Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Урок письма"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Знакомство на уроке русского языка с возникновением эпистолярного жанра, то есть с историей возникновения письма (почтовые голуби, барабаны, курьеры с рожком,  свист ямщиков, колокольчики и т.д.). Знакомство с новыми словами: почтальон, эпистола, адресат, адресант, индекс. На уроке дети не только знакомятся с теорией. но и учаися правильно подписывать письмо, пробуют написать своё письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

                           

 5 класс

Тема урока: « Подготовка к написанию личного письма».

 Цель: Создать условия для подготовки учащихся к написанию письма на заданную тему.

Образовательные задачи:

  • Способствовать усвоению учащимися понятия об эпистолярном жанре и его особенностях.
  • Учащиеся должны знать правила написания личного письма и его структуру
  • владеть алгоритмом написания сочинения;
  • научиться составлять текст письма на заданную тему

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию речевых навыков, расширению представлений учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека;
  • Способствовать развитию ассоциативного (образного) мышления.
  • Воспитательные задачи:
  •  Способствовать воспитанию чувства человечности и гуманности
  • Воспитание культуры письма, доброжелательности в общении с окружающими людьми.

Способствовать развитию УУД:

  • познавательных УУД: умений нахождения необходимой информации в сети Интернет;
  • регулятивных УУД: умений целеполагания и рефлексии;
  • личностных УУД: умений осознания личностного смысла изучения данной темы;
  • коммуникативных УУД: умений размышлять и оформлять свои мысли в виде устного или письменного высказывания в соответствии с нормами русского языка;

     Ход урока

  1.  Организационный момент.
  2. Формулирование темы урока, целей и задач.

            Слайд 1.  

  1. Чтение эпиграфа к уроку.    

                                                                     Прошу тебя, пиши мне письма.

                                                                    В наш громкий век им нет цены.

                                                                                                      Н.Кузовлёва

2.Беседа.

- Как вы понимаете  слова эпиграфа к нашему уроку?  (ответы учащихся)

3. Сформулируем тему урока.

-Цель нашего урока заключается в том, чтобы познакомиться с письмом как одним из видов общения, узнать историю письма, научиться писать содержательные и интересные послания.         

              - Для решения этих задач мы с вами построим работу таким образом:

а) познакомимся с историей письма, с новыми словами, которые имеют отношение к эпистолярному жанру;

б)  правильно подпишем конверт;

в)  начнём писать  письмо.

  1. История возникновения писем и почтовой службы.

          Слайд 2.  

1.Вступительное слово учителя.

    Письма люди начали писать давно, когда они жили еще в пещерах. На стенах своих пещер они выцарапывали разные рисунки. Первобытные люди изображали охоту на животных, рассказывали о событиях своей жизни. Так, по наскальным рисункам мы узнали о жизни первых людей. Это было их посланием к нам - в будущее, письмом из прошлого. Были и другие способы передачи информации.

 Учитель:

  -Ребята, вам было дано задание, самостоятельно  найти в Интернете  сведения об истории письма. Внимательно послушаем тех, кто выполнил задание учителя.

2.Знакомство с историей письма

 (сообщения учащихся).

  1 ученик

-Оказывается, проблема в способах передачи информации возникла очень давно, и разные народы по- своему научились её решать. В Африке использовали барабаны, индейцы при  помощи дыма своих костров «писали письма» соседним племенам,  Они умели «читать дым». В древности люди для общения использовали предметы, которые обозначали смысл того, что хотели сказать. в Монголии пользовались цветными лоскутками.

2 ученик.

 Во многих странах мира  существовала голубиная почта, для которой специально вывели породу почтовых голубей. К ноге такого голубя привязывали письмо, и он летел к своему дому, доставляя письмо адресату. Много сотен лет служил людям почтовый голубь. Сейчас, когда вести доставляют радио, телеграф, телефон, Интернет, голубиная почта потеряла своё значение. Однако ещё недавно – во время второй мировой войны – голубей использовали для доставки донесений. В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы его не схватят.

 Почтовых голуби  хорошо послужили почтовому делу. Это необыкновенная птица! Куда голубя ни завези - всё равно домой вернётся.

Так вот, голубиная почта возникла ещё у древних греков и египтян. В 12-13 веках почтовый голубь стоил столько же, сколько и арабский скакун. У голубей немало заслуг перед человечеством.  В 1871 году во время осады Парижа они доставили более миллиона писем, в благодарность парижане поставили голубю памятник. А в Англии почтовый голубь № 888 за геройские заслуги во время Первой Мировой войны получил звание полковника. И таких историй великое множество.

(Использован материал журнала «Пионер» №1 2003 года).

3 ученик

-Следующим этапом развития почтовых сообщений было использование гонца - «скорохода», а затем и почтовых крестьян, которые мчались от одного селения к другому.

-Совсем другая жизнь пошла, когда изобрели письменность. 4000 тысячи лет назад неизвестный художник на стене гробницы изобразил воина, передававшего послание начальнику. А вот в III тысячелетии до н.э. ассирийцы и вавилоняне изобрели «почтовый конверт» из обожжённой глины.

 4  ученик.

Я слышал об использовании почтой Европы рожка,  на зов которого к почтовым курьерам спешили желающие получить  или отправить письмо. Курьеры имели право трубить в рожок, встречные экипажи сворачивали в сторону, а городская стража отворяла  ворота. Со временем  голосистый рожок стал эмблемой почтовой службы. Однако в России рожок не прижился. Деревенские батюшки испокон веков стращали людей: «При конце света придёт на землю диавол. И вострубит первый архангел во трубу». Заслышав звук почтового рожка, богобоязненные мужики кидались врассыпную по лесам да по болотам прятаться: «Диавол едет! Конец света наступает!»

Слайд № 3. 4.

 5 ученик

В XVI-XVII веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к яму, громко свистели. Свистом ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу.

Шло время, шире становились связи между городами и княжествами, всё дальше посылали в путь гонцов. И теперь на длинных дорогах стали строить почтовые станции – ямы. Примчится в ям гонец, поест, попьёт, отдохнёт и сменит там усталых лошадей. А свежие лошади быстро донесут письмо до следующего яма. К тому времени гонцы стали постоянными, и звали

 их теперь ямщиками. Позже появились кибитки, а затем и «тройки», которые под лихой разбойничий посвист летели по тракту. Вскоре свист сменили на звонкоголосые колокольчики.

(Использован материал журнала «Пионер» №1 2003 года).

Слайд 5,6

6-й ученик:                     

А вот современные письма побывали даже в космосе. Первые письма доставили на борт космического корабля «Союз-4» лётчики-космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев на космическом корабле «Союз-5». Министерство связи выпустило к этому полёту специальный конверт. Место и время получения письма отметил космонавт В. Шаталов: « Борт корабля «Союз-4» - 16.01.69.»

Сейчас конверт находится на выставке в Центральном музее связи имени А. С. Попова в Санкт-Петербурге.

Слайд7.8

7-й ученик:                     

Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий.

В настоящее время этот камень хранится в одном из музеев Кейптауна.

Учитель

- Спасибо всем  ребятам, которые серьёзно отнеслись к выполнению задания и подготовили  за интересные рассказы.  Знакомство с появлением конвертов, почтовых марок , почты мы продолжим на одном из классных часов.

IV     Работа над темой урока

 1.Беседа.

-Сейчас мы общаемся  по Интернету, посылаем SMS (в которых допускаем массу ошибок) . Всё очень мобильно, но, мне кажется, сухо и бездушно. Ведь  в  таком виде передаётся только «голая» информация, в её тени остаётся вся гамма оттенков событий и переживаний, которые  всегда  сопутствуют человеческой жизни. А вот в письмах можно рассказать всё подробно, поделиться не только информацией, но и своими чувствами, отношением к тому, о чём пишешь.  

 И хотя  сейчас электронная почта заменила эпистолярный жанр, лично я всегда любила писать, да и сейчас пишу письма. Думаю, что последнее слово для вас новое, поэтому давайте проведём словарную работу.

Слайд 9,    

2.Словарная работа.

  •    Эпистола – литературный(эпистолярный) жанр, послание в форме письма. 
  • Адресат – тот, кому адресовано письмо. 
  • Адресант – тот, кто пишет письмо. 
  • Почтальон – тот, кто доставляет письма.
  • Индекс – цифровой адрес письма, то есть указание на место проживания адресата и адресанта

Слайд 12.13

3.Закрепление словарной работы: решение кроссворда

4.Учитель

- Скажите, пожалуйста, а приходилось ли вам получать письма?

- От  кого они были? О чём вам писали родственники? Каков был тон этих писем? Какие чувства в вашей душе они вызывали?

-Большое значение, конечно,   имеет то, умеем ли мы сочинять их так, чтобы принести своим посланием радость, согреть душу?

Всегда нужно помнить слова: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

5. Обращение к устному народному творчеству

-Давайте вспомним пословицы, поговорки  о важности  осторожного обращения со словом (объяснение смысла таких,  как «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь»,  «Что написано пером –не вырубишь топором» и др.). Даже о неприятных вещах нужно писать осторожно, не оскорбляя, не унижая того, о ком вы пишете.

- А вот как это умели делать писатели, поэты мы увидим, если обратимся к учебнику 5 класса и выполним

Слайд 10.11

а)    Прочитаем текст ( стр.88) и ответим на вопросы:

- Для чего же нужны письма? (Конечно, для общения).

-Какие бывают письма? (Личные и деловые)

- Из каких частей состоит письмо? (Как и любое сочинение: из 3 частей: вступление, основная часть, заключение).

б) Чтение письма Н.А.Островского матери (упр.213) и беседа по содержанию упражнения:

-К какому стилю относится этот текст?

-Как вы это определили?

-Найдите в письме обращения и назовите их. (Милая мама, славная моя труженица)

-Чем интересны обращения? Как они отражают отношения между адресантом и адресатом?

в)Чтение отрывка из письма О.Бергольц «Лучший друг».

-Как начинается и заканчивается это письмо?

-О чём в нём говорится?

-Какими знаками препинания выделены обращения?

- Приведите обращения, которые можно употребить в письме.

-Какие знаки ставим при обращении?

-Так кому же мы можем писать письма? (Да хоть самому Президенту, лишь бы они были содержательными, корректными  и соблюдались правила при их написании)

V. Закрепление.  Практическая работа  

1.Учитель:

-Ребята, когда вы станете старше, тогда познакомитесь с письмами писателей и поэтов к своим возлюбленным. И хотя личные письма нельзя читать без разрешения получателя (адресата, как это их иногда  делают  невоспитанные люди), эти личные письма можно читать, так как они стали народным достоянием, образцом написания письма.

-Сегодня мы прочитали несколько писем, вы услышали, что они могут быть разными по слогу, по содержанию, написаны разным людям. Всё это так. Но

перед тем, как приступить к написанию собственного письма, я попрошу вас

внимательно прочитать Памятки, которые лежат у вас на столе (их вы возьмёте с собой домой)

Слайд 14

2. Работа с памятками по написанию письма.

 3. Написание  вступления и заключения своего письма.

V.  Рефлексия.

-Если вам урок понравился и всё понятно, то похлопайте в ладоши.

-Если вы не поняли, как писать письмо и осталось много вопросов, то разведите руки в сторону.

-Если же вам было неинтересно и вы не хотите продолжить разговор на эту тему, то просто присядьте.

V.  Итог урока

Слайд 15

Инсценирование отрывка из рассказа А. П. Чехова « Ванька».

 (Ученик, сидя за столом, пишет и читает вслух)

« Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался…».

- Кто и кому пишет это письмо?

-Назовите автора и название произведения.

-На что жалуется мальчик?

-О чём он просит дедушку?

-Обратите, пожалуйста, внимание на адрес, написанный мальчиком.

-Получит ли дедушка его письмо? Почему нет?

Учитель:

Дома внимательно перед тем, как вложите письмо в конверт, прочитайте Памятку, как правильно подписать конверт. Памятки я вам оставляю на память, чтобы вы иногда в них заглядывали, когда станете писать письмо. А я на это очень надеюсь.

Учитель:

-Пишите письма друг другу, родным и близким, друзьям и знакомым. И употребляйте в них только волшебные слова, которые действуют не на разум, а через разум на чувства человека.

Пишите письма, хорошие письма и пусть они радуют тех, кому адресованы!

V. Домашнее задание:

написать письмо   близкому человеку,

правильно подписать конверт.

-Благодарю всех за внимание!

 

Приложение.

№1.  Знакомство с построением письма.

1. Приветствие или обращение

2. Вступление.

3. Основная часть

4. Заключение.

5. Дата.

6. Подпись.

7.  PS (постскриптум, то, о чём забыл написать, но очень нужно)

№ 2.Памятки по написанию письма.

В письме мы можем

1.Сообщить, оповестить

2. Рассказать о том, что Вас волнует, поделиться своими радостями, проблемами и т.д.

3. Задать вопросы по теме переписки Вашему адресату.

4. Заключительная фраза типа: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!» и т.д.

5.В конце письма клише («С любовью,  Наташа», «Искренне Ваш,  Максим Евгеньевич», «С наилучшими пожеланиями, Даша» и т.д.) и своя личная подпись.

№3 .Советы по написанию письма.

  1. Старайся писать чисто и аккуратно.
  2. Учитывай, кому пишешь, выбери для своего письма верный тон.
  3. В письме слова "Ты" и "Вы" пишутся с большой буквы.
  4. Будь искренним, дружелюбным. Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.
  5. Правильно оформляй конверт.
  6. Помни: что написано пером, не вырубишь топором.

№4.Правильное заполнение конверта.

  • От кого…    Дмитриевой  Юлии  Ивановны
  • Откуда…      п. Терский Будённовского района СК ул. Лесная, 12 кв.2
  • Индекс…      356828

  • Кому…         Склеминовой Лидии Леонтьевне
  • Куда           с. Ачикулак, Нефтекумского района СК  ул.Гагарина, 7
  • Индекс…     356831
  • Обратите внимание, что адресант(тот, кто написал письмо) пишется в родительном падеже, а адресат (кто получит письмо в дательном падеже)

№5  Презентация  « Как писать письма»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка. "Учимся писать письма"

Данная разработка содержит конпсект урока и презентацию. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приемы с целью заинтересовать ученика, а также с...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Умеем ли мы писать письма ( эпистолярный жанр)"

Данная методическая разработка содержит подробную информацию об эпистолярном жанре ( о жанре написания писем), истории жанра....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Письмо ветерану Великой Отечественной войны"

Аннотация и пояснения к уроку: Преподавание ведётся по программе под редакцией Т.А. Ладыженской. УМК: Русский   язык. 6 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"

Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме»  из раздела «Причастие  в языке и речи», относящийся к  уроку закрепления знаний,  разработан для учащихся 6  класса, об...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

Методическая разработка урока русского языка "Письмо моему дедушке"

Данная разработка предназначена для проведения урока в 5 классе....