Разработка урока на тему "Развитие речи. Письмо. 5 класс"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Нуриханова Фаниля Забировна

Данный урок разработан в соответствии с темой и учетом возрастных особенностей учащихся. Урок содержит богатый и разнообразный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок развития речи. Письмо (5 класс).

Цель:

  • Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, научить составлять текст письма;
  • Развивать речевые навыки; расширять представления учащихся о роли и значении письма в нашей жизни;
  • Воспитать бережное отношение к языку.

Ход урока.

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. А что будет предметом нашего разговора, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

1) Я синего цвета,

Вишу на стене.

И много приветов

Хранится во мне (почтовый ящик).

2) Маленькое очень,

Быстрое, как птица.

Если захочешь,

За море умчится (письмо).

3) Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею:

Получу и вмиг расклею (конверт).

- Правильно, сегодня мы с вами поговорим о письме. Научимся писать письмо.

II. Вступительная беседа.

- Ребята, кто из вас получал письма? Писали  ли сами  когда-нибудь письмо?

 - Для чего нужны письма? (Чтобы общаться. Мы пишем письма, чтобы передать какое-нибудь сообщение, информацию, рассказать о своих чувствах, выразить отношение к кому- или чему-либо).

III. Слово учителя.

-  Письмо – наидревнейший вид письменного текста. Люди начали писать друг другу задолго до появления письменности. Использовали они для этого условные знаки или рисунки. Так было положено начало развитию эпистолярного жанра, важнейшему виду общения.

Письмо – особый вид письменного текста. По форме – это монолог, сохраняющий самую тесную связь с диалогом, потому что любое письмо предполагает собеседника – адресата. Письмо поэтому следует писать так, как мы говорим. В разговорной речи мы часто делаем оговорки, дополнения, пояснения, повторения, которые не следует делать в письме. Все мысли должны быть выражены короче, но точно, ясно определенно.

IV. Словарная работа.

- Сейчас поработаем со словарями. На доске записаны ключевые слова сегодняшней темы: эпистола, эпистолярный, адресат, адресант, почта, адрес, конверт, постскриптум.

- Выпишите значения этих слов и запомните их.

- Не забудем и о словах вежливости (Здравствуйте, привет, до свидания, пока, извини, спасибо и др.) .

V. Работа с текстом (на карточках).

- Прочитайте отрывок из рассказа Н.Носова «Дружок».

Один раз мы с Мишкой сидели дома. Вдруг кто-то постучал в дверь. Мишка побежал отворять. Оказалось, почтальон. Мишка радостный вбежал в комнату с письмом в руках.

- Может быть, это про нашего Дружка! - сказал он и стал разбирать на конверте адрес, который был написан неразборчивыми каракулями.

Весь конверт был усеян штемпелями и наклейками с надписями.

- Это не нам письмо, - сказал наконец Мишка. - Это маме. Какой-то шибко грамотный человек писал. В одном слове две ошибки сделал: вместо “Песчаная” улица написал “Печная”. Видно, письмо долго по городу ходило, пока куда надо дошло... Мама! - закричал Мишка. - Тебе письмо от какого-то грамотея!

- Что это за грамотей?

- А вот почитай письмо.

Мама разорвала конверт и стала читать вполголоса:

 “Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю...” Что это? - говорит мама. - Это ведь ты писал!

Я засмеялся и посмотрел на Мишку. А он покраснел как варёный рак и убежал.

- О чем говорится в тексте? Догадались, почему Мишка покраснел?  Что заставило вас смеяться? Как надо писать письма и оформлять адрес? Какое новое слово вы встретили в тексте? (Штемпель).

- Посмотрите значение этого слова в словаре.

- Письмо обычно состоит из трех частей: зачина, средней части и концовки.

VI. Предлагаю вам алгоритм написания письма:

  1. Приветствие или обращение к тому, кому предназначено письмо.
  2. Сообщение о состоянии переписки.
  3. Изложение того, что прямо относится к лицу, которому пишут (вопросы).
  4. Сообщение того, что касается самого пишущего. Изложение информации, интересующей адресата.
  5. Заключение. Прощание, просьба писать чаще, извинения за почерк, передача приветов.
  6. Подпись, дата.
  7. Постскриптум (приписка в письме после подписи).

VII.  Написание письма.

- Пользуясь приведенной схемой,  попробуйте написать письмо своему другу или маме, например, из лагеря или туристического похода. Употребите обращения, избегайте повторов.

VIII. Редактирование 1-2 лучших работ.

Х.  Прочитайте шутку.  

Сидит маленькая девочка и пишет.

- Что ты делаешь, доченька? – спрашивает мама.

- Я пишу письмо Оле.

- Но ты же еще не умеешь писать.

- Ну и что же! Оля ведь тоже не умеет читать.

- Письма были популярны в 18-20 веках. Как вы думаете, в наши дни люди пишут письма? Чего не хватает в СМС сообщениях?

- Прочитаем письмо Юрия Алексеевича Гагарина к матери, Анне Тимофеевне Гагариной.

«Здравствуйте, папа, мама, Дмитрий, Зоя, Томочка и Юрочка! Большой привет Валентину с семьей. Получили ваше письмо, за которое  большое спасибо. И вот пишу вам. Времени у меня мала, и поэтому буду краток.

Все мы живы и здоровы. Здоровье у всех хорошее. Лена в яслях уже привыкла и ходит туда с удовольствием. Я по-прежнему с утра до вечера на работе.

Валя чувствует себя хорошо. На днях приехал Борис. Он решил жить у нас. Ездить ему далековато, а в остальном все будет нормально.

Мама, ты приезжай к нам, как только получишь письмо. Послезавтра получка, я сразу же вышлю деньги, но ты их не жди. На дорогу возьми, а остальное все решим здесь. Выезжай, пожалуйста, побыстрее. Ну вот, вроде и все.

До свидания. С горячим приветом, Юра, Валя, Леночка и Борис. 13.02.61.»

- Посмотрите, как в простых строчках чувствуется заботливое отношение  Юрия Алексеевича к семье, как  напряженно он работал и как просто он жил! Юрий Алексеевич однажды сказал матери: «Мама, письма нас ближе делают. А мне даже помогают. Я, когда пишу, стараюсь слова поточнее подобрать, ярче мысль выразить. Вот и получается – словом овладеваю. А уж твои письма по нескольку раз перечитываю».  Когда  человек пишет письмо, развивает свою речь.

ХI.- Ну а в конце занятия  проведем аукцион  терминов.

1. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому адресовано письмо.( Адрес).

2. Тот, кто пишет письмо. (Адресант).

3. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт).

4. Цифровое условное обозначение населенного пункта. (Индекс).

5. Тот, кому адресовано письмо. (Адресат).

6. Сообщения, поздравления, просьбы, написанные на бумаге, предназначенные для отправления на расстояние. (Письма).

7. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. (Почтальон).

ХII. Обобщение.

- Молодцы, вы хорошо поработали сегодня. Мне кажется. Каждый из вас усвоил принципы написания письма.  В заключение хочу процитировать слова русского писателя А.П.Чехова: «Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее».

ХIII. Домашнее задание: написать письмо на одну из тем:

Письмо моей маме. Письмо другу. Яркое событие в моей жизни.

Самый радостный день. Хочу рассказать тебе о моем родном крае. Письмо солдату в армию. Письмо ветерану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Разработка урока "Выражение приветствия и письмо"

Данный урок развитие речи направлен на воспитание культуры письменной речи, доброжелательности во взаимоотношениях с другими людьми....

Развитие речи. Разработка урока "Выражение приветствия и письмо"

Данный урок развитие речи направлен на воспитание культуры письменной речи, доброжелательности во взаимоотношениях с другими людьми....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Умеем ли мы писать письма ( эпистолярный жанр)"

Данная методическая разработка содержит подробную информацию об эпистолярном жанре ( о жанре написания писем), истории жанра....

Методическая разработка урока английского языка в 3 классе "Письмо зарубежному другу"

Урок разработан по УМК Биболетовой М.З. "Английский с удовольствием"3 класс....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Письмо ветерану Великой Отечественной войны"

Аннотация и пояснения к уроку: Преподавание ведётся по программе под редакцией Т.А. Ладыженской. УМК: Русский   язык. 6 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Урок письма"

Знакомство на уроке русского языка с возникновением эпистолярного жанра, то есть с историей возникновения письма (почтовые голуби, барабаны, курьеры с рожком,  свист ямщиков, колокольчики и т.д.)...

разработка урока английского языка в 11 классе "Использование навыков написания формального письма для решения открытых задач экологического содержания"

Разработка представляет собой план - конспект урока английского языка в 11 классе по теме " Использование навыков написания формального письма для решения задач экологического содержания" . ...