Интегрированный урок химия-биология –экология для 11 класса по теме: Источники загрязнения и значение атмосферы
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме

Титаренко Мария Петровна

Работа выполнена с помощью цифровой лаборатории «Архимед»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_himii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Бюджетное общеобразовательное учреждение

МО Динской район «Средняя общеобразовательная школа имени №29

Героя Советского Союза  Броварца Владимира Тимофеевича»

Интегрированный урок

химия-биология –экология

для 11 класса

по теме:

Источники загрязнения и значение атмосферы

 

Выполнила учитель

Химии и биологии

БОУ СОШ №29

Титаренко М.П.

Ст.Новотитаровская

2013

Урок № 60

Тема: Источники загрязнения и значение атмосферы.

Цели урока.

Образовательная: формирование целостного представления о химической составляющей воздуха, её значении и влиянии на здоровье человека путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков исследовательской деятельности, и развитие логического мышления.

Развивающая: овладение учащимися различными способами познавательной деятельности.

Воспитательная: формирование у учащихся бережного отношения к своему здоровью и гигиене, а так же коммуникативных качеств личности.

Практическая: применение теоретических знаний на практике в повседневной жизни.

Оборудование. Цифровая лаборатория «Архимед»:  портативный компьютер NOVA5000, датчик температуры (-250С-+1100С), датчик влажности, тренога.

Время проведения: 40 мин

Форма проведения: урок-исследование

Методы и приемы работы: проблемное обучение, исследовательский, совместный поиск ответов на любые вопросы, работа в парах и в группах, химический эксперимент.

Ход урока

Актуализация знаний: Здравствуйте, сегодня у нас не совсем обычный урок потому, что мы попробуем применить полученные знания в области химии – биологии и экологии на практике в жизни.

Изучение нового материала

Как известно, воздушная среда, составляющая земную атмосферу, представляет собой смесь газов. Сухой атмосферный воздух содержит 20,95% - кислорода, 78,09% - азота, 0,03% - диоксида углерода (углекислый газ, углекислота). Кроме того, в атмосферном воздухе содержатся аргон, гелий, неон, криптон, водород, ксенон и другие газы. В небольшом количестве в атмосферном воздухе присутствуют озон, оксид азота, йод, метан, водяные пары. Кроме постоянных составных частей атмосферы в ней содержатся разнообразные загрязнения, обусловленные производственной деятельностью человека. 
Химический состав воздушной среды жилых помещений определяется газовым составом атмосферного воздуха и загрязнениями, характерными для этой категории воздушной среды.

Как вы думаете с какими загрязнениями антропогенного происхождения, мы сталкиваемся?

(Предполагаемый ответ: токсичные вещества, выделяемые в воздух из полимерных строительных и отделочных материалов (фенол, формальдегид, стирол, трибутил-фосфат и т.д.), загрязнения, вызванные сжиганием газа, стиркой, мытьем и приготовлением пищи.)

 Поэтому в значительной мере состояние воздушной среды в жилых помещениях определяется степенью благоустройства, уровнем санитарного состояния помещения, эффективностью вентиляции, численностью населения и т.д.

Одним из основных показателей химического состава воздуха является концентрация диоксида углерода. По этому показателю судят о степени чистоты воздуха в жилых и общественных зданиях. Скопление его в воздухе закрытых помещений указывает на санитарное неблагополучие (скученность, плохая вентиляция). При вдыхании большого количества диоксида углерода происходит нарушение окислительно-восстановительных процессов в организме. При увеличении содержания его во вдыхаемом воздухе до 4% отмечаются головная боль, шум в ушах, сердцебиение, возбужденное состояние;      при 8% наступает смерть.
        В обычных условиях при естественной вентиляции помещения и инфильтрации наружного воздуха через поры строительных материалов содержание диоксида углерода в воздухе жилых помещений не превышает 0,2%. При повышении концентрации его в помещении могут отмечаться ухудшение самочувствия человека, снижение работоспособности. Это объясняется тем, что одновременно с увеличением количества диоксида углерода в воздухе жилых и общественных зданий ухудшаются другие свойства воздуха: повышаются его температура и влажность, появляются газообразные продукты жизнедеятельности человека, так называемые антропотоксины (меркаптан, индол, сероводород, аммиак). Предельно допустимая концентрация диоксида углерода в воздухе жилых и общественных зданий - 0,1%. Эта величина принята в качестве расчетной при определении эффективности вентиляции в жилых и общественных зданиях (Румянцев, Воронцов, 1990).

Традиционным и эффективным способом снижения уровня загрязнения воздуха в жилище остается периодическое проветривание и вентиляция.

Вентиляция определяется скоростью ветра и размерами и расположением проёмов ( дверных и оконных). Эффективная вентиляция может понижать температуру в помещении и повышать комфортность. Цель эксперимента, который мы сейчас поставим, это исследование влияния естественной вентиляции на климат внутри помещения.

Давайте сегодня мы проверим насколько эффективно проветривание в классном помещении. И оценим результаты полученных данных.

Закрепление изученного материала

 Строим график проветривания с помощью цифровой лаборатории «Архимед».

А теперь давайте оценим полученные результаты:

  1. В какой момент кривые стабилизируются?
  2. Какие изменения наблюдаются на каждой кривой?
  3. На какой стадии изменения становятся заметнее?
  4. Какая кривая стабилизируется и когда это происходит?
  5. Как влияет температура на влажность?
  6. Как влияет проветривание на температуру внутри помещения?

Какие выводы можно сделать на основании полученных данных о воздействии проветривания на климат внутри помещения?

Итоги урока: Выставление оценок за работу на уроке.

Д/з: подготовить сообщение о химических производствах находящихся на территории нашего края и их влиянии на окружающую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированый урок химия-биология по теме "Значение дыхания. Биологическая роль кислорода".

Интегрированный урок проводится в 8 классе после изучения свойств кислорода. Учащиеся применяют знания из биологии и лучше усваивают понятия "окисление", "энергия".В ходе урока предлагается дыхательна...

Интегрированный урок химии-биологии по теме:«Металлы в природе» (9 класс)

Данный урок является уроком  практичекого применения знаний и умений по химии и биологии. В ходе урока ярко иллюстрируется взаимосвязь явлений и процессов, протекающих в живой и неживой природе. ...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ХИМИЯ-БИОЛОГИЯ) ПО ТЕМЕ «БЕЛКИ»

Расширенный конспект интегрированного урока по теме "Белки", в ходе которого обобщаются и углубляются знания о свойствах, строении и биологических функциях белков, подтверждается положение теории...

Интегрированный урок (химия + биология) "Энергетический обмен" для 10 класса

Цель: - раскрыть сущность энергетического обмена;- познакомить учащихся с характерными особенностями 3-х этапов энергетического обмена;- выявить роль углеводов в энергетическом обмене;- продолжить фор...

Интегрированный урок химия + биология "СВАЛКА ПО ИМЕНИ ЗЕМЛЯ"

Интегрированный урок "Свалка по имени Земля" в рамках экологического месячника. Для учащихся 9-10 классов....

Методическая разработка мероприятия "Межпредметный интегрированный урок "Химия-Биология-География": "Пресная вода" 8-11 класс"

Средняя общеобразовательная школа № 594 Московского района Санкт-Петербурга работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающимися индивидуально (домашнее обучение). Дети ст...

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...