АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ «ВКЛЮЧЁННОСТЬ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»
статья по теме

Рогозова Юлия Анатольевна

Стремление к повышению качества становится приоритетом образовательной политики. Эта цель определена в научных исследованиях и в стратегических планах развития федеральной и региональных систем образования...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upravlenie.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ  

«ВКЛЮЧЁННОСТЬ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ  КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

Санкт-Петербург

2012

        «…Система образования сегодня должна соответствовать новым требованиям и запросам потребителей в лице учеников и их родителей, а также заказчиков образования (государство и работодатели). Стремление к повышению качества становится приоритетом образовательной политики. Эта цель определена в научных исследованиях и в стратегических планах развития федеральной и региональных систем образования...»

Так же, как и в школе, в дошкольном образовательном учреждении необходимо повышать качество профессиональной деятельности педагога. Это невозможно обеспечить в полной мере без включения педагогического персонала в систему управления ДОУ. Актуальной становится  взаимозависимость между повышением качества профессиональной деятельности педагога и включенностью его в систему управления учреждением. В связи с этим меня заинтересовала дипломная работа, цель которой заключается в выявлении связи между профессиональной компетентностью учителя и его включённостью в управление школой.

Чтобы управление было демократичным и эффектиным, а сотрудники интеллектуально росли, необходимо делегирование полномочий. Делегирование – это проявление доверия, это инструмент включения сотрудника в процесс управления, а следовательно, демократизация последнего.

Управление нашим дошкольным образовательным учреждением, как и управление любым учреждением образования, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом. На основании ст. 35 Закона РФ «Об образовании» в учреждении существуют такие формы самоуправления, как Совет образовательного учреждения и Педагогический Совет, куда входят педагоги детского сада. Они и являются субъектами внутренней оценки деятельности учреждения.

«Объект, предмет и цель исследования определили постановку задач

исследования:

1. Выявление традиций участия российских учителей в управлении школой (на историческом материале второй половины XIX века);

2. Выявление процессов, осуществляемых в образовательной системе школы, на основании процессного подхода, используемого в современной

теории управления.

3. Выявление профессиональных задач, решаемых учителем при осуществлении процессов, реализуемых в образовательной системе школы.

4. Определение связи между уровнем развития компетенций учителя и его включённостью в управление школой;

5. Определение условий, способствующих эффективному развитию компетенций учителя посредством его включения в управление школой».

«В основе исследования лежит следующая гипотеза:

участие учителя в управлении школой опирается на традиции отечественной педагогики, проявлявшиеся в коллегиальном утверждении кандидатур на замещение вакантных педагогических и административных должностей, согласовании принципов работы школы, регулярном посещении уроков коллег с целью оценки их эффективности и обмена опытом;

участие в управлении школой даёт возможность развития профессиональных компетенций учителя, наличие которых необходимо для эффективного решения профессиональных задач, возникающих при участии в реализации образовательной программы школы и взаимодействии с коллегами и партнёрами;

• оценка развития компетенций учителя осуществляется путём сопоставлением результатов самооценки и независимой экспертной оценки».

«Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые профессиональная деятельность учителя рассмотрена в контексте совокупности осуществляемых в образовательной системе школы процессов и их составляющих (подпроцессов).

2. Уточнено понимание качества профессиональной деятельности учителя, существенно зависящего от уровня развития компетенций, необходимых для реализации этой деятельности.

3. Впервые определены профессиональные задачи учителя и  необходимые для их решения компетенции путём соотнесения профессиональной деятельности учителя с процессами, осуществляемыми в образовательной системе школы.

4. Выявлена взаимно неоднозначная связь между включённостью учителя в профессиональную деятельность и необходимыми компетенциями.

5. Определены условия развития компетенций учителя посредством его включения в управление школой».

«Теоретическая значимость исследования заключается в развитии

теории управления образовательными системами, в частности:

1. Обоснована правомерность рассмотрения деятельности школы через структурированную совокупность основных, управленческих и вспомогательных процессов и возможность участия учителя в их реализации.

2. Определены профессиональные задачи, решаемые учителем при реализации в образовательной системе школы управленческих процессов (текущее и стратегическое планирование, управление персоналом и контингентом обучающихся, текущее администрирование и отчётность перед обществом).

3. Структура профессиональных компетенций учителя уточнена в части компетенций, обеспечивающих участие в управлении школой.

4. Определены процессы управления в школе, участие в реализации которых способствует развитию профессиональной компетентности учителя. Практическая значимость результатов исследования заключается в следующем:

1. Разработка инструментария, предназначенного для определения включённости учителя в управление школой и использования при отборе кандидатов на замещение вакантных педагогических должностей.

2. Разработка методики проведения самооценки работы школы, являющейся последовательным алгоритмом включения учителя в управление школой и допускающей тиражирование и использование после адаптации к условиям конкретной школы».

        «Использование процессного подхода к управлению даёт школе следующие потенциальные преимущества:

• лучшее понимание учителем своего места в образовательной системе школы за счёт соотнесения своей профессиональной деятельности с реализуемыми в системе процессами;

• учителя получают возможность предъявлять требования к результатам работы коллег - «концепция внутренних рынков» современной теории управления (например, учителя-предметники средней школы – потребители услуг, или результатов процессов, осуществляемых учителями начальных классов, и предъявляют определённые требования к их качеству);

• улучшение психологического климата в коллективе: процессный подход к управлению основан на философии позитивного мышления (любая сложность рассматривается как возможность для улучшения, а не как проблема)».

        «Использование процессного и деятельностного подходов даёт возможность рассматривать профессиональную деятельность отдельного учителя как элемент процесса, реализуемого в образовательной системе школы. Профессиональная деятельность учителя включает в себя отдельные компоненты процессов в школе: непосредственное осуществление образовательного процесса и его методическое сопровождение, вовлечение в него родителей учащихся и налаживание внешних контактов, управленческую деятельность и пр.»

        «В главе обоснован вывод о том, что для участия в управлении школой учителю требуются способности, которые мало используются при

реализации основных процессов (образовательный процесс и методическое

сопровождение):

• способность учителя осознать значение своей профессиональной деятельности в целом и отдельных её элементов для реализации образовательной программы школы;

• группа способностей, определяющая эффективность профессионального взаимодействия с коллегами;

• способность принимать ответственность за деятельность школы.

Участие учителя в управлении школой как целостной системой требует конструктивного взаимодействия с коллегами и понимания своей профессиональной деятельности как части деятельности школы».

«В главе «Экспериментальное определение связи между профессиональными компетенциями учителя и включённостью в управление школой» представлены методика определения сформированности профессиональных компетенций учителя и его включённости в управление школой, а также методика проведения самооценки. Результаты применения указанных методик анализируются и сопоставляются друг с другом. Для определения включённости учителя в управление школой и уровня развития соответствующих компетенций, необходимо выявить перечень решаемых в профессиональной деятельности задач».

«Первоначальная гипотеза исследования подтвердилась в эксперименте. Удалось определить условия эффективности предлагаемого подхода к профессиональному развитию. Так, существенными факторами, определяющими включённость учителя в управление школой, являются готовность принять на себя личную ответственность за работу школы как целостной системы и способность конструктивно взаимодействовать с коллегами. Предложенный подход к развитию компетенций предназначен для использования в процессе повышения квалификации учителей в профессиональной деятельности, а также в профессиональном образовании. Перечень способностей, необходимых учителю для участия в управлении школой и раскрытый в исследовании через содержание конкретных профессиональных задач, является основой для описания педагогических вакансий».

        Общая оценка содержания автореферата по следующим критериям и ответы на вопросы (использую приложенную таблицу):

Критерий оценки

Балл (от 1 до 10)

Доступность содержания автореферата

10

Степень личного знакомства с учеными и их работами, на которые ссылается автор диссертации в автореферате

4

Укажите фамилии известных Вам авторов:

  • К.Д. Ушинский
  • Э.Д. Днепров
  • Э.Н. Гусинский
  • И.Д. Фрумин

Актуальность темы исследования для своего ОУ  

10

Возможность использования выводов диссертанта в своем ОУ

10

Вопросы  

Да/Нет

Возникла ли у Вас потребность внимательно изучить научную литературу по теме, затронутой в автореферате?

Да

Являлось ли Ваше ОУ в какой либо период базой экспериментальной работы в рамках выполнения диссертационного исследования?

Нет

Готовы ли Вы к проведению на базе Вашего ОУ экспериментальной работы в рамках выполнения какого-либо диссертационного исследования по управленческой тематике?

Нет

        

Материалы проанализированного автореферата помогли мне составить концепцию развития управления в детском саду в плане включенности педагогического персонала.

        Так как в настоящее время ответственность за функционирование учреждения полностью лежит на руководителе, целесообразным является делегирование полномочий педагогам, а именно:

  • привлечение к распределению бюджетных и внебюджетных средств, в т.ч. материального стимулирования, определение первостепенности приобретения оборудования и методических материалов;
  • участие в мониторинге управленческого и педагогического процессов;
  • участие педагогов в создании образовательной программы и программы развития, определения целей и задач учреждения;
  • привлечение педагогов к обеспечению безопасности учреждения (комиссии по охране труда, пожарной безопасности и т.д.).

В результате включенности педагогов в процесс управления учреждением повышается ответственность сотрудников, появляется стремление к расширению знаний, повышению квалификации.

        Считаю, что это помогает сделать процесс управления более прозрачным и доступным в соответствии с требованиями современности

Практическая работа

«Самоанализ сформированности кадровой политики ОУ»

Составляющая (инструмент) кадровой политики

Наличие в практике ОУ

Общая эффективность

Ресурсное обеспечение

1

2

3

4

5

Внутреннее

Внешнее

1. Подбор и расстановка кадров

1

Наличие образовательного ценза

+

+

2

Предпочтение, имеющим опыт работы

+

+

3

Предпочтение, имеющим категорию

+

+

4

Прием на работу молодых специалистов

+

+

5

Прием на работу штатных сотрудников

+

+

6

Наличие испытательного срока

+

+

7

Ограничение учебной нагрузки

+

+

8

Ознакомление новых педагогов с правилами и традициями ОУ

+

+

2. Обучение персонала

1

Обучение педагогов в НМЦ и СПб АППО

+

+

2

Обучение педагогов в ВУЗах

+

+

3

Поддержка обучения педагогов в аспирантуре

-

4

Обучение педагогов в негосударственных центрах

+

+

5

Общешкольные разовые семинары для педагогов

+

+

6

Внутришкольные программы обучения для педагогов

+

+

7

Поддержка профессионального общения внутри ОУ

+

+

8

Поддержка самообразования педагогов

+

+

9

Обновление школьной библиотеки, подписка на печать

+

+

10

Мониторинг периодов аттестации педагогов

+

+

11

Помощь в прохождении аттестации педагогов

+

+

12

Ведение портфолио педагогами ОУ

+

+

13

Привлечение педагогов к семинарам на базе ОУ

+

+

14

Участие в семинарах и конференциях вне ОУ

+

+

15

Публикации статей педагогов в различных изданиях

+

+

16

Публикации разработок педагогов на сайтах/порталах

+

+

3. Информационное обеспечение педагогов

1

Совещания педагогов

+

+

2

Заседания МО (кафедр)

+

+

3

Индивидуальные собеседования с педагогами

+

+

4

Выпуск печатной продукции (справочники и др.)

-

5

Организация поддержки педагогов методистами

+

+

6

Проведение опросов педагогов

+

+

4. Стимулирование персонала

1

Премирование педагогов

+

+

2

Награждение педагогов грамотами ОУ

+

+

3

Представление педагогов к грамотам РОО и КО СПб

+

+

4

Награждение отраслевыми и государственными наградами

+

+

5

Внутришкольный конкурс педдостижений

-

6

Поддержка педагогов при участии их в профконкурсах

+

+

7

Внутришкольные церемонии чествования педагогов

+

+

5. Формы и средства включения педагогов в управление

1

Формирование корпоративной культуры ОУ

+

+

2

Делегирование полномочий педагогам при подготовке «событий» школьной жизни

+

+

3

Участие педагогов в самооценке работы ОУ

+

+

4

Работа педагога во временных творческих группах

+

+

5

Выстраивание «горизонтальной карьеры» педагога

+

+

6

Включение педагогов в состав «резерва» на руководящие должности

+

+

Дополнительно. «Социальный пакет педагога»

1

Предоставление педагогам льгот и гарантий, установленных законодательством РФ

+

+

2

Реализация специальных программ по сохранению и  укреплению здоровья педагогов

+

+

3

Предоставление дополнительных отпусков или отгулов

+

+

4

Другое (укажите)

Практическая работа

«SWOT-анализ ГБДОУ детского сада №79 компенсирующего вида

Красносельского  района Санкт-Петербурга»

Сильные стороны

1

Квалифицированный педагогический и медицинский персонал

2

Укоренившиеся традиции, оставшиеся от детского дома.

3

Материально-техническая база на очень высоком уровне

4

Поддержка Попечительского Совета

5

Взаимосотрудничество с учреждениями района и города

Слабые стороны (проблемы)

1

Не хватает опыта работы с родителями

2

Мало возможностей для материального поощрения сотрудников

3

Мало опыта работы с детьми со сложным дефектом

Возможности

1

Дальнейшее развитие материально-технической базы

2

Подбор высококвалифицированных специалистов

3

Недостаточное количество учреждений данного вида

Угрозы

1

Пенсионный возраст технического персонала, мало новых кадров по данной категории работников

2

Принятие в действие нового Типового положения ДОУ, что может привести к утрате льгот сотрудниками, работающими на группе для детей со сложным дефектом

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Тема автореферата; автор; город, организация и год защиты; научная область.
  2. Обоснование причин выбора автореферата соответствующей темы с учетом индивидуального профессионального опыта и потребностей своего ОУ.
  3. Комментарий по содержанию автореферата.
  4. Практическая работа № 1 – Самоанализ кадровой политики ГБДОУ № 79 Красносельского района СПб.
  5. Практическая работа № 2 – SWOT-анализ ГБДОУ № 79 Красносельского района СПб.
  6. Список использованной литературы.

Тема автореферата: «Включенность в управление школой как фактор повышения качества профессиональной деятельности учителя».

Автор: Остряков Дмитрий Валерьевич.

Санкт-Петербург, кафедра педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена»,      2010 год.

Научная область: общая педагогика, история педагогики и образования.

Список использованной литературы:

  1. Закон РФ «Об образовании» ст. 35.
  2. Закон РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
  3. «Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020».
  4. «Концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге».
  5. «Справочник руководителя дошкольного учреждения» № 4 апрель 2011 г.
  6. «Рабочая тетрадь стажера по образовательной программе «Проектирование государственно-общественного управления образованием в современных условиях» СПб, 2011, СПбАППО.
  7. Лазарев В.С. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие.   http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8097.php.
  8. Сологуб С.С. Практика применения новых технологий в управлении     образовательным учреждением.  Из опыта работы МОУ СОШ № 21 г.о. Коломна Московской области.              http://b.in-i.ru/node/34.
  9. Стрижак С.Н.  дипломная работа: «Развитие профессиональной компетентности педагогов посредством системы управления», Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, Гомель, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный рост педагога, как фактор повышения качества образовательной деятельности.

      Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного ...

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования"

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования" на базе...

Выступление на заседании МО учителей естественно- математического цикла по теме «Развитие творческих способностей учащихся как фактор повышения качества знаний на уроках математики.»

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления – одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремлен...

Социокультурная деятельность как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа

Современная практика работы со студентами и усиление социально-вос­питательной функции профессионального образования в колледже означает реализацию комплексного подхода по гражданскому, идейному, ...

Презентация ТЕМА : Развитие профессионально-значимых компетенций педагогов как фактор повышения качества дополнительного образования детей в соревновательной деятельности, через представление и обобщение собственного педагогического опыта.

Цель темы: повышение компетентности педагогов при подготовке воспитанников  к соревновательной деятельности, в легкой атлетикеЗадачи :Обобщить и распространить опыт работы среди педагогов....