Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Замарина Мария Владимировна

Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется  при проведении урока-филворд, зоошутка. Для оценки учащихся применяется оценочный лист.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Класс Млекопитающие».

Цель урока: повторить и систематизировать знания по теме:  

 «класс  Млекопитающие»

Задачи:

  Повторить и обобщить знания учащихся о строении, образе жизни и многообразии животных класса Млекопитающие. Закрепить умения учащихся распознавать отряды, семейства и виды животных класса

   Развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их 

деятельности на уроке. Развивать коммуникативно-организаторские способности учащихся,    навыки самопрезентации. 

Оборудование:  компьютер, мультимедийная презентация. рисунки

 

План урока: 

I.Организационный момент (2-3 мин)

а) организация класса и постановка познавательных задач;

II. Основная часть (40 мин.):

По ходу выполнения заданий  учащиеся  заполняют опросный лист.

1. Разминка (10 мин.) вопрос-ответ.

Характерные особенности млекопитающих.

Слайд №3-6

2. Игра: счастливый случай.

1 часть- вопросы разноуровневые. (по 8 вопросов каждому)

Зеленый цвет – 1 бал

Синий цвет -2 балла

Красный цвет -3 балла.

Всего 24 вопроса.

2 часть «Зоошутка»  (рисунки на столах)

    3 часть: «Филворд» Венгерский кроссворд, или Филворд.

При разгадывании  нужно вписывать ответы в сетку с расставленными буквами. Точнее, не вписывать, а вычеркивать.

 4 часть: Распредели животных по отрядам.

III. Заключение (5 мин.).  Подведение итогов.  Учащиеся и жюри подсчитывают общее количество баллов и выставляют себе оценку.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 40.

«5» - 40 – 44 балла, 

«4» - 34 – 39 баллов,

 «3» - 33 – 27 баллов,

«2» - менее 27 баллов.

Итоги урока.

Самоанализ урока

    1. В соответствии с типом урока – урок обобщения – была определена его структура, состоящая из следующих этапов:

     I. Организационный момент;

II.Актуализация знаний;

III.Закрепление материала;

IV.Обобщение и систематизация изученного;

V.Подведение итогов. Рефлексия.

VI.Домашнее задание.

Последовательность этапов соответствовала типу урока.

2. Образовательная, развивающаяи  воспитательная направленность урока соответствовала теме. Уровень достижения образовательного аспекта:

Планировала, что на данном уроке большинство учащиеся достигнут 3-4 уровня обученности – уровня понимания и уровня умений и навыков ( применение на практике полученных знаний). Учащиеся смогут устанавливать причинно-следственные связи фактов, вывести причину и следствие. 80% учащихся будут правильно определять место Млекопитающих  в системе животного мира, а также знать сходство и различие между отрядами. будут отвечать на информационные и смысловые вопросы.

     Контроль к концу урока показал, что все учащиеся справились с поставленной целью. Научились определять сходство и различие отрядов Млекопитающих Без ошибок работали……..чел. С ошибками……..чел. Правильно отвечали на вопросы сразу……….чел. При  оказании помощи в виде подсказок и  наводящих вопросов – все, что соответствует реализации запланированного уровня достижения цели.

     Планировала включить каждого ученика в деятельность. Результат – активность была достаточно высокой.

3.Мотивация была осуществлена за счет постановки вопросов, использования ТСО, настроя на успешность работы, взаимовыручку, внимания, дисциплинированности.

Цели каждого этапа, методы и приемы:

Оргмомент – настроить учащихся на урок.

Использовались приемы: взаимное приветствие, четкая команда, использование звуков, произносимых животными.

Актуализация знаний: выявить пробелы в изученной теме и скорректировать ее.

Использовались приемы: индивидуально-речевое проговаривание учащимися известных понятий, работа с  текстом, использование ТСО.

Целеполагание и мотивация – обеспечить принятие учащимися цели учебной деятельности, показать практическую значимость изучения материала, привлечь внимание, вызвать интерес к уроку.

Закрепление знаний: обеспечить усвоение знаний на уровне их применения в различных ситуациях.

Использовались приемы: многократное повторение.

Обобщение и систематизация знаний – обеспечить систематизацию знаний.

Использовались приемы: прием цепочки, взаимоконтроль.

Рефлексия – мобилизация ученика на рефлексию своего поведения на уроке. Подведение итогов как работал класс в целом и отдельные учащиеся. Выявление того , что узнали нового и справились ли с поставленной целью.

Использовались приемы: самоконтроль, взаимоконтроль.

Информация о домашнем задании – обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения ДЗ.

    4.  Достижение цели урока было обусловлено соответствующим отбором содержания учебного материала с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, программных требований, учетом содержания предыдущих уроков.     Материал соответствовал принципу научности, доступности, наглядности, индивидуализации. На протяжении урока поддерживались межпредметные связи с уроками чтения, географии.

6. Методы обучения отобраны в соответствии с индивидуальными особенностями, содержанием учебного материала, с целями урока:

  1. Репродуктивные;
  2. Объяснительно-иллюстративные;
  3. Практические;
  4. Частично-поисковый;
  5. Проблемный;

     Для повышения эффективности использовались ТСО.

     При подаче содержания урока использовался прием порционной группировки материала: от простого к сложному, логической связи между собой всех этапов урока, чтобы новый материал воспринимался учащимися цельно, едино, чтобы тема проходила через весь урок.

     7. Формы организации познавательной деятельности:

  1. Фронтальная;
  2. Индивидуальная;

обеспечили эффективное сотрудничество между учащимися, между учителем и учащимися, активность на каждом этапе позволили эффективно реализовать намеченные цели.

8. На уроке был организован контроль за уровнем достижения целей через выявление е учителем качества и уровня овладения знаниями, способами действий, обеспечение их коррекции через вопросы после каждого этапа, проверку усвоения знаний через заполнение таблиц, постановку проблемного вопроса, а также взаимоконтроль со стороны учащихся. К концу урока учащиеся смогли оценить уровень достижения знаний и определить, над чем еще надо работать.

9. На уроке использовался личностно-ориентированный подход к учащимся.

10. Вся работа на уроке была направлена на развитие коммуникативных навыков и  использование здоровьесберегающих технологий.

11. Оценка учителем урока ( Что получилось? Что нет? Почему? Удовлетворенность или неудовлетворенность уроком).



Предварительный просмотр:

Вопросы к открытому уроку по биологии 7 класс.

  1. У  каких  животных зубы растут всю жизнь? (грызуны)
  2. кто из млекопитающих  имеет сложный желудок, состоящий из 4х отделов
  3. кто ловил рыбу своим хвостом? (волк)
  4. «Косой» зверь –кто это? (заяц)
  5. какие особенности насекомоядных говорят об их примитивности

 ( откладыване яиц)

  1. какой зверь приехал к нам из тропического леса в ящике с апельсинами7 (чебурашка)
  2. В чем заключается забота о потомстве у млекопитающих? (выкармливание детенышей молоком)
  3. Чудо-юдо великан, на спине несет фонтан? (кит)
  4. Кто такой утконос: зверь с птичьим клювом, птица со звериным телом или ящер, покрытый шерстью? (зверь с птичьим клювом)
  5. Почему зубы бобра никогда не тупятся? (снаружи покрыты твердой эмалью, изнутри  
  6. что представляет собой хобот слона? (видоизменение верхних челюстей)
  7. сколько шейных позвонков у млекопитающих? (7)
  8. сколько камер в сердце у млекопитающих? (4)
  9. для чего зайцу длинные уши? (чтобы поддерживать постоянную температуру тела.т.к у него нет потовых желез)
  10. К какому отряду относятся тюлени? (ластоногие)
  11. назовите семейства, входящие в отряд Хищные (собачьи. Кошачьи
  12.  какой зверь предупреждает сородичей  о внезапном появлении диких животных? (лось)
  13. К какому отряду относится ехидна? (первозвери)
  14.  Для чего волку нужны ноги? (для того чтобы питаться)
  15. К какому классу относятся Грызуны и Зайцы? (млекопитающие)
  16. чем кровеносная система млекопитающих отличается от кровеносной системы пресмыкающихся? (2 круга кровообращения, 4 камерное сердце, сердце у пресмыкающихся 3 камерное)
  17. Кто такие хищники?
  18. В честь какой кошки в Великую Отечественную войну назвали немецкий танк Т-V ? (пантера)
  19. сколько пальцев на ногах имеют парнокопытные? (2или 4)



Предварительный просмотр:

Распредели виды животных по отрядам.

Отряды: 

А) Первозвери:
Б) Насекомоядные:
В) Грызуны:
Г) Зайцеобразные:
Д) Рукокрылые:
Е) Хищные:
Ж) Китообразные:
З) Ластоногие:
И) Парнокопытные:
К) Непарнокопытные
       Л) Приматы:

Представители:

   1 -серая крыса;   2-волк; 3-домовая мышь;  4 -вампир; 5- кабан;

6-бурый медведь; 7- манул;

  8-лошадь;  9- кашалот; 10-норка;
11-касатка; 12-павиан;

13-макака;   14-морж; 15-носорог;

16-лось; 17-лиса;  18-ушан; 19- утконос;

20-ехидна;  21-  ёж;

22-суслик;  23-морской котик;

 24 - кролик  

25 -дельфин-белобочка;26 - зубр;

27-пищуха; 28-белка

Ответ.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

«ФИЛВОРД» 
Задание: найти названия отрядов млекопитающих

С

У

H

Е

Х

И

О

Н

О

Г

Ч

М

Е

Ж

Н

Щ

Т

К

Е

И

А

Т

Ы

В

Ы

А

С

И

Т

О

Ы

Н

Ч

А

Е

Л

А

Р

Б

О

Е

К

Л

А

У

Н

З

Н

Ы

Е

Р

Р

Ы

Н

З

Ы

С

И

Р

Е

У

К

О

Ы

Ы

П

Н

Т

Ы

Н

Ы

Р

К

Г

Р

Р

Ы

Ы

А

П

Л

Я

Щ

Ы

М

И

Е

П

Р

Н

Ы

Е

Е

Р

А

Т

Ы

О

К

О

 ЗООШУТКА.

Сколько видов животных изображено на рисунке,  определить из частей тела каких млекопитающих составлено фантастическое животное.

Лист  контроля.

1. особенности отрядов млекопитающих (правильный ответ 3 балла).

1

2

3

4

5

6

7

8

2. один за всех и  все за одного. (ставить баллы)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

19

20

21

22

23

24

3. зоошутка  (до 5 баллов).

1

2

3

4

5

6

4. филфорд.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. распредели животных по отрядам. (правильный ответ – 3 балла)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11



Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» с использованием шоу-технологий и ИКТ

Обобщающий урок по окружающему миру              в 4-м классе по теме "Природные зоны России»       ...

Урок по биологии в 10-м профильном классе по теме "Белки,их строение и свойства"

Урок проводится в профильном классе по технологии формирования УУД....

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

Обобщающий урок-игра по русскому языку в 6 классе на тему: "Местоимения".

Обобщающий урок-игра на тему "Местоимения", целью которого является повторение и систематизация знаний по разделу "Местоимения"....

Методическая разработка урока по биологии и географии для 7 класса на тему "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка урока снабжена рабочими листами с заданиями для учащихся. Предусмотрена работа в малых группах....

Конспект урока по биологии для учеников 5-6 класса на тему: «Экологическая ромашка»

Цель мероприятия:  Расширение и углубление экологических знаний учащихся,  пропаганды  экологических знаний.Обучающие задачи: учащиеся&bull...

Обобщающий урок-игра по географии в 7-м классе по теме: "Австралия"

Обобщающий урок-игра по географии в 7-м классе по теме: "Австралия"Цели и задачи:способствовать обобщению и закреплению знаний учащихся о природе, населении, хозяйстве и уникальности Австрал...