Использование дистанционно-образовательных технологий в преподавании биологии и химии в рамках модернизации образования (из опыта работы)
методическая разработка по биологии по теме
Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. Поэтому в основу школьного образования положен системно-деятельностный подход, который отражен в стандартах нового поколения. Приоритетом современного образования является самореализация и самообразование личности ребенка. Для достижения этого вводятся новые перспективные технологии обучения, одной из которых является обучение с использованием дистанционных технологий. Оно представляет собой новый подход к обучению, интересный, развивающийся, способствующий повышению уровня мотивации, при этом меняются формы и методы преподавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_dot_v_biologii-opyt.docx | 43.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор - Шмыкова Ирина Апполинарьевна, учитель биологии и химии МБОУ СОШ №29 г.Георгиевска, Ставропольского края
Использование дистанционно-образовательных технологий в преподавании биологии и химии в рамках модернизации образования
Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. По словам президента В.В.Путина это единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом и обеспечить достойную жизнь всем гражданам в 21 веке. В связи с этим новой целью образования является формирование креативных и социальных компетентностей, готовность к переобучению, передаче знаний и технологий. Поэтому в основу школьного образования положен системно-деятельностный подход, который отражен в стандартах нового поколения.
Приоритетом современного образования является самореализация и самообразование личности ребенка. Для достижения этого необходимо внедрение новых перспективных направлений развития технологий обучения. Одним, из которых на современном этапе являся обучение с использованием дистанционных технологий, которое уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе школы вместе с традиционными формами обучения.
Дистанционное обучение (ДО) – это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися. Технология заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, а это дает возможность привлечь все больший круг учителей щкол к освоению и использованию компьютера в своей работе. Использование дистанционных технологий позволяет наладить обратную связь в процессе обучения, повысить степень усвоения учебных, коммуникативных и личностно-адаптивных компетенций.
Обучение с помощью дистанционных образовательных технологий предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Оно представляет собой современный подход к обучению, интересный, развивающийся, способствующий повышению уровня мотивации как обучающегося, так и учителя, при этом меняются формы и методы преподавания. Обучающиеся используют новые образовательные ресурсы и проявляют деловую активность.
Особенностью содержания обучения с ипользованием дистанционных технологий является его открытость. Сеть Интернет позволяет значительно расширить потенциальную образовательную среду - ученик перестаёт быть "привязанным" к учебнику или учителю как основным источникам знаний. Главным компонентом содержания дистанционного образования является технология работы ученика с информацией, а не сама информация. От ученика требуется не столько усвоение многообразных данных по изучаемому вопросу, сколько ориентация в них.
Обучение с использованием дистанционных технологий базируется на использовании компьютера и телекоммуникационной сети. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала. Интерактивный способ обучения стал возможен в силу того, что произошла информатизация общества: компьютер и Интернет ”пришли” почти в каждый дом.
С 2004 года в нашей школе создан и работает мультимедийный центр (ММЦ), электронная библиотека которого постоянно пополняется, с 2006 года функционирует единая локальная сеть Интернет, с 2010 года школа включена в программу дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, учителя школы проходят разнообразные курсы повышения квалификации по дистанционному обучению.
Использование в биологии и химии дистанционных образовательных технологий я применяю в урочной и внеурочной деятельности:
- при планировании и проведении уроков;
- в проектно-исследовательской деятельности;
- в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- в работе с одаренными детьми;
- в работе с детьми, часто болеющими или пропускающими занятия в связи с выездом на длительный срок (на соревнования или в санатории);
- в проведении консультаций при подготовке к ГИА и ЕГЭ;
- во внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета;
- при проведении дистанционных курсов.
С января 2013 года на своем сайте http://geor-bio-11.ucoz.ru/# я создала страничку «дистанционное обучение», в которую сначала включила 8А класс по биологии по «Программе 2100», а с сентября 6 – 11 классы. На странице каждого класса вывешены тематики уроков на весь год с домашними заданиями. Если обучающийся пропустил уроки, он может в любое время зайти на сайт на страничку класса и посмотреть тематику пропущенных уроков и домашних заданий. В домашние задания включены электронные образовательные ресурсы практических и контрольных модулей. Ребята выполняют задания и высылают результвты на мой почтовый ящик в виде скриншота экрана. Кроме ЭОР практического и контрольного модулей я включаю в темы уроков ЭОР информационных модулей, что позволяет учащимся получить более глубокие и дополнительные знания по изучаемой тематике.
Проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений системно-деятельностного подхода в образовании. Она гармонично дополняет классно-урочную систему, тесно связана с практиой, стимулирует учащихся самостоятельно познавать окружающий мир, саморазвиваться и самореализоваться. Введение проектов я начинаю с детьми уже в 5 классе в курсе природоведения. Например, при проведении экскурсии по теме «Природа живая и неживая (пришкольный двор)», после проведения инструктажа класс делится на группы по 4-5 человек, каждая группа получает задание и свой участок щкольного двора, на котором она работает. Отчет по экскурсии ребята создают в электронном виде с использованием фотографий места проведения экскурсии, растений, животных, элементов неживой природы, встречающихся на участке и краткого описания растения или животного. При оформлении отчета ребята общаются друг с другом и со мной через электронную почту или социальную сеть «одноклассники.ру». Я показываю, как прикрепить и отправить файл с отчетом по электронной почте, если есть недоработки, вместе с детьми редактируем работу. Выполнение такого проекта требует много времени, т.к. у детей нет еще навыков работы с компьютером и сетью Интернет. Однако это позволяет развивать у ребят коммуникативную и инфармационную компетентности, что является очень важным в рамках современной школы.
В старших классах ребята занимаются индивидуальными проектами по различным темам биолого-химической направленности. Очень популярны мини-проекты, выполненные в виде презентаций в Power Point к урокам: «Акулы. Скаты. Химеры», «Аквариумные рыбки», «Бабочки», «Двоякодышащие рыбы», «Воробьинообразные», «Непарнокопытные», «Витамины», «Закаливание и его значение», «Влияние курения на здоровье», «Работы Мичурина по селекции», «История развития генетики», «Химические волокна», «Полисахариды», «Каучук», «Белки» и другие. При выполнении таких проектов моя роль – это учитель-консультант. Мы общаемся через электронную почту и Скайп., а так же ребята могут задать вопросы, используя мини-чат на моем сайте http://geor-bio-11.ucoz.ru/#. Если ребенок работает в данном направлении в системе, то к старшей ступени образования у него практически не возникают трудности в поиске информационных источников, оформления презентации и представления своего проекта. Однако большинство школьников слабо включаются в работу по созданию проектов-презентаций, поэтому при обучении на третьей ступени образования у них возникают трудности.
В 2012-2013 учебном году в профильной группе 11 класса проведение элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность» было основано на использовании дистанционных технологий обучения биологии. В курсе использовались технологии учебного проектирования и исследовательского обучения, которые являются технологиями деятельностного подхода, что и соответствует программе модернизации образования.
С февраля 2011 года я работаю по программе дистанционного обучения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Центра образования «Технологии обучения» Московского института открытого образования (http://iclass.home-edu.ru/).
Учебный год | ФИ учащегося | Класс | Школа | Предмет |
2010-2011 | Исаев Али | 4 | МБОУ СОШ №29 | Русский язык |
Чесноков Владислав | 7 | МБОУ СОШ №29 | Биология: Животные. | |
Якимов Владислав | 8 | МБОУ СОШ №29 | Биология | |
2011-2012 | Исаев Али | 5 | МБОУ СОШ №29 | Естествознание |
Чесноков Владислав | 8 | МБОУ СОШ №29 | Биология | |
Якимов Владислав | 9 | МБОУ СОШ №29 | Биология: Общие закономерности жизни | |
Смирнов Константин | 10 | МБОУ СОШ №6 | Общая биология | |
2012-2013 | Савельев Олег | 5 | МБОУ СОШ №29 | Естествознание |
Исаев Али | 6 | МБОУ СОШ №29 | Биология: Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. | |
Чесноков Владислав | 9 | МБОУ СОШ №29 | Биология: Общие закономерности жизни | |
Якимов Владислав | 10 | МБОУ СОШ №29 | Общая биология; Органическая химия | |
Смирнов Константин | 11 | МБОУ СОШ №6 | Общая биология | |
Галустян Алина | 9 | Гимназия №2 | Биология: Общие закономерности жизни; Неорганическая химия | |
Чеботаев Даниил | 11 | МБОУ СОШ №4 | Общая биология; Общая и неорганическая химия |
В начале учебного года составляю единое тематическое планирование с учетом часов, отведенных на индивидуальное обучение по данному предмету на дому для каждого ребенка и расписание занятий. Уроки проводятся через Skype и видеосвязь. Я не только слышу и вижу ребенка, но и могу проследить за выполнением письменного задания во время урока. Дистанционные уроки включают в себя лекционный материал, видеоролики, флеш-анимации, интерактивные задания, виртуальные практические работы, тесты в системе of-line и on-line. На выполнение теста в ходе урока дается 2 попытки и выставляется средняя оценка. По окончании четверти или полугодия проводится контрольное тестирование, на которое дается только одна попытка. Выполнение домашнего задания связано с отправкой не только электронного файла, но и бумажного носителя через сканирование и прикрепление его к заданию. Если задание выполнено с ошибками или не полностью, то ребенок после проверки и замечаний учителя может отредактировать и отправить повторно свою работу.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, обеспечить освоение ими основной общеобразовательной программы начального, основного общего и среднего общего образования в полном объеме.
Анализ учебной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Учебный год | ФИ учащегося | Класс | Предмет | Итоговая оценка |
2010-2011 | Исаев Али | 4 | Русский язык | 5 |
Чесноков Владислав | 7 | Биология: Животные. | 4 | |
Якимов Владислав | 8 | Биология | 3 | |
2011-2012 | Исаев Али | 5 | Естествознание | 5 |
Чесноков Владислав | 8 | Биология | 4 | |
Якимов Владислав | 9 | Биология: Общие закономерности жизни | 3 | |
Смирнов Константин | 10 | Общая биология | 4 | |
2012-2013 | Савельев Олег | 5 | Естествознание | 5 |
Исаев Али | 6 | Биология: Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. | 5 | |
Якимов Владислав | 10 | Общая биология; Органическая химия | 4 3 | |
Смирнов Константин | 11 | Общая биология | 4 | |
Галустян Алина | 9 | Биология; Общие закономерности жизни; Неорганическая химия | 5 5 | |
Чеботаев Даниил | 11 | Общая биология; Общая и неорганическая химия | 4 4 |
Следующим направлением для реализации дистанционных технологий является работа с одаренными детьми. Каждый учитель стремится привлечь все больший круг детей в свой предмет. Главной целью моей педагогической деятельности является создание условий для подготовки школьника к непрерывному образованию и развития его конкурентоспособности в современных рыночных условиях. А этому способствует привлечение ребят к участию в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах и проектах краевого, российского и международного уровнях:
- Всероссийская дистанционная игра по биологии «Biocom»,
- Всероссийский сетевой проект «Юные Тимирязевцы»,
- Всероссийские олимпиады школьников МГУ «Ломоносов» и «Будущие исследователи – будущее науки»,
- Общероссийская олимпиада «Интелект»,
- Всероссийские конкурсы «Мультитест» и «Олимпус» по биологии и химии,
- Международная Олимпиада по основам наук (г.Екатеринбург).
В марте 2013 года мы с группой ребят впервые приняли участие в Международном конкурсе презентаций на английском языке «Global Science» - 2013». На конкурс были представлены четвре исследовательских проекта: «North Ossetia Wildlife Park» - Леонченко Е. (8 класс), «Water Resources of Stavropol Region» - Бабаевой К. (9 класс), «The Quality of the market milk in the town of Georgievsk» - Дряевой К. (9 класс) и «Quality of drinkable water in town of Georgievsk and Georgievsk district, Stavropol region» - Ефановой В. (11 класс). Все проекты удостоены Дипломами победителей второй степени.
Ежегодно мы с детьми участвуем в научно-исследовательской деятельности экологической направленности. В 2012 – 2013 учебном году авторы пректов «Изучение качества питьевой воды, поступающей через систему водоснабжения города Георгиевска» - Ефанова В. и Строева О. (11 класс) и «Изучение влияния моющих средств на развитие микрофлоры» - Горохов И. (8 класс) и Горохова Ю. (7 класс) награждены дипломами «Хранители Земли» 5 ступени (3 место) на IX Всероссийском конкурсе научно-исследовательских проектов «Человек на Земле». Участие детей в таких мероприятиях не только расширяет и углубляет знания и умения по предмету, но и способствует совершенствованию их ИКТ-компетентности.
При освоении учебных программ с использованием дистанционных технологий, у учащихся формируются навыки творческого, критического мышления, в значительной степени повышается уровень ИКТ- компетентности. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Возможности дистанционных образовательных технологий при обучении биологии позволяют шире и глубже использовать образовательный потенциал учебного предмета, ведь целью становится не обучение готовым фактам и действиям, а ориентаци в биологическом материале, в первую очередь с помощью публикаций научного и научно-популярного характера, энциклопедической литературы. При этом активизируется познавательная функция обучаемых, обеспечивается максимальный самоконтроль при оперативной обратной связи с преподавателем-куратором. Спецификой такого обучения биологии является опора на средства наглядности, акцент на изучение первоисточников – биологических трудов, статистических, фотографических, справочных материалов.
Неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа, которая позволяет углубить предметные знания, развить интересы, склонности и способности учащихся. С этой целью в предметные недели проводятся интеллектуальные игры, КВНы, блиц-турниры, экологические беседы и акции при подготовке и организации которых используются дистанционные технологии. Среди мероприятий, проведенных в рамках предметных недель хочется отметить следующие: «Правильное питание – залог здоровья» - крок-КВН, «Курение – польза или вред?» - лекция-беседа, «Алкоголизм и гаркомания – это привычка или заболевание?» - конференция, «Выбираем здоровый образ жизни» - репортаж и другие.
Использование дистанционных образовательных технологий перспективно для реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, консультаций по подготовке к ГИА и ЕГЭ, обеспечивает учащихся разнообразными современными средствами обучения:
- компьютерные обучающие программы:
http://www.bestfree.ru/s_obraz.php, http://www.softp.ru/i197803, http://playslon.ru/index.php?newsid=993,
http://katushka.net/groups/other/2245/
- электронные учебные пособия:
http://www.alleng.ru/edu/bio4.htm,
http://elkniga.ucoz.ru/index/biologija/0-106, http://www.labstend.ru/site/index/uch_tech/index_full.php?mode=full&id=297&id_cat=598, http://314159.ru/ebio.htm, http://kurokam.ru/load/predmety/biologija/31;
- компьютерные системы тестирования и контроля знаний:
http://ege.yandex.ru/biology/,
http://www.samsdam.net/biology/,
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Section/Biology-8/Default.aspx,
http://www.alleng.ru/edu/bio2.htm,
http://www.banktestov.ru/test/education/biologiya/,
http://www.uchportal.ru/load/78,
http://school-collection.edu.ru. http://www.moeobrazovanie.ru/sobitiya/online_test/biologiya/;http://fcior.edu.ru/.
- электронные справочники:
http://www.ph4s.ru/book_ab_sprav.html,
http://nashol.com/tag/spravochnik-po-biologii/,
http://4ege.ru/biologi/555-spravochnik-shkolnika-po-biologii.html;
- учебные аудио и видеоматериалы:
http://video.yandex.ru/#!/search?text,
http://interneturok.ru/ru/uroki-biologii,
http://www.qibet.ru/kniga/uchebnik.
Перечисленные средства обучения безусловно способны повысить качество знаний обучающихся, ускорить изучение, усвоение учебного материала и контроля знаний, дают неоспоримую возможность в подготовке к ГИА и ЕГЭ. Об этом говорят результаты, полученные при сдаче экзамена по биологии в выпускных классах в этом году:
Результаты государственного итогового экзамена (ГИА) по биологии
за курс основной школы в 2013 году
№ | ФИ учащегося | Набранный балл | Набранный % | Оценка |
1 | Дряева Кристина | 41 | 95,3 | 5 |
2 | Корочинская Валерия | 41 | 95,3 | 5 |
3 | Космычев Владимир | 39 | 90,7 | 5 |
4 | Ромашкин Дмитрий | 34 | 79,1 | 4 |
5 | Чеботарев Кирилл | 39 | 90,7 | 5 |
6 | Чесская Маргарита * | 21 | 48,8 | 3 |
(* обучающаяся практически не посещала консультаций и пропускала занятия по подготовке к ГИА)
Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии в 2013 году
№ | ФИ учащегося | первичный балл | Тестовый балл |
1 | Байметова Татьяна | 51 | 70 |
2 | Ефанова виктория | 62 | 84 |
3 | Каракай Надежда | 44 | 63 |
4 | Колесников Игнат | 66 | 93 |
5 | Кукатова Виктория | 52 | 71 |
6 | Павлова Кристина | 48 | 67 |
7 | Пожидаева Вера | 52 | 71 |
8 | Смирнов Александр | 53 | 72 |
9 | Шерстнева Анна | 46 | 65 |
В феврале 2012 года я прошла курсы повышения квалификации по теме «Программы повышения квалификации региональных тьютеров основной школы – химия и биология для тьютеров». В апреле как тьютер провела курсы по программе дистанционного обучения учителей химии города и района по теме «Знакомство с электронными образовательными ресурсами» (для химиков).
В своей учебно-методической деятельности я постоянно применяю дистанционные технологии, повышаю ИКТ-компетентность. В этом мне помогает участие в форумах и веб-семинарах с российскими коллегами на сайтах - http://tana.ucoz.ru/load/237, http://nsportal.ru/user/104086). Так же я являюсь участником видеоконференций и интернет-семинаров, проводимых Всероссийским интернет-педсоветом в рамках Второго Международного фестиваля деятелей образования.
Хочу отметить преимущества дистанционного обучения и использования в работе дистанционных образовательных технологий:
- во-первых, это более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
- во-вторых, это повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование компьютерных обучающих образовательных программ, электронных пособий и тестирующих систем;
- в-третьих, это оперативное обновление и пополнение методического обеспечения учебного процесса;
- в-четвертых, это доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
- в-пятых, это возможность редактировать выполнение практических и контрольных заданий для достижения высокого результата, умение лучше, разумнее планировать свое время в процессе обучения;
- в-шестых, это повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
- в-седьмых, это практичность обучения, т.к. обучающиеся могут напрямую общаться друг с другом при выполнении групповых проектов, а так же с преподавателем и задавать ему вопросы, возникающие в процессе обучения.
Дистанционное образование и обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
Литература
1. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.
2. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение, каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
3. Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании. http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm
4. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006