Доклад на тему: «Использование инновационных технологий педагогами дополнительного образования в рамках модернизации образования»
учебно-методический материал (6 класс) по теме

Фирсова Нина Викторовна

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для воспитанников и педагога. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_innovatsiya_v_do.docx26.5 КБ
Файл pril_k_dokladu.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Использование инновационных технологий педагогами

дополнительного образования в рамках модернизации образования»

в рамках творческой площадки. (Слайд №1)

Несколько лет назад я столкнулась с термином "инновация", мне было интересно узнать, что же это за "загадочное  явление". Суждений было много.  Но мне хотелось разобраться в самой сути этого вопроса. « Инновация в образовании», « Инновация в системе дополнительного образования », вот эти вопросы меня больше всего волновали.

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – вот  это и есть инновация. (Слайд №2)

Таким образом, образование по своей сути уже и  является инновацией.

В ходе выяснения взаимоотношений между понятиями «новшество» и «инновация» устанавливается следующий порядок вещей. «Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства».  С одной стороны, это сфера человеческой жизнедеятельности, которая все более влияет на определение будущего, с другой - специфический способ развития, наиболее полно воплощающий возможности движения к этому будущему.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для воспитанников и педагога. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить  следующие наиболее характерные инновационные технологии, которые я использую в своей деятельности: (Слайд №3)

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает связь моей деятельности с информатикой. (Слайд №4)

Используя сеть Интернет дети знакомятся с творчеством своих сверстников, просто увлеченных аппликацией людей. Принимают участие в конкурсах проводимых на различных сайтах, например «Южной полюс», или аккредитованные в Системе добровольной сертификации информационных технологий России. Приняли участие во Всероссийском детском конкурсе прикладного и изобразительного искусства «Корней Чуковский», где заняли 3 место по ЮФО. Тем более там ученики помимо учебного заведения могут увидеть вместе с родителями свои работы. И пусть это первые шаги,  но для меня и моих детей поверьте очень важные.

В Системе добровольной сертификации информационных технологий России рейтинг нашего учреждения ДЮЦ г.Ейска на 1 августа 2012 года – 166 из 1405 учреждений. (Слайд №5)

2. Личностно - ориентированные технологии.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.

- Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.

- Продумывание педагогом возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

- Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

- Использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого воспитанника. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области приложения знаний.

- Использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого воспитанника. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока.

- Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.

- Продуманное чередование видов работ, что уменьшает утомляемость детей.

- Проведение наблюдений за детьми.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования.

Применение такой инновационной технологии, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка.

Наличие информационного обеспечения позволяет правильно оценить готовность детей к обучению, своевременно, уже на первых уроках ввести предварительную дифференциацию в обучении, позаботиться о тех детях, которые нуждаются в повышенном внимании и щадящем режиме обучения. С другой стороны – обеспечить необходимый уровень для детей с высоким развитием и, таким образом, не погасить блеск любопытных глаз неправильным выбором маршрутов обучения.

Все дети приходят с определенным уровнем развития. Поэтому для нас принципиально важно организовать учебный процесс так, чтобы не понизить отпущенную детям природой планку, сохранить их в своей группе развития и принять максимально эффективные меры для её повышения. Это, с моей точки зрения, главная цель управления качеством образования.

4Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого воспитанника при помощи тестирования и контрольных опросов.

Наблюдения и контроль за количественными и качественными характеристиками психического развития детей способствуют составлению прогноза возможных изменений в познавательной деятельности детей.

Это мне позволяет отслеживать динамику интеллектуального развития учащихся и оказывать эффективное влияние на процесс обучения и воспитания.

5. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса.

Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, оформление проектов, групповые, дифференцированные способы обучения  - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

Как строить процесс дифференцированного обучения? (Слайд №6)

Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – физических (здоровья), психологических, личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с детьми и родителями.

2.Выделение отдельных групп воспитанников, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают детям самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого педагога свой подход к выделению групп учащихся.

С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их  к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. (Слайд №7)

 Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

И в результате всего изученного у меня сложилось свое видение процесса инновации в системе дополнительного образовании. Я думаю, что  «Инноватика» должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. А цель инновации - повысить качественный уровень образовательно-воспитательного процесса. Наверное, многие со мной согласятся, что легче всего что-то повторить из прошлых лет, чем разработать и внедрить новое. Но как для многих творческих, «неспокойных» педагогов, моей  основной задачей стало – предложить ребятам такие дополнительные образовательные услуги, которые были бы интересны ребятам, и чтобы «будоражили кровь» и «питали голову». Инновационные технологи не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей ребят. Во-первых, пришлось пересмотреть взаимоотношения «педагог – воспитанник». От того, что работа не терпит «застоя», повторов, я легко смогла переломить авторитарность образования в своем мышлении, сумела поставить воспитанника на равный уровень с собой и выступить на правах «равного партнерства». Именно такая организация взаимодействия   помогла предоставить ребятам максимальную инициативу.   Вместо навязчивых готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т.д. они  погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими самими. Я думаю, что инновации в образовании,  в целом, и в дополнительном образовании, в частности, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. (Слайд №8)

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Дети, которые,  ко мне   приходят, имеют разный уровень школьных знаний, разную самооценку, разное мироощущение. Но это не суть важно. Важно то, что дети и подростки приходят  с горящими глазами, и, найдя дело по душе, верят в свои возможности.

Декоративно-прикладное творчество не только увлекает, но и отвлекает. Школьники перестают озорничать, сосредоточивают внимание на любимом занятии. Общее увлечение сплачивает детей разного возраста.

А результаты не заставят себя ждать. Благодаря новым введениям   в образовательно-воспитательный процесс ребята становятся ещё самостоятельнее, деятельнее, осознающими свою ценность. А в этом и есть главная ценность воспитания – реализовавший себя человек!

Кому-то эти  инновации могут показаться само собой разумеющимися мероприятиями, но для меня это очень прогрессивный шаг.  Меня очень радует, что работа с соломкой завоевывает симпатии  всё большего числа детей.

(Слайд №9)

Поздравляю всех с началом учебного года. Желаю успехов в творчестве, новых Вам побед дорогие педагоги, успешных и талантливых учеников! Спасибо. (Слайд №10)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование инновационных технологий педагогами дополнительного образования в рамках модернизации образования » Фирсова Н.В Ейск 2012 г. Детско-юношеский центр

Слайд 2

Создавать новое – вот это и есть инновация. Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.

Слайд 3

Инновационные технологии: 1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). 2. Личностно - ориентированные технологии. 3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования. 4 . Мониторинг интеллектуального развития. 5. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса.

Слайд 4

Примеры ИКТ.

Слайд 5

Примеры ИКТ.

Слайд 6

Дифференциация обучения: 1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – физических, психологических, личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. 2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся: - различным уровнем усвоения материала на данный момент; -уровнем работоспособности и темпом работы; -особенностями восприятия, памяти, мышления; -уравновешенностью процессов возбуждения и торможения. 3.Составление или подбор заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания. 4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер заданий.

Слайд 7

Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта.

Слайд 8

Инновации в дополнительном образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

Слайд 9

Уважаемая Нина Викторовна! Нас заинтересовала информация, которую Вы представили на сайте «Социальная сеть работников образования nsportal.ru ». Мы искренне разделяем Вашу профессиональную позицию и приглашаем Вас стать участником Ассоциации. Учредителями Ассоциации являются Благотворительный фонд культурных инициатив Олега Митяева и Международный фонд Bright Future International (BFI). Познакомиться с учредительными документами Ассоциации и нашими проектами можно на сайте http://всенастоящеедетям.рф В команде Ассоциации – педагоги дополнительного образования России и ближнего зарубежья. Ассоциация выделяет гранты на развитие наиболее успешных педагогических проектов. Информирование об условиях получения грантов, обучение и командообразование проводятся в рамках Семинаров Ассоциации. (Приглашение Вам прилагается). Для того, чтобы стать членом Международной Ассоциации «Всё настоящее – детям» и принять участие в Семинаре, Вам необходимо отправить ответное письмо, подтверждающее Ваши намерения, или позвонить по телефону в течение нескольких дней. С уважением, исполнительный директор Ассоциации «Всё настоящее – детям» Наталья Риккер . 18.06.2012

Слайд 10

Спасибо за внимание! Если изменения происходят, значит это кому-нибудь нужно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...

Доклад по теме: «Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики и информатики»

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Еще А.С. Макаренко называл педагогический...

Технология инновационный деятельности педагога дополнительного образования

Выступление на заседании секции педагогов дополнительного образования....

статья "Использование дистанционно-образовательных технологий в преподавании химии в рамках модернизации образования

Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. По словам президента В.В.Путина это единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом и обеспечить достой...

Инновационная деятельность как ресурс развития учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования

     Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию....

Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий учителем биологии в рамках реализации ФГОС»

Доклад был подготовлен для трансляции опыта работы по внедрению ИКТ для мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....