Обобщающий урок-игра по русскому языку в 6 классе на тему: "Местоимения".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Клепова Надежда Алексеевна

Обобщающий урок-игра на тему "Местоимения", целью которого является повторение и систематизация знаний по разделу "Местоимения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_po_teme_mestoimeniya.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе по теме «Местоимения»

Цели. Обучающая: Повторить и систематизировать знания по теме  «Местоимения».

Развивающая: Создать условия для развития письменной речи учащихся;  создать условия для развития интереса и познавательной активности школьников.

Воспитательная: Способствовать воспитанию умения работать в команде, быть ответственным за выполнение определённых заданий.

Тип урока: урок дифференцированного типа.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организац. момент

Разминка (повторение изученного)

Задание для первой группы

Задание для пятой группы

Задание для пятой группы

Задание для пятой группы

Задание для первой и второй  групп

Подведение итогов

Здравствуйте, ребята!

Садитесь, пожалуйста.

Сегодня мы с вами поиграем в увлекательную игру, но при этом не просто поиграем, а заодно поймем, чему же мы научились на предыдущих занятиях и что узнали о такой части речи как местоимение.

Итак, вспомним, что же такое местоимение?

(спрашиваю 3 учеников: каждого из команды, выдаю жетоны)

 

Индивидуальное задание на карточках для учеников 1группы:

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(Ко)мне, (около)нас, (у)них, (не)который, что(нибудь), (кое)кто, какой(либо),вернуться (н…)(с)(чем), (н…)кому (не)доверять, (н…)(с)чьей стороны, (н…)(у)кого спросить.

Для остальных выборочный диктант. Сначала устный опрос: Сколько всего разрядов местоимений Вы изучили? Какие?

Читаю текст, каждая команда выписывает из прослушанного текста определённый разряд местоимений.

1 команда – личные местоимения

2 команда – отрицательные местоимения

3 команда – неопределённые местоимения

Тибул залез на кольцо, окружавшее фонарь. «Ничего! – кричали гвардейцы. – Он пойдет по другой проволоке, там мы и снимем его!» Тут произошло такое, чего никто не ожидал. Полосатая фигурка присела на железном кольце, повернула какой-то рычаг, что-то щёлкнуло, звякнуло, и фонарь потух. Никто не успел сказать ни слова. А в следующую минуту все громко закричали, что-то стукнуло и зазвенело.   (Ю. Олеша)

(Проверка группового и индивидуального заданий, выдача жетонов)

Индивидуальное задание: морфологический разбор местоимения.

Предложение:  Однажды  кто-то  зачем-то  взял  что-то  в  каком-то  месте.

Групповое: отгадывание загадок (по командам, за ответы выдаются жетоны)

Спасибо, ребята. Теперь мы с вами будем отгадывать загадки. Будьте внимательны.

1) В каком местоимении два звука, но одна буква?

2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?

3) Сколько личных местоимений в слове семья?

1) Первый слог- личное местоимение, второй –звук, который издает лягушка. Вместе –овощ.

2) Когда руки бывают тремя местоимениями?

3) Какое местоимение требует чистоты?

Индивидуальное задание: просклоняйте, пожалуйста,  местоимение сколько.

Групповое задание: составить два вопроса для команд соперников.

Индивидуальное задание: карточка

Групповое задание: тест

(тест одинаковый для всех, но буквы изменены,  у каждой команды должно получиться определённое слово: подарок – сувенир – сюрприз).

Ребята, а как называются все эти слова?

Что такое синонимы?

Индивидуальное задание: кроссворд (см. приложение 1)

(по три человека от команды)

Групповое задание:                  сочинение-миниатюра (составляют по одному тексту от команды)

Составить текст на тему «Наш класс», используя в предложениях данные местоимения: я, мы, он, себе, кто, какой, кто-то, кто-нибудь, некто, некого, мой, твой, наш, этот, такой, тот, весь, каждый, самый, другой и т.д..

Ребята, наша игра подошла к концу, давайте сосчитаем, у кого сколько жетончиков и узнаем, какая команда стала победителем?

(сладкие призы)

«Здравствуйте!»

«Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называют их. Местоимения, как правило, изменяются, по падежам. Есть местоимения, которые изменяются ещё по родам и числам. В предложении

местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями».

 Выполняют, остальные работают с учителем.

Ко мне, около нас, у них, некоторый, что-нибудь, кое-кто, какой-либо, вернуться ни с чем, никому не доверять, ни с чьей стороны, не у кого спросить.

«Девять разрядов:

личные, возвратное, неопределённые, относительные, вопросительные, отрицательные, притяжательные, указательные и определительные».

Он, мы, его

Ничего, никто

Какой-то, что-то.

Что-то – мест.

I.Взял (что?) что-то. Н.ф. что-то.

II. Пост. – неопред.; непост. – в В.п.

III.Взял (что?) что-то .

Ответы:

1) В местоимении «я» - [йа];

2) Я-мы;

3) Семь «я»;

1) Ты-ква;

2) Когда руки вы-мы-ты;

3) Мой.

Выполняют

Выполняют задания

Они называются синонимами.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и тоже, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения употреблением в речи.

Пишут сочинение – миниатюру, читают свои варианты.

Приложение 1

Кроссворд  по  теме «Местоимение»

По  горизонтали:

2.  Местоимения, которые содержат вопрос о лице  или  предмете, его  признаках,

     о  количестве.

3.  Местоимения  этот, тот, такой, таков, столько.

7.  Местоимения, которые указывают на обобщённый признак предмета или лица,

     изменяются, как  прилагательные, по  родам, числам  и  падежам.

8.  Часть  речи, которая  разделяет  местоимения  не у кого, ни к кому, кое с кем.

9.  Знак, который ставится перед  то, либо, нибудь  в  неопределённых  местоимениях.

10.Местоимения, которые  указывают  на  лица, участвующие  в  речи.

По  вертикали:

1.  Самостоятельная  часть  речи, которая  указывает  на  предметы, признаки,

     количества, но  не  называет  их.

2.  Местоимение, которое  указывает  на  отношение  к  действующему  лицу.

4.  Местоимения, которые  указывают  на  неопределённые  предметы, признаки,

     количество.

5.  Местоимения  мой, твой, наш, ваш, свой.

6.  Местоимения, которые  служат  для  связи  простых  предложений  в  составе

     сложных.

7.  Местоимения, которые  указывают  на  отсутствие  предметов, признаков,

     количества.

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Заполни таблицу

Словосочетание

Разряд местоимения

род

число

падеж

1

наша территория

2

позаботится о тебе

3

пригласит нас

4

у моего друга

5

узнаю себя

6

на том берегу

7

наградят каждого

8

этого не спросят

Приложение 3

1. Каким общим грамматическим значением обладают местоимения?                                                        К) значение предметности;  З) значение признака;  П) значение указательности.

2. Могут ли формы ЕГО, ЕЁ, ИХ  в одних случаях являться личными местоимениями, а в других – притяжательными?  

                           О) Да                                А) Нет

3. Сколько местоимений в предложении: Если вы когда нибудь бывали в осеннем лесу, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от восторга и улыбаешься без всякой причины!

С) 1;

Д) 3;

П) 2.

4. В каком ряду все слова являются местоимениями?

И) мне, кто, любой, второй;

О) себя, моего, по-моему, прежний;

А) ее, всякий, самый, каждый.

5. Какое местоимение пишется через дефис?

Р) кто (то);

В) кое (с) кем;

Г) ни (кто)

6. В каком словосочетании отрицательное местоимение с НЕ?                                                                        А) н..чего не говорит;    О)  н..чего говорить;  Е) н..сколько не раскаивается.                  

7. В какой пословице отрицательное местоимение с НИ?                                                                                  М) Что за честь, если н..чего есть.  К) Моя хата с краю, я н..чего не знаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.

В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...

Обобщающий урок -игра по теме "Климат России" 8 класс

На изучение темы "Климат" в 8 классе отводится четыре часа и это итоговый урок, на котором нужно обобщить знания о климате России, повторить факторы, влияющие на его формирование. Структура урока пост...

Обобщающий урок-игра по теме "Африка" в 7 классе

Цели и задачи урока: ·         способствовать обобщению и закреплению знаний учащихся о природе, населении, хозяйстве и уникальности Африки·...

Обобщающий урок-игра по биологии для учащихся 8 классов.

Обощающий урок по биологии 8класс, дает возможность учащимся повторить весь материал пройденный за год в игровой форме....

Урок- игра "Слабое звено" (русский язык и литература) - 6 класс

Предлагаемая игра для учащихся 6 класса с целью закрепления полученных знаний по курсу русского языка и литературы за 6 класс...

Обобщающий урок-игра по теме "Рельеф России" 8 класс

Материал урока рассчитан на обобщение знаний по географии 8 класса по теме "Рельеф России" в увлекательной форме....

Обобщающий урок-игра по теме "Лексика" в 6 классе

Обобщающий урок-игра по теме "Лексика" в 6 классе...