Разработка урока "История развития науки о клетке"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Сенюкова Наталья Александровна

Данная работа содержит конспект урока и презентацию. Тема "История развития науки о клетке" , для 9 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 9 классе по теме: «История развития науки о клетке».

Цель урока: ознакомить обучающихся с историей развития цитологии и методах, применяемых в современных цитологических исследованиях.

Задачи урока:

1.Образовательные: дать  представление о клеточном уровне организации жизни и его особенностях; показать особенности современной клеточной теории.

2. Развивающие: развивать навыки работы с различными источниками информации; развивать умение самостоятельно добывать знания, способность выделять главное из текста; развивать культуру речи, логическое мышление и память.

3.Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда;  воспитывать умение слушать, анализировать, продолжить формирование критического мышления.

Использование технологии: технология развития критического мышления

Формы работы на уроке: фронтальная и эвристическая бесед, работа с текстом, работа с таблицей и схемами.  

Оборудование: таблицы «Строение клетки», портреты ученых, презентация «История развития науки о клетке», раздаточный материал с тестовыми заданиями и учебными текстами.

        Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Стадия вызова: Сообщение цели и задач урока. Актуализация знаний обучающихся о науке цитология.

-Что изучает наука цитология?

-Что является объектом ее исследования?

-По какому принципу подразделяются клетки?

Вступительное слово учителя:

- Все, о чем мы с вами знаем на данном этапе, является заслугой многих ученых. Каких ученых вы можете вспомнить и   назвать?  Затрудняетесь? Сегодня на уроке мы с вами будем изучать великих деятелей в области цитологии, которые внесли свой вклад в изучение клетки, клеточной теории. Я заостряю на этом внимание, потому что данный материал содержится в тестах ЕГЭ.

Деятельность обучающихся: самостоятельная работа обучающихся в рабочей тетради с использованием презентации «История развития науки о клетке».

- Найдите в учебнике и выпишите в тетрадь, сделав таблицу «Ученые – биологи». Заполнение таблицы:  (время обговаривается)

Таблица:

Ученые-биологи

Год открытия

Роберт Гук

1665г. открытие клетки

А.Левенгук

1674г. открытие бактерий и простейших

Г.Галлилей

1609-1610г.г. сконструировал микроскоп

К.М.Бэр

1827г. установил ,что развитее организмов начинается с одной клетки

Р.Вирхов

1858г. утверждал, что клетки происходят только из клеток путем деления

Р.Броун

1831г. открыл ядро

М.Я.Шлейден

Создание клеточной теории

Т.Шванн

Создание клеточной теории

-Какие положения легли в основу клеточной теории ?

Действие обучающихся:

Самостоятельная работа с текстом учебника и выполнение в рабочей тетради задания: основные  положения клеточной теории.

После выполнения задания обучающиеся озвучивают выписанные положения клеточной теории и сверяют их со слайдом:

1.Клетка - элементарная единица всего живого.

2.Все клетки сходны  по своему химическому составу и имеют общий план строения.

3.Многоклеточные организмы – сложноорганизованные системы, состоящие из взаимодействующих клеток.

4.Сходное клеточное строение свидетельствует об едином происхождении всего живого.

5.Клетки происходят только от клеток  (это положение принадлежит высказыванию Р.Вирхову) Он доказал, что клетки способны делиться и предложил следующее дополнение к клеточной теории Шванна и Шлейдена: клетки происходят только от клеток, опровергая  их высказывание, которые полагали, что клетки могут самопроизвольно зарождаться в жидкостях или внутри клеток.                                                                                                                                   

Проблемный вопрос учителя:

- Объясните, 5 положение, используя знания о строении клетки (работа обучающего у доски используя магнитную модель «Клетка»).

I I I    Формирование умений и навыков  

Действие учащихся в классе на местах по схеме «Клетка» (прием Кластер)

        Клетка

        

        

        Органоиды

        двумембранные

        митохондрии

немембранные        пластиды

рибосомы

клеточный центр        одномембранные

лизосомы

        Э.П.С.

        Аппарат Гольджи        вакуоли         

                                             

Вопрос учителя:

- Все ли клетки имеют одинаковое количество органоидов или есть различие в клетках?

 Действие обучающихся: заполнение таблицы: « Сходство и различие в строении клеток»  

Таблица: «Сходство и различие в строении клеток».

признаки

растения

грибы

животные

Клеточная мембрана

есть

есть

есть

Клеточная стенка

Есть(целлюлоза)

Есть(хитин)

нет

Пластиды

есть

нет

нет

Вакуоли

есть

нет

нет

Клеточный центр

Не имеют голосеменные и покрытосеменные (мхи, папоротники, водоросли есть)

есть

есть

Запас углеводов

крахмал

гликоген

гликоген

Способ питания

автотрофы

гетеротрофы

гетеротрофы

Вопрос учителя:                                                                                                                               Давайте проверим, к какому выводу мы пришли в ходе урока:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Учащиеся высказывают свои предположения по материалу урока и по таблице.

Рефлексия .

– Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта:

Нам в этом мире многое дано:

 Расти, искать и ошибаться,

 Но, главное, дано дышать,

 Любить, найти и не сдаваться!

Домашнее задание: стр.202; рабочая тетрадь стр.19

Творческое задание (работа с пластилином - лепка клетки по выбору)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цитология - наука о клетке /10 класс/

Урок способствует формированию у учащихся научного представления о клетке как единой, структурной, функциональной единице органического  мира. Знакомит с задачами и методами современной цитологии...

Разработка урока по теме РАЗВИТИЕ НАУКИ В XVI-XVII вв. (7 класс)

Интегрированный урок по теме РАЗВИТИЕ НАУКИ В XVI-XVII вв. (7 класс). Изучаются важнейшие открытия этого периода; личности, внесшие неоценимый вклад в прогресс...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Цитология - наука о клетке" 8 класс.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Цитология - наука о клетке" 8 класс....

Разработка урока по теме РАЗВИТИЕ НАУКИ В XVI-XVII вв. (7 класс)

Эпиграф: «Наука и культура принадлежат всему миру…» И.В. Гете.         ЦЕЛИ:учащиеся должны составить представление о наиболее передовых  теориях и открыти...

тема "История развития науки о клетке" 5 класс

Папка состоит из презентации к уроку "История развития науки о клетке,  игровой презентации  "Домашнее задание" и физминутки...

Презентация по теме: Цитология - наука о клетке

Презентация может использоваться на вводном уроке по разделу Цитология...

технологическая карта урока "Из истории развития науки о клетке" 11 класс, углублённый уровень, УМК Пономарёва И.Н., ФГОС

Технологическая карта соответствует требования ФГОС и может быть использованна при проведении урока по теме "Из истории развития науки о клетке" в 11 классе (углублённый уровень)...