статья "Использование дистанционно-образовательных технологий в преподавании химии в рамках модернизации образования
статья по химии на тему

 Волохович Алефтина Геннадьевна
Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. По словам президента В.В.Путина это единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом и обеспечить достойную жизнь всем гражданам в 21 веке. В связи с этим новой целью образования является формирование креативных и социальных компетентностей, готовность к переобучению, передаче знаний и технологий. Поэтому в основу школьного образования положен системно-деятельностный подход, который отражен в стандартах нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distantsionnye_tehnologi.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дистанционно-образовательных технологий в преподавании химии в рамках модернизации образования

            Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. По словам президента В.В.Путина это единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом и обеспечить достойную жизнь всем гражданам в 21 веке.  В связи с этим новой целью образования является формирование креативных и социальных компетентностей, готовность к переобучению, передаче знаний и технологий. Поэтому в основу школьного образования  положен системно-деятельностный подход, который отражен в стандартах нового поколения.

               Приоритетом современного образования является самореализация и самообразование личности ребенка. Для достижения этого необходимо внедрение новых перспективных направлений развития технологий обучения. Одним, из которых на современном этапе являся обучение с использованием дистанционных технологий, которое  уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе школы вместе с традиционными формами обучения.

             Дистанционное обучение (ДО) – это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися.  Технология заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, а это дает возможность привлечь все больший круг учителей щкол к освоению и использованию компьютера в своей работе. Использование дистанционных технологий позволяет наладить обратную связь в процессе обучения, повысить степень усвоения учебных, коммуникативных и личностно-адаптивных компетенций.

               Обучение с помощью дистанционных образовательных технологий  предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Оно представляет собой современный подход к обучению, интересный, развивающийся, способствующий повышению уровня мотивации как обучающегося, так и учителя, при этом меняются формы и методы преподавания.  Обучающиеся используют новые образовательные ресурсы и проявляют деловую активность.

               Особенностью содержания обучения с ипользованием дистанционных технологий является его открытость. Сеть Интернет позволяет  значительно расширить потенциальную образовательную среду -  ученик перестаёт быть "привязанным" к учебнику или учителю как основным источникам знаний. Главным компонентом содержания дистанционного образования является технология работы ученика с информацией, а не сама информация. От ученика требуется не столько усвоение многообразных данных по изучаемому вопросу, сколько ориентация в них.

               Обучение с использованием дистанционных технологий базируется на использовании компьютера и телекоммуникационной сети. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала. Интерактивный способ обучения стал возможен в силу того, что произошла информатизация общества: компьютер и Интернет ”пришли” почти в каждый дом.

             С 2010 года школа включена в программу дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, учителя школы проходят разнообразные курсы повышения квалификации по дистанционному обучению.              

              Использование в  химии дистанционных образовательных технологий применяются  в урочной и внеурочной деятельности:

  • при планировании и проведении уроков;
  • в проектно-исследовательской деятельности;
  • в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
  • в работе с одаренными детьми;
  • в работе с детьми, часто болеющими или пропускающими занятия в связи с выездом на длительный срок (на соревнования или в санатории);
  • в проведении консультаций при подготовке к ГИА и ЕГЭ;
  • во внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета;
  • при проведении дистанционных курсов.

Проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений системно-деятельностного подхода в образовании. Она гармонично дополняет классно-урочную систему, тесно связана с практиой, стимулирует учащихся самостоятельно познавать окружающий мир, саморазвиваться и самореализоваться. Выполнение такого проекта требует много времени, т.к. у детей нет еще навыков работы с компьютером и сетью Интернет. Однако это позволяет развивать у ребят коммуникативную и инфармационную компетентности, что является очень важным в рамках  современной школы.

В  старших классах ребята занимаются индивидуальными проектами по различным темам  направленности. Очень популярны мини-проекты, выполненные в виде презентаций в Power Point к урокам: «Витамины», «Влияние курения на здоровье», «Химические волокна», «Полисахариды», «Каучук», «Белки» и другие. При выполнении таких проектов моя роль – это учитель-консультант. Если ребенок работает в данном направлении в системе, то к старшей ступени образования у него практически не возникают трудности в поиске информационных источников, оформления презентации и представления своего проекта. Однако большинство школьников слабо включаются в работу по созданию проектов-презентаций, поэтому при обучении на третьей ступени образования у них возникают трудности.

 В начале учебного года составляю единое тематическое планирование с учетом часов, отведенных на индивидуальное обучение по данному предмету на дому для каждого ребенка и расписание занятий. Уроки проводятся через Skype и видеосвязь. Я не только слышу и вижу ребенка, но и могу проследить за выполнением письменного задания во время урока. Дистанционные уроки включают в себя лекционный материал, видеоролики, флеш-анимации, интерактивные задания, виртуальные практические работы, тесты в системе of-line и  on-line. На выполнение теста в ходе урока дается 2 попытки и выставляется средняя оценка. По окончании четверти или полугодия проводится контрольное тестирование, на которое дается только одна попытка. Выполнение домашнего задания связано с отправкой не только электронного файла, но и бумажного носителя через сканирование и прикрепление его к заданию. Если задание выполнено с ошибками или не полностью, то ребенок после проверки и замечаний учителя может отредактировать и отправить повторно свою работу.          

        Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, обеспечить освоение ими основной общеобразовательной программы начального, основного общего и среднего общего образования в полном объеме.

        Следующим направлением для реализации дистанционных технологий является работа с одаренными детьми. Каждый учитель стремится привлечь все больший круг детей в свой предмет. Главной целью моей педагогической деятельности является создание условий для подготовки школьника к непрерывному образованию и развития его конкурентоспособности в современных рыночных условиях. А этому способствует привлечение ребят к участию  в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах и проектах краевого, российского и международного уровнях.

        При освоении учебных программ с использованием дистанционных технологий, у учащихся формируются навыки творческого, критического мышления, в значительной степени повышается уровень ИКТ- компетентности. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

              Возможности дистанционных образовательных технологий при обучении химии позволяют шире и глубже использовать образовательный потенциал учебного предмета, ведь целью становится не  обучение готовым фактам и действиям, а ориентаци в химическом материале, в первую очередь с помощью публикаций научного и научно-популярного характера, энциклопедической литературы. При этом активизируется познавательная функция обучаемых, обеспечивается максимальный самоконтроль при оперативной обратной связи с учителем. Спецификой такого обучения химии является опора на средства наглядности, акцент на изучение первоисточников – химгических трудов, статистических, фотографических, справочных материалов.

          Неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа, которая позволяет углубить предметные знания, развить интересы, склонности и способности учащихся.

        Использование дистанционных образовательных технологий перспективно для реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, консультаций по подготовке к ГИА и ЕГЭ, обеспечивает учащихся разнообразными современными средствами обучения.

        Средства обучения безусловно способны повысить качество знаний обучающихся, ускорить изучение, усвоение учебного материала и контроля знаний, дают неоспоримую возможность в подготовке к ГИА и ЕГЭ.

        Можно отметить преимущества дистанционного обучения и использования в работе дистанционных образовательных технологий:

  • во-первых, это более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых,  и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
  • во-вторых, это повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование компьютерных обучающих образовательных программ, электронных пособий и тестирующих систем;
  • в-третьих, это оперативное обновление и пополнение методического обеспечения учебного процесса;
  • в-четвертых, это доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
  • в-пятых, это возможность редактировать выполнение практических и контрольных заданий для достижения высокого результата, умение лучше, разумнее планировать свое время в процессе обучения;
  • в-шестых, это повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
  • в-седьмых, это  практичность обучения, т.к. обучающиеся могут напрямую общаться друг с другом при выполнении групповых проектов, а так же с преподавателем и задавать ему вопросы, возникающие в процессе обучения. 

            Дистанционное образование и обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов. 

Литература

1. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.

2. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение, каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm 

3. Полат Е.С.  Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании. http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm

4. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций у учащихся в рамках модернизации образования.

Статья посвящена вопросу формирования ключевых компетенций у учащихся .Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизне...

Использование дистанционно-образовательных технологий в преподавании биологии и химии в рамках модернизации образования (из опыта работы)

Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. Поэтому в основу школьного образования положен системно-деятельностный подход, который отражен в стандартах нового поколения. П...

Доклад на тему: «Использование инновационных технологий педагогами дополнительного образования в рамках модернизации образования»

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех дета...

Научно-практический семинар: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках модернизации образования»

•Перспективы работы городского методического  объединения учителей иностранного языка в условиях новых веяний и приоритетов....

«Работа коррекционной школы VIII вида в рамках модернизации образования»

Одним из основных принципов содержания школьного образования является  жизненная необходимость и практическая значимость....

Презентация: "Ключевые проблемы преподавания физики в условиях модернизации образования и ФГОС ОО"

Физика - лидер естествознания. Именно физика наиболее полно демонстрирует способность человеческого разума к анализу любой непонятной ситуации, выявлению ее фундаментальных, качественных и количествен...