Использование информационно-коммуникативных технологий в подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку (из опыта работы)
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Кочура Надежда Григорьевна

Опыт работы с компьютером, наблюдения и знакомство с разнообразными программными продуктами привели к выводу: компьютер может помочь учителю сделать урок динамичным и результативным, но именно учитель, составляя свой собственный сценарий урока, должен продумать методические приемы, составить образовательные карты, учитывая достоинства и недостатки той компьютерной программы, которую собирается применить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

г.Нижневартовск

МБОУ СОШ №22

Использование информационно-коммуникативных технологий в подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку

 (из опыта работы)

      Автор: учитель русского

            языка и литературы

Кочура Надежда Григорьевна

                                                           2012 год

   

    Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Введение

              В продолжение последних лет Министерством образования РФ проводятся выпускные экзамены в 11 классе в форме ЕГЭ.
Несомненно, что успех сдачи экзамена зависит от множества причин
. 
А что же зависит от учителя?
ЕГЭ требует обобщения знаний по предмету, умения организовать работ
у.  Из опыта известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, необходимо научиться сдавать экзамен.

Цель проведения уроков русского языка в старших классах — повторение курса русского языка в старшем звене, а самое главное — подготовка к ЕГЭ.
Первая главная задача учителя — научить сдавать тест.
Для этого необходимо ознакомить учащихся со структурой ЕГЭ. Вторая главная задача — психологически настроить ученика на сдачу экзамена в ситуации стресса.

Планирование работы
      Большую роль, конечно же, играет планирование работы. Знакомство с учащимися 10 класса начинается с выяснения того, что знают учащиеся, пришедшие в 10 класс.
    Для этого провожу безоценочный диагностический тест за курс 5-9 классов. Результат сообщается учащимся. В ближайший период времени необходимо выяснить наиболее «западающие» темы, разделив учеников на группы с высоким, средним и низким уровнем подготовки. На первых же уроках ученики знакомятся с формой проведения ЕГЭ, материалами для подготовки к ЕГЭ  (издательство «Интеллект-центр»), даются комментарии учителя по каждой части, представлятся диски, пособия и т.д., имеющиеся в кабинете, в школьной библиотеке; даются комментарии к учебникам, которые используются при подготовке к экзамену. Ученики получают информацию о примерном плане подготовки к ЕГЭ (на изучение русского языка предполагается в 10-м и 11-м классах 2 часа в неделю (1+1).  Большую роль играют в этом информационно- коммуникативные технологии.

I.Применение компьютерных программ и электронных учебников на уроках русского языка  

      Компьютер проник во все сферы человеческой деятельности и теперь активно входит в школьную жизнь, помогает создать подлинную
познавательную мотивацию, без которой невозможно успешное обучение в школе. Но вместе с его появлением в школе возникли и вопросы: “Чему учить?”, “Как учить?”
       Как его использовать рационально, как заставить его работать на учителя и учащихся так, чтобы он не стал модным украшением кабинета? Как организовать работу с  компьютером в классе наполняемостью 25 человек? На каких уроках в нем не будет необходимости и на каких он нам очень поможет? Какие программы, программно-методические комплексы можно и нужно использовать и от каких лучше отказаться? Может ли учитель сам с помощью компьютера создавать дидактический материал, если накоплен большой текстовый, иллюстративный материал, который выгоднее было бы представить в обучающей программе?
      На эти вопросы я и попытаюсь ответить в своем выступлении. Это вопросы, с которыми сталкивается в повседневной практике учитель. Курсы повышения квалификации, методическая литература в какой-то степени подсказывают ответ, но самые важные “открытия” дает практика: уроки, семинары, общение с коллегами, совместные с учениками проекты, их  презентации и др. Какие же выводы подсказывает практика?
      Необходимо преодолеть ограниченный взгляд на компьютер лишь как на некое техническое средство обучения. Не секрет, что многие преподаватели используют компьютер только для демонстрации отдельных слайдов, текстов, хотя можно было бы организовать простую работу с репродукциями картин, иллюстрациями и текстом в книге, избежав неразумной траты времени. Роль компьютеров может быть намного шире, что связано с такими его принципиально важными возможностями, как:
- естественным образом достигнутая оптимизация темпа работы ученика; ---легко достигаемая уровневая дифференциация обучения;
- перевод учащегося в категорию субъекта обучения, ибо программа требует
от него активного управления;
- появление возможности моделировать, создавать с помощью компьютерной анимации на уроке игровую познавательную ситуацию;
- обеспечение урока материалами из удаленных источников, пользование средствами телекоммуникаций;
- повышение у большинства детей мотивации учебной деятельности, так как диалог с программой приобретает характер учебной игры;
- наличие обратной связи;
- обеспечение динамической наглядности.
      Известно, что обучаемый с первого раза запоминает лишь четверть услышанного, треть увиденного. При комбинированном воздействии на слух и зрение запоминается половина. А при вовлечении обучаемого еще и в активные действия (например, при использовании интерактивных мультимедиатехнологий) доля усвоенного может составить 75%. Таким образом, компьютерные технологии значительно повышают эффективность самостоятельной работы, не исключая при этом традиционной формы обучения, предполагающей живое творческое общение.


II.
Из опыта работы по внедрению новых информационных
технологий на уроках русского языка и литературы. Методы и приемы.
     
Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объём работы, которую необходимо осуществить для приобретения учащимися соответствующих умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника или из другой учебной книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо грамматических заданий и многое другое. Сегодня, с приходом в школу компьютера, появилась возможность интенсифицировать преподавание русского языка, повысить темп современного урока, увеличить объём коммуникативных упражнений, активизировать познавательную деятельность учащихся за счёт сокращения затрат времени на другие виды работ, как, например, различного рода списывания, - эту задачу значительно облегчает использование компьютера.      Какие же выводы по методике применения информационно-компьютерных технологий на уроке сделаны? Собственный опыт общения с компьютером, наблюдения и знакомство с разнообразными программными продуктами привели к выводу: компьютер может помочь учителю сделать урок динамичным и результативным, но именно учитель, составляя свой собственный сценарий урока, должен продумать методические приемы, составить образовательные карты, учитывая достоинства и недостатки той компьютерной программы, которую собирается применить. Приведу примеры из практики.
      Во-первых, применение компьютера максимально уплотняет урок. И для того, чтобы учащиеся, с одной стороны, не уставали, а с другой - не теряли времени даром, стараюсь разнообразить урок, создавать проблемные ситуации, привлекать творчество учащихся.
      Во-вторых, стараюсь не “перегрузить” учащихся работой с компьютером. Чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, а не пользу.

       В-третьих, использую групповой метод работы.
Класс делится на две группы. Одна работает с компьютером, другая, на местах, занимается повторением, выполнением письменных и устных  упражнений, работой у доски - разбором нетипичных случаев и другими видами работы, требующими рассмотрения с участием учителя. Групповой метод применяю на контрольных уроках с использованием контрольных заданий или программ-контролеров.
      Контрольные работы на основе компьютерного тестирования не рассчитаны на выполнение их в течение всего урока. Обычно с ними можно справиться за 12-15 минут. В данном случае класс можно разделить на З группы: 1 - слабо подготовленные учащиеся, II - учащиеся низкой мотивации, III - учащиеся с высоким уровнем мотивации.
Учащиеся III группы выполняют контрольные упражнения, затем творческое задание поискового характера или упражнение по развитию речи.
С учащимися 1 и 2 групп ведется подготовительная работа: проверка домашнего задания, выполняются дополнительные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.
После выполнения контрольных упражнений III группой учащиеся II группы переходят на их место и работают с компьютером. Учащиеся 1 группы приступают к выполнению контрольных упражнений в последнюю очередь. В это время II группа работает над индивидуальными заданиями, предложенными учителем. В конце урока собираются данные о выполнении работы.

      Компьютер помогает организовать и внеаудиторную зачетную работу. В этом случае учащиеся делятся по группам. Контроль ведется в просмотре специальной тетради, где ученик фиксирует результаты работы и отмечает темы, в которых допустил ошибки. При необходимости ученик возвращается к программе для работы над ошибками. Хорошая программа ведет статистику ошибок, поэтому имеется возможность проанализировать количество ошибок, допущенных каждым учеником.
Возможна и такая форма работы, как парная работа с текстовым редактором: один ученик начинает текст, другой заканчивает его; затем следует совместное обсуждение и редактирование.
      Следующая форма организации уроков с применением компьютерных технологий - открытая форма занятий (работа по учебному плану - работа индивидуальная, в паре, в группе, работа с диском «Репетитор по русскому языку»,  работа над проектом, где знания добываются самостоятельно).
Использование компьютера на уроках русского языка требует определенной технологии построения уроков.
Обязательными компонентами уроков с применением ПМК (программно-методических комплексов) и КП (компьютерных программ) должны стать:
1. Пропедевтический (мобилизация внимания учащихся, психологическая подготовка к восприятию материала урока, подготовка к работе с компьютером, инструктаж по технике безопасности, установка на успех выполнения работы).
2. Ситуация “мозгового штурма” (использование тестов-тренажеров разных уровней сложности). Программа “Русский язык. Базовый курс” (Электронный репетитор - тренажер), например, содержит задания 5 уровней сложности, что позволяет организовать дифференцированную работу по решению тестов. На этапе “мозгового штурма” проводится актуализация изученного материала, его повторение и закрепление. Учитель диагностирует уровень ЗУН учащихся по определенной теме или определенным разделам.
3. Организация творческой деятельности учащихся. (Развитие речи - неотъемлемая часть уроков русского языка. На данном этапе приносит свои неплохие результаты работа с программой “Шедевры русской живописи. 33 интерактивных видеоурока” (в 5-7 классах, например, звуковая лекция-экскурсия по картине с последующим сочинением), “Подготовка к ЕГЭ” (в 8-11 классах - комплексный анализ текста с последующим сочинением). Необходимо добавить, что компьютерные программы содержат множество заданий по лексике и фразеологии, по конструированию текста, его расширению и пр.
4. Контрольно-оценивающий этап (здесь предполагается провести контрольное тестирование. Программы «Тесты по орфографии. I С», «Тесты по пунктуации. I С» содержат множество таких тестов со статистикой ошибок.

Роль компьютера в подготовке к ЕГЭ
        Как отмечалось выше, нет сомнения в том, что информационно-коммуникативные технологии активизируют познавательный интерес учащихся, повышают уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, оказывают существенную помощь в подготовке к ЕГЭ. Однако необходимо проводить эту работу с 5 класса. При подготовке к ЕГЭ не вызывает особых затруднений подбор заданий по орфографии и пунктуации. Компьютерные программы молчат относительно части (С) ЕГЭ. Учителю приходится самому составлять задания. Что ожидает ученика после того, как он выполнил предварительные задания: определил тему, идею, стиль текста, отметил художественно-изобразительные средства? Соединить свои ответы - написать сочинение. Самое трудное - начать сочинение и закончить его. Проводим работу по каждой структурной части сочинения поэтапно (отдельно над вступлением, на другом уроке над основной частью, далее - над заключением). Ученику предстоит грамотно выстроить текст сочинения, применить все, что он знает о грамматических и смысловых связях предложений в тексте. Приведу пример фрагмент урока по отработке этой темы в 11 классе.
Анализ текста.
Учитель:
-Вы уже осознали, что написать ёмкое, исчерпывающее вступление - это ещё не всё. Нужно подумать и о том, как связать части сочинения. Давайте вспомним, какими средствами достигается связь между предложениями текста? Сейчас вам предстоит диалог с компьютером. В заданиях есть прочерки. Вам необходимо вставить правильные ответы. Если ответ правильный - программа пойдет дальше, если нет - обращайтесь за помощью к товарищам, ко мне или к программе.
На мониторах:
Компьютер. Все виды связи между предложениями можно поделить на 2 большие группы:
Ученик:
- Связи по типу зацепления и повторы.
Компьютер. В связи по типу зацепления какой-либо элемент одного предложения указывает на элемент другого, как бы зацепляется за него. Таким образом передаётся смысл от одного предложения к другому. По данным примерам определи самые распространенные средства зацепления:
1. Автор поднимает глобальную проблему времени. Он говорит о милосердии, сострадании.
2. Герой текста заставляет о многом задуматься, многое переосмыслить. Такие люди всегда считались “солью земли”.
3. Писатель рассказал своим современникам о той стороне жизни поэта, о
которой было мало известно. А нам - о пушкинском понятии чести и долга. 4. Во-первых, сложно согласиться с автором, утверждающим, что “дружба - это  работа”. Во-вторых, вызывает сомнение тезис о том, что…
5. Рассмотрим поставленные автором проблемы. Сначала обратимся к вопросу ..., потом...
6. В цитате, использованной автором текста, уже заявлена тема статьи.
7. Писателя поразил этот факт. Я тоже впервые задумался над
удивительными свойствами воды.
- Ответ.
Ученик.
1. - личные местоимения;
2. - указательные местоимения;
3. - эллипсис;
4. - вводные слова;
5. - наречия времени;
6. - адресные отсылки;
7. - слова тоже, также.
(В случае неверного ответа на мониторе появляется: “Подумай!”

 Компьютер: - Второй тип связи
Ученик: - Повторы.
Компьютер: - Повторы могут быть
- лексическими;
-грамматическими;
-синтаксическими;
-смысловыми или семантическими.
Компьютер:
- Найди их в предложениях.
Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях?
Ученик. Лексический повтор
«кто». Грамматический повтор «любовался, восторгался, замирал». Синтаксические вопросительные предложения. (Компьютер считывает здесь конкретные ответы, поэтому объяснение не обязательно). 
Учитель. А теперь потренируемся. На экране вы видите текст С. Аксакова (учитёль сам читает текст).
(1) В эту же зиму узнал я и горячо полюбил Писарева, который находился ещё в университетском благородном пансионе, впрочем, это было только за полгода перед выпуском воспитанников. (2) Он участвовал в наших спектаклях, хотя сценических способностей у него было мало. (3) Несмотря на восемнадцатилетнюю молодость, блестящий острый ум Писарева был уже серьёзен и глубок. (4) Вся пансионская молодёжь признавала его превосходство, и все, кто его знал, смотрели на Писарева как на будущего славного писателя; его проза и стихи превозносились не только товарищами и начальством пансиона, но и всеми; театр, литература были его призваньем, страстью, жизнью. (5) С первого свидания Писарев почувствовал искренность моего участия и полюбил меня как брата; все время, свободное от классного ученья, он проводил у меня в доме. (
6) Писарев имел раздражительный, но сосредоточенный характер: внешнее выражение у него было тихо, спокойно и холодно даже тогда, когда он задыхался от внутреннего волнения .... (И далее см. по Сборнику заданий ЕГЭ по русскому языку / Экзамен, 2005г.
       Далее учащимся предлагается вариант сочинения-рассуждения (на дискете) и задания:
1. Среди предложений 1-5 найди такие, которые связаны с предыдущим с помощью личного местоимения, укажи их номера.
2. Среди предложений 3-7 найди предложения, которые связаны с предыдущим с помощью лексического повтора, укажите номера этих предложений.
3. Среди предложений 7-10 найди предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения.
В процессе выполнения задания дома ученик сможет проверить правильность ответов, “вбитых” на дискету. Своё задание он выполняет на дискете, для того чтобы на следующем уроке его текст (вернее, сочинение-вступление и основная часть) мог быть спроецирован для анализа на экран при помощи мультимедиапроектора. Таким образом, подготовка к ЕГЭ - работа длительная и систематическая с разнообразными вариантами использования
компьютера.

VI.Компьютерные программы, программно-методические
комплексы по русскому языку и основные требования к ним

        Появилось множество учебных компьютерных программ, что снимает проблему компьютерного обеспечения учебных программ. Назову лишь некоторые из активно используемых компьютерных программно-методических комплексов:
- “Русский язык. Начальная школа. Семейный наставник” для 2, 3, 4 классов.
- “Русский язык. Средняя школа. Семейный наставник” для 5, 6. 7 классов   НП 000 “ИНИССОФТ”, 2001 год.
- “Тренажёр по русскому языку” 000 “Равновесие - Медиа”, 2001.
- “Курс русского языка. (Базовый)” Электронный репетитор-тренажёр. (Медиа Хауз, 2001 год.
- “IС: Репетитор. Русский язык. Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей” ЗАО “I С”, 2002.
- “Тесты по орфографии” АОЗТ “I С”, 2000.
- “Тесты по пунктуации” АОЗТ “I С”, 2000.
- “Шедевры русской живописи. 33 интерактивных видео урока”, “Кирилл и Мефодий”, 2002.
- “Фраза” (Программа-тренажер по русскому языку), 2002.
и многие другие.

     Не ставлю своей целью проанализировать каждую из этих программ. Не все из них можно назвать идеальными, у каждой программы есть свои плюсы и минусы. Но хотелось бы обратить внимание на программно-методический комплекс “Семейный наставник” НБ “Инис-Софт” (классы 2-3-4-5-6-7). Это серия обучающих программно-методических комплексов, которые при установке интегрируются в одно целое. Главный модуль программы - “Наставник” предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи учащемуся индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.
       Основу каждого обучающего комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков. В окне программы представлены разделы “диагностика” (диагностические тесты), “Коррекция” (устранение пробелов в знаниях), “Рекомендации” (рекомендации программы по устранению пробелов), “Работа над ошибками” (программа собирает и систематизирует ошибки, предлагает работу над ними), “диктанты” (комплекты диктантов по темам в режимах “звук”, “проверка”, “правка”), “Уроки и экзамены” (поэтапное прохождение учебного курса, а также цветовая шкала усвоения учебного курса).
Справочник программы состоит из 6 разделов:
1. введение;
2. фонетика и графика (10 теоретических правил-справок);
3. лексикология и фразеология (14 правил);
4. грамматика (словообразование, морфология, синтаксис);
5. орфография (72 правила);
6. словарь терминов.
    Технология работы с программой достаточна проста. Комплекс предназначен для индивидуальной работы дома, но применяю его с успехом на уроках повторения и закрепления материала, а также для проведения контрольных тестов (программа ведет статистику ошибок). Следует отметить, что содержание комплекса отвечает требованиям программы по русскому языку. Достаточно сказать, что только в подпрограмме “Коррекция” по разделу “Имя существительное”, представляющей 35 тем, среди которых, к примеру:
- образование конкретных и отвлеченных существительных;
- неявное употребление множественного числа в предложении;
- определение падежа существительного и др.
    На каждую тему программа предлагает от 14 до 48 заданий, ведет подсчет ошибок (всего:- ; верно:- ; ошибок:- ; осталось заданий- .) и выдает в конце работы результаты.
   Представлены разные формы режима работы: контроль, изучение, фиксированный тренинг, произвольный тренинг, фиксированный самоконтроль, произвольный самоконтроль, самоконтроль с поощрением. Последнюю форму любят пятиклассники и шестиклассники: после каждого ответа программа анимационно оценивает работу ученика: либо звучат фанфары, либо падает сдувшийся шарик (версий много).
Преобразилась и программа “Репетитор”. Став “Репетитором I С”, она завоевала большое количество пользователей. Эта программа
предназначена для учащихся 8-11 классов. Появились игровые элементы, программа стала более легкой в использовании. “Репетитор” может использоваться:
1. на специальных зачетных уроках (тестовый материал);
2. на уроках, связанных с написанием диктантов, так как идет звуковое и визуальное сопровождение с экрана компьютера;
3. на обычных уроках русского языка, когда в структуру урока включаются отдельные упражнения. Отрадно отметить, что часть тем дается в большем объеме и на более серьезном уровне, чем в обычной школьной программе.
Например, в III разделе “Речь” темы представлены так:
- виды речевой деятельности: говорение и аудирование, письмо и чтение;
- речь диалогическая и монологическая, качество хорошей речи:
- информативность, уместность, выразительность;
- русский речевой этикет;
- текст как речевое произведение;
- смысловая и композиционная целостность текста;
- последовательное расположение частей текста;
- тип текстов по функционально-смысловым особенностям и стилям речи.
Несомненным достоинством данных программ является органическая связь и
сочетаемость с традиционными, проверенными временем методами и
приемами обучения, что существенно облегчает их применение в школьной
практике.
     В то же время нельзя пройти мимо некоторых негативных моментов в
характеристиках программ:
- для массовой школы, которая ограничена в материальных возможностях,
немаловажно наличие программы, которую можно было бы размножить; некоторые вопросы сформулированы не совсем корректно, предполагают двусмысленность ответа;
- помимо ошибок в прохождении учебных тестов программой фиксируются еще и технологические ошибки (ошибки работы с программой), что искажает картину результатов;
- некоторые определения и правила оторваны от школьной программы, не совпадают в трактовке с материалом школьных учебников. Возникают своеобразные “ножницы”, мешающие учащимся достигать эффективных результатов в работе;
- перегруженность программы элементами управления делает информацию малодоступной;
не обеспечивается в полной мере развитие речевой, графической, письменной культуры учащихся;
- материал подается в условной форме, сильно сжатой и однообразной;
- материалы программы, как правило, рассчитаны на использование на этапе закрепления, повторения, контроля; не предусмотрена возможность их использования на разных этапах урока.
     Как видим, недостатки у компьютерного обучения есть, но достоинств, несомненно, больше. Какие задачи надо в этой связи решить?

Первое - учителю необходимо выработать критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по конкретным учебным темам. Второе - внимательно изучить методические рекомендации, составленные разработчиками программ, выработать свою методику, следуя указаниям.
    Опыт работы с программными средствами, электронными учебниками  позволяет сделать определённые выводы относительно построения оптимальных программ по русскому языку. Каждый конкретный урок или этап обучения требует своего типа программных средств. Так, на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволяет в доступной, наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. На уроках закрепления хорошо использовать программы-тренажёры для закрепления теоретических знаний, развития необходимых навыков. На контрольном уроке персональный компьютер может досконально проверить, насколько ученик усвоил пройденный материал.            Следует отметить, что современные школьники интересуются инновационными технологиями, отлично разбираются в компьютерных программах и сами составляют алгоритмы, тесты, презентации в программе Роwег Роint, которые можно использовать на этапе первичного ознакомления с орфограммами и пунктограммами в 5-8 классах и самостоятельной отработки орфографических и пунктуационных навыков учащихся. 
     
Компьютерная тестирующая программа “Лингвист” способствует более глубокому пониманию изучаемого материала, навыков решения сложных лингвистических задач. Эта разработка применяется мной наряду с традиционными программами и оказывает существенную помощь при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку, так как в ней представлен материал, вызывающий наибольшие трудности. Структура электронного пособия “Лингвист”:
1. Блок теории (представлены основные разделы лингвистики).
2. Блок заданий и тестов.
3. Блок “Словарь”.
4. Блок “Примерное планирование спецкурса “Олимпиадные задания по русскому языку”.
Задачи данного электронного пособия:
- способствовать более глубокому и прочному усвоению изученного на уроке материала;
совершенствовать навыки лингвистического анализа;
- повышать уровень языкового развития школьников;
- ознакомить с примерами, иллюстрирующими языковое явление;
- сформировать навыки решения сложных лингвистических задач;
- воспитывать культуру общения;
- воспитывать интерес к русскому языку.
В данной программе в
ыдержаны следующие линии:
1.Работа над лексикой.
- Знакомство со значением архаизмов, устаревших слов: “агнец”, “аки’,
“выя”, “рамена”, “зане” и т.д.
-Видами архаизмов (фонетическими - зерцало, словообразовательными -
рыбарь, лексическими -ветрило, акцентологическими -музыка,
грамматическими - лебедь белая).
-Видами омонимии (омофонами, омоформами, омографами).
-Значением паронимов.
-Отличительными признаками старославянизмов, грецизмов, латинизмов.
(Работа над значением и происхождением слов сопровождается
информацией о лингвистических словарях).
2. Работа над орфоэпией
- Твердое и мягкое произношение ({т’эмп] или {тэмп])
- Е или Е (афера или афера)
- Ударение (ступЕней, ступенЕй)
З. Морфемика и словообразование (морфемный, словообразовательный
разбор).
4. Фонетика (транскрипция).
5. Морфология. Грамматические категории различных частей речи
- Трудные случаи различения рода, времени, вида и т. д.
- Образование формы слова (Р. падежа мн. числа имен существительных,
1 лица ед. числа глаголов и т. д.).
- Различение частей речи (Слова со значением числа, наречие и
прилагательное в сравнительной форме и т.д.).

6. Орфография (Трудные случаи написания двойных согласных (антенка, телеграммка, группка), приставок, иноязычных слов и т.д.).
7. Синтаксис
       Отметим, что использование программы “Лингвист” позволяет углубить и расширить полученные знания в процессе проектной деятельности учащихся, которой в настоящее время придается большое значение. Кроме того, ежегодно проводятся традиционные олимпиады по русскому языку, где умения и навыки, приобретенные за счет работы с программой, помогут учащимся решать самодостаточные лингвистические задачи.
      Данное электронное пособие можно использовать и для периодических разовых занятий. Например, учитель русского языка может проводить по нему особый урок (урок-праздник, мини-конференция и т.д,), посвященный какой-нибудь языковедческой теме, раз в четверть. Возможно, это будут мероприятия, приуроченные к предметной неделе филологии. Ученики заранее ставятся в известность о времени проведения такого урока или мероприятия, получают задание подготовить выступления по указанной теме, опираясь на материалы программы “Лингвист”. Учителя же могут использовать его в качестве иллюстративного материала, рассказывая на уроках об интересных лингвистических фактах. Именно эти факты обязательно останутся в памяти детей и будут ассоциироваться с изученным на уроке явлением.
       Мне представляется целесообразным использовать данную программу на продвинутом этапе изучения соответствующей темы, когда уже выработаны соответствующие тематике навыки - под руководством учителя, на основе дидактического материала, приводимого в учебниках, учебных пособиях, сборников упражнений, диктантов, но именно за учителем остается роль координатора урока и всего процесса обучения, а программа является лишь многофункциональным помощником наряду с другими средствами обучения.
    Кроме тренировочного и контролирующего блока по заявленным темам представлен и теоретический блок. Любой из этих блоков может быть использован как самостоятельное педагогическое программное средство и (что очень важно) может органически вплетаться в канву традиционно проводимого урока.
        Тренировочный и контролирующий блок представлен в виде тестовых заданий. Продуман алгоритм ввода ответов. В тест встроены функции перемешивания заданий, ограничения времени работы с тестом, имеется функция, не позволяющая выйти из теста до его окончания. После прохождения теста предоставляется информация о его результате как в кратком формате (сведения о пользователе + сведения о Тесте + количество верных ответов + результат по стобалльной шкале + время начала / окончания теста), так и в виде подробного отчета о работе (т.е. вывод правильных / неправильных ответов). В программе ведется журнал событий, куда записываются все действия, совершенные пользователем.
         В теоретическом блоке представлены таблицы, что дает возможность систематизировать учебный материал, вызывающий трудности. В нем содержится и “Словарь крылатых фраз”,краткий занимательный материал, справки, лингвистические курьезы, шутки. Такое построение программы обеспечивает разнообразие форм работы. 

Заключение
      Собственный опыт общения с компьютером привел меня к выводу: учить с помощью компьютера можно и нужно!
      Современный человек живет в мире техники, в мире, духовно ограниченном, где приоритет общечеловеческих ценностей часто приносится в жертву практической пользе. Поэтому именно уроки русского языка и литературы должны посвящаться прежде всего человеческому общению. Компьютер - это только инструмент, с помощью которого учитель может добиться более динамичного и яркого знакомства с учебным материалом, провести закрепление и контроль знаний, но в то же время урок должно быть посвящен живому слову, решению творческих задач, разговору о нравственных ценностях, о месте человека в современном мире. Практические навыки приобретаются в процессе выполнения любых работ, но духовно-значимые повышают внутреннюю мотивацию учения и развивают и воспитывают нравственные качества ЧЕЛОВЕКА. Обогащению духовной культуры и развитию творческих задатков на любом уроке должно придаваться первостепенное значение.

Литература:
1.Резниченко И.Л. Обучение с применением дисплея персонального компьютера - М.: Просвещение, 2000.
2.Стрыгина Т.В. Блоковая подача материала и изу
чение имени существительного с применением ЭВМ. - Русский язык в школе, - 1996. -3.
3.Алексаньянц Л.М., Прохорова Л н. Из опыта использования компьютера для контроля орфографических навыков. - Русский язык в школе. - 1999.- 9 4.
4.Баскаков В.Ю.
Проблемы использования компьютера в обучении русскому языку Русский язык в школе. - 1988. - 9 2.

5.Компьютерная поддержка изучения пунктуации в предложениях с    обращениями. - Русский язык в школе. - 1990. - 92.
6.Львов В.В. Компьютеры на уроках русского языка. Русский язык в школе.
1986.
2003.
7. Стебенева Г.Г. Возможности использования ЭВМ в процессе обучения
русскому языку. - Русский язык в школе. - 1988.
8
.Маркова А.К. Психология усвоения языка. Средства общения. - М., 1994.

Resource id #1344

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание самооценки и самоуважения учащихся при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку

В статье рассказывается о специфике сдачи ЕГЭ по русскому языку, кратко описано содержание экзамена, приведены основные клинические феномены невротического уровня, встречающиеся у выпускников школ, ра...

О некоторых методах и приемах подготовки учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку. Советы молодому специалисту.

Со времени введения ЕГЭ у каждого учителя сложилась своя система подготовки учащихся к непростому испытанию. Мне неоднократно приходилось «сдавать» экзамены вместе с выпускниками 9 и 11классов. Вырабо...

Благодарность за высокие профессиональные результаты в подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку

Благодарность за высокие профессиональные  результаты в подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку...

Подготовка учащихся к Единому Государственному Экзамену по русскому языку (2019 - 2020 учебный год)

Учащиеся испытывают трудности, выполняя задание № 2 тестовой части ЕГЭ по русскому языку. Предложенный материал представляет собой тренировочный тест из 22 заданий, в которых ученикам предлагается пос...

Статья "Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе"

                     Введение единого государственного экзамена  по  русскому языку  в 11  классе вызывает необходимос...

Статья "Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе"

Введение единого государственного экзамена  по  русскому языку  в 11  классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя....