Интерес к профессиональной деятельности как фактор повышения учебной мотивации студентов
статья по биологии (11 класс) по теме
Статья напечатана в сборнике:Россия в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы. Материалы II международной научно-практической конференции. – М.: НОУ «Институт экономики и предпринимательства»; Тюмень: ООО «Ист. Консалтинг», 2012г. Мотивационное обеспечение образовательного процесса – это создание условий, при которых формируется высокая степень заинтересованности студентов в обучении, понимание того, что данные знания, умения, навыки окажутся необходимыми при выполнении будущей профессиональной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интерес к профессиональной деятельности как фактор повышения учебной мотивации студентов
В.А. Овчаренко, кандидат педагогических наук,
преподаватель биологии ГБОУ СПО
« МК №6 ДЗ города Москвы»
Л. М. Карасёва, преподаватель химии ГБОУ СПО
« МК №6 ДЗ города Москвы»
Шифр УДК
Мотивационное обеспечение образовательного процесса – это создание условий, при которых формируется высокая степень заинтересованности студентов в обучении, понимание того, что данные знания, умения, навыки окажутся необходимыми при выполнении будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: мотивация, профессиональная мотивация, учебная мотивация
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен), в другом случае – как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (и. А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас, 1990)[1]. Наша точка зрения совпадает с трактовкой мотивации К. К. Платоновым и В. К. Вилюнас, т.е. мы рассматриваем мотивацию как совокупность мотивов и в то же время как систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
На протяжении многих лет исследователи, говоря об учебной деятельности и её успешности, прежде всего подразумевали ведущую роль интеллектуального уровня личности. Безусловно, значение этого фактора нельзя недооценивать. Но некоторые экспериментальные исследования заставляют по-новому взглянуть на проблему соотношения мотивационного и интеллектуального факторов. Так, в ходе одного из исследований (А. А. Реан)[2] были получены интересные результаты. Протестировав по шкале общего интеллекта группу студентов – будущих педагогов – и сопоставив данные тестирования с данными об уровне учебной успеваемости, выявили, что никакой значимой связи интеллекта с успеваемостью ни по специальным предметам, ни по общеобразовательному блоку дисциплин нет. Выявилась ещё одна существенная закономерность: оказалось, что «сильные» и «слабые» студенты всё-таки отличаются друг от друга. Но не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации учебной деятельности. Для «сильных» студентов характерна внутренняя мотивация: им необходимо освоить профессию на высоком уровне, они ориентируются на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Что касается «слабых» студентов, то их мотивы в основном внешние, ситуативные: для таких студентов в первую очередь важно избежать осуждения и наказания за плохую учёбу, не лишаться стипендии.
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности человека совпадают с требованиями профессии.
О профессиональной мотивации можно сказать следующее: это действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией; профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профориентации.
У каждого человека его мотивация зависит от воспитания, образования, отношения к жизни. Практика набора учащихся в последние годы показывает, что определённая часть студентов не в полной мере знакома со спецификой выбранной профессии, что приводит к снижению мотивации при дальнейшем обучении.
Абитуриенты, которые выдерживают отбор и попадают в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выходит фактор профессиональной мотивации: одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в колледже. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения.
Отсутствие учебной мотивации на занятиях, как правило, замещается другими желаниями, не имеющими ничего общего с профессиональным обучением и развитием. Это могут быть следующие желания:
- Желание просто пообщаться с одногруппниками (в этом случае преподаватель может восприниматься как «назойливый человек», заставляющий работать и быть активным);
- Желание получить учебный результат готовым, буквально как «таблетку» (по типу «после занятий у меня автоматически должна повыситься эффективность и что-то делать для этого дополнительно я не должен»);
- Направленность на оценку только других студентов или преподавателя и отсутствие направленности на самооценку.
Мы исследовали влияние мотивации выбора профессии на успешность обучения.
Основные задачи исследования:
- Определить уровень выраженности интереса в медицинской профессии у студентов 1 курса (высокий, средний, низкий);
- Определить средний балл студентов, имеющих различный уровень выраженности интереса в медицинской профессии;
- Выявить взаимосвязь между уровнем выраженности интереса к медицинской профессии и средним баллом студентов по общеобразовательным дисциплинам.
Эксперимент был проведён на отделении 060501 «Сестринское дело»51. Участвовали студенты 1 курса (на базе 9-ти классов). Возрастной состав испытуемых – 15 -16 лет.
Общее количество составило 50 человек, из них 35 человек - девушки, 15 человек – юноши. Форма проведения эксперимента – групповая. Использовалась методика А. Е. Голомштока - «Карта интересов»[3].
В процессе нашего экспериментального исследования мы выявили:
- из 50 студентов 1 курса 33 человека (66%) имеют высокий уровень выраженности интереса к медицинской профессии и средний балл успеваемости по дисциплинам общеобразовательного цикла – 4,0;
- 10 человек (21%) имеют средний уровень выраженности интереса к медицинской профессии и средний балл успеваемости по дисциплинам общеобразовательного цикла – 3,5;
- 7 человек (13%) имеют низкий уровень выраженности интереса к медицинской профессии и средний балл успеваемости по дисциплинам общеобразовательного цикла – 3,0.
Таким образом, чётко прослеживается взаимосвязь между уровнем выраженности интереса к медицинской профессии и успеваемостью студента. Чем более высокий уровень заинтересованности студента в медицинской профессии, тем выше средний балл студента по дисциплинам общеобразовательного цикла.
Таблица 1
Взаимосвязь уровня выраженности интереса к медицинской профессии и среднего балла дисциплинам общеобразовательного цикла
Уровень выраженности интереса к медицинской профессии | Количество студентов (%) | Средний балл студента по общеобразовательным дисциплинам на 1 курсе |
Высокий уровень выраженности интереса к медицинской профессии | 33 (60%) | 4,0 |
Средний уровень выраженности интереса к медицинской профессии | 10 (21%) | 3,5 |
Низкий уровень выраженности интереса к медицинской профессии | 7 (13%) | 3,0 |
Рис. 1. Уровень выраженности интереса к медицинской профессии
В результате проведённых исследований выяснилось, что у подавляющего числа абитуриентов выбор осознанный, в котором есть ближние цели (сдать вступительные экзамены, получить среднее специальное образование), и дальние цели (получить профессию, поступить в вуз по выбранной специальности, совершенствовать свой профессионализм).
Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал, и считает её значимой для общества и для своей дальнейшей профессиональной перспективы, это, безусловно, влияет на то, как складывается обучение. Исследования, проведённые в нашем образовательном учреждении, полностью подтверждают это положение.
Мотивационное обеспечение образовательного процесса – это создание условий, при которых формируется высокая степень заинтересованности студентов в обучении, понимание того, что данные знания, умения, навыки окажутся необходимыми при выполнении будущей профессиональной деятельности.
В целях формирования положительного и осознанного отношения к медицинской профессии, и, следовательно, повышения учебной успеваемости на уроках биологии и химии мы используем различные формы нестандартного проведения уроков:
- Урок-исследование;
- урок-практикум;
- урок-путешествие;
- урок-экскурсия;
- урок-ролевая игра;
- урок-игра;
- урок-аукцион;
- интегрированный урок.
Урок–исследование. Такая форма проведения урока относится к проблемному методу обучения, являющимся мощнейшим способом повышения интереса к изучаемому предмету. В начале урока–исследования перед учащимися ставится проблема или тема урока, сформулированная в виде вопроса, и в течение урока студенты должны найти решение проблемы или ответ на вопрос. Учащиеся на уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т.п. На таких уроках студенты заинтересованы конечным результатом. Уроки–исследования хорошо вписываются, например, в тематику уроков биологии в разделе «Генетика», где студенты решают задачи по определению групп крови человека, задачи на наследование заболеваний, сцепленных с полом (гемофилия, дальтонизм, полидактилия). Также исследование проводится на уроках биологии по темам: «Наследственные заболевания», «Учение о клетке», «Размножение организмов», «Индивидуальное развитие организмов».
Урок–практикум. Эти уроки способствуют пробуждению потребности в познании того, что изучается на данный момент по предмету. Особое место на этом уроке занимают практические и лабораторные работы, так как именно они позволяют подвести учащихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. И на основе данных, полученных во время практической работы, учащиеся сами делают выводы на уровне теоретических обобщений. На уроках биологии студенты самостоятельно готовят микроперепараты растительной клетки, рассматривают её под микроскопом, сравнивают с животной и бактериальной клетками и делают выводы.
Урок–путешествие. Уроки такой формы полностью работают на повышение мотивации студента к учебно-познавательной и профессиональной деятельности, так как предусматривают преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая студента, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний. А путешествовать можно повсюду - это зависит лишь от фантазии педагога. Это может путешествие капельки крови по сосудам в организме человека, путешествие в царство бактерий с целью изучения их разнообразия, размножения и влияния на живые организмы, путешествие в историю развития жизни на Земле.
Урок–экскурсия. Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности. Студентам это очень интересно, особенно если тема касается их личного опыта, где они могут как-либо себя проявить. Мы проводим экскурсии в анатомический музей, палеонтологический музей.
Урок–ролевая игра. Такие уроки моделируют самые разнообразные реальные жизненные ситуации для различных целей – изучение и закрепление нового материала, расширение знаний по теме, отработка навыков и т.п. Уроки ролевых игр нравятся студентам тем, что они могут примерить многие роли на себя, решать те или иные вопросы как настоящие врачи, ученые. Такие уроки дают почувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные решения.
Урок–игра. К такой категории уроков относятся уроки–КВНы, викторины, брейн-ринги и многие другие игровые уроки.
Урок–аукцион. Дает возможность учащимся показать себя. Цель «урока-аукциона» — повторить и укрепить знания учащихся по пройденной теме, показать практическое применение знаний. На уроках-аукционах студенты более самостоятельны в решении различных учебных заданий, у них есть возможность проявить себя.
Интегрированный урок. На интегрированных уроках есть возможность показать значимость приобретаемых знаний и умений. Учащиеся применяют знания и умения, полученные на одном каком-то уроке, в совершенно другой области. Так, например, познакомились со свойствами воды на биологии, а применили полученные знания на уроках социально-бытовой ориентировки. Главное продумать единую нить, которая смогла бы объединить два или несколько предметов для получения и закрепления определенных знаний и умений. Для создания успешной мотивации важно показать студенту значимость получаемых знаний, т.е. возможность их применения в той или иной сфере. Это и позволяют сделать интегрированные уроки очень интересными. Интегрированный урок по химии и биологии «Аминокислоты. Белки»
На уроках химии при изучении некоторых тем уделяем большое внимание взаимосвязи изучаемого материала с будущей профессией:
- тема «Растворы» - решаем задачи с медицинским содержанием (растворы, применяемые в медицине, их назначение);
- тема «Соли» - приводим примеры солей, применяемых в медицине (сульфат меди - для лечения ожогов кожи, глауберова соль – слабительное средство, гипс – в травматологии.
- тема «Кислоты» - приводим примеры воздействия кислот на организм человека, например, при случайном проглатывании;
- тема «Спирты» - изучаем влияние метанола на организм человека, влияние метанола на формирование наркотической зависимости, применение этанола в медицине как растворителя и дезинфицирующего средства;
- тема «Углеводы» - рассматриваем применение глюкозы, крахмала и целлюлозы в медицине.
В целях более успешной адаптации студентов 1 курса к условиям колледжа в сентябре проводится экскурсия для студентов по кабинетам учебного заведения, где они знакомятся с дисциплинами, которые будут изучать в период обучения в колледже.
Для студентов первого курса проводятся классные часы на темы:
- Введение в специальность.
- История становления сестринского дела.
- Медицинские династии. Встречи с родителями-врачами.
- Встречи с интересными людьми.
- Праздник белого халата.
- Изучение этического кодекса медицинской сестры.
- Обзор журнала «Медицинская сестра. Основы сестринского дела»
В колледже проводятся мероприятия, посвящённые профессиональным медицинским праздникам: Международный день медицинской сестры, День акушера, День медицинского работника.
Студенты первого курса участвуют в выпуске санитарных бюллетеней, газет по медицинской тематике, в создании и пополнении музейной экспозиции «Страницы истории сестринского и акушерского дела», в проведении акций: «Помоги детям», «Брось сигарету – возьми конфету», «Внимание! Зима. Бездомные люди».
Таким образом, формирование положительного, осознанного отношения к избранной профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости.
Литература:
- Голомшток А.Е. Выборы профессии и воспитание личности школьников. - М: Педагогика, 2010.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008.
- Реан А.А., Коломенский Я.Л., «Социальная педагогическая психология». - СПб., 2008.
[1]Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008.
[2] Реан А.А., Коломенский Я.Л., «Социальная педагогическая психология», - СПб., 2008
[3] Голомшток А.Е. Выборы профессии и воспитание личности школьников. - М: Педагогика, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-507122-1414525655.jpg)
повышение уровня учебной мотивации студентов на уроках истории
.Повышение учебной мотивации студентов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956745-1507639736.jpg)
Мониторинг интереса к предмету как инструмент для повышения учебной мотивации
В лицее мониторинг интереса к математике проводится с 2001 года в рамках профессиональной диагностики учащихся 7-11 классов. Благодаря ей отслеживается не только интерес учащихся к предмету и направле...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/20/picture-663932-1642656004.jpg)
Использование информационных технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности как средство повышения учебной мотивации и качества обучения.
В статье сделан обзор условий для формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/25/picture-1096957-1545760680.jpg)
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»
Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/18/picture-622929-1429362974.jpg)
Социокультурная деятельность как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа
Современная практика работы со студентами и усиление социально-воспитательной функции профессионального образования в колледже означает реализацию комплексного подхода по гражданскому, идейному, ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/20/picture-663932-1642656004.jpg)
Использование информационных технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности как средство повышения учебной мотивации и качества обучения
Из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/28/picture-1397177-1648486687.png)
Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».
Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...