Главные вкладки

    план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"
    план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

    Попова Алла Витальевна

    Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon geografiya_sovremennykh_bolezney.doc69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развернутый план-конспект интегрированного урока по биологии и географии в 10-х классах на тему:

    «География современных болезней человечества»

    Цели и задачи урока

    Обучающие: познакомить учащихся с наиболее распространенными заболеваниями в современном обществе; раскрыть  зависимость распространения болезней от социально-экономической среды, а также от географических условий местности; рассмотреть географию современных болезней;

    Развивающие:  научить использовать знания из смежных школьных дисциплин для обоснования ответов;  развивать монологическую речь; применять в обучении современные информационные технологии;

    Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;  пропагандировать здоровый образ жизни.

    Оборудование: физическая карта мира, иллюстрации из медицинской энциклопедии, доклады учащихся.

    Структура урока:

    1 этап – организационный момент

    2 этап – изучение нового материала

    3 этап – подведение итогов урока, домашнее задание

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Учитель географии: 

    Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, который проведут для вас учителя биологии и географии вместе. Посвящен этот урок  современным болезням человечества, причинам их возникновения, профилактике и методам их лечения. На доске означена тема урока, запишите ее в тетрадь.

     В работе нам помогут доклады, предварительно приготовленные учащимися. Для работы на уроке  понадобятся тетради, которые мы будем заполнять после  выступления докладчиков.

    2. Изучение нового материала

    Учитель биологии:

    В современном обществе насчитывается огромное количество различных заболеваний.

    Чем болеет человечество в 21 веке?

    Какие заболевания сейчас встречаются чаще других? 

    Чем болеют члены вашей семьи?

    Какие заболевания чаще всего встречаются в медицинской статистике нашего родного города?

    (Ответы учащихся)

    Учитель биологии:

    /Под запись в тетрадь/  По статистическим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2000-2004 год наиболее распространенными заболеваниями являются болезни органов дыхания, а также различные инфекционные заболевания (гепатиты, грипп, СПИД, кишечные инфекции (дизентерия), туберкулез, дифтерия); болезни органов пищеварения; болезни кожи и подкожной клетчатки; сердечно-сосудистые заболевания, а также болезни мочеполовой системы.

    В какое время года чаще всего болеют россияне?

    С чем это связано?

    Какие заболевания не характерны для жителей нашего города?

    Перечислите причины, ведущие человека к заболеваниям?

     (Ответы учащихся).

    Учитель биологии:

    Причины, ведущие человека к заболеваниям, можно условно разделить на те, что обусловлены природой самого человека и на те, что воздействуют на него извне.  Природа человека изучается в различных разделах медицины. Назовите их.

     (Ответы учащихся – анатомия, физиология, микробиология, гигиена, патология)

     Учитель географии: 

    Влияние внешних факторов на здоровье человека изучается такой современной наукой как НОЗОГЕОГРАФИЯ.

     /Под запись в тетрадь/   Медицинская география изучает влияние географической среды на здоровье населения, географическое распространение болезней.

    Географическое распространение болезней обусловлено  природными условиями  местности (климат, химический состав горных пород, почв, вод;  патогенная флора и фауна) и социальными условиями жизни населения (материальные условия жизни, условия труда и быта, миграционные процессы, демографические факторы, культурный уровень населения, традиционное питание).

    Учитель биологии:

    Легочные, сердечно-сосудистые, опухолевые заболевания  связаны с климатогеографическими условиями местности (влажность воздуха, солнечная активность, атмосферное давление и атмосферные явления).

     Учитель географии: 

    Влияние климатогеографических особенностей местности на здоровье человека изучает  отдельная отрасль медицины – географическая патология.

    Учитель биологии:

    Желудочно-кишечные и другие инфекционные заболевания (холера, малярия, чума, энцефалит, желтая лихорадка)  зависят от эволюционно сложившегося географического распространения инфекционно опасных животных (клещей, членистоногих, грызунов).

     Учитель географии: 

    Изучаются данные заболевания в разделе эпидемиологической географии или географии инфекционных заболеваний.

    Учитель биологии:

    Можно ли рассматривать вопрос о современных болезнях человечества без учета экологической обстановки в отдельно взятом регионе и на планете в целом?

    Как на здоровье человека влияет деградация природной среды?

       В районах с какой экологической обстановкой риск для здоровья человека наиболее велик?

    (Ответы учащихся).

    Учитель географии: 

    И у меня вопрос к классу:

    Эффективна ли  забота  о здоровье нации, если страна экономически парализована или охвачена войной?

    (Ответы учащихся).

    Учитель биологии:

    Таким образом, причины возникновения и механизмы распространения современных болезней человечества изучаются  не только медициной, но и медицинской географией, а также рядом других отраслей географии: политической, социальной, экологической.  

    Особого внимания заслуживает история медицины, которая позволяет понять эволюцию болезней человечества.  

    Выступление ученика с докладом об истории медицины.

          Представление о заразности таких болезней, как чума,  холера,  оспа  и

    многие другие, а также  предположение  о  живой  природе  заразного  начала,

    передающегося от больного здоровому, существовало  еще  у  древних  народов.

    Эпидемия чумы 1347—1352 гг.,  известная  в  истории  под  названием  «черной

    смерти», еще больше укрепила такое представление. Особенно обращало на  себя

    внимание  контактное  распространение  сифилиса,  появившегося  в  Европе  в

    средние века, а также сыпного тифа.

          В этот период развития медицины преимущественно  описываются  симптомы

    болезней,   их    заразительность;    появляются    первые    сообщения    о

    невосприимчивости людей к ранее перенесенному заболеванию.  Однако  развитие

    затруднено господством церкви.

          Учение об инфекционных болезнях развивалось наряду  с  достижениями  в

    других областях научных знаний и определялось также, как и-  они,  развитием социально-экономической основы общества.

    Но постепенно наука развивалась: были открыты бактерии, Пастером впервые был разработан метод приготовления вакцин, им были приготовлены вакцины против сибирской язвы и бешенства (1822-1895).

    После открытия вирусов были найдены возбудители многих инфекционных заболеваний, была описана клиника таких заболеваний, как брюшной тиф, сыпной тиф, катаральная желтуха. В конце 19 века было создано стройное учение об иммунитете, это открыло перспективу в профилактике и лечении инфекционных заболеваний.

    В настоящее время с успехом используются высокоэффективные живые вакцины против бруцеллеза, натуральной оспы, сибирской язвы, туляремии, чумы и некоторых других заболеваний. Поэтому болезни, которые вызывали эпидемии в средневековье, сейчас не представляют никакой угрозы.

    Учитель биологии:

    Какие выводы можно сделать из услышанного нами доклада?

    (Ответы учащихся)

    А теперь мы обратимся к рассказам о  современных болезнях человечества, попробуем отыскать не только медицинские, но природные и социальные причины их распространения.

     На доске приведена форма рабочей таблицы, которую мы будем с вами заполнять вместе после прослушивания докладов. Перенесите ее себе в тетрадь.

    «Современные болезни человечества»

    Наименование болезни

    Симптоматика, осложнения

    Профилактика, лечение

    Социальные и природные причины болезни

    География болезни

    Гепатит

    Нарушение норм личной и производственной гигиены; неправильное питание; алкоголизм; отсутствие разъяснительной работы с населением

    Развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки

    Грипп

    Длительный осенне-зимний период; забвение народных традиций;  ослабление иммунитета в сложных социально-экономических условиях и стрессовых ситуациях

    Северные страны

    СПИД

    Низкий культурный и духовный уровень населения; отсутствие просветительской и пропагандистской деятельности, миграция населения

    Отсталые и отстающие в экономическом развитии страны Африки, Азии и Латинской Америки, Россия

    Сердечно-сосудистые заболевания

    Климатические явления, отсутствие  пропаганды здорового образа жизни: несбалансированное питание, гиподинамия, стрессы

    Экономически развитые страны: США, Канада, Австралия, страны Европы

    Итак, мы начинаем изучение современных заболеваний с гепатита. Доклад о нем приготовил ….

    Доклад 1-ого ученика, заполнение таблицы на доске и в тетрадях.

    Учитель географии:

    Каковы же природные и социальные условия распространения этой болезни?

     Для каких регионов и стран мира гепатит представляет особую угрозу? Почему?

    Какие государственные меры можно принять для блокады распространения гепатита?

    Как сократить риск заражения гепатитом?

    (Ответы учащихся)

    Учитель биологии: 

    А теперь поговорим о таком распространенном и, казалось бы, безобидном заболевании как грипп. С докладом о нем выступит …..

    А мы продолжаем работу в тетради.

    Доклад 2-го ученика:

    Учитель географии:

     Давайте попробуем сформулировать причины природного и социального характера, ведущие к распространению гриппа.

    Какова география данного заболевания?

    Решающую роль в распространении гриппа имеют природные или социальные условия?

    Во время европейской колонизации тихоокеанских островов от ОРЗ и гриппа погибло значительное число местных жителей. Как вы  думаете, почему это произошло?

    (Ответы учащихся)

    Учитель биологии: 

    Представляем вашему вниманию доклад о «чуме 20 века» - СПИДе. С рассказом о нем выступит…. Не забываем работу в тетради.

    Доклад 3-го ученика:

    Учитель географии:

    Распространение СПИДа идет по миру с небывалой скоростью.

    Почему?

    В каких странах опасность заражения СПИДом наиболее велика?

    Как противостоять распространению этой страшной болезни?

    Почему на территории России и стран СНГ СПИД распространяется  угрожающе быстрыми темпами?

    Какие профилактические меры по защите от СПИДа  вы уже сейчас можете предпринять?          

    (Ответы учащихся)

    Учитель биологии: 

    В заключении давайте прослушаем доклад по сердечно-сосудистым заболеваниям, которые также наиболее характерны для населения в 21 веке.

    Доклад 4-го ученика:

    Учитель географии:

    Для населения каких стран наиболее характерны заболевания сердечно-сосудистой системы?

    Почему в Японии население в меньшей степени страдает от ССЗ?

    В каком возрасте необходимо проявлять особое внимание к здоровью?

    Представители каких профессий, по-вашему, наиболее склонны к заболеваниям сердечно-сосудистой системы?

    Обрисуйте домашнюю обстановку, которая, скорее всего,  спровоцирует у домочадцев развитие сердечно-сосудистых заболеваний?

    (Ответы учащихся)

    Учитель биологии: 

    Подводя итоги нашего сегодняшнего урока, хочется отметить, что, несмотря на несомненные успехи современной медицины и других необходимых ей в развитии наук, предупредить появление новых болезней человечество не в состоянии.

    Наблюдается культурная и духовная деградация человечества, утрата народных традиций и секретов здоровья и долголетия.  Быстрыми темпами на нашей планете растет численность населения, и оскудевают кладовые природы. Повсеместно ухудшается экологическая ситуация. Некоторые современные страны продолжают погружение в хаос политических, национальных и религиозных конфликтов.

    Хочется пожелать всем здоровья, которое отдано вам на ответственное хранение вашими предками,  и которое будет передано вами по эстафете грядущим поколениям. Берегите здоровье, и жизнь не покажется вам наказанием.

                             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

    План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

    План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

    План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

    Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

    Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

    Конспект урока по географии 9 класс по теме:"Проблемы современного хозяйства России"

    конспект урока составлен в соответствии с современными требованиями к уроку....

    План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"

    Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....