Главные вкладки

    АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ «ВКЛЮЧЁННОСТЬ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»
    статья по теме

    Рогозова Юлия Анатольевна

    Стремление к повышению качества становится приоритетом образовательной политики. Эта цель определена в научных исследованиях и в стратегических планах развития федеральной и региональных систем образования...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon upravlenie.doc131 КБ

    Предварительный просмотр:

    АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ  

    «ВКЛЮЧЁННОСТЬ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

    Санкт-Петербург

    2012

            «…Система образования сегодня должна соответствовать новым требованиям и запросам потребителей в лице учеников и их родителей, а также заказчиков образования (государство и работодатели). Стремление к повышению качества становится приоритетом образовательной политики. Эта цель определена в научных исследованиях и в стратегических планах развития федеральной и региональных систем образования...»

    Так же, как и в школе, в дошкольном образовательном учреждении необходимо повышать качество профессиональной деятельности педагога. Это невозможно обеспечить в полной мере без включения педагогического персонала в систему управления ДОУ. Актуальной становится  взаимозависимость между повышением качества профессиональной деятельности педагога и включенностью его в систему управления учреждением. В связи с этим меня заинтересовала дипломная работа, цель которой заключается в выявлении связи между профессиональной компетентностью учителя и его включённостью в управление школой.

    Чтобы управление было демократичным и эффектиным, а сотрудники интеллектуально росли, необходимо делегирование полномочий. Делегирование – это проявление доверия, это инструмент включения сотрудника в процесс управления, а следовательно, демократизация последнего.

    Управление нашим дошкольным образовательным учреждением, как и управление любым учреждением образования, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом. На основании ст. 35 Закона РФ «Об образовании» в учреждении существуют такие формы самоуправления, как Совет образовательного учреждения и Педагогический Совет, куда входят педагоги детского сада. Они и являются субъектами внутренней оценки деятельности учреждения.

    «Объект, предмет и цель исследования определили постановку задач

    исследования:

    1. Выявление традиций участия российских учителей в управлении школой (на историческом материале второй половины XIX века);

    2. Выявление процессов, осуществляемых в образовательной системе школы, на основании процессного подхода, используемого в современной

    теории управления.

    3. Выявление профессиональных задач, решаемых учителем при осуществлении процессов, реализуемых в образовательной системе школы.

    4. Определение связи между уровнем развития компетенций учителя и его включённостью в управление школой;

    5. Определение условий, способствующих эффективному развитию компетенций учителя посредством его включения в управление школой».

    «В основе исследования лежит следующая гипотеза:

    участие учителя в управлении школой опирается на традиции отечественной педагогики, проявлявшиеся в коллегиальном утверждении кандидатур на замещение вакантных педагогических и административных должностей, согласовании принципов работы школы, регулярном посещении уроков коллег с целью оценки их эффективности и обмена опытом;

    участие в управлении школой даёт возможность развития профессиональных компетенций учителя, наличие которых необходимо для эффективного решения профессиональных задач, возникающих при участии в реализации образовательной программы школы и взаимодействии с коллегами и партнёрами;

    • оценка развития компетенций учителя осуществляется путём сопоставлением результатов самооценки и независимой экспертной оценки».

    «Научная новизна исследования заключается в следующем:

    1. Впервые профессиональная деятельность учителя рассмотрена в контексте совокупности осуществляемых в образовательной системе школы процессов и их составляющих (подпроцессов).

    2. Уточнено понимание качества профессиональной деятельности учителя, существенно зависящего от уровня развития компетенций, необходимых для реализации этой деятельности.

    3. Впервые определены профессиональные задачи учителя и  необходимые для их решения компетенции путём соотнесения профессиональной деятельности учителя с процессами, осуществляемыми в образовательной системе школы.

    4. Выявлена взаимно неоднозначная связь между включённостью учителя в профессиональную деятельность и необходимыми компетенциями.

    5. Определены условия развития компетенций учителя посредством его включения в управление школой».

    «Теоретическая значимость исследования заключается в развитии

    теории управления образовательными системами, в частности:

    1. Обоснована правомерность рассмотрения деятельности школы через структурированную совокупность основных, управленческих и вспомогательных процессов и возможность участия учителя в их реализации.

    2. Определены профессиональные задачи, решаемые учителем при реализации в образовательной системе школы управленческих процессов (текущее и стратегическое планирование, управление персоналом и контингентом обучающихся, текущее администрирование и отчётность перед обществом).

    3. Структура профессиональных компетенций учителя уточнена в части компетенций, обеспечивающих участие в управлении школой.

    4. Определены процессы управления в школе, участие в реализации которых способствует развитию профессиональной компетентности учителя. Практическая значимость результатов исследования заключается в следующем:

    1. Разработка инструментария, предназначенного для определения включённости учителя в управление школой и использования при отборе кандидатов на замещение вакантных педагогических должностей.

    2. Разработка методики проведения самооценки работы школы, являющейся последовательным алгоритмом включения учителя в управление школой и допускающей тиражирование и использование после адаптации к условиям конкретной школы».

            «Использование процессного подхода к управлению даёт школе следующие потенциальные преимущества:

    • лучшее понимание учителем своего места в образовательной системе школы за счёт соотнесения своей профессиональной деятельности с реализуемыми в системе процессами;

    • учителя получают возможность предъявлять требования к результатам работы коллег - «концепция внутренних рынков» современной теории управления (например, учителя-предметники средней школы – потребители услуг, или результатов процессов, осуществляемых учителями начальных классов, и предъявляют определённые требования к их качеству);

    • улучшение психологического климата в коллективе: процессный подход к управлению основан на философии позитивного мышления (любая сложность рассматривается как возможность для улучшения, а не как проблема)».

            «Использование процессного и деятельностного подходов даёт возможность рассматривать профессиональную деятельность отдельного учителя как элемент процесса, реализуемого в образовательной системе школы. Профессиональная деятельность учителя включает в себя отдельные компоненты процессов в школе: непосредственное осуществление образовательного процесса и его методическое сопровождение, вовлечение в него родителей учащихся и налаживание внешних контактов, управленческую деятельность и пр.»

            «В главе обоснован вывод о том, что для участия в управлении школой учителю требуются способности, которые мало используются при

    реализации основных процессов (образовательный процесс и методическое

    сопровождение):

    • способность учителя осознать значение своей профессиональной деятельности в целом и отдельных её элементов для реализации образовательной программы школы;

    • группа способностей, определяющая эффективность профессионального взаимодействия с коллегами;

    • способность принимать ответственность за деятельность школы.

    Участие учителя в управлении школой как целостной системой требует конструктивного взаимодействия с коллегами и понимания своей профессиональной деятельности как части деятельности школы».

    «В главе «Экспериментальное определение связи между профессиональными компетенциями учителя и включённостью в управление школой» представлены методика определения сформированности профессиональных компетенций учителя и его включённости в управление школой, а также методика проведения самооценки. Результаты применения указанных методик анализируются и сопоставляются друг с другом. Для определения включённости учителя в управление школой и уровня развития соответствующих компетенций, необходимо выявить перечень решаемых в профессиональной деятельности задач».

    «Первоначальная гипотеза исследования подтвердилась в эксперименте. Удалось определить условия эффективности предлагаемого подхода к профессиональному развитию. Так, существенными факторами, определяющими включённость учителя в управление школой, являются готовность принять на себя личную ответственность за работу школы как целостной системы и способность конструктивно взаимодействовать с коллегами. Предложенный подход к развитию компетенций предназначен для использования в процессе повышения квалификации учителей в профессиональной деятельности, а также в профессиональном образовании. Перечень способностей, необходимых учителю для участия в управлении школой и раскрытый в исследовании через содержание конкретных профессиональных задач, является основой для описания педагогических вакансий».

            Общая оценка содержания автореферата по следующим критериям и ответы на вопросы (использую приложенную таблицу):

    Критерий оценки

    Балл (от 1 до 10)

    Доступность содержания автореферата

    10

    Степень личного знакомства с учеными и их работами, на которые ссылается автор диссертации в автореферате

    4

    Укажите фамилии известных Вам авторов:

    • К.Д. Ушинский
    • Э.Д. Днепров
    • Э.Н. Гусинский
    • И.Д. Фрумин

    Актуальность темы исследования для своего ОУ  

    10

    Возможность использования выводов диссертанта в своем ОУ

    10

    Вопросы  

    Да/Нет

    Возникла ли у Вас потребность внимательно изучить научную литературу по теме, затронутой в автореферате?

    Да

    Являлось ли Ваше ОУ в какой либо период базой экспериментальной работы в рамках выполнения диссертационного исследования?

    Нет

    Готовы ли Вы к проведению на базе Вашего ОУ экспериментальной работы в рамках выполнения какого-либо диссертационного исследования по управленческой тематике?

    Нет

            

    Материалы проанализированного автореферата помогли мне составить концепцию развития управления в детском саду в плане включенности педагогического персонала.

            Так как в настоящее время ответственность за функционирование учреждения полностью лежит на руководителе, целесообразным является делегирование полномочий педагогам, а именно:

    • привлечение к распределению бюджетных и внебюджетных средств, в т.ч. материального стимулирования, определение первостепенности приобретения оборудования и методических материалов;
    • участие в мониторинге управленческого и педагогического процессов;
    • участие педагогов в создании образовательной программы и программы развития, определения целей и задач учреждения;
    • привлечение педагогов к обеспечению безопасности учреждения (комиссии по охране труда, пожарной безопасности и т.д.).

    В результате включенности педагогов в процесс управления учреждением повышается ответственность сотрудников, появляется стремление к расширению знаний, повышению квалификации.

            Считаю, что это помогает сделать процесс управления более прозрачным и доступным в соответствии с требованиями современности

    Практическая работа

    «Самоанализ сформированности кадровой политики ОУ»

    Составляющая (инструмент) кадровой политики

    Наличие в практике ОУ

    Общая эффективность

    Ресурсное обеспечение

    1

    2

    3

    4

    5

    Внутреннее

    Внешнее

    1. Подбор и расстановка кадров

    1

    Наличие образовательного ценза

    +

    +

    2

    Предпочтение, имеющим опыт работы

    +

    +

    3

    Предпочтение, имеющим категорию

    +

    +

    4

    Прием на работу молодых специалистов

    +

    +

    5

    Прием на работу штатных сотрудников

    +

    +

    6

    Наличие испытательного срока

    +

    +

    7

    Ограничение учебной нагрузки

    +

    +

    8

    Ознакомление новых педагогов с правилами и традициями ОУ

    +

    +

    2. Обучение персонала

    1

    Обучение педагогов в НМЦ и СПб АППО

    +

    +

    2

    Обучение педагогов в ВУЗах

    +

    +

    3

    Поддержка обучения педагогов в аспирантуре

    -

    4

    Обучение педагогов в негосударственных центрах

    +

    +

    5

    Общешкольные разовые семинары для педагогов

    +

    +

    6

    Внутришкольные программы обучения для педагогов

    +

    +

    7

    Поддержка профессионального общения внутри ОУ

    +

    +

    8

    Поддержка самообразования педагогов

    +

    +

    9

    Обновление школьной библиотеки, подписка на печать

    +

    +

    10

    Мониторинг периодов аттестации педагогов

    +

    +

    11

    Помощь в прохождении аттестации педагогов

    +

    +

    12

    Ведение портфолио педагогами ОУ

    +

    +

    13

    Привлечение педагогов к семинарам на базе ОУ

    +

    +

    14

    Участие в семинарах и конференциях вне ОУ

    +

    +

    15

    Публикации статей педагогов в различных изданиях

    +

    +

    16

    Публикации разработок педагогов на сайтах/порталах

    +

    +

    3. Информационное обеспечение педагогов

    1

    Совещания педагогов

    +

    +

    2

    Заседания МО (кафедр)

    +

    +

    3

    Индивидуальные собеседования с педагогами

    +

    +

    4

    Выпуск печатной продукции (справочники и др.)

    -

    5

    Организация поддержки педагогов методистами

    +

    +

    6

    Проведение опросов педагогов

    +

    +

    4. Стимулирование персонала

    1

    Премирование педагогов

    +

    +

    2

    Награждение педагогов грамотами ОУ

    +

    +

    3

    Представление педагогов к грамотам РОО и КО СПб

    +

    +

    4

    Награждение отраслевыми и государственными наградами

    +

    +

    5

    Внутришкольный конкурс педдостижений

    -

    6

    Поддержка педагогов при участии их в профконкурсах

    +

    +

    7

    Внутришкольные церемонии чествования педагогов

    +

    +

    5. Формы и средства включения педагогов в управление

    1

    Формирование корпоративной культуры ОУ

    +

    +

    2

    Делегирование полномочий педагогам при подготовке «событий» школьной жизни

    +

    +

    3

    Участие педагогов в самооценке работы ОУ

    +

    +

    4

    Работа педагога во временных творческих группах

    +

    +

    5

    Выстраивание «горизонтальной карьеры» педагога

    +

    +

    6

    Включение педагогов в состав «резерва» на руководящие должности

    +

    +

    Дополнительно. «Социальный пакет педагога»

    1

    Предоставление педагогам льгот и гарантий, установленных законодательством РФ

    +

    +

    2

    Реализация специальных программ по сохранению и  укреплению здоровья педагогов

    +

    +

    3

    Предоставление дополнительных отпусков или отгулов

    +

    +

    4

    Другое (укажите)

    Практическая работа

    «SWOT-анализ ГБДОУ детского сада №79 компенсирующего вида

    Красносельского  района Санкт-Петербурга»

    Сильные стороны

    1

    Квалифицированный педагогический и медицинский персонал

    2

    Укоренившиеся традиции, оставшиеся от детского дома.

    3

    Материально-техническая база на очень высоком уровне

    4

    Поддержка Попечительского Совета

    5

    Взаимосотрудничество с учреждениями района и города

    Слабые стороны (проблемы)

    1

    Не хватает опыта работы с родителями

    2

    Мало возможностей для материального поощрения сотрудников

    3

    Мало опыта работы с детьми со сложным дефектом

    Возможности

    1

    Дальнейшее развитие материально-технической базы

    2

    Подбор высококвалифицированных специалистов

    3

    Недостаточное количество учреждений данного вида

    Угрозы

    1

    Пенсионный возраст технического персонала, мало новых кадров по данной категории работников

    2

    Принятие в действие нового Типового положения ДОУ, что может привести к утрате льгот сотрудниками, работающими на группе для детей со сложным дефектом

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Тема автореферата; автор; город, организация и год защиты; научная область.
    2. Обоснование причин выбора автореферата соответствующей темы с учетом индивидуального профессионального опыта и потребностей своего ОУ.
    3. Комментарий по содержанию автореферата.
    4. Практическая работа № 1 – Самоанализ кадровой политики ГБДОУ № 79 Красносельского района СПб.
    5. Практическая работа № 2 – SWOT-анализ ГБДОУ № 79 Красносельского района СПб.
    6. Список использованной литературы.

    Тема автореферата: «Включенность в управление школой как фактор повышения качества профессиональной деятельности учителя».

    Автор: Остряков Дмитрий Валерьевич.

    Санкт-Петербург, кафедра педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена»,      2010 год.

    Научная область: общая педагогика, история педагогики и образования.

    Список использованной литературы:

    1. Закон РФ «Об образовании» ст. 35.
    2. Закон РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
    3. «Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020».
    4. «Концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге».
    5. «Справочник руководителя дошкольного учреждения» № 4 апрель 2011 г.
    6. «Рабочая тетрадь стажера по образовательной программе «Проектирование государственно-общественного управления образованием в современных условиях» СПб, 2011, СПбАППО.
    7. Лазарев В.С. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие.   http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8097.php.
    8. Сологуб С.С. Практика применения новых технологий в управлении     образовательным учреждением.  Из опыта работы МОУ СОШ № 21 г.о. Коломна Московской области.              http://b.in-i.ru/node/34.
    9. Стрижак С.Н.  дипломная работа: «Развитие профессиональной компетентности педагогов посредством системы управления», Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, Гомель, 2009.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

    В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...

    "Профессиональная компетентность педагога - главный фактор повышения качества образования".

    В статье кратко  рассматриваются новые компетенции педагога: информационная грамотность и информационная компетентность....

    Профессиональный рост педагога, как фактор повышения качества образовательной деятельности.

          Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного ...

    Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

    Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения....

    Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования"

    Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования" на базе...