Методическая разработка урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Умеем ли мы писать письма ( эпистолярный жанр)"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Бердникова Оксана Александровна

Данная методическая разработка содержит подробную информацию об эпистолярном жанре ( о жанре написания писем), истории жанра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon umeem_li_my_pisat_pisma._6_klass.zip140.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Тема урока: Умеем ли мы писать письма.

Цели урока:

  1. Сформировать коммуникативную компетенцию.
  2. Дать понятие эпистолярного жанра.
  3. Возродить российскую традицию эпистолярного жанра.

Учитель: Чтобы научиться писать интересные и содержательные письма, необходимо знать правила, законы эпистолярного искусства. Я предлагаю вам прочесть письмо.

( Слайд 1.) Милостивый и любезный друг!

  Вполне убежденный в Вашей ко мне расположенности, я, с верою в успехе, направляю под сень добрейшего покровительства Вашего семейного труженика, нуждающегося в каком-нибудь занятии для насущного существования. Не откажитесь пристроить его в Ваше правление. Я за него вполне ручаюсь, гордясь Вашим ко мне расположением и убеждением в правоте слов душевно Вам преданного и искренне вас почитающего.Л.Т. январь 1897.

  Что понравилось в этом письме? Что показалось необычным? ( Любезное обращение, вежливая просьба, выражение почтения).

  Это необходимые компоненты, составляющие правильную структуру письма.

  Вы обратили внимание на обращение в прочитанном письме?

  Поговорим о правилах этикета – экспозиции в системе формирования культуры.

  На доске предложения – выдержки из писем.

( Слайд 2). Подари мне на день рождения сказки Андерсена.

Когда ты привезешь мне обещанную книгу? Ну ладно. Пока. Пиши.

  В чем недостаток этих реплик? ( Они неучтивы, невежливы. В них нет обращений.)

  Обращение – вещь тонкая, связанная с нашей общей культурой, воспитанием, образованием, и характеризует оно не столько того, к кому мы обращаемся ( адресата), сколько нас самих. Разнообразие обращений к адресатам – показатель не только нашей вежливости, но и богатства чувств и изобретательности.

  Отредактируйте эти неуклюжие, грубоватые реплики. Добавьте в них учтивости, любезности, теплоты.

( Слайд 3).Милая бабушка, пожалуйста, подари мне на день рождения сказки Андерсена.

Извини, милая сестричка, что я напоминаю, но ты обещала мне подарить Детскую энциклопедию

До скорой встречи, подружка. Жду с нетерпением от тебя весточку.

  Найдите во фрагментах из писем Пушкина обращения, выделите запятыми. К подчеркнутым словам подберите однокоренные слова.

( Слайд 4). Поздравляю Вас почтенный Сергей Иванович с…; Виноват Ваше сиятельство кругом виноват…;Друг мой женка на прошлой почте…; Безалаберный полно писать письма…

 

  Что значит слово безалаберный?

  Что можно сказать об авторе этих строк как о человеке? ( Пушкин учитывает возраст, положение адресата, разрешает себе пошутить.)

ВЫВОДЫ: Начинать письмо следует с обращения к адресату. Это обращение сразу же задает нужный тон и определяет восприятие письма. Например, широко принятое у нас слово уважаемый

Звучит нейтрально, с оттенком холодной официальности, а дорогой – передает личную заинтересованность писавшего.Воспитанный человек обратится к своему адресату глубокоуважаемый или многоуважаемый. В переписке с зарубежным корреспондентом принято обращение господин. Однако, если вы близко знакомы с адресатом, можно написать дорогой.

  Часто бывает необходимо поблагодарить адресата за что-либо: за поздравление, подарок, помощь. В русском речевом этикете существует целый ряд формул благодарности: Спасибо Вам ( тебе); Большое ( огромное) спасибо; Благодарю Вас ( тебя); Я хочу поблагодарить Вас ( тебя); Мне хочется выразить Вам ( тебе) свою благодарность ( признательность); Позвольте Вас поблагодарить.

  Перед вами фрагмент письма писателю В.Я.Лакшину И.С.Соколова-Микитова, писателя, рассказчика, очеркиста, отличавшегося пристальным вниманием к человеку, природе, животным.

( Слайд 5).

                                               Дорогой Владимир Яковлевич!

Посылаю последнюю страничку « Вертушинки». Благодарю за доброту, дружеское письмецо…Радуюсь тому, что ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать привет друзьям новомировцам.

Дружески обнимаю.

p.s. Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку « Нового мира», когда она появится на божий свет.

  Обратите внимание на основные компоненты письма: начало ( дата, место, форма обращения к адресату); основная часть ( деловая или служебная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и близким); конец ( пожелания адресату, подпись); дата и местонахождение отправителя письма, если они не были указаны в самом начале; post scriptum ( p.s.): используется, когда нужно добавить важную информацию.

  Какой стиль речи в письме Соколова-Микитова? ( Разговорный).

  В письменной речи разговорный стиль представлен записками, частными письмами, дневниковыми записями.

  А вот перед вами еще одно письмо А.С.Пушкина к А.Х.Бенкендорфу.

( Слайд 6).                               Милостивый государь

                                    Александр Христофорович,

Государю императору угодно было через Ваше сиятельство дозволить мне печатать « Историю Пугачева» в одной из типографий, зависящих от его высокопревосходительства М.М.Сперанского: осмеливаюсь прибегнуть к Вашему сиятельству с покорнейшею просьбою дать знать о том куда следует.

  С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивы государь, Вашего сиятельства покорнейший слуга,

                                                                                        Александр Пушкин.

  Можно ли это письмо назвать дружеским?

  Какое оно? ( Официально-деловое).

  Каковы особенности официально-делового стиля?

  Назовите признаки официально-делового стиля в этом письме.

ЗАДАНИЕ:

  Отметьте в письме Пушкина слова, обороты речи, уместные в настоящее время в официальном письме высокопоставленному лицу, и слова, обороты, которые вы считаете архаичными, неуместными в наше время.

  Выпишите их в две колонки.

                                                                      Милостивый государь

                   Угодно                                        Государь

                   Прибегнуть                                Ваше сиятельство

                   С просьбою                                Его высокопревосходительство

                   Дать знать о том                        Осмеливаюсь прибегнуть

                   Куда следует                              К Вашему сиятельству

                   С почтением                              С покорнейшей просьбою

                                                                       С глубоким почтением

                                                                       Покорнейший слуга

  Расскажите об использованных знаках препинания в тексте данного письма. Какие из них соответствуют, а какие не соответствуют современным знакам пунктуации?

  Познакомьтесь теперь с классическими примерами поздравительных писем, написанных по разным поводам родственникам, друзьям, официальным лицам.

  Из «Краткого письмовника» ( « Правила Светской жизни и этикета. Хороший тонъ. – С-Петербург, 1819 г.)

( Слайд 7).     Добрая и милая бабушка!

       Маленькая внучка Ваша поздравляет Вас с Новым годом и желает прожить много-много счастливых лет в радости и веселье.

    Ах, как бы я хотела Вас, милая моя бабушка, обнять и расцеловать. Но злая судьба не дает мне такого счастья.

   Крепко-крепко целующая Вас внучка Ли.

                  Милостивый государь С…Н.

   Пожалование Вас начальником в г. N… принято здешней публикой с большой радостью. Ваши достоинства говорят в пользу Вашего сердца. Все ожидают Вас с истинным удовольствием, надеясь доброй душе Вашей найти свое благополучие.

       Примите уверение в моем к Вам почтении и преданности. А.В.

              Милый друг Р….Д…

   Не откажитесь сделать великое одолжение своим посещением вечерком сегодня душевно тебе преданного Л…

  Не избалованы мы такого рода корреспонденцией, отвыкли от теплых, душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Ссылаемся на стремительность жизни, на занятость.

  А может, дорогие ребята, мы сегодня приблизились хотя бы на шаг к возрождению эпистолярного жанра?

   Задание на дом: Написать письмо одному из названных ниже адресатов: моей семье; президенту; ветерану; письмо ( неизвестному адресату) о том, как можно построить свою жизнь в будущем.

   

 

    УМЕЕМ ЛИ МЫ ПИСАТЬ ПИСЬМА?

                           ( 6 класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»

Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах  исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Урок письма"

Знакомство на уроке русского языка с возникновением эпистолярного жанра, то есть с историей возникновения письма (почтовые голуби, барабаны, курьеры с рожком,  свист ямщиков, колокольчики и т.д.)...