О некоторых методах и приемах подготовки учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку. Советы молодому специалисту.
статья по русскому языку на тему

Вандакурова Нина Васильевна

Со времени введения ЕГЭ у каждого учителя сложилась своя система подготовки учащихся к непростому испытанию. Мне неоднократно приходилось «сдавать» экзамены вместе с выпускниками 9 и 11классов. Выработалась определенная система. Некоторыми приемами  и методами работы я хотела бы поделиться прежде всего с молодыми  коллегами. Быть может, кому-то  из них пригодится мой опыт. Материал можно использовать также для элективных  курсов или консультаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы  учителя русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 401 Колпинского района Санкт-Петербурга Вандакуровой Н.В.

       Советы молодому специалисту. О некоторых методах и приемах подготовки    

             учащихся к  единому государственному экзамену по русскому языку.

Со времени введения ЕГЭ у каждого учителя сложилась своя система подготовки учащихся к непростому испытанию. Мне неоднократно приходилось «сдавать» экзамены вместе с выпускниками 9 и 11классов. Выработалась определенная система. Некоторыми приемами  и методами работы я хотела бы поделиться прежде всего с молодыми  коллегами. Быть может, кому-то  из них пригодится мой опыт. Материал можно использовать также для элективных  курсов или консультаций.

Планирование работы.

Начинаю с планирования материала. В 9 и 11 классах определяю круг тем, которые требуют повторения. Основное внимание обращаю на следующие разделы программы.

1.Орфоэпия.

2. Морфемика.

3. Лексика.

       а) прямое и переносное значение слова;

б) синонимы и антонимы;

в)         паронимы;

г)         фразеологизмы.

4. Морфология.

5.Орфография:

а)        гласные, проверяемые ударением;

б)        чередующиеся гласные;

в)        непроверяемые гласные;

г)        правописание гласных и согласных в приставках;

д)        правописание Ъ и Ь;
е)гласные И и Ы после приставок;

ж)        суффиксы прилагательных,

з)        гласные в окончаниях глаголов, в суффиксах глаголов, причастий и деепричастий;
и) Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий;

к) частицы НЕ и НИ;

л) слитное, раздельное, дефисное написание наречий, союзов, предлогов и омонимичных частей речи.

6.        Синтаксис:

а)                способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание;

б)        грамматическая основа предложения,

        в) односоставные предложения;

         г) виды придаточных предложений;

       е) однородное, последовательное и параллельное подчинение в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

7.        Пунктуация:

а)        знаки в простом осложненном предложении:

         б) знаки в предложениях с однородными членами;

тире между подлежащим и сказуемым;

         в) знаки в предложениях с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами, вводными  конструкциями;

б)        знаки в ССП, СПП, БСП;

в)        запятая перед союзом И.

    8. Предупреждение, исправление грамматических и речевых ошибок.

    9.Текст:

а)        признаки текста;        

б)способы связи предложений в тексте;        

в)        тема текста, микротемы;        

г)        типы речи;

д) стили речи;

е) проблема, поднятая в тексте;        

ж) авторская позиция, аргументы автора;

з) средства художественной выразительности.


Повторение и закрепление теоретических знаний.

Первый этап работы с обучающимися. Повторение и закрепление теоретических знаний осуществляется блоками в зависимости от уровня подготовки класса. Вот пример блока основных правил «Правописание приставка НЕ- и частицы НЕ с разными частями речи».

НЕ является приставкой и пишется слитно:

 l.Co словами, которые без НЕ не употребляется.

2.С существительные, прилагательные, наречия, если можно подобрать синоним.

З.С существительные, прилагательные, наречия со словами КРАЙНЕ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО, СОВСЕМ, СОВЕРШЕННО и др.

4.С полными одиночными причастиями.

5.С местоимениями без предлога.

6.С производными предлогами НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА.

НЕ является частицей и пишется раздельно:

1 .С глаголами, деепричастиями, числительными.

  1. С существительными, прилагательными, наречиями, если есть или подразумевается противопоставление с союзом А.
  2. С существительными, прилагательными, наречиями со словами ВОВСЕ НЕ, ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ.

4.С прилагательными НЕ РАД, НЕ ГОТОВ, НЕ ДОЛЖЕН, НЕ ГОРАЗД.

5.С прилагательными, имеющими зависимые слова, выраженные отрицательными местоимениями.

6.С наречиями, заканчивающимися не на - О, - Е.

7.С краткими причастиями.

8.С причастиями с зависимыми словами.

9.С антонимами.

10.В составе союзов НЕ ТОЛЬКО, НО И; НЕ ТО... НЕ ТО...

          Проверка  теоретических знаний осуществляется по мере повторения материала. Контроль за  усвоения теории можно проводить в форме теста.

 

Подготовке к выполнению  практических заданий.

           Следующий этап работы – подготовка к выполнению экзаменационных заданий. Приемы и методы могут быть самыми разными. Но мне хотелось бы обратить особое внимание на  подготовку к выполнению  заданий по пунктуации. Считаю целесообразным использование схем, дающих возможность представить структуру предложения в целом. Так, после обобщения правил постановки запятой перед союзом И предлагаю небольшую проверочную работу.

Проанализируйте предложенные схемы предложений. Определите структуру каждого предложения и выполните задания.

1)[иОиОиО].

  1. [ Безличное предложение] и [безличное предложение].
  2. [ О и О О и О О и О].
    4)[-=] и [-  = ].
    5)[ОООиОиО].

6)[ ОО и О =]и[-  =].

7)[ОиОиОиООиО].

8)[- =]и[-=], (-   — ).

9) [ -  =],( —= ) и ( -  — ).

  1. При каком условии не нужно ставить запятую в 4 предложении перед союзом И?
  2. При каком условии не нужно ставить запятую в 8 предложении перед союзом И?
  3. В каком сложном предложении не нужно ставить перед союзом И запятую? Почему?
  4. В каких предложениях нужно поставить две запятых? Почему?
  5. В каком предложении нужно поставить одну запятую? Почему?
  6. Сколько запятых должно быть в пятом предложении? Почему?

7. Справедливо ли утверждение о том, что в седьмом предложении должны быть три запятых? Обоснуйте ответ.


Средства художественной выразительности.

Работа начинается с повторения определений  следующих понятий:

  •   эпитет.
  • метафора;
  • сравнение;
  • метонимия;                
  • антитеза;
  • олицетворение;
  • лексический повтор;
  • неологизм;
  • диалектизм;
  • профессионализм;
  •  жаргонизм;
  • фразеологизм;
  • гипербола;        
  • ирония;
  • сарказм        
  • анафора;        
  • бессоюзие;        
  • градация;        
  • парцелляция;
  • риторические фигуры;
  • многосоюзие;
  • оксюморон;
  • инверсия;        
  • синтаксический параллелизм

             Контроль за усвоением понятий осуществляется в форме теста. Пример нескольких   тестовых заданий.

            1.По определению назовите понятие.

1вариант. Слова, которые употребляются жителями определенной местности.

2вариант. Новое слово или оборот, созданные автором данного произведения.

а)        неологизм;        в) гипербола;

б)        диалектизм;                    г)сравнение.
2.1вариант. Высшая степень насмешки.

2вариант. Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается.

а)        ирония;        в) гипербола;

б)        юмор;        г) сарказм.

3.        1вариант. Одинаковое построение (расположение) сходных членов предложения.

               2вариант. Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, лексически исключающих  одно другое.

а)        синтаксический параллелизм; в) инверсия;

б)        сравнение;                  г) оксюморон.

4.        1вариант. Повторение слов или словосочетаний в начале предложения или фрагментов текста.

2вариант. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (уменьшающееся) смысловое или экспрессивное значение.

а)        антитеза;        в) градация;

б)        парцелляция;        г) анафора.

                   5.1вариант. Описательный оборот, в котором название предмета, человека, явления  заменяется его признаком.
               2вариант.  Образная характеристика предмета посредством выразительного метафорического прилагательного.

а)        оксюморон;        в) перифраза;

б)        метонимия;        г) эпитет.

Определите, какие средства художественной выразительности использованы в данных   примерах.

1.        1вариант.  Люблю я пышное природы увяданье...
2вариант.  В сто сорок солнц закат пылал.

а)        метафора;        в) перифраза;

б)        сравнение;        г) гипербола.

2.        1вариант.  Пьеса «Живой труп» принадлежит Льву  Толстому.
2вариант.  Отколе, умная, бредешь ты, голова?

а)        ирония;        в) метонимия;

б)        оксюморон;        г) антитеза.

3.        1вариант.  Клянусь я первым днем творенья,

                   Клянусь его последним днем,

                   Клянусь позором преступленья...

2вариант. Ты богат, я очень беден, ты прозаик, я поэт.

а)        гипербола;        в) градация;

б)        антитеза;        г) анафора.

4.        1вариант.  С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.
2вариант.  О чем ты воешь, ветр ночной,

             О чем так сетуешь безумно?

а)        парцелляция;        в) именительный представления;

б)        аллегория;        г) олицетворение.


Подготовка к написанию сочинения.

Повторение теоретического материала.

Подготовка к написанию сочинения начинается с повторения теоретического материала. Закрепление основных понятий сопровождается формированием навыков, необходимых для понимания текста и для написания творческой работы.

  1. Тема текста определяется ответом на вопрос: «О чем говорится в тексте?».
  2. Проблема текста - это вопрос, над которым размышляет автор текста.
  3. Чтобы выявить авторскую позицию, надо определить, какой ответ дает автора на
    поставленный вопрос.
  4. Тип речи определяется по следующим признакам:
  1. задачи, поставленные автором текста;
  2. вопрос, который можно задать к тексту;
  3. композиция текста;
  4. лексические и синтаксические особенности текста;
  5. возможность переложение текста на язык изобразительного искусства.
  1. Стили речи определяются по следующим признакам:

1)задачи текста;

2)сфера употребления;

3)лексическое и синтаксические особенности текста;

4)своеобразие текста.

План эссе.

С целью предупреждения ошибок в построении эссе вместе с учащимися составляем план сочинения.

  1. Вступление.
  2. Анализ текста:

а)        проблема, поднятая автором; комментарий;

б)        авторская позиция, аргументы автора.

  1. Собственная точка зрения на проблему и два аргумента.
  2. Вывод.

Напоминаю о правилах абзацного членения текста.

Речевое оформление работы.

Формирование речевых навыков при написании сочинения осуществляется поэтапно. Повторяется, например, понятие «тема». Формируется навык определения темы текста. Учащимся дается задание определить тему текста и, сформулировав ее, записать полным предложением. Задание повторяется неоднократно.

Следующий этап - работа над понятием «проблема» - проводится таким же образом. Затем задания усложняются: по одному тексту ученики должны составить предложения, сформулировав и тему, и проблему. Обращаю внимание учеников: при определении проблемы, поднятой автором в тексте, следует помнить, что слово «проблема» сочетается с последующим существительным в форме родительного падежа. Например, «проблема памяти», «проблема чести», «проблема ответственности ученого за результаты своей деятельности» и т.д. Можно проблему сформулировать отдельным предложением. Например: «В данном тексте автор поднимает злободневную проблему. Он размышляет о роли искусства в жизни человека». Можно также использовать вопросительные предложения. Например: «Нужно ли человеку знать прошлое своей страны, своей семьи? Вот над каким вопросом размышляет автор текста».

Далее переходим к понятию «авторская мысль». Теперь по одному тексту ученики составляют предложения, определяя тему, проблему, авторскую позицию. И так далее.

Напоминаю ученикам о том, что их работа должна быть убедительной, выразительной. Чтобы добиться этого, можно использовать разные приемы.

Во-первых, вступление нужно сделать эмоциональным. Этой цели можно достигнуть при помощи средств художественной выразительности:

                               - риторических фигур:

  • именительного представления.

Во-вторых, аргументируя свою точку зрения, можно использовать цитаты  из произведений литературы (в особенности стихотворные), высказывания видных деятелей культуры и науки, пословицы. Это придаст работе выразительность, а аргументам - убедительность.

           Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня.

Высоких результатов на экзамене ученик может достигнуть, если навык написания сочинения будет формироваться на протяжении нескольких лет. Поэтому работу над эссе целесообразно начинать в 6 -7 классах.

Ученики 6класса ознакомлены с планом работы над сочинением. Вот  пример анализа текста упражнения № 488 (учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской).

- Прочитайте текст и выпишите ключевые слова. (Цветы, хорошее, люди, жизнь).

- Определите тему текста. (М.Горький пишет о поступке сына и дает советы молодому человеку)

- Выберите из предложенных ряд главных для понимания текста слов  и сформулируйте вопрос, над которым размышляет автор?

          (сын – цветы – люди

          человек – поступок – люди

         хорошее – люди – приятнее отдавать

         Как человек должен вести себя по отношению к людям?)

- Закончите предложение: Автор размышляет над проблемой…

        (отношения человека к людям;

         поведения человека по отношению к людям.)

- Какой ответ дает М.Горький на поставленный вопрос?

         (Человек должен оставлять для людей только хорошее.)

- Вы согласны с автором или нет? Сформулируйте свой ответ на проблемный вопрос.

- Вспомните, герои каких произведений оставляли для людей только хорошее?

         (Дина из рассказа  Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»,

          Лидия Михайловна из рассказа  В.Г.Распутина «Уроки французского».

           Даша из рассказа  А.Платонова «Неизвестный цветок»).

- А кто оставил о себе нехорошие воспоминания?

        (Барыня из рассказа  И.С.Тургенева «Муму»,

         Троекуров из романа А.С.Пушкина «Дубровский»)

- Напишите миниатюру «Как нужно относиться к людям?». Начните с формулировки своего мнения и обоснуйте его двумя аргументами.

Буду рада, если мой опыт кому – то пригодится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание самооценки и самоуважения учащихся при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку

В статье рассказывается о специфике сдачи ЕГЭ по русскому языку, кратко описано содержание экзамена, приведены основные клинические феномены невротического уровня, встречающиеся у выпускников школ, ра...

Использование информационно-коммуникативных технологий в подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку (из опыта работы)

Опыт работы с компьютером, наблюдения и знакомство с разнообразными программными продуктами привели к выводу: компьютер может помочь учителю сделать урок динамичным и результативным, но именно учитель...

Рекомендации родителям при подготовке учащихся к государственному экзамену

Данные рекомендации включают в себя необходимые правила и советы по подготовке к экзамену....

Благодарность за высокие профессиональные результаты в подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку

Благодарность за высокие профессиональные  результаты в подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку...

Урок- подготовка к обязательным государственным экзаменам по русскому языку в форме ОГЭ.

Урок- подготовка к обязательным государственным экзаменам по русскому языку в форме ОГЭ с применением материалов регионального компонента...

Изложения для подготовки к Основному Государственному Экзамену по русскому языку.

Изложения для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе....