ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК КОМПОНЕНТА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
статья по биологии на тему

Статья о том, как специально организованная работа с учебником (чтение учебного текста, заполнение таблиц, поиск ответа на проблемные вопросы) способствует формированию универсальных учебных действий, снижает нагрузку на ученика, минимизируя домашние задания, а также участвует в развитии высших психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_garkusha.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК159.942.5

Гарькуша Н.В.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК КОМПОНЕНТА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Россия, Самарская обл., г. Тольятти,

МБУ гимназия №48

e-mail: natalvl@mail.ru

    C 2012-2013 учебного года многие учебные заведения будут переходить на ФГОСы второго поколения.  Это позволит повысить качество обучения учащихся без ущерба для их здоровья, а это самое главное. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха[4]. Как сказал И.И. Мечников «…пользование полным здоровьем  составляет очень положительное благо, которое всё более и более чувствуется с годами и которое составляет основное условие пользования другими благами» [3], [Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма.- М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996. стр. 89].

   За последние годы состояние здоровья детей и подростков в нашей стране катастрофически ухудшилось. Значительно снизилось число практически здоровых детей: по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, только каждый десятый первоклассник может считаться здоровым. К моменту поступления в школу 40% детей уже имеют нарушения осанки, 70% – кариес, 20% – дефицит веса.

    Растет число функциональных нарушений и хронических заболеваний у подростков. Половина школьников 7–9 лет и более 60% учащихся 10–11-х классов имеют хронические заболевания. Среди выпускников школ число здоровых детей не превышает 5%. За последние годы увеличилось количество заболеваний эндокринной системы – на 34,1%, психических расстройств и расстройств поведения – на 32,3%, новообразований – на 30,7%, болезней опорно-двигательной системы – на 26,4%, болезней системы кровообращения – на 20,5%.

    Отмечен рост числа учащихся, страдающих одновременно несколькими заболеваниями. По материалам НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, дети 7–8 лет имеют в среднем два диагноза, 10–11 лет – три, 16–17 лет – три-четыре диагноза, а 20% старшеклассников – пять и более функциональных нарушений и хронических заболеваний [А.В. Гурьев, старший преподаватель ИПКиПРНО Московской области, \Проблемы здоровьесбережения в школе\\ [электронный ресурс] http://bio.1september.ru/2003/29/6.htm.].

Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной в основную школу, что может быть связано с:

– возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки;

– выходом на первый план фактора оценки, отныне призванного играть главную, если не определяющую роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей за его успеваемостью;

– усложнением характера взаимоотношений «учитель – ученик» и межличностных отношений внутри класса с увеличением риска возникновения конфликтных ситуаций.

    На фоне вышеизложенного важно отметить, что переход на новые ФГОСы предусматривает снижение психических нагрузок на учащихся путём формирования у них универсальных учебных действий.  Сформированные УУД позволят учащимся одинаково хорошо осваивать многие предметы учебного курса.

  На примере преподаваемого мною предмета биологии я хотела бы показать, как целенаправленное включение в систему урока чтения, как приёма работы с учебником, позволяет формировать познавательные УУД.

      Почему именно чтение и работа с учебником заинтересовали меня? Потому, что мне хотелось снизить домашнюю нагрузку на учеников, добиться того, чтобы они осваивали материал в классе, а дома только закрепляли изученное. В нашей гимназии среднее количество уроков в день для учащихся 5-8 классов составляет 6,5 уроков (по 7 уроков  два-три раза в неделю при шестидневке). На дом задаётся большой объём заданий по всем предметам. Работа над ними составляет два-три часа во внеурочное время, что вместе со школьными уроками даёт 9-10! рабочих часов в день. Больше, чем у взрослого человека! А если ребёнок переболел, он получает индивидуальные задания по восполнению пробелов и его «рабочее время» увеличивается дополнительно. Поэтому неудивительны заболевания опорно-двигательного аппарата, органов зрения, синдром хронической усталости и т.п. у современных учеников.

    Итак, целью моего исследования, было следующее: показать положительные результаты по формированию познавательных учебных действий на уроках биологии при систематической, целенаправленной работе с текстом.

    Проводить исследование мне помогло моё второе логопедическое образование.

     На начало 2011-2012 учебного года среди шестиклассников умели работать с текстом хорошо (бегло, без ошибок читать, уметь выделять главное, пересказать, ответить на вопросы) примерно 30% учеников. У остальных учащихся наблюдались трудности в выделении главной мысли, в умении ответить на вопрос по прочитанному материалу, заполнить схему или таблицу самостоятельно.

   В течение учебного года я активно использовала на уроках биологии работу с учебником (по 5-15 минут, в зависимости от вида работы: заполнение таблицы, ответ на проблемный вопрос и т.д., но на каждом! уроке). Активное использование работы с учебником позволяла программа, по которой работает наша гимназия – «Школа 2100». Этой программой предусматривается деятельностный подход к обучению, решение проблемных задач, работа с таблицами и сериями иллюстраций. Творческие задания помогают учащимся самим найти ответ на вопрос, решить поставленную задачу или смоделировать ситуацию. Однако эти задачи решаются только при сформированном чтении, что позволяет быстро ориентироваться в тексте учебника, уметь выделять главную мысль.

    На конец 2011-2012 учебного года качество чтения учащихся существенно повысилось. Так, бегло читают, выделяют главную мысль, могут кратко, своими словами, пересказать и ответить на вопросы по прочитанному тексту примерно 80% шестиклассников. Остальные 20% характеризуются недостаточно сформированными УУД, имеют трудности в освоении математики, русского и иностранного языков, истории.

  Качество обученности по предмету биология среди шестых классов в 2011-2012 учебном году составляет 100%.  Кроме высоких оценок, положительными результатами считаю следующее:

- высокий познавательный интерес к своему предмету (кроме работы с текстом активно использую мультимедийное сопровождение уроков, проектную деятельность, лабораторный практикум, экскурсии, работу в творческих группах по подготовке к олимпиадам и конкурсам);

- отсутствие загруженности детей по биологии во внеурочное время (домашние задания дифференцированные, направленные на закрепление изученного материала, текст параграфа знаком с урока);

- сформированное умение работать с текстом, заполнять таблицы, схемы, делать самостоятельные выводы (что помогает при освоении других школьных предметов);

- обеспечение школьников возможностью сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе (за счёт использования физминуток, снижения учебной нагрузки);

-  сформированность у учеников необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (учебной программой предусмотрены и реализуются установки на здоровый образ жизни по всем параллелям с 6 по 11 классы);

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

   По ФГОСам второго поколения [Информационный портал министерства образования Российской Федерации [электронный ресурс] - http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/], формирование УУД считаю составляющей здоровьесберегющих технологий в обучении, так как они позволяют облегчить нелёгкий труд школьника по освоению учебных программ. Умение работать с текстом пригодится на всех этапах обучения, поэтому важно сформировать это умение как можно раньше.

   

Литература

  1. А.В. Гурьев, старший преподаватель ИПКиПРНО Московской области, \Проблемы здоровьесбережения в школе\\ [электронный ресурс] http://bio.1september.ru/2003/29/6.htm.

2. Информационный портал министерства образования Российской Федерации [электронный ресурс] - http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

3. И.И. Мечников. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1988.

4. Чемодурова В.И., заместитель директора МОУ «ООШ№2» г.Старый Оскол [электронный ресурс] - http://www.bestreferat.ru/referat-215035.htm

5. Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма.- М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996.-295с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку н...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (Работа в группах на уроках биологии)

Организация групповой деятельности на различных видах уроков.          Урок:1. дискуссия2. Усвоение нового материала3.«деловая и ролевая игра»4. зачёт5. се...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

«Формирование универсальных учебных действий и познавательной активности на уроках биологии и во внеурочной деятельности».

laquo;Формирование универсальных учебных действий и познавательной активности на уроках биологии и во внеурочной деятельности»....

МОДУЛЬНЫЙ УРОК – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Каждый учитель задумывался над тем как сделать так чтобы его урок, был уроком  «которого ждут». Конечно, невозможно однозначно сказать, как это сделать. Каждый из нас ищет свои пути р...

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся в системе уроков изобразительного искусства и неурочной деятельности»

Введение новых государственных стандартов в образовании вызвало массу дискуссий,  привело к серьёзному, а иногда к лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Те...

Формирование универсальных учебных действий через игровые технологии на уроках английского языка

Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не об...