Главные вкладки

    Разработка урока по биологии в 7 классе по теме: «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение»
    план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

    план-конспект урока 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24»

    Г.АЛЬМЕТЬЕВСКРЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

    Разработка урока

    по биологии в  7 классе по теме:

    «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения,

    особенности организации и происхождение»

                                                                                                                 Урок разработала

                         Абдуллина Лилия  Равгатовна,

                                                                                         учитель биологии

    I квалификационной категории

                                                                                         МБОУ «СОШ №24»

    г.Альметьевск -  2015.

    Тема урока: Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения,

    особенности организации и происхождение

    Цель урока:сформировать у учащихся представление о покрытосеменных растениях как  наивысшем этапе в развитии растительного мира.

    Задачи урока:

    Обучающие:раскрыть особенности строения и жизнедеятельности, происхождение покрытосеменных растений, выявить черты усложнения покрытосеменных в ходе эволюции.

    Развивающие: Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять,  выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения,формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы; развитие логического мышления; работать в группе по новой сингапурской методике, развитие критического и креативного мышления путем применения структур Сингапурской методики:  СИНГЛ  РАУНД  РОБИН,ЭЙ  АР  ГАЙД, РЕЛЛИ РОБИН, МИКС- ПЭА-ШЭА, ФИНК-РАЙТ-РАУНД  РОБИН .

    Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к природе, уважать свои и чужие взгляды, воспитывать культуру  поведения.

    Тип урока:  изучение нового материала.

    Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Отдел Покрытосеменные ( Цветковые) растения,  особенности организации и происхождение»,  таблицы по биологии,  цветущие комнатные растения, гербарные экземпляры цветковых растений,рисунки с изображением разных видов покрытосеменных, учебник Н. И. Сонина « Биология. Многообразие живых организмов. 7класс»

    Метод обучения:репродуктивный, проблемно - поисковый.

    Методы осуществления учебно–познавательной деятельности:  словесные, наглядные.

    Форма обучения:рассказ, беседа, практикум.

    Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Прогнозируемый результат:

    Учащиеся расширяют знания

    1) об особенностях  организации цветковых растений;

    2)о происхождении цветковых растений;

    3)о жизненных формах цветковых растений ;

    4)развивают умение работать в парах, наблюдать, сравнивать, анализировать полученные результаты, наблюдения, делать выводы.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Здравствуйте ребята. Здравствуйте уважаемые гости.

    Садимся на свои места в группе по 4 ученика.

    Положите, пожалуйста МЭНЭДЖМЭТ, чтобы цифры 2 и 3 смотрели на меня. Настройтесь на работу.

    II. Изучение нового материала

    -Ребята мы с вами изучаем отделы растений и многие отделы уже изучили. Давайте вспомним,  посмотрите на слайд, представители каких отделов  изображены?

    ( Слайды 3-11)

    -Ребята послушайте, такие строки:

    Разнообразен и прекрасен мир растений
                Мхи, водоросли, папоротники, плауны
                 И семенные: сосны, туя, пихты, ели
                Но властелины царства не они.

    -Ребята, как вы думаете, а властелинами царства Растений  представители какого отдела  являются?

    - Да ребята покрытосеменные или цветковые растения. А почему же они являются властелинами царства? Обсудите ответ на этот вопрос  в своей команде, используем структуру Сингл  Раунд  Робин, проговариваем ответы на данный вопрос по кругу один раз, начинает свой ответ  ученик №1, потом №2,№3,№4.

    (Использование структуры  СИНГЛ РАУНД РОБИН - «однократный раунд робин»- обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз).

    - Давайте послушаем ответы на вопрос «Почему властелинами  царства Растений являются покрытосеменные?»

    егодня изучаем тему Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение.Откройте тетради, запишите тему и число.

    Но это тема для вас не совсем новая, вы уже о цветковых растениях  не мало знаете.

    1. Основные признаки покрытосеменных  растений

    Ребята перед вами  листочки  с утверждениями. Вам нужно:

    1. Прочитать  утверждения.                                                                                                    

    2. В столбике «ДО» поставить«+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.

    3. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения, можете использовать  наглядные материалы

    (Использование структуры  ЭЙ  АР  ГАЙД- «Руководство предложения/ реакции»-обучающая структура, в которой  сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения « упражнения- раздражителя» для активизации мышления( видео, картинка, рассказ и.т.д.)

    ДО

    УТВЕРЖДЕНИЯ

    ПОСЛЕ

    1.Основная особенность этой группы- наличие семени.

    2.Покрытосеменные - самая богатая видами группа растительного мира.

    3. Покрытосеменные- древнейшие представители растительного мира

    4. Отдел покрытосеменных делится на четыре класса.

    5. Покрытосеменные  растут во всех климатических зонах- от тропических лесов до пустынь и тундр.

    6.Ткани покрытосеменных характеризуются высокой степенью специализации.

    7.Для покрытосеменных характерен очень медленный обмен веществ.

    8.Покрытосеменные-единственная группа растений, способная к образованию сложных  многоярусных сообществ, включающих травы, кустарники и деревья.

    9.Древесные формы произошли от травянистых.

    10. Орган полового размножения  покрытосеменных - цветок.

    4. Сейчас  откройте учебники с.76-77, ознакомьтесь с текстом, на это вам три минуты.

    5. Теперь, после ознакомления с текстом,   еще раз прочтите все утверждения.

    6. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.

     7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши ответы? Обсудите в команде.

    -А сейчас давайте вместе поработаем, нужно будет утверждение прочитать и сделать выводы, почему вы  согласны или не согласны с утверждением.( слайды 18-29)

    -Ребята, работая с утверждениями,  выраскрыли основные признаки покрытосеменных.

     Сейчас сделаем выводы, перечислите  основные признаки покрытосеменные. ( Слайд 30)

    2.Физминутка

    -Ребята давайте проведём физминутку( Слайд 31).(Использование структуры МИКС  ПЭА ШЭА - обучающая структура,  в которой  участники смешиваются под музыку, ОБРАЗУЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН )

    Вопрос 1. В честь этого веселого цветка во Франции еще в начале XX века устраивали праздники, П.И. Чайковский посвятил ему свое произведение?(Ландыш)( Слайды 32,33)

    Вопрос 2. Название этого цветка связано с легендой, в которой рассказывается……?(Незабудка)

    ( Слайды 34,35)

    Вопрос 3.Сколько горошин может   войти в стакан?(Сами не могут) (Слайды 36,37)

    3.Строение тела покрытосеменных

    Ребята,давайте более подробно рассмотрим строение покрытосеменных. Перед вами незаконченная схема( слайды 38-40), используя текст на стр. 78 первый обзац, дополните схему и обсудите  в команде.(Использование структуры  ФИНК_-РАЙТ-РАУНД   РОБИН –«подумай-запиши-обсуди в команде». Во время  выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ  высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ  и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде).

    Тело покрытосеменных

    Побеговая   система                     ______________система

    -______________                                                          -главный корень

    -______________                  -_________________

    -______________                           -________________

                                 -______________

    -______________

    -_______________

    -Итак, тело покрытосеменных на какие системы  подразделяется, из каких органов они состоят?

    Ответ:

    Тело покрытосеменных

    Побеговая  системаКорневая   система

    -стебель                                         - главный корень

    -листья                                           -   боковые корни

    -почки                                              - придаточные  корни

    -цветки                

    -плоды

    -семена

    4. Строение корневой системы

      -  Как вы  уже знаете корневые системы бывают : стержневая и мочковатая ( слайд 41) Чем эти корневые системы отличаются?( У стержневой системы хорошо развит главный корень, а у мочковатый главный корень не развит, выделить не возможно). Корни бывают главный, боковые, придаточные. Какие корни называются боковыми? Придаточными? Главным? ( слайд 42)

    5. Строение стебля

    Посмотрите расположение стебля в пространстве ( слайд 43)

    Стебли бывают разные: одревесневшие и травянистые (слайд 44) , не смотря на это у них общий план внутреннего строения, сейчас нужно подписать внутреннее строение стебля, используя текст учебника  на стр.78

    Внутреннее строение стебля( слайд 45)

    1.Кожица

    2.    

     3. и.т.д.

    4

    - Давайте обсудим какую функцию выполняет каждый слой( слайд 46)
    Признаки какого слоя  стебля раскрыты? ( Слайд 48)

    ……………….

    -особая образовательная ткань,

     -расположена под корой,

    -окружает древесину  ствола сплошным кольцом,

    -клетки делятся в разных условиях неравномерно,

    -деление клеток приводит к утолщению стебля.

    Строение стебля у разных растений имеет и отличия. ( Слайд 49, 50)

    Древесные   цветковые

    однодольные                           двудольные

    (пальмы)                              (дуб, берёза, ива)

    не образуют                                     образуют

    древесины                                      древесину

    Пробка (защитный покров)

    береза               деревья                    дуб

    в саванне

    тонкая,         (устойчивы               (губчатая,

    похожа            к действию                 очень

    на бумагу)        огня)                      толстая)

    6. Разнообразие листьев

    Листья образует органические вещества и для того, чтобы лучше уловить солнечных лучей они располагаются на стебле по разному ( слайд 51)

    http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1194000/1193157-6c8b4e38b614efcf.jpg

    Листья бывают простые и сложные ( слайд 52). Чем они отличаются?http://hi-intel.ru/301/img/310.jpg

    По продолжительности жизни листьевдеревьябывают листопадные   и вечнозелёные ( слайд 54)

    III.Закрепление.

    Допишите  предложения

    1.Основная особенность покрытосеменных- наличие ____ и______ .

    2. Покрытосеменные эволюционно наиболее _______________группа растений.

    3.Быстрый приток  воды и минеральных веществ  от корней к листьям  и  отток  органических веществ   обеспечивает _____________ система.          

    4. Все современные деревья, за исключением  голосеменных, относятся  к ________________ .

    5. Однодольные древесные  цветковые растения древесину __________                  

    6. Камбий – особая  _______________________ткань.

    IV.Домашнее задание:

    стр.76-79 изучить, подготовить краткое сообщение про необычное  покрытосеменное растение (  растение очень крупными или мелкими  листьями, плодами, цветами и.т.д.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по ФГОС 5 класс на тему"Отдел Покрытосеменные"

    Урок имеет эмоциональный и творческий настрой.Прослеживается смена видов деятельности.Предусмотрена самооценка....

    разработка урока по биологии 5 класс по теме Растения ФГОС

    Урок разработан с основными требованиям ФГОС...

    Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Ткани растений

    Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме:Ткани растений...

    Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

    Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....

    разработка урока по биологии 8 класс по теме : Пищеварение в желудке

    Презентация, фильм " Чудеса системы пищеварения" , разработка урока . к учебнику Биология Человек Д.В.колесов...

    Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме "Строение клетки .Ткани"

    Разработка урока биологии в 5 классе по теме"Строение клетки. Ткани"...

    Разработка урока по биологии 7 класс по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских.

    Разработка урока по биологии в 7 классе по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских....