урок биологии в 5 классе "Жизнедеятельность клетки" ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

план-конспект урока биологии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhiznedeyatelnost_kletki.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Москвина Наталья Ивановна

Место работы: МБОУ «Ковардицкая СОШ»

предмет: биология

Класс: 5

Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /  И.Н.Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана – Граф, 2013г. – 128 с.

Тема урока: Процессы жизнедеятельности клетки.

Тип урока: Изучение нового материала.

Целевые установки на достижение результата:

- личностные: формировать устойчивый познавательный интерес; становление смыслообразующей функции познавательного мотива; обсуждать признание высокой ценности  жизни во всех её проявлениях; вырабатывать готовность к самообразованию и самовоспитанию.

- метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; отстаивать аргументировано собственное мнение во время дискуссии,

- предметные: характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; находить информацию о клетке в дополнительных информационных источниках.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: ПК, текст и рисунки учебника, рабочая тетрадь по биологии для 5 класса, дидактические таблицы «Строение клетки», гимнастический обруч, бумажные обручи с надписью «Хромосомы»

Основные термины и понятия урока:    1. новые:   деление клетки, хромосомы;  2. повторить:   клетка, жизнедеятельность, обмен веществ, питание, дыхание,  размножение, рост и развитие организма.      

Межпредметные связи: «Окружающий мир».  

Структура и ход урока (вариант 2).

Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

                                                                           Девиз урока (тот, который выберут дети)  

 I. Мотивация    к учебной деятельности. (2мин.)

Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии.  Обеспечение мотивации и включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

 

1. Готовят рабочее место к уроку.                                   2.Дежурный докладывает о готовности класса к уроку.

3. Слушают учителя.

                                       

 1.Проверяет эмоциональную, психологическую и мотивационную готовность учащихся к уроку.

  • 2. Предлагает учащимся выбрать девиз урока

3. Разъясняет критерии оценивания на уроке.

 Выбрать девиз урока из предложенных

  • Где есть желание, найдется путь…
  • Запрещается лениться! Не болтать и не крутиться! Лишь учиться и трудиться!
  • Ошибок не пугайся, с ошибками справляйся.

 Регулятивные: умение планировать и организовывать свою деятельность 

 Личностные:соблюдение нравственно-этических норм поведения при работе в парах.

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и друг другом во время поиска информации, строят понятные для собеседника высказывания.

Познавательные: способность к мобилизации своих сил и энергии , способность к волевому усилию.

  II. Формулирование темы урока, постановка цели. (15мин.)                      Цели:  Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося и их коррекция.

 

1. Просматривают мультфильм Оксаны Завьяловой  «Клетка»

2.Повторяют строение клетки

3.Работают в группах по моделированию растительных и животных клеток, а также рисуют схемы «Растительная клетка-город» и «Животная клетка-город», объясняют свои модели и схемы

  1. Создает на доске схему по результатам повторения                          
  2. Разбивает класс на группы для моделирования                                           3. В ходе беседы закрепляет знания учащихся о строении клетки.  

 

  1. Просмотреть  мультфильм Оксаны Завьяловой  «Клетка»и  повторить строение клетки

2.Смоделировать растительную и животную клетки из пластилина

3.Изобразить схемы «Растительная клетка-город» и «Животная клетка-город»,

Объясняют свои модели и схемы

                             

 

 Регулятивные:уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

 Личностные:соблюдение нравственно-этических норм поведения при работе в парах.

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и друг другом во время поиска информации, строят понятные для собеседника высказывания.

Познавательные: отвечают на вопросы , осуществляют первичную обработку информации,, осуществляют работу по переводу информации из одной формы в другую,делают выводы на основе фактов.

  III. Изучение нового материала. (10мин.)                    Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися учебного материала.

1. Знакомятся с информацией о процессах жизнедеятельности клетки, делении клетки.                              5. Используют для этого  учебник, рисунки, презентации, таблицы.                                                          2. Отображают информацию графически, составляют конспект .

3.Воспринимают  новые понятия:                              деление клетки, хромосомы.  

4. Выполняют упражнения физкультминутки

  1.Учитель строит схему вокруг изображения  растения, а потом заменяет ее на таблицу «Клетка».

2.Подводит учащихся к формулировке темы урока.

  1. Проводит физкультминутку!
  2. Объясняет этапы деления клетки, вводит новое понятие «хромосомы».

 

 Задание 1.рассмотреть рисунок 26 на стр. 29

 Задание 2. Пронумеровать рисунки карандашом. Задание 3. Составить 6 предложений о сущности каждого рисунка. 

 

 Регулятивные: выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно.

 Личностные: формирование осознанного усвоения знаний, личной мотивации

Коммуникативные:  участвовать в диалоге, Познавательные: выделять признаки путём анализа имеющейся информации; владеть разными видами смыслового чтения, установление причинно-следственных связей

   IV. Закрепление нового материала. (10 мин.)                    Цель: Проговаривание и закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся, обеспечение их  коррекции.

  1. участвуют в подвижной игре «Деление клетки»

2.  Выполняют задания в  рабочей тетради.                                                                                                      

 1.Организует закрепление материала в виде подвижной игры , даёт задание классу: выполнить в рабочей тетради задания  с. 19-21                       №1-№7.                                                        

 1. Принять участие в игре в роли определенных ее составных частей – органоидов.

                                                                                                                                                                                2.Выполнить задания в.рабочей тетради с.19-21                

Задания № 1-7.

 

 Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в полученные знания в случае расхождения с эталоном

 Личностные: достигать поставленной цели в соответствии с установленными правилами поведения.

Коммуникативные: умение устанавливать контакты в соответствии с задачей ,использовать речевые средства в соответствии с целью.

 Познавательные: представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде.

 V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3мин.)

Цели: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Проводят самооценку в соответствии с обозначенными в начале урока критериями

1.. Анализирует  и оценивает успешность достижения цели урока.

2. Процедура оценивания учащихся учителем.

 

 Регулятивные: оценивать степень успешности достижения цели по критериям. 

 Личностные: строить отношения с людьми.

Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с ситуацией, предотвращать и преодолевать конфликты.

Познавательные: анализировать и обобщать факты, явления и понятия.

  VI. Задание домой.

Записывают домашнее задание

Домашнее задание записывает на доске

Учебник. Параграф 7.                                     Закончить задания в рабочей тетради на с.19-21

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...