Разработка урока по теме РАЗВИТИЕ НАУКИ В XVI-XVII вв. (7 класс)
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Интегрированный урок по теме РАЗВИТИЕ НАУКИ В XVI-XVII вв. (7 класс). Изучаются важнейшие открытия этого периода; личности, внесшие неоценимый вклад в прогресс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: РАЗВИТИЕ НАУКИ В XVI-XVII вв.

Эпиграф: «Наука и культура принадлежат всему миру…» И.В. Гете.

         ЦЕЛИ:

  • уч-ся должны составить представление о наиболее передовых  теориях и открытиях того времени и борьбе церкви с научными идеями;
  • объяснять смысл и значение важнейших открытий, систематизировать исторический материал;
  • осознавать роль личности в истории, ценность культурных и научных достижений прошедших эпох.

ПЛАН УРОКА.

I.Орг. момент , целеполагание:

- Ребята,  сегодня у нас будет необычный интегрированный урок: его будут вести два учителя. А тему урока попробуйте определить самостоятельно, послушав отрывок из оды М.В.Ломоносова

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни  украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха,

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

-Итак, тема сегодняшнего занятия - «Развитие науки в XVI-XVII вв.». Мы познакомимся с наиболее передовыми теориями и открытиями того времени и отношением к ним церкви, попытаемся осознать роль личности в истории и важность совершенных открытий.

II.Изучение нового материала.

1.Введение.

Вы знаете, что уровень научных знаний в средневековье  был крайне низким. Люди опирались на религиозные представления о мире и свои наблюдения; в их умах переплетались обрывки знаний из античных источников, произвольные умозаключения и суеверия. Тем не менее, живая научная мысль активно развивалась.

Жизнь ставила перед человеком проблемы, разрешить которые на основе имеющихся представлений было невозможно. Накапливались знания, которые люди получали на основе опыта. Прогресс производства обогащал науку опытом, а наука работала над совершенствованием  техники и организацией производства. В это время зарождаются основы современных наук, совершенствуются средства исследования: микроскоп, телескоп, термометр, ртутный барометр и гигрометр. Некоторые из этих приборов представлены на нашей выставке.

 - Посмотрите, пожалуйста, на экран. Кто из представленных ученых вам      известен и чем? (слайд)

2.Коренной переворот в астрономии.

-  Польский астроном Н.Коперник получил прекрасное образование, учился в Краковском университете и университетах Италии. Изучал живопись, математику, философию, греческий язык, астрономию, юридические науки, медицину. Он совершил переворот в науке: опроверг учение о неподвижности Земли. Коперник при помощи сложных вычислений сделал вывод, что Земля вращается вокруг Солнца и своей оси, а Солнце является центральным телом планетной системы. В1543г. свои представления он изложил в книге «О вращении небесных тел». «Земля шарообразна, потому что со всех сторон тяготеет к своему центру. В сравнении с небом Земля не более, чем точка. Невозможно, чтобы она представляла центр мира. Как неизмеримое будет вращаться 24 часа вокруг ничтожества?...». Коперник не увидел свою книгу: когда друзья привезли ее, он был при смерти.

- Одним из последователей Коперника был итальянский ученый Джордано Бруно. В семнадцать лет стал послушником в монастыре, где много читал. Чем больше он узнавал, тем больше сомневался в истинности религиозного учения. Особенно сильное влияние произвела на него книга Коперника. Развивая его учение, он сделал вывод о бесконечности Вселенной. Солнечная система – одна из бесконечного множества планетных систем Вселенной, которая существует вечно, и исчезнуть не может.

Дж. Бруно преследует инквизиция,  он скитается (был в Швейцарии, Франции, Англии, Германии), всюду проповедуя свое учение. Но его мало кто понимает. В Италии его арестовывают. 8 долгих  лет тюрьмы и бесконечных пыток не сломили Д.Бруно, он не отрекается от своего учения. Говорил: «Сжечь – не значит опровергнуть». Его сожгли на рассвете, обвинив в ереси.

- Галилео Галилей, живший в Италии, был великим ученым, астрономом, физиком, поэтом, автором комедий. Его научные открытия и телескопические наблюдения подтвердили учение Коперника и означали переворот в представлении людей о Вселенной и опровержение христианского учения. Он первым наблюдает горы на Луне, пятна на Солнце, открывает новые звезды. Он открыл не только новые миры, но и сформулировал законы падения тел, движения маятника и другие законы физики. Ранее церковь не обращала внимания на книгу Коперника, но в 1616г. ее запретили официально, как еретическую. Инквизиция осудила работу Галилея, в 1632г. против него возбужден судебный процесс, пять долгих месяцев продолжаются мучительные допросы. Воля старого больного человека была сломлена, и 22.06.1633г. он отрекся от своего учения. «А все-таки она вертится!».

Беседа:

-Итак, ребята, можно ли учение Коперника назвать революционным и почему?

-Как церковь относилась к открытиям астрономов?

-Можно ли сжечь идеи, остановить прогресс?

3.Джон Локк.

-Развитие происходит и в философии (науке о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления), особенно в Англии. Идеи Д.Локка оказали влияние на философов 18 в.

-Применяется ли учение Д.Локка сегодня? Ответ на этот вопрос я предлагаю найти самостоятельно на базе данных учебника (с.65) и источников: выдержек из «Трактата» Д. Локка и Конституции РФ.

7 мин. - работа с документами, их чтение и обсуждение, подведение итогов.

4.Физика.

-О какой области науки сейчас пойдет речь, вы догадаетесь, когда я приглашу Наталью Владимировну (рассказ о  Ньютоне, Уатте, Лейбнице).

5.Уильям Гарвей (1578-1657)

Английский врач, физиолог и эмбриолог.  Гарвей - основатель не только учения о кровообращении, но и всей современной физиологии и эмбриологии. Его открытия в области медицины позволили многое узнать о строении человеческого организма. Он первый экспериментально доказал, что в теле животного одно и то же, сравнительно небольшое, количество крови находится в постоянном движении по замкнутому пути в результате давления, создаваемого сокращениями сердца. Описал малый (лёгочный) и большой круги кровообращения. В 1628 вышла в свет книга Г. "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных", в которой он изложил в законченном виде своё учение о кровообращении. Господствовавшая полторы тысячи лет (со времён римского врача К. Галена) доктрина утверждала, что артериальная и венозная кровь – жидкости разные. «Тепло и жизнь» разносит артериальная , а органы питает венозная кровь. Открытия вызвали  ожесточённые нападки на Гарвея со стороны учёных и церкви. В 1651 вышла книга Гарвея "Исследования о зарождении животных", в которой он обобщил результаты многолетних исследовании, посвященных изучению эмбрионального развития беспозвоночных и позвоночных животных (птиц и млекопитающих). Согласно учению Гарвея, не только животные, но и растения начинают своё развитие из яйца. Уже в глубокой старости пришло признание его заслуг. Современная медицина пользуется открытиями Гарвея.

III. Закрепление

- В течение урока вы работали с таблицей, два столбика которой остались пустыми. Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили , и заполните их.

-Прочитайте свою таблицу по строкам.

-Итак, ребята, сегодня мы познакомились с наиболее передовыми открытиями  XVI-XVII в. , с личностями, их совершившими; убедились, что эти открытия настолько важны, что ими пользуются  современные люди.

Итоги урока, оценки, благодарность.

IV.Домашнее задание

-п. № 9, составить шпаргалку (небольшой размер, хорошая читаемость, понятность) – поменяетесь, по ней будет отвечать ваш товарищ.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Развитие ядерной энергетики и влияние радиоактивных веществ на живые организмы»

Вашему вниманию предлагаю разработку урока, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и в разных классах. На этом уроке ...

Разработка урока по теме РАЗВИТИЕ НАУКИ В XVI-XVII вв. (7 класс)

Эпиграф: «Наука и культура принадлежат всему миру…» И.В. Гете.         ЦЕЛИ:учащиеся должны составить представление о наиболее передовых  теориях и открыти...

Разработка урока по теме "Развитие парламентаризма в России"

Урок осуществлялся в комбинированной форме, с целью изучения нового материала. В качестве дополнительных средств обучения на уроке были использованы также:- мультимедийная слайд-презентация;- фо...

Методическая разработка урока по теме "Биология наука о жизни. Методы исследования в биологии"

Урок знакомит обучающихся 9 класса с целями и задачами предмета "Общая биология", прослеживает взаимосвязь биологии с другими науками. Дает представление о практическом применение достижений современн...

Разработка урока на тему "Развитие речи. Письмо. 5 класс"

Данный урок разработан в соответствии с темой и учетом возрастных особенностей учащихся. Урок содержит богатый и разнообразный материал....

Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»

Данная разработка показывает, какие приёмы технологии развития критического мышления можно использовать на уроках литературы....

Презентация урока на тему "Биология - наука о жизни. Методы исследования" (9 класс)

В презентации отражены основные понятия, касаемые науки биологи и биологических дисциплин, значения науки биологии для человека и природы. Выделены основные методы исследования, применяемые в биологии...