Использование технических аудиовизуальных средств обучения в преподавании биологии и химии
статья по биологии на тему

Зиннатуллин Рашид Абдулхакович

Текст начного доклада в III- Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки".Конференция была организована 27-28 ноября 2015 года Казанским (Приволжским) Федеральным Университетом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование технических аудиовизуальных средств обучения в преподавании биологии и химии»

 Зиннатуллин Рашид Абдулхакович

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А.Е.Кошкина  Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

село Б.Подберезье

В условиях информатизации общества    актуальной проблемой учителей биологии и химии в современной школе является использование в учебном процессе технических аудиовизуальных средств обучения.

Целью применения технических аудиовизуальных средств является активизация мыслительной деятельности посредством реализации одного из важнейших дидактических принципов — принципа наглядности.

  Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Использование наглядных средств необходимо не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей. Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания.

         Сегодня в нашей школе достаточно технических средств, чтобы успешно применять на уроках биологии и химии. И это позволяет значительно оптимизировать учебный процесс.

        Оснащенный по современным требованиям  кабинет химии и биологии имеет в том числе технические аудиовизуальные средства обучения.

  1. Интерактивные стенды

Электрифицированный тренажерный комплекс "Анатомическое строение человека" с макетом скелета позволяет  наглядно представить анатомическое строение человека с целью приобретения, закрепления и контроля базовых знаний анатомии в области строения внутренних органов, мышц, кровеносных сосудов и костного скелета учащимися 8 класса, для подготовки  к  теоретическим  и практическим вопросам биологических олимпиад.

На уроках биологии я применяю электрифицированный модуль "Устройство микроскопа и правила работы с ним", применяю в 5-6 классах при изучении конструкции и правил работы с микроскопом, а также проведения интерактивного тестирования по данной теме на уроках. 

         Электрифицированный стенд «Строение клетки с маркерными полями» применяю при  изучении строения клетки и проведении интерактивного тестирования по данной теме на уроках биологии в 5-11 классах.

II. Цифровое оборудование.

          Систематичное и активное использование цифровых лабораторий и ИКТ на уроках биологии и химии приводит также  к повышению интереса, а значит, и влияет на качество обучения. 

         На уроках биологии и химии я применяю цифровое оборудование.

Например,  при изучении темы «Кристаллические решетки»   через цифровой микроскоп на доску проецируются аморфные и кристаллические тела. На уроках биологии  кроме  традиционных световых микроскопов также применяю микроскоп с подсветкой,  также и цифровой микроскоп, что позволяет сделать снимки и видеосъемку микропрепаратов.

 Многие биологические и химические  процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов.

На уроках химии я часто использую интерактивное учебное пособие комплект «Наглядная химия» на интерактивной доске во всех классах курса химии основной и средней школы.  

 Документ-камера и мультимедийный проектор часто использую на уроках, где необходимо обратиться к дополнительной литературе, к графикам, схемам или к табличным данным, не вошедший в учебник. Кроме того, документ–камеру применяю во время консультаций для подготовки к ЕГЭ, в частности для разбора  заданий по биологии и химии.

  Мультимедийные оборудование  позволяет сформировать в сознании учащихся целостную картину биологического или химического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

 На уроках химии и биологии, а также во внеурочное время применяю  планшетный регистратор, данные которого позволяет использовать  цифровые датчики. Например, при изучении темы  « Химические реакции в 8 классе. Примеры эндо и экзотермических реакций демонстрирую на экране в виде таблицы или в виде цифровой информации.  При изучении  факторов, влияющий на скорость химических реакций,  использую датчик температуры.

  При изучении темы «Признаки и условия протекания химических реакций»  использую pH- датчик, датчик температуры.

  При выполнении практических работ таких, как “Анализ почвы и воды”, “Измерение кислотности  почвенного раствора»  с помощью pH-датчика, определяем прозрачность воды с помощью колориметра. Все данные можно вывести на экран и обсудить выводы по эксперименту. Цифровые датчики позволяют получать информацию без участия планшетного регистратора данных при условии установки соответствующих программ на персональный компьютер. Цифровые датчики помогают проводить дополнительные факультативные и кружковые занятия, где еще больше расширяются возможности цифрового оборудования.

Во время практической работы по теме «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе» применяю электронные весы.

В кабинете химии  установлены интерактивные стенды «Периодическая система Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, оснований, кислот в воде». Эти стенды управляются дистанционно, что позволяет использовать их  наиболее эффективно.

Преподавание биологии и химии в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения.

Мною часто используются компьютерные презентации и цифровые образовательные ресурсы е-КМ- Школа на  edu.tatar.ru. Эти образовательные ресурсы позволяют использовать их на разных этапах урока. Для закрепления или проверки знаний каждая тема сопровождается тестами с ответами.

     Проецированные на экран доски интернет-ресурсы помогают ученикам и учителю работать с дополнительным источником информации, рисунками, учебным видеофильмом, схемами и т.д.

Применение компьютера на уроках стало новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.

Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;
  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Мною используются готовые контролирующие вышеуказанные программы – например: для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела или для индивидуального контроля знаний учащихся, или для подготовки к ЕГЭ и т.д. Однако в разных классах тестовые задания должны различаться, в связи с этим я использую самостоятельно составленные тесты в программах Microsoft PowerPoint или онлайн тесты на сайте (онлайнтестпад)

Кроме тестов, задания, предложенные для компьютерной проверки знаний, могут быть в виде:

  • биологического диктанта;
  • графического диктанта;
  • заданий типа «убери лишнее»;
  • «подпишите иллюстрации»;
  • «закончите предложение» и т.д.

На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение.

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне, как учителю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки, повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное, позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по биологии  и химии, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой.

Моя дальнейшая педагогическая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении биологии и химии в целях повышения качества образования, активизации познавательного интереса учащихся к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Иностранный язык - обязательный предмет учебного плана, который  изучается в течение многих лет и требует особенной методики и мастерства преподавания от учителя. Но овладение им вне сре...

Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера.

В данной статье представлены некоторые идеи, направленные на оптимизацию процесса обучения и преодоление языкового барьера....

Использование дистанционно-образовательных технологий в преподавании биологии и химии в рамках модернизации образования (из опыта работы)

Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. Поэтому в основу школьного образования положен системно-деятельностный подход, который отражен в стандартах нового поколения. П...

Дидактические возможности, типы и основные характеристики аудиовизуальных средств обучения в школе (на примере уроков химии).

Содержание статьи привлекает внимание  к проблеме внедрения аудиовизуальных средств и технологий для обучения школьников. В статье рассказывается о формах и приемах представления информации, позв...

Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках информатики

Статья о применении технических возможностей современных экранно-звуковых средств обучения в учебно-воспитательном процессе....