план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Попова Алла Витальевна

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_sovremennykh_bolezney.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутый план-конспект интегрированного урока по биологии и географии в 10-х классах на тему:

«География современных болезней человечества»

Цели и задачи урока

Обучающие: познакомить учащихся с наиболее распространенными заболеваниями в современном обществе; раскрыть  зависимость распространения болезней от социально-экономической среды, а также от географических условий местности; рассмотреть географию современных болезней;

Развивающие:  научить использовать знания из смежных школьных дисциплин для обоснования ответов;  развивать монологическую речь; применять в обучении современные информационные технологии;

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;  пропагандировать здоровый образ жизни.

Оборудование: физическая карта мира, иллюстрации из медицинской энциклопедии, доклады учащихся.

Структура урока:

1 этап – организационный момент

2 этап – изучение нового материала

3 этап – подведение итогов урока, домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель географии: 

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, который проведут для вас учителя биологии и географии вместе. Посвящен этот урок  современным болезням человечества, причинам их возникновения, профилактике и методам их лечения. На доске означена тема урока, запишите ее в тетрадь.

 В работе нам помогут доклады, предварительно приготовленные учащимися. Для работы на уроке  понадобятся тетради, которые мы будем заполнять после  выступления докладчиков.

2. Изучение нового материала

Учитель биологии:

В современном обществе насчитывается огромное количество различных заболеваний.

Чем болеет человечество в 21 веке?

Какие заболевания сейчас встречаются чаще других? 

Чем болеют члены вашей семьи?

Какие заболевания чаще всего встречаются в медицинской статистике нашего родного города?

(Ответы учащихся)

Учитель биологии:

/Под запись в тетрадь/  По статистическим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2000-2004 год наиболее распространенными заболеваниями являются болезни органов дыхания, а также различные инфекционные заболевания (гепатиты, грипп, СПИД, кишечные инфекции (дизентерия), туберкулез, дифтерия); болезни органов пищеварения; болезни кожи и подкожной клетчатки; сердечно-сосудистые заболевания, а также болезни мочеполовой системы.

В какое время года чаще всего болеют россияне?

С чем это связано?

Какие заболевания не характерны для жителей нашего города?

Перечислите причины, ведущие человека к заболеваниям?

 (Ответы учащихся).

Учитель биологии:

Причины, ведущие человека к заболеваниям, можно условно разделить на те, что обусловлены природой самого человека и на те, что воздействуют на него извне.  Природа человека изучается в различных разделах медицины. Назовите их.

 (Ответы учащихся – анатомия, физиология, микробиология, гигиена, патология)

 Учитель географии: 

Влияние внешних факторов на здоровье человека изучается такой современной наукой как НОЗОГЕОГРАФИЯ.

 /Под запись в тетрадь/   Медицинская география изучает влияние географической среды на здоровье населения, географическое распространение болезней.

Географическое распространение болезней обусловлено  природными условиями  местности (климат, химический состав горных пород, почв, вод;  патогенная флора и фауна) и социальными условиями жизни населения (материальные условия жизни, условия труда и быта, миграционные процессы, демографические факторы, культурный уровень населения, традиционное питание).

Учитель биологии:

Легочные, сердечно-сосудистые, опухолевые заболевания  связаны с климатогеографическими условиями местности (влажность воздуха, солнечная активность, атмосферное давление и атмосферные явления).

 Учитель географии: 

Влияние климатогеографических особенностей местности на здоровье человека изучает  отдельная отрасль медицины – географическая патология.

Учитель биологии:

Желудочно-кишечные и другие инфекционные заболевания (холера, малярия, чума, энцефалит, желтая лихорадка)  зависят от эволюционно сложившегося географического распространения инфекционно опасных животных (клещей, членистоногих, грызунов).

 Учитель географии: 

Изучаются данные заболевания в разделе эпидемиологической географии или географии инфекционных заболеваний.

Учитель биологии:

Можно ли рассматривать вопрос о современных болезнях человечества без учета экологической обстановки в отдельно взятом регионе и на планете в целом?

Как на здоровье человека влияет деградация природной среды?

   В районах с какой экологической обстановкой риск для здоровья человека наиболее велик?

(Ответы учащихся).

Учитель географии: 

И у меня вопрос к классу:

Эффективна ли  забота  о здоровье нации, если страна экономически парализована или охвачена войной?

(Ответы учащихся).

Учитель биологии:

Таким образом, причины возникновения и механизмы распространения современных болезней человечества изучаются  не только медициной, но и медицинской географией, а также рядом других отраслей географии: политической, социальной, экологической.  

Особого внимания заслуживает история медицины, которая позволяет понять эволюцию болезней человечества.  

Выступление ученика с докладом об истории медицины.

      Представление о заразности таких болезней, как чума,  холера,  оспа  и

многие другие, а также  предположение  о  живой  природе  заразного  начала,

передающегося от больного здоровому, существовало  еще  у  древних  народов.

Эпидемия чумы 1347—1352 гг.,  известная  в  истории  под  названием  «черной

смерти», еще больше укрепила такое представление. Особенно обращало на  себя

внимание  контактное  распространение  сифилиса,  появившегося  в  Европе  в

средние века, а также сыпного тифа.

      В этот период развития медицины преимущественно  описываются  симптомы

болезней,   их    заразительность;    появляются    первые    сообщения    о

невосприимчивости людей к ранее перенесенному заболеванию.  Однако  развитие

затруднено господством церкви.

      Учение об инфекционных болезнях развивалось наряду  с  достижениями  в

других областях научных знаний и определялось также, как и-  они,  развитием социально-экономической основы общества.

Но постепенно наука развивалась: были открыты бактерии, Пастером впервые был разработан метод приготовления вакцин, им были приготовлены вакцины против сибирской язвы и бешенства (1822-1895).

После открытия вирусов были найдены возбудители многих инфекционных заболеваний, была описана клиника таких заболеваний, как брюшной тиф, сыпной тиф, катаральная желтуха. В конце 19 века было создано стройное учение об иммунитете, это открыло перспективу в профилактике и лечении инфекционных заболеваний.

В настоящее время с успехом используются высокоэффективные живые вакцины против бруцеллеза, натуральной оспы, сибирской язвы, туляремии, чумы и некоторых других заболеваний. Поэтому болезни, которые вызывали эпидемии в средневековье, сейчас не представляют никакой угрозы.

Учитель биологии:

Какие выводы можно сделать из услышанного нами доклада?

(Ответы учащихся)

А теперь мы обратимся к рассказам о  современных болезнях человечества, попробуем отыскать не только медицинские, но природные и социальные причины их распространения.

 На доске приведена форма рабочей таблицы, которую мы будем с вами заполнять вместе после прослушивания докладов. Перенесите ее себе в тетрадь.

«Современные болезни человечества»

Наименование болезни

Симптоматика, осложнения

Профилактика, лечение

Социальные и природные причины болезни

География болезни

Гепатит

Нарушение норм личной и производственной гигиены; неправильное питание; алкоголизм; отсутствие разъяснительной работы с населением

Развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки

Грипп

Длительный осенне-зимний период; забвение народных традиций;  ослабление иммунитета в сложных социально-экономических условиях и стрессовых ситуациях

Северные страны

СПИД

Низкий культурный и духовный уровень населения; отсутствие просветительской и пропагандистской деятельности, миграция населения

Отсталые и отстающие в экономическом развитии страны Африки, Азии и Латинской Америки, Россия

Сердечно-сосудистые заболевания

Климатические явления, отсутствие  пропаганды здорового образа жизни: несбалансированное питание, гиподинамия, стрессы

Экономически развитые страны: США, Канада, Австралия, страны Европы

Итак, мы начинаем изучение современных заболеваний с гепатита. Доклад о нем приготовил ….

Доклад 1-ого ученика, заполнение таблицы на доске и в тетрадях.

Учитель географии:

Каковы же природные и социальные условия распространения этой болезни?

 Для каких регионов и стран мира гепатит представляет особую угрозу? Почему?

Какие государственные меры можно принять для блокады распространения гепатита?

Как сократить риск заражения гепатитом?

(Ответы учащихся)

Учитель биологии: 

А теперь поговорим о таком распространенном и, казалось бы, безобидном заболевании как грипп. С докладом о нем выступит …..

А мы продолжаем работу в тетради.

Доклад 2-го ученика:

Учитель географии:

 Давайте попробуем сформулировать причины природного и социального характера, ведущие к распространению гриппа.

Какова география данного заболевания?

Решающую роль в распространении гриппа имеют природные или социальные условия?

Во время европейской колонизации тихоокеанских островов от ОРЗ и гриппа погибло значительное число местных жителей. Как вы  думаете, почему это произошло?

(Ответы учащихся)

Учитель биологии: 

Представляем вашему вниманию доклад о «чуме 20 века» - СПИДе. С рассказом о нем выступит…. Не забываем работу в тетради.

Доклад 3-го ученика:

Учитель географии:

Распространение СПИДа идет по миру с небывалой скоростью.

Почему?

В каких странах опасность заражения СПИДом наиболее велика?

Как противостоять распространению этой страшной болезни?

Почему на территории России и стран СНГ СПИД распространяется  угрожающе быстрыми темпами?

Какие профилактические меры по защите от СПИДа  вы уже сейчас можете предпринять?          

(Ответы учащихся)

Учитель биологии: 

В заключении давайте прослушаем доклад по сердечно-сосудистым заболеваниям, которые также наиболее характерны для населения в 21 веке.

Доклад 4-го ученика:

Учитель географии:

Для населения каких стран наиболее характерны заболевания сердечно-сосудистой системы?

Почему в Японии население в меньшей степени страдает от ССЗ?

В каком возрасте необходимо проявлять особое внимание к здоровью?

Представители каких профессий, по-вашему, наиболее склонны к заболеваниям сердечно-сосудистой системы?

Обрисуйте домашнюю обстановку, которая, скорее всего,  спровоцирует у домочадцев развитие сердечно-сосудистых заболеваний?

(Ответы учащихся)

Учитель биологии: 

Подводя итоги нашего сегодняшнего урока, хочется отметить, что, несмотря на несомненные успехи современной медицины и других необходимых ей в развитии наук, предупредить появление новых болезней человечество не в состоянии.

Наблюдается культурная и духовная деградация человечества, утрата народных традиций и секретов здоровья и долголетия.  Быстрыми темпами на нашей планете растет численность населения, и оскудевают кладовые природы. Повсеместно ухудшается экологическая ситуация. Некоторые современные страны продолжают погружение в хаос политических, национальных и религиозных конфликтов.

Хочется пожелать всем здоровья, которое отдано вам на ответственное хранение вашими предками,  и которое будет передано вами по эстафете грядущим поколениям. Берегите здоровье, и жизнь не покажется вам наказанием.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Конспект урока по географии 9 класс по теме:"Проблемы современного хозяйства России"

конспект урока составлен в соответствии с современными требованиями к уроку....

План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"

Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....