из частей.

-формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

 - продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение.

- формировать умения выражать свои мысли и идеи;

 - иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой);

 - иметь представления о правилах общения в классе;

 - иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах).

–формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

 - продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

 - продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта.

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

 - понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале;

 - оценивать совместно с учителем результаты своих действий.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(1 мин)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

 (Учитель организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности)

Вот и прозвенел звонок

Начинается урок

Встаньте прямо, распрямитесь

И друг другу улыбнитесь

На урок настраивайтесь

И на места свои присаживайтесь!

Добрый день! Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам только положительные эмоции. Готовы к уроку? Проверьте все необходимое для урока на ваших партах.

– Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения.

(Мотивирует обучающихся к определению темы  и к постановке познавательной цели урока)

Отвечают на приветствие учителя,

размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Фронтальная

Регулятивные: Самоконтроль учебной деятельности.

Умеют самостоятельно подготовить рабочее место для занятий.

Коммуникативные: Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2.Актуализация и пробное учебное действие

(6-10 мин.)

Воспроизведение ранее изученного материала, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа, работа с учебником.

Учитель создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.

  • Ребята, мне бы хотелось начать урок вот с этих строк:

Хочу узнать: кто всех сильней?
Кто самый хитрый, самый ловкий?
Кто мясо ест, а кто морковку?
Кто великан, кто просто кроха?
Кто пахнет хорошо, кто плохо?
Кто дольше всех, живя в природе,
Летает, плавает и ходит?
Одни не могут жить в неволе,
И этих жалко мне до боли.
Другие с нами неразлучны,
Без них нам жить бывает скучно.

Ребята, о ком шла речь в этом стихотворении?

(учащиеся отвечают на вопрос)  

      Классу «Млекопитающие» мы посвятили несколько уроков.

    Что мы уже изучили по классу по данному классу?

(учащиеся отвечают: признаки, особенности, основные отряды)

(Учитель формулирует проблему для постановки цели урока)

Давайте определим цель нашего урока? (Обучающиеся отвечают на вопрос, тем самым определяют тему урока)

Определяют тему урока, используя проблемно-поисковый метод;

Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями, проверяют полученные ранее знания с помощью самопроверки.

Фронтально-индивидуальная

Познавательные: анализируют и дифференцируют полученные ранее знания, занимаются поиском необходимой информации, структурируют знания; анализируют текст на слайде.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности; осуществляют целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполняют задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания. исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников, принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают учителя, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, формулируют собственные высказывания в рамках учебного диалога.

3.Выявление места и причины затруднения

  1. мин)

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

(Учитель формулирует проблему урока для достижения поставленных задач)

Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?  

Для того, чтобы разобраться с этим вопросом, мы отправимся в путешествие по станциям.

Станций будет всего шесть. Чтобы пройти эти станции вам необходимо будет выполнить разного уровни задания.

Итак, станция № 1 «Филворд»

 “ФИЛВОРД”

Задание: найти в филворде названия отрядов млекопитающих.

С

У

Н

Е

Х

И

О

Н

О

Г

Ч

М

Е

Ж

Н

Щ

Т

К

Е

И

А

Т

Ы

В

Ы

А

С

И

Т

О

Ы

Н

Ч

А

Е

Л

А

Р

Б

О

Е

К

Л

А

У

Н

З

Н

Ы

Е

Р

Р

Ы

Н

З

Ы

С

И

Р

Е

У

К

О

Ы

Ы

П

Н

Т

Ы

Н

Ы

Р

К

Г

Р

Р

Ы

Ы

А

П

Л

Я

Щ

Ы

М

И

Е

П

Р

Н

Ы

Е

Е

Р

А

Т

Ы

О

К

О

 (Обучающиеся находят ответы на вопрос, поднимают руки, делают выводы, поясняют свой ответ)

Занимаются поиском причин различий, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Делают выводы.

Работают с текстом учебника, отвечают на проблемный вопрос. Работают с наглядными материалами, занимаются проблемно-исследовательским методом. Самостоятельно пишут необходимую информацию в тетрадь.

Фронтальная

Познавательные: Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы, производят

информационный поиск;  анализируют информацию с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнивают, устанавливают причинно - следственные связи, обобщают;

выполняют знаково - символические действия (кодирование/ декодирование);

занимаются построением речевого высказывания.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Корректируют свои знания.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации,

Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

(7-8 мин)

Раскрытие сущности понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Ознакомление с текстом заданий, беседа по вопросам.

Учитель предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания,  направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.

Мы движемся дальше, и следующим пунктом назначения будет станция № 2 «Четвертый лишний».

  • Ваша задача, из представленных названий животных, определить под каждой линией животное, которое является лишним и объяснить по каким причинам оно таким является?

1. Рысь, коза, корова, лошадь

2. Антилопа, зебра, верблюд, лось

3. Белый медведь, лев, антилопа, койот, гиена

(учитель задает проблемный вопрос, ученики находят выход, пользуясь информацией в учебнике, знаниями, полученными ранее на уроках)

А мы движемся дальше. И следующая станция № 3  «Шифровки».

Задание: ребята получают шифровки, которые  должны расшифровать.

НАТУНОГРАГ (орангутанг)
КТУШНИЧА (тушканчик)
ТМУНГАС (мангуст)
ГЕБЕТОМ (бегемот)

ФЬНИЛДЕ (дельфин)
ЮРБЛЕВ (верблюд)
КСЛСУИ (суслик)
АОРНТАД (ондатра)

НАТАОЛИП (антилопа)
ЛЬАГЕЗ (газель)
ДАЕЛОПР (леопард)
РБЕЗА (зебра)

Путь наш не легок к достижению поставленной цели, наше путешествие продолжается, и мы прибываем на станцию № 4 «Логическую».

  • Ребята, ваша работа на уроке достаточно активная, и на данной станции вам необходимо применить работу «Мозгового штурма». Для этого ознакомьтесь с заданием.

Задание: распределить животных по отрядам.

Отряды:

А) Первозвери:
Б) Сумчатые:
В) Насекомоядные:
Г) Грызуны:
Д) Зайцеобразные:
Е) Рукокрылые:
Ж) Хищные:
З) Китообразные:
И) Ластоногие:
К) Парнокопытные:
Л) Непарнокопытные
М) Приматы:

Представители:

1-серая крыса;

 2-волк; 3-коала;

4-домовая мышь;

5-вампир;

6-бурый медведь;
7-кенгуру; 8-кулан;

9-кашалот; 10-норка;
11-косатка; 12-павиан;

13-макак;14-морж;

15-ласка; 16-зебра;

17-носорог; 18-лось;

19-лиса; 20-ушан;

21-бегемот; 22-ехидна;
23-опоссум; 24-ёж;

 25-суслик;
26-морской котик;

27-выхухоль;
28-сумчатая мышь;

29-осёл; 30-архар;
31-дельфин-белобочка;

32-кролик; 33-зубр;

34-пищуха;

35-шиншилла;
36-белка; 37-бурундук;

     38-утконос.

 (Ученики внимательно читают задание и предлагают свои варианты отчетов)

Учитель организовывает работу  детей для ответа на  вопрос. Обсуждает с учащимися критерии. Анализ ответов.

Мы движемся к финишу нашего путешествия. Следующая станция №5 «Заморочки из бочки».

Условия: ребята по очереди вытаскивают жетоны с номерами из «бочонка» и отвечают на вопросы под этими номерами. Если ученик даёт неверный ответ, другие учащиеся могут дать свой вариант ответа.

1.Какие млекопитающие запасают жир? С какими особенностями их жизни это связано?

(впадающие в зимнюю спячку; долгое время обходящиеся без пищи и воды – верблюды; водные – повышение плавучести, защита от переохлаждения)

2. Какие млекопитающие имеют киль и почему? (летучие мыши – для прикрепления летательных мышц; у крота – для крепления мощных грудных мышц)

3. Почему кит, попавший на сушу, через несколько часов погибает? (от перегревания)

4. Почему у верблюда жир сосредоточен в горбах, а не распределён равномерно по всему телу, как у китов? (иначе тело бы перегревалось)

5. Какое значение имеет линька для зайца-беляка?

(зимний покров гуще и теплее и даёт маскировочную окраску)

6. Кошки больше заботятся о чистоте своего тела, чем собаки: умываются, старательно вылизывают шерсть. Чем это можно объяснить?

(запах выдаёт их, когда они караулят добычу)

7. Зоологи всегда мечтали иметь в зоопарках экзотических животных, в частности всем известного коалу. Однако перевезти, а тем более содержать его в неволе оказалось невозможно. Почему? (коала питается листьями эвкалипта, а он не везде растёт)

8. Около ста лет назад в Австралию было завезено 5 кроликов. Прошли годы – и их миллионное потомство стало приносить колоссальный урон полям. Объясните причины такого отрицательного результата акклиматизации животных.

(в Австралии не было регуляторов численности кроликов-хищников)

9. Многие животные метят свою территорию, например, у оленя на морде находятся пахучие железы. Какое значение это имеет для животных?

(борьба за территорию, распределение пространства)

10. Некоторые летучие мыши зимуют в пещерах, скапливаясь там в больших количествах. Какое значение это имеет для них? (они таким образом согревают друг друга)

11. Часто в детских мультфильмах и сказках зайца называют косым. За что его так прозвали?

(за способность при беге всегда уклоняться в сторону)

12. Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности этих млекопитающих?

(крот питается подземными насекомыми, а ёж наземными)

13. Почему у зайцев детёныши рождаются покрытые мехом и зрячие, а у кроликов – голые и слепые? (у кроликов детёныши рождаются в глубокой норе и защищены от врагов)

14. Слон может выкорчёвывать деревья диаметром 25-30 см. , вспахивать землю.

Каким орудием он пользуется? Каковы его особенности? (бивни и хобот)

15. Мехом этого зверька оторочена шапка Мономаха – один из символов самодержавия в России. (соболь)

(Учитель организует работу детей для ответа на вопрос, дети отвечать на вопрос. Делают выводы, анализируют свой ответ)

      Вы немного подустали, путешествуя по станциям, мы делаем небольшой привал.

Работа с учебником, работа с интерактивной доской, обсуждают задания Ответственное отношение к выполнению учебных задач;

готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;

уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Индивидуально-групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы.

Информационный поиск;

Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, устанавливают причинно – следственные связи;

Выполняют знаково – символические действия (кодирование/ декодирование);

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: корректируют свои знания.

Динамическая пауза

(1 мин)

Сейчас у нас физкультминутка.

Я предлагаю вам подняться со своих мест. Выпрямить корпус тела. А теперь вращения головы вправо 5 раз, влево 5 раз. Руки подняли вверх и резко опустили. Размяли пальцы рук, сделали глубокий вдох и выдох. А теперь, можете присаживаться на свои места.

Выполнят упражнения на расслабление мышц глаз, спины, кисти рук.

Групповая

Регулятивные: Учатся переключаться на другой вид

деятельности.

5.Практическая деятельность по реализации построенного проекта (3-4мин)

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с текстом заданий.

Учитель организует работу детей для ответа на проблемный вопрос. Обсуждает с учащимися критерии. Логическое мышление детей, анализ ответов.

    Ребята, наше путешествие подходит к своему завершению.

  • Путешествуя по станциям, с какими трудностями вам пришлось столкнуться?
  • Что нового вы для себя открыли сегодня?
  • Следуя по указанному маршруту, все ли мы определили исходя из цели?

(ученики отвечают, высказывают свои варианты ответов)

Делают вывод о классе млекопитающих, особенностях организации, характеристике отрядов, экологии обитания.

Закрепляют полученные знания.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность познавательных задач. Корректируют свои знания.

Личностные: Производят самоконтроль полученных знаний, выполняя проверочную работу. 

6.Закрепление.

Самостоятельная работа

(7-10 мин)

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Проверка изученного материала

(Подводит итог по решению основной задачи урока)

Завершающая станция нашего путешествия станция «Заключительная».

По завершению нашего путешествия вам сейчас необходимо закрепить полученные знания по классу Млекопитающие. Для этого положите перед собой листочки, подпишите их и укажите варианты (1,2). Сверху укажите Проверочная работа на тему «Класс Млекопитающие».

(Учитель дает указания по выполнению проверочной работы, состоящей их трех блоков заданий: тест, найти соответствие, ответить на вопрос) Приложение 1

(Ученики внимательно следуют инструкции по выполнению работы, закрепляют полученные знаний, выполнив данную работу)

Развивают логическое мышление, Делают выводы.

Индивидуальная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в процессе проверки собственных знаний.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Коммуникативные: осуществляют проверку знаний, выполняют самостоятельную работу.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

(2-3 мин)

Заключительная беседа по вопросам

Учитель предлагает ребятам  оценить свою деятельность на уроке, заполнив карточки. «Рефлексивная мишень», отмечая точками работу на уроке по определенным показателям. Приложение

2. Оценивает работу обучающихся.  Дает комментарии к домашнему заданию.

Домашнее задание.

Повторить стр.167-185,

стр. 186, ответить на вопрос №10 (письменно)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Определяют степень соответствия поставленной цели суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Индивидуальная

Личностные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа на тему «Млекопитающие»         В-1

I Выберите один правильный ответ

1 Какой признак характерен только для представителей класса Млекопитающие:

  А) проявляют заботу о потомстве                    Б) размножаются половым путем;

  В) активно передвигаются                                 Г) имеют млечные железы в коже

2 Впервые появляется у млекопитающих
А) Киль      Б) Диафрагма               В) Копчиковая железа        Г) Желудок

3. Каких древних животных считают предками млекопитающих?
А) зверозубых ящеров                       Б) археоптериксов
В) стегоцефалов                                  Г) кистеперых рыб

4 В пищеварительной системе жвачных животных желудок имеет:

А)2 отдела      Б) 3 отдела   В) 4отдела        Г) 5 отделов  

5.Представители древесных адаптивных групп:

а) обезьяны         б) тюлени             в) кроты           г)  кенгуру

6. К отряду Насекомоядных относится:

  А) мышь        Б) кенгуру           В) крот              Г) ехидна.

7. Представитель отряда непарнокопытные:

а) бегемот                 б) лошадь                       в) лось                г) коза

8. К однопроходным животным относят:

 А) мышь           Б) кенгуру          В) крот          Г) ехидна.

9. Сумчатые млекопитающие:

а) енот   б) утконос   в) коала    г) полевая мышь

10. Самое меньшее число видов в отряде: а) грызуны  б) рукокрылые  

в) ластоногие                     г) хоботные

II Установите соответствие признака между отрядом и признаками, которые к этому отряду относятся

Отряд

Признаки

А Приматы

Б Хищные

В Хоботные

Г Парнокопытные

  1. нет ключиц, сложный желудок
  2. высокоразвитая нервная система
  3. питаются плотью, зубы имеют сложное строение
  4. обитают только в воде
  5. большой палец  отдалён от  других
  6. нос и верхняя губа образуют хобот
  7. куница, леопард, волк, медведь
  8. верхние резцы-бивни

III Выпишите значение млекопитающих в природе

1……………………………………………………………….

2…………………………………………………………………..

3………………………………………………………………………………..

Проверочная работа на тему «Млекопитающие»         В-2

I Выбери один правильный ответ

1. Класс млекопитающие называют еще:
А) Птицы        В) Звери               В) Рептилии                 Г) Амфибии

2. Главное отличие млекопитающих от других позвоночных животных :
А) наличие шейного отдела позвоночника             Б) два круга кровообращения
В) выкармливание детенышей молоком                 Г) теплокровность 

3. Каких древних животных считают предками млекопитающих?
А) зверозубых ящеров                       Б) археоптериксов
В) стегоцефалов                                  Г) кистеперых рыб

4. К особенностям размножения млекопитающих относят:

А)развитие плода в матке и вскармливание детеныша молоком

Б) откладывание яиц                  в) развитие детеныша в брюшной полости

5. Представители подземных адаптивных групп:

а) обезьяны         б) кроты              в) тюлени           г)  кенгуру

6. К подклассу Первозвери принадлежит

   А) кенгуру         Б) утконос             В) белка     Г) лев              

7. К отряду ластоногие относится:

А) кит               б) выдра                    в) тюлень     г) енот

8. Самое большое количество видов в отряде: а) приматы             б) насекомоядные

В) рукокрылые           г) грызуны

9. К отряду парнокопытные относится: а) лось   б) лошадь  в) носорог     г) лисица

10. Какое животное относят к отряду Хищные?

 А) ондатру     Б) кенгуру      В) куница         Г) кабана.

II Установите соответствие признака между отрядом и признаками, которые к этому отряду относятся

Отряд

Признаки

А Насекомоядные

Б Китообразные

В Грызуны

Г Непарнокопытн.

  1. нет ключиц
  2. торпедовидное тело, нет волос
  3. резцы у этого отряда растут всю жизнь
  4. передний конец тела вытянут в хоботок
  5. лошадь, зебра, тапир
  6. способны к эхолокации, нет ушей
  7. крот, еж, выхухоль
  8. питаются плотью, зубы имеют сложное строение

IIIВыпишите значение млекопитающих в жизни человека

1……………………………………………………………….

2…………………………………………………………………..

3………………………………………………………………………………..

Приложение 1

Задание: найти в филворде названия отрядов млекопитающих.

С

У

Н

Е

Х

И

О

Н

О

Г

Ч

М

Е

Ж

Н

Щ

Т

К

Е

И

А

Т

Ы

В

Ы

А

С

И

Т

О

Ы

Н

Ч

А

Е

Л

А

Р

Б

О

Е

К

Л

А

У

Н

З

Н

Ы

Е

Р

Р

Ы

Н

З

Ы

С

И

Р

Е

У

К

О

Ы

Ы

П

Н

Т

Ы

Н

Ы

Р

К

Г

Р

Р

Ы

Ы

А

П

Л

Я

Щ

Ы

М

И

Е

П

Р

Н

Ы

Е

Е

Р

А

Т

Ы

О

К

О

Задание: распределить животных по отрядам.

Отряды:

А) Первозвери:
Б) Сумчатые:
В) Насекомоядные:
Г) Грызуны:
Д) Зайцеобразные:
Е) Рукокрылые:
Ж) Хищные:
З) Китообразные:
И) Ластоногие:
К) Парнокопытные:
Л)Непарнокопытные
М) Приматы:

Представители:

1-серая крыса;

 2-волк; 3-коала;

4-домовая мышь;

5-вампир;

6-бурый медведь;
7-кенгуру; 8-кулан;

9-кашалот; 10-норка;
11-косатка; 12-павиан;

13-макак;14-морж;

15-ласка; 16-зебра;

17-носорог; 18-лось;

19-лиса; 20-ушан;

21-бегемот; 22-ехидна;
23-опоссум; 24-ёж;

 25-суслик;
26-морской котик;

27-выхухоль;
28-сумчатая мышь;

29-осёл; 30-архар;
31-дельфин-белобочка;

32-кролик; 33-зубр;

34-пищуха; 35-шиншилла;
36-белка; 37-бурундук;

38-утконос.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

«Заморочки из бочки».        

1.Какие млекопитающие запасают жир? С какими особенностями их жизни это связано?

2. Какие млекопитающие имеют киль и почему?

3. Почему кит, попавший на сушу, через несколько часов погибает?

4. Почему у верблюда жир сосредоточен в горбах, а не распределён равномерно по всему телу, как у китов?

5. Какое значение имеет линька для зайца-беляка?

6. Кошки больше заботятся о чистоте своего тела, чем собаки: умываются, старательно вылизывают шерсть. Чем это можно объяснить?

7. Зоологи всегда мечтали иметь в зоопарках экзотических животных, в частности всем известного коалу. Однако перевезти, а тем более содержать его в неволе оказалось невозможно. Почему

8. Около ста лет назад в Австралию было завезено 5 кроликов. Прошли годы – и их миллионное потомство стало приносить колоссальный урон полям. Объясните причины такого отрицательного результата акклиматизации животных.

9. Многие животные метят свою территорию, например, у оленя на морде находятся пахучие железы. Какое значение это имеет для животных?

10. Некоторые летучие мыши зимуют в пещерах, скапливаясь там в больших количествах. Какое значение это имеет для них?

11. Часто в детских мультфильмах и сказках зайца называют косым. За что его так прозвали?

12. Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности этих млекопитающих?

13. Почему у зайцев детёныши рождаются покрытые мехом и зрячие, а у кроликов – голые и слепые?

14. Слон может выкорчёвывать деревья диаметром 25-30 см, вспахивать землю.

Каким орудием он пользуется? Каковы его особенности?

15. Мехом этого зверька оторочена шапка Мономаха – один из символов самодержавия в России.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по биологии Тема: « Обобщение знаний по теме: «Класс Млекопитающие» » Класс 8 Учитель биологии и химии Самусик Дарья Андреевна МБОУ СОШ с.Моисеевка

Слайд 2

Хочу узнать: кто всех сильней? Кто самый хитрый, самый ловкий? Кто мясо ест, а кто морковку? Кто великан, кто просто кроха? Кто пахнет хорошо, кто плохо? Кто дольше всех, живя в природе, Летает, плавает и ходит? Одни не могут жить в неволе, И этих жалко мне до боли. Другие с нами неразлучны, Без них нам жить бывает скучно.

Слайд 4

Черты, позволившие млекопитающим занять главенствующее положение в природе : развитый головной мозг (развит передний мозг с корой главных полушарий ); совершенные органы чувств (зрение, обоняние, слух, большое количество воспринимающих рецепторов ); желудочно-кишечный тракт (дифференциация отделов и удлинение ); полноценный легкие с альвеолярным строением (значительная дыхательная поверхность ); наличие четырех камер у сердца (снабжение всех органов артериальной кровью); интенсивные процессы дыхания, пищеварения и кровообращения, как следствие, повышение уровня метаболизма; 7 ) высокоразвитая система репродукции.

Слайд 5

Путешествие по станциям

Слайд 6

с танция № 1 « Филфорд »

Слайд 7

Станция №2 «Четвертый лишний» 1. Собака , рысь, коза, корова, лошадь 2 . Антилопа , зебра, верблюд, баран, лось 3. Белый медведь, лев, антилопа, койот, гиена

Слайд 8

Станция №3 «Шифровки» 1. НАТУНОГРАГ 2. КТУШНИЧА 3. ТМУНГАС 4. ГЕБЕТОМ 5. ФЬНИЛДЕ 6. ЮРБЛЕВ 7. КСЛСУИ 8. АОРНТАД 9. НАТАОЛИП 10. ЛЬАГЕЗ 11. ДАЕЛОПР 12. РБЕЗА

Слайд 9

Станция №4 «Логическая»

Слайд 10

станция № 5 « Заморочки из бочки»

Слайд 11

Рефлексивная мишень

Слайд 12

Домашнее задание Повторить стр.167-185, стр. 186, ответить на вопрос №10 (письменно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".

Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется  при ...

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Технологическая карта урока по биологии 7 класс ФГОС УМК В.В.Пасечник "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные".

Продолжить знакомство учащихся с многообразием млекопитающих, с характеристикой отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные. Показать их приспособленность к среде обитания, значение в природе и жизни чело...

Технологическая карта урока химии "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Химическая связь" 8 класс

Технологическая карта урока химии  "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Химическая связь" 8 класс...

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»

Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...

Технологическая карта урока по биологии«Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»

ТЕМА УРОКА: «Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»Тип урока: Контрольно-обобщающий.  По ведущей дидактической цели: урок контроля знаний и умений;  По этапу формирования навыка: ит...