Главные вкладки

    Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
    методическая разработка (10 класс) на тему

    Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень часто в мыслительной деятельности учащихся предметы разбиты на отдельные части и нет представления их практической целесообразности.
                Учащиеся не всегда готовы применять теоретические знания в практической деятельности.
                Для развития современной экономики, техники, сельского хозяйства нужны специалисты, умеющие применять теоретические знания для практических задач. Не менее важно умение специалиста выполнять расчеты с помощью компьютера в частности в программе Excel.
                Считаем, что свою роль в формировании этих навыков могли бы сыграть интегрированные уроки по математике и информатике. Их целесообразно проводить в качестве заключительного этапа изучения той или иной темы по математике.
                Их основная цель: практическое применение данного раздела математики для различных отраслей жизни и развитие техники вычислений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 10_klass.rar289.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический».

    10 класс.

    Учитель математики: Михайлова Татьяна Альбертовна

    Учитель информатики: Хамаева Татьяна Консаторовна

    Пояснительная записка.

            Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень часто в мыслительной деятельности учащихся предметы разбиты на отдельные части и нет представления их практической целесообразности.

            Учащиеся не всегда готовы применять теоретические знания в практической деятельности.

            Для развития современной экономики, техники, сельского хозяйства нужны специалисты, умеющие применять теоретические знания для практических задач. Не менее важно умение специалиста выполнять расчеты с помощью компьютера в частности в программе Excel.

            Считаем, что свою роль в формировании этих навыков могли бы сыграть интегрированные уроки по математике и информатике. Их целесообразно проводить в качестве заключительного этапа изучения той или иной темы по математике.

            Их основная цель: практическое применение данного раздела математики для различных отраслей жизни и развитие техники вычислений.

            Тематика интегрированных уроков по математике и информатике в курсе 10 класса может иметь следующий вид.

    1. Практическое применение показательной функции, нахождение ее значений. Построение графика y=ех.
    2. Практическое применение логарифмической функции, нахождение ее значений. Построение и анализ графика функции y=ln x.
    3. Вычисление значений тригонометрических функций в Excel, построение и анализ графиков y=sin x, y=cos x, y=tg x.
    4. Практические задачи на вычисление поверхности призмы.
    5. Практические задачи на вычисление поверхности пирамиды.

    В качестве примера даем разработку урока по 1 теме.

    Интегрированный урок математики и информатики

    в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

    Пояснительная записка

    На интегрированном уроке учащиеся используют знания по математике и информатике, что развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

    Для его проведения учащиеся должны обладать теоретическими знаниями по математике, практическими умениями строить и читать графики показательной функции. Уметь создавать компьютерные модели, знать табличный процессор Excel, для построения таблиц и графиков.

    За урок учащиеся получают оценки по математике и информатике.

    Цели урока:

    • Показать практическое применение показательной функции в биологии, физике, экономики;
    • Связать теоретические знания с практикой;
    • Формировать навыки работы в программе Excel, построение графиков и решение заданий по математике.
    • Систематизировать знания учащихся, развитие навыков самостоятельности мышления, усиление мотивации обучения, проявление творческих способностей.
    • Воспитывать аккуратность и точность при подготовке расчетных таблиц, повышать мотивацию учащихся за счет интеграции с другими предметами;
    • Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

    Средства обучения: компьютер, программа Excel,  медиапроектор, слайдовая презентация, учебник «Алгебра и начала анализа» под редакцией Алимова Ш. А., тетрадь, чертёжные инструменты.

    Демонстрации: графики показательных функций с различными основаниями.

    Методы используемые на уроке:

    1. Проблемное обучение;
    2. Информационные методы вычислений;
    3. Интегративное обучение.

    Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, диалог, работа с текстом слайда, учебника; исследовательская работа в программе Excel.

    Цели познавательной деятельности учащихся:

    Репродуктивная познавательная деятельность: знать понятие показательной функции, называть свойства показательной функции в зависимости от основания, перечислять основные свойства степеней.

    Частично-поисковая учебная деятельность: построение графика показательной функции в программе Excel с различным шагом.

    План урока.

    1. Вступление, постановка цели.
    2. Актуализация знаний.
    3. Задача из биологии.
    4. Задача о радиоактивном распаде.
    5. Задача о вычислении банковского вклада.
    6. Подведение итогов решенных задач.
    7. Презентация ученика «О числе е»
    8. Построение графиков у=2 ͯ; у = 3 ͯ; у = е ͯ в табличном процессоре Excel.
    9. Сравнительный анализ графиков.
    10. Восстановительная гимнастика для глаз.
    11. Домашнее задание.
    12. Подведение итогов урока.

    Ход урока.

    Вступление учителя математики: Мы познакомились с показательной функцией, ее свойствами и графиком. Сегодня мы познакомимся с применением этой функции в различных отраслях жизни, научимся считать ее значение с помощью калькулятора и компьютера. Убедимся в том, что значение компьютера в современной жизни трудно переоценить. В процессе работы над задачами вы должны сделать определенные выводы, которые затем сообщите учителям. Но с начало повторим, поведение графиков в зависимости от основания а.  

    Соотнесите номер графика с номером функции и поясните с помощью свойств функции почему.

    Укажите, какие из графиков соответствуют функциям:

    1) y=2 ͯ 

    3) y=(1/3) ͯ 

    2) y= 3 ͯ 

    4) y= (1/2) ͯ 

    Решение задач

    Известно, что амеба делится каждые 27 часов. Но не все амебы выживают. Сколько же амеб должно теоретически получиться через пять делений?

    №1 Ученый биолог наблюдал деление клетки амебы. Сколько будет клеток через пять делений?

    y= 2 ͯ

    y= 2= 32

    Эту задачу можно решить устно.

    Другая задача из области физики. Известно, что количество вещества получаемого в процессе радиоактивного распада измеряется по формуле.

    №2 Радиоактивный  распад описывается формулой

                            t/T

    m(t)= m(1/2)      , где

    m ―первоначальная масса;

    t – время распада;

    T – период полураспада;

    m – масса полученного вещества через t времени.

    Известно, что

    Т – плутония 140 суток

    m― 8г.

    Сколько получится вещества через год?

    Мы видим, что данную задачу устно решить нельзя с помощью калькулятора невозможно.

    Вступление учителя информатики:

    1)А какой программой можно это сделать? (Табличный редактор Excel)

    2) Наименьший структурный элемент таблицы? (Ячейка)

    3) Как идентифицируется ячейка? (По номеру строки и номеру столбца)

    4) Правила записи формул. (Сначала вводим знак  равно)

    Введите формулу и получите ответ.

                         365/140

    m = 8*(1/2)                = 1, 31299.

    Мир сейчас переживаем экономический кризис. Сводки с фондовых бирж, как с фронта. Займемся обывательской работой и посчитаем динамику роста вклада в банке в течение 5 лет.

    №3 a= a₀(1+𝛂)ⁿ , где

    а - первоначальный вклад;

    𝛂 - % вклада;

    n – число лет.

    Предположим, вы положили 1000 рублей. Какую сумму вы получите через 10 лет, если % вклада – 3%.

    а = 1000*(1+0,03)¹= 1000*1,03¹=1343,92

    Учитель математики.

    А теперь какие выводы были сделаны (ученики должны сделать выводы о том, что математика инструмент всех наук, а информатика инструмент математики).

            Очень важное значение для математики играет число е.

    Сообщение из Интернета в форме презентации подготовлено вашим одноклассником. (Выступление презентация  учащегося).

    Учитель информатики.

    Как построить график в Excel? (Необходимо выделить данные, зайти в «Диаграммы» и выбрать «Точечная»)

    Проведем сравнительный анализ. Построим графики функций

    у=2 ͯ; у = 3 ͯ; у = е ͯ  на интервале от -3 до 3 шаг равен 1.(работа за компьютерами) 

    X

    -3

    -2

    -1

    0

    1

    2

    3

    Y =2^x

    0,125

    0,25

    0,5

    1

    2

    4

    8

    Y = e^x

    0,049787

    0,135335

    0,367879

    1

    2,718282

    7,389056

    20,08554

    Y =3^x

    0,037037

    0,111111

    0,333333

    1

    3

    9

    27

    Проведем сравнительный анализ у=2 ͯ; у = 3 ͯ; у = е ͯ. (у = е ͯ находится между у=2 ͯ и у = 3 ͯ, но ближе к у = 3 ͯ так как 2,7 ближе к 3).

    Восстановительная гимнастика для глаз.

    Так как мы работали с компьютером, проведем восстановительную гимнастику для глаз.

    1. Сядьте на стул, расслабьтесь. Посмотрите сначала влево вверх, затем вправо вниз. Опишите глазами круг в обратном направлении. Повторите упражнение 3 – 5 раз с открытыми и закрытыми глазами.
    2. Посмотрите вверх, потом перед собой вниз. Повторите с открытыми и закрытыми глазами 5 – 8 раз.
    3. Сильно зажмурьтесь, затем быстро поморгайте 10 – 12 раз. Повторите 3- 4 раз.
    4. Закройте глаза на 1 – 1,5 минуты и постарайтесь увидеть мысленным взором милые вашему сердцу картины из прошлого и настоящего.

    Домашнее задание.

    Подведение итогов урока обеими учителями (выставление оценок).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"

    Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...

    Технологическая карта урока математики в 11 классе по теме «Геометрическая интерпретация определённого интеграла, как способ его вычисления»

    В разработке представлена технологичксая карта урока математики в 11 классе по теме «Геометрическая интерпретация определённого интеграла, как способ его вычисления», рассчитанного на 90 минут. Р...

    Интегрированный урок математики и информатики "Показательная функция"

    Урок по теме «Показательная функция».  Тип урока: урок изучения нового материала.  Цель урока: -образовательные·        обеспечить в ходе урока ф...

    Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

    Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, созда...

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МАТЕМАТИКА + БИОЛОГИЯ, 10 КЛАСС) ПО ТЕМЕ «СОБЫТИЕ И ВЕРОЯТНОСТЬ В ТЕОРИИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ»

    В школьном курсе учащиеся зачастую не видят связи между предметами, и не предполагают, что знания, полученные в одной предметной области можно применять и в другой. С помощью интегрированных уроков уч...

    Конспект интегрированного урока математики в 5 классе по теме: «Олимпийские игры и десятичные дроби»

    Презентация превысила допустимый оъем. Ее и печатную основу можно скачать по ссылке https://yadi.sk/d/tMidLHpSex3zD...

    Интегрированный урок математики и информатики в 11 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления»

    Пояснительная запискаНа интегрированном уроке учащиеся используют знания по математике и информатике, что развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности...