Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»
опыты и эксперименты по психологии по теме

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Инновационная деятельность в детском доме дает не только возможность дать детям разностороннее развитие, но и повысить профессионализм педагогов.

Развитие детского дома,  переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение  новшеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_17.12.13.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное образовательное  учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Детский дом №20»

Доклад на тему:

«Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»

Подготовила:

Педагог-психолог

Титова К. С.

2014 г.

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Инновационная деятельность в детском доме дает не только возможность дать детям разностороннее развитие, но и повысить профессионализм педагогов.

Развитие детского дома,  переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение  новшеств.

Образовательное  учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет определенную специфику работы с детьми, имеющих большой спектр проблем. В детском доме воспитывается такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

Всех воспитанников можно отнести к "группе риска", разделив их на 4 группы:

  1. Медицинские
  2. Социальные
  3. Учебно-педагогические
  4. Поведенческие

Критерии:

  • сирота
  • Имеют хронические заболевания внутренних органов
  • Имеют проблемы с органами, зрения, речи,
  • Состоят на учете у психоневролога  
  • Перенесли сложные медицинские операции
  • Перенесли стрессы
  • Леворукие дети (левша)
  • Проблемы адаптации при поступлении в детский дом  
  • Самовольный уход из дома
  • Имеют стойкую неуспеваемость
  • Имеют серьёзные проблемы в обучении
  • Пропуски занятий без уважительных причин-
  • Пропускают отдельные предметы без уважительных причин -
  • Нарушение поведения
  • Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами
  • Повышенная тревожность  
  • Табакокурение
  • Гиперактивность  
  • Агрессивность  

В нашем учреждении создаются оптимальные условия   не только для воспитания и развития детей, но  и   для ведения инновационной деятельности.

Под чутким руководством директора детского дома была оборудована  комната психологической разгрузки, которая предоставляет уникальные возможности для эмоционального развития детей. 

На окнах имеются жалюзи из плотной светонепроницаемой ткани, комната оборудована специальным креслом для релаксации, а так же интерактивными приборами.

Здесь используется информационно-коммуникативные технологии: компьютерное моделирование, видео - и аудио - релаксации, ароматерапия.

В нашем учреждении с этого учебного года в психологической практике началось использование инновационных технологий научно-производственной фирмы «Амалтея» (издательства г. Санкт-Петербург).

Психопрофилактические программы являются неоднократными участниками и победителями открытых конкурсов федерального значения, которые с максимальной эффективностью помогают в решении актуальных задач психологического сопровождения.

Сюда входит использование программы компьютерной обработки блока психологических тестов (диагностика личностных отклонений подросткового возраста). Эта программа при минимальных затратах времени обеспечивает надежной информацией о тестируемом, предоставляет удобство в управлении базами данных, обеспечивает полную автоматизацию всех этапов индивидуальной диагностики, оказывает помощь в составлении психологического заключения, даёт возможность выведения на печать текстовых интерпретаций.

А также началась реализация психопрофилактической антистрессовой программы «Волна». 

Психопрофилактическая программа «Волна» предназначена специально для обучения диафрагмально-релаксационному  типу дыхания, которое является наиболее оптимальным для обеспечения жизнедеятельности организма. Обучение происходит под контролем объективных физиологических данных, что позволяет выработать навык, максимально соответствующий индивидуальным особенностям каждого ребенка.

«Волна» является программно - аппаратным комплексом, предназначенным для обучения диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции с использованием технологии функционального биоуправления (ФБУ).

В основе технологии ФБУ лежит закон биологической обратной связи (БОС), описывающий адаптацию организма к изменениям во внешней и внутренней среде. Технология позволяет быстро и эффективно осваивать механизмы произвольной саморегуляции, что значительно расширяет адаптационные возможности человека.

Методика обучения диафрагмально-релаксационному дыханию может использоваться как здоровьесберегающая технология в образовательной программе формирования установки на здоровый образ жизни, а так же как программа психолого-педагогического сопровождения развития детей и подростков.

Цель программы: обучение ребенка навыку правильного, оптимального типа дыхания.

Занятия по программе «Волна» способствуют решению таких актуальных и значимых для развития ребенка задач, как:

  1. Оптимизация психофизиологического состояния часто и длительно болеющих детей;
  2. Профилактика стрессогенных заболеваний;
  3. Профилактика и коррекция функциональных нарушений респираторной, сердечно-сосудистой и других систем;
  4. Создание благоприятных условий для нервно-психического развития;
  5. Профилактика и коррекция нарушений речевой функции;
  6. Нормализация психоэмоционального состояния;
  7. Коррекция нарушений поведения, выработка конструктивных стратегий поведения;
  8. Улучшение концентрации внимания, памяти, работоспособности;
  9. Повышение академической успеваемости;
  10.  Оптимизация психофизиологического состоянии (оздоровление) и профилактика профессионального выгорания педагогов.

Программа «Волна» предназначена как  для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми и взрослыми. Удобное крепление датчиков позволяет использовать программу без необходимости раздевать ребенка, что крайне важно при групповой работе. Групповое обучение возможно после первых 2-3 индивидуальных занятий.

Рекомендуемое количество участников группы 4-5 человек (для групповой работы необходимы дополнительные индикаторы).

Показания для применения:

  1. Наличие  психосоматических нарушений;
  2. Наличие  у ребенка неорганических нарушений внимания, работоспособности, произвольного контроля поведения;
  3. Невротических нарушений;
  4. Логоневрозов;
  5. Снижение адаптационных возможностей, иммунитета;
  6. Наличие психоэмоциональных проблем;
  7. Наличие высокой стрессовой нагрузки;
  8. Этапы возрастных кризисов;
  9. Хроническая неуспеваемость;
  10. Проблемы личностного развития;
  11. Периоды адаптации к новым требованиям;
  12. Наличие факторов риска вовлечения в потребление психоактивных веществ.

Противопоказания для применения:

Абсолютные:

- запрет на работу с монитором компьютера;

- грубые нарушения интеллекта, не позволяющие понимать инструкции методиста.

Относительные:

- обострения хронических заболеваний кардио-респираторной системы;

- значительные нарушения сердечного ритма, не позволяющие получать адекватные сигналы обратной связи, что существенно усложняет работу методиста.

Ограничения.

Работа по программе с детьми, имеющими заболевание бронхиальной астмы (а так же при некоторых психических заболеваниях, характеризующихся резкими перепадами состояний), может спровоцировать приступ. Специалист, работающий с такими детьми, должен обладать определенными знаниями поведения в подобных ситуациях или осуществлять работу в присутствии медицинского работника. Несмотря на некоторые сложности в работе с такими детьми, эти заболевания не являются противопоказаниями к работе. Напротив, работа с ними приведет к улучшению состояния ребенка, тем не менее, это накладывает особые требования к уровню компетенции специалиста.

Комплексная программа «Волна» является образовательно-профилактической, поэтому не требует специального лицензирования для использования в образовательном учреждении. У специалиста, работающего по программе, нет необходимости иметь медицинское образование.

Программа «Волна» - это простой и в то же время уникальный инструмент, позволяющий в игровой форме научиться навыку правильного, оптимального типа дыхания, которое позволяет:

-повысить эффективность работы с гиперактивными детьми;

- снизить выраженность тревожных состояний;

- развивать произвольный контроль поведения;

-уравновесить процессы торможения и возбуждения в центральной нервной системы.

Программа реализуется в 2 этапа.

Первый этап - это информационно-практический этап работы, целью которого является формирование мотивации на работу по программе, ознакомление детей с возможностями саморегуляции и техникой  диафрагмального дыхания.

Второй этап – это практический этап, целью которого является постановка дыхания, обучение и закрепление навыка (см. презентация).

Обучение диафрагмальному дыханию происходит с помощью специальной компьютерной игры. Тренажер объединяет прибор, который видит и слышит, как работает сердце. Прибор имеет три отведения с кнопочными креплениями разных цветов, к которым присоединяются многоразовые электроды. Кожу в месте наложения электородов протирают спиртом.

 Эта игра управляется не нажатием кнопок на клавиатуре или движением мыши, а дыханием. Выполнить задание удастся только при правильном спокойном дыхании.

Когда дыхание правильное, компьютерная система сразу отмечает изменения в работе сердца и именно это заставляет картинку двигаться или меняться. Если дыхание будет неправильным, нужных изменений не будет, значит изображение не изменится.

Ребенку объясняется, что у него есть возможность побыть режиссёром мультфильма. Этот мультфильм про бабочку.  Бабочка появляется на свет из гусенички. Но и она тоже проходит определенный путь развития: появляется из яичка. Превращается в куколку, а уж потом в красивую бабочку. Вот эти этапы и предстоит пройти воспитаннику. Он сам будет определять. Сколько времени должна длиться та или иная фаза, и на сколько плавно один этап должен сменять другую. Чтобы мультфильм было интересно смотреть, воспитанник должен применять диафрагмальное дыхание, чтобы управлять процессом. Начинается всё с развития яйца. Для того, чтобы из него вылупилась гусеничка, оно должно какое-то время дышать вместе с воспитанником. Когда делается вдох, оно тоже делает вдох, и если у ребенка при этом живот немного надувается, яйцо увеличивается в размерах. И если ребенок дышит правильно, то очень скоро из яйца появится гусеница. Для того, чтобы помочь гусенице выбраться из яйца, нужно продолжать правильно дышать. Если ребенок сбивается, гусенице труднее будет выбраться наружу. Следующий этап - обучение гусеницы движению. Она не умеет ползать. Правильное дыхание помогает ей в этом. На вдохе гусеница поднимается. На выдохе- опускается и медленно продвигается вперед. Гусеница будет слушаться ребенка, если его дыхание будет правильным. Затем гусеница завернется в кокон, станет куколкой. Нужно продолжать правильно дышать, чтобы помочь бабочке появиться на свет. И в конце нужно помочь бабочке долететь до самого большого цветочка.

Сюжет мультфильма всегда один и тот же, но только от дыхания ребенка зависит, будет он смотреться на «одном дыхании» или постоянно «застревать» на одном и том же, обрывая единую сюжетную линию. От раза к разу движения героев должны становиться всё более плавными и полностью подчиняться дыханию ребенка.

Специалисты, реализующие программу «Волна» в педагогической практике, отмечают:

- повышение уровня академической успеваемости

-снижение заболеваемости

-оптимизация психофизиологических состояния

-профилактика психосоматческих заболеваний

- нормализация психоэмоционального состояния

- улучшение концентрации внимания, работоспособности

- создание благоприятных условий для нервно-психического развития

- повышение произвольного контроля поведения.

Таким образом применение в работе с детьми среднего школьного возраста программы «Волна» имеет своей целью качественное освоение навыков саморегуляции, что поможет им справиться с трудностями возрастного кризиса с наименьшими затратами для здоровья и развития.

Программа обучения диафрагмальному дыханию «Волна» предоставляет широкие возможности специалистам образовательных и лечебно-профилактических учреждений для проведения психопрофилактической работы с детьми и подростками.

        При формировании навыка диафрагмального дыхания достигаемые в ходе тренинга результаты связаны с более экономичным использованием внутренних ресурсов организма, благодаря чему происходит обучение самопроизвольному поддержанию оптимального функционального состояния.

        Использование метода функционального биоуправления, при котором обучается в первую очередь регуляторная функция самой нервной системы, определяет те позитивные эффекты в динамике психофизиологического состояния, которые труднодостижимы при использовании традиционных форм оздоровительной работы.

        Достижение оптимального состояния, в свою очередь, приводит к улучшению показателей физиологической, эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это позволяет использовать программу «Волна» в профилактических, оздоровительных, психокоррекционных и образовательных целях.

        Формирование оптимального психофизиологического состояния у детей в период их активного интеллектуального и личностного роста обеспечивает формирование гармоничной личности и является активным способом профилактики многих нарушений развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в работе педагога-психолога

В решении проблем психолого-педагогического сопровождения УВП, реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту,  активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль игр...

Доклад на тему: «Использование инновационных технологий педагогами дополнительного образования в рамках модернизации образования»

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех дета...

Инновационные образовательные технологии в работе педагога - психолога

В статье даны описания инновационных технологий, которые использует педагог-психолог в своей работе....

Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога"

Для  Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Это индикатор физического здоровья.   Поэтом...

Отчет об использовании современных образовательных технологий в работе педагога-психолога

В отчете представлены основные инновационные  педагогические технологии, которые использует в своей работе педагог-психолог....