Социокультурная деятельность как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа
статья

Смирнова Татьяна Алексеевна

Современная практика работы со студентами и усиление социально-вос­питательной функции профессионального образования в колледже означает реализацию комплексного подхода по гражданскому, идейному, нравственному, духовному и профессиональному воспитанию в целом. Значимость воспитатель­ной функции в колледже по формированию профессиональной направленности судентов усиливается сутью поставленного перед средним профессиональным учреждением социального заказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Тенденции в развитии современной экономики государства, изменили и усилили требования к выпускникам среднего профессионального образования со стороны работодателей. В соответствии с этим в теории профессионального обучения больше внимания стали уделять не столько объему полученных знаний о предмете труда, сколько конкретным видам профессиональной деятельности, в которые эти знания входят как определенный элемент профессиональной подготовки.

Существенно изменились и научные подходы в понимании роли среднего профессионального образования в жизни государства и общества. Ведущая цель в подготовке медицинского персонала определена общественными потребностями и представляет собой социальный заказ общества, которое требует улучшения качества подготовки медицинских работников. Решение комплекса задач, направленных на повышение качества подготовки медицинских работников среднего звена определяется ответственностью медицинского работника перед людьми, в поддержании здоровья населения, формировании активного и здорового образа жизни людей и повышении их трудоспособности.

Таким образом, актуальность поиска и реализации эффективной системы среднего профессионального обучения предполагает совершенствование и создание оптимальных условий в учебном процессе для воспитания и развития высоко образованной и профессионально компетентной личности в медицинской сфере деятельности.

На решение этой непростой задачи, указано в положениях Федерального Закона «Об образовании в Российской федерации» (2013 г.), необходимо усилить социальные и воспитательные функции образовательных организаций в работе со студентами, с учетом их профессиональных интересов, которые повышают учебную мотивацию и отношение к учебе. Педагогический коллектив и социальная служба активно внедряют в учебно-воспитательную работу в колледже технологии по разработке «индивидуальных социально-образовательных траекторий», направленных на формирование профессиональной, духовной культуры мышления и готовности к профессионально компетентной деятельности будущих медицинских работников, особенно с отстающими и неблагополучными студентами.

Труд медицинской сестры имеет свои особенности, который предполагает оказание медицинских и социальных услуг в процессе взаимодействия с людьми, где объектом труда является больной пациент, а результатом — здоровый человек. Совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных компетенций по образовательной программе по специальности «Сестринское дело» всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования.

Главные задачи среднего практико-ориентированного медицинского образования — обеспечить готовность к профессиональной деятельности по профилактике заболеваний, участию в лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиях, осуществлению этапов сестринского процесса в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения в различных формах собственности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования выпускник базовой подготовки, должен обладать как общими, так и профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена:

  • проведение социально-профилактических и медицинских мероприятий,
  • участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах,
  • оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных,  экстремальных и кризисных состояниях и ситуациях, в которых может оказаться человек. В различных направлениях медицины (педиатрии, терапии, хирургии и т.д.) существуют свои специфические формы работы, зависящие от психологии больных, от степени и формы заболевания. Вот почему личность медсестры индивидуальна.

Медицинская сестра должна быть всесторонне развитой и профессионально образованной личностью:

  • знать и правильно применять принципы деонтологии и основы психологии в сестринском процессе;
  • обладать высокими личностными качествами;
  • занимать активную жизненную позицию при оказании социальной и медицинской помощи пациенту, инвалиду или человеку, оказавшемуся в кризисной или в трудной жизненной ситуации.

В профессиональной деятельности медицинской сестры особую важность сегодня приобретают такие качества, как эмпатия, честность, личностная зрелость, аккуратность, оптимизм, наблюдательность, доброта, которые формируются в процессе профессионального обучения и проверяются в учебно-практической работе с пациентами.

Современная практика работы со студентами и усиление социально-воспитательной функции профессионального образования в колледже означает реализацию комплексного подхода по гражданскому, идейному, нравственному, духовному и профессиональному воспитанию в целом. Значимость воспитательной функции в колледже по формированию профессиональной направленности судентов усиливается сутью поставленного перед средним профессиональным учреждением социального заказа.

Организация и проведение военно-патриотических мероприятий, оказание помощи в проведении спортивных мероприятий, научных конференций и т. д., и развивает у будущего профессионала медика необходимые обозначенные качества.

Для большинства студентов, колледж становится первой и, можно сказать, последней инстанцией не только подготовки к труду, но и основой научения социально-психологического взаимодействия не только с пациентами, но и с коллегами по работе и близкими людьми. Обучаясь профессии медицинской сестры, студенты в учебной и вне учебной работе активно осваивают технологии самостоятельной профессиональной деятельности.

Задача социально-психологическая службы и педагогического коллектива обеспечить высокую степень зрелости личности будущего специалиста к окончанию колледжа. Воспитание у студентов качеств, которые обеспечат эффективное взаимодействие с больными, требует от всего коллектива преподавателей и специалистов социальной службы необходимости «находится рядом», «вести за собой», «двигаться позади», дополняя усилия студентов своими помогающими действиями.

В процессе обучения студент должен совершить «восхождение» на определенный уровень профессиональной компетентности. В этом «восхождении» ему необходимо социально-психологическое сопровождение, направленное на разрешение личных и профессиональных проблем развития. Социальному сопровождению особенное внимание уделяется на начальных этапах вхождения студентов в профессию и продолжается до выпускного курса. В настоящее время все больше уделяется внимание воспитательной внеаудиторной работе со студентами. При возросших требованиях к специалистам среднего звена, обусловленных новыми технологиями, новыми экономическими условиями комплексный подход в подготовке специалистов, направлен на формирование способности будущего выпускника к проявлению профессионально значимых качеств в условиях обыденной и профессиональной деятельности.

Исследование, проведенное на первых и вторых курсах, показало, что профессиональная направленность и знания студентов о профессии медицинской сестры имеют «размытые» представления. Это прослеживается во всех их учебных и личных делах: несдержанность, распущенность в поведении и не только по отношению друг к другу, но и к педагогам. Поэтому задача воспитательной работы в колледже в привитии тех важных качеств, которые необходимы им в будущей профессии, как не только образованным, но и духовно-нравственным людям.

В колледже ежегодно проводятся циклы культурно-досуговых и военно-патриотических мероприятий. Вовлечение студентов в военно-патриотические мероприятия позволяет в первую очередь раскрыть студента, как патриота своей Родины, дать ему почувствовать свою значимость и причастность к истории страны, что в свою очередь воспитывает профессионально значимые качества: чувство долга, ответственности, решительности перед собой и в профессии. 

В октябре студенты колледжа приняли участие в историко-патриотическом квесте «Маршрут памяти» на территории Красносельского района, посвящённого памятным датам Ленинграда в период блокады, целью которого стало гражданско-патриотические воспитание молодёжи.

        Команда Почетного караула, сформированная из студентов первого курса,  участвовала в несении Вахты Памяти у Вечного огня на Пискарёвском мемориальном кладбище.

25.01. 2020г. студенты Медицинского колледжа № 2 участвовали в ежегодном переходе по местам боев моряков- Авроровцев, посвященном 76-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и 75-й годовщине победы советского народа в Великой Отечественной войне, где приняли участие в митингах, и возложении цветов к мемориалам и памятникам.

27 января в Петербурге проходит много памятных мероприятий, посвященных Подвигу солдат и жителей осажденного Ленинграда. В Красносельском районе в Полежаевском парке прошла традиционная народная Акция памяти "Свеча на аллее Славы", в которой приняли участие студенты колледжа.

В канун «Дня защитника Отечества» в колледже ежегодно проходит ставший уже замечательной традицией торжественный марш студентов выпускного курса. Все студенты курса, прошедшие подготовку в рамках предмета «Основы воинской службы», соревновались в умении с песней ходить строевым шагом и четко выполнять приказы командира. Каждая группа представила свой девиз, эмблему и номер художественной самодеятельности. Участники мероприятия отнеслись к подготовке и выступлению очень ответственно. И это не случайно, ведь все выпускники медицинского колледжа являются военнообязанными и слова: «Клянемся служить Отечеству» для них не просто красивые слова.

Разнообразные воспитательные мероприятия по формированию профессиональной и творческой направленности в различных социально-значимых акциях планируются и проходят в колледже ежегодно:

  • 31 октября 2019 года в нашем колледже прошло мероприятие нового формата фестиваль «Петербургский стиль. Здоровье и мода» среди студентов Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Медицинский колледж №2» и Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж Петербургской моды».
  • 16 октября 2019г. состоялась  игра-квест «Я и ЗОЖ», в Городском центре медицинской профилактики. В квест приняли участие 6 команд СПО г.Санкт-Петербурга.
  • Традиционно в сентябре, в колледже прошёл День донора под лозунгом «ДАРИТЕ ЖИЗНЬ!»
  • Соревнования по лёгкой атлетике.24 сентября в рамках внутренней спартакиады Медицинского колледжа N2 состоялись соревнования по лёгкой атлетике «Эстафета 4*100» среди девушек и юношей.
  • Молодежный фестиваль «Мед.Фест.Май.» 01.05. - 03.05. 2019г. на базе пансионата «Восток 6» состоялся IV профсоюзный молодежный фестиваль «Мед.Фест.Май. им. В.А.Дмитриева».
  • I место в XII Чемпионате Красного Креста «Я могу вам помочь» 2019.26 мая в прекрасный весенний день в парке Сосновка состоялся очередной Чемпионат по Первой Помощи "Я могу Вам помочь!", проводимый Санкт-Петербургским региональным отделением Российского Красного Креста. Участников ждали 12 этапов, сытный обед, а так же мастер-классы и море хорошего настроения!
  • Конкурс «Ласковые руки». 29 мая 2019 на базе медицинского колледжа имени В.М. Бехтерева прошёл городской конкурс профессионального мастерства среди профессиональных образовательных учреждений медицинского профиля – «Ласковые руки», приуроченному к Дню защиты детей.
  • Всероссийский день бега "Кросс нации - 2019"Старт Всероссийского дня бега «Кросс нации-2019» состоялся 21 сентября в 12.00 на Дворцовой площади.

Ежегодно в феврале месяце в колледже проводится «Ярмарка вакансий» для студентов выпускных курсов. Участвуют в них представители ведущих медицинских учреждений города. Среди них многопрофильные городские больницы № 15, 26, 20, 14, НИИ скорой помощи, детские больницы, родильные дома, клиники Военно-медицинской академии, Педиатрической академии, станции скорой помощи, поликлиники, диспансеры, медицинские центры «XXI век», МЕДИ, «Вероника», «Хеликс». Были представлены презентации, сообщения представителей медицинских учреждений. Студенты получили ответы на интересующие их вопросы, серьезно ознакомились с предложениями, и выбор за ними. Работа по душе найдется для каждого. На этом мероприятии осуществляется непосредственный контакт с практиками в медицине и здравоохранении, что позволяет студентам задавать конкретные вопросы о месте их будущей работы.

Совместная работа преподавателей и студентов в подготовке внеаудиторных мероприятий медицинской направленности позволяет глубже втянуть в профессию наших подопечных, дать им почувствовать свою значимость в будущей профессии и необходимость приобретения знаний для компетентного владения своей профессией.

В учебно-воспитательной работе планируется огромное количество различных конференций, круглых столов и олимпиад, которые организуются общеобразовательными и медицинскими комиссиями колледжа: «Болезни сердца — мифы и реальность», «Внутриутробные инфекции», «Всемирный день борьбы со СПИДом», «День отказа от курения» и «День без табака», «Знатоки хирургии», «Зигзаг удачи», «Умники и умницы»; «Безопасная больничная среда» и т. д.

Особый интерес у студенов проявляется к социокультурным видам деятельности:

  • подготовка к фестивалю студенческого самодеятельного творчества —
    «Я городом этим живу»,
  • участие  в   «Масленичных  гуляниях»   в  рамках  Дней   национальных
    культур,
  • подготовка к концерту, посвященному «Дню матери»,
  • разработка и проведение викторины для студентов 1-го курса,

• активная работа в Арт-кафе — «Бродячая собачка» и т.д., что делает их досуг за пределами учебных занятий интересным и полезным по самореализации их увлечений.

Медицинская сестра — это профессия, требующая хорошей физической подготовки. И поэтому в нашем колледже на первом месте стоит вопрос о спорте, который, как, известно, воспитывает в подрастающем поколении силу, волю, выносливость, организованность, целеустремленность, смекалку, все то, что так необходимо для реализации настоящих студентов в высококвалифицированного специалиста, человека знающего и понимающего назначение своей профессии. И это подтверждается участием колледжа в Чемпионатах Красного Креста, где наша команда ежегодно занимает призовые места.

По результатам внедрения в учебно-воспитательной работе программ социального сопровождения и индивидуальных образовательных траекторий среди неуспевающих и неблагополучных студентов за учебный год наблюдается положительная динамика. Студенты в совместной работе с преподавателями  более активно включаться в учебную работу, демонстрируют повышенный интереса к профессии, к организации, проведению и участию в социокультурных мероприятиях. Студенты, в свободное от учебы время, охотнее посещают театры, музеи и интересуются историей города и страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ «ВКЛЮЧЁННОСТЬ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

Стремление к повышению качества становится приоритетом образовательной политики. Эта цель определена в научных исследованиях и в стратегических планах развития федеральной и региональных систем образо...

Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА"

Отношение к дисциплине складывается из интереса и осознания его значимости. Необходимо не только заинтересовать студентов в изучении иностранного языка, но и преподнести им иностранный язык как профес...

Интерес к профессиональной деятельности как фактор повышения учебной мотивации студентов

Статья напечатана в сборнике:Россия в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы. Материалы II международной научно-практической конференции. – М.: НОУ «Институт экономики и предпринимательства»; Тюмень: ОО...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Социально-психологическая служба колледжа на начальном этапе обучения студентов  особое внимание уделяет консультированию и руководству профессиональной ориентацией. Значимость и необходимо...

Формирование общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа в лингвистическом пространстве, статья, 2020 г.

Формирование общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа в лингвистическом пространстве, статья в сборник материалов Республиканской НПК, МЗ РБ, ГАПОУ «РБМК Э.Р. Раднаев...

2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ

2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ...