Статья «Повышение качества и эффективности обучения биологии».
статья по биологии по теме

Статья «Повышение качества и эффективности обучения биологии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Повышение качества и эффективности обучения биологии».

                                                                               Калакуток А.А.,

учитель биологии

 МБОУ  «СШ № 11» а. Старобжегокай

Основная цель перехода на федеральные государственные стандарты второго поколения состоит в достижении нового качества образования – качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России. Масштабные национальные проекты в сфере образования ставят задачи активного внедрения информационно-коммуникационных технологий во все звенья образовательной сферы. Для обучения, воспитания и развития поколения, растущего в условиях информационно насыщенной среды необходимы изменения в системе образования, ее информатизация. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения средств ИКТ – это информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний, новые виды коммуникации – чаты, форумы, электронная почта, телеконференции и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен между участниками образовательного процесса. При этом учитель не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. 

Задачи, сформулированные в стратегических документах Правительства РФ в качестве социального заказа, сложны. На первый план выдвигается необходимость повысить качество современного образования.

Успешно решить непростую задачу повышения качества обучения, его совершенствования можно, только опираясь на эффективное построение процесса обучения и воспитания, основанного на объективном всестороннем анализе педагогической деятельности.

Составляющими современного, востребованного обществом качественного образования, являются:        

- владение информационными технологиями;

- умение заботиться о своем здоровье;

 - умение вступать в коммуникацию;

 -умение решать проблемы.

 Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повышает качество обучения предмету; отражает существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинув на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий, в том числе мультимедийных пособий.

Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

 Электронные  учебники помогают решить дидактические  задачи:

- усвоить базовые знания по предмету;

- систематизировать усвоенные знания;

- психологически настроить на атмосферу экзамена;

- сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием (новых информационных технологий) НИТ, сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ;

- сформировать навыки самоконтроля;

- сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности;

- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;

- обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

Можно использовать следующие методические приемы:

1. Использование мультимедиа учителем: задать проблемный вопрос и вернутся к его разрешению,  попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.
2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала: можно заполнить таблицу, составить схему, составить краткий тезисный конспект, найти ответ на вопрос.
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит выделять главное, устанавливать логические связи.

 Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Мой опыт применения компьютерных слайдовых презентаций в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения:

- интеграция гипертекста (использование гиперссылок) и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию позволяет сделать изложение учебного материала системным, ярким и убедительным;

- сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых  моментах учебного материала.

- при изучении и закреплении нового материала, позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

- концентрация внимания;

- включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;

- более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;

- повышение интереса к изучению предмета;

- возрастание мотивации к учебе.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала, и позволяет сформировать умение:

- обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

- работать в группе;

- находить информацию в различных источниках;

- формирует коммуникативную компетентность;

- позволяет осознать полезность получаемых знаний и умений.

Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования.

Преимущество современного урока  в условиях информатизации  заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать   работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.

Необходимо  чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников, я  стараюсь создавать условия для их физического, психического, социального и духовного комфорта. В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей — качественным обучением — решать проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, сохранять нервную систему ребенка, снимать стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся. Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия — гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная пространственная среда, то это будет способствовать адаптации учащихся к уроку. Хочу поделиться своими наработками по организации уроков с использованием здоровьесберегающих технологий.
Я считаю эффективным применение на уроках биологии помимо  интерактивных технологий  и игровых. При этом использую метод работы в группах. Состав групп постоянно меняется, что дает возможность учащимся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку. Положительным моментом этой технологии является то, что игра посильная даже для
слабых учеников, Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность  порой оказываются более важными, чем знания предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно-урочною системой.
В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и групповая дискуссия.

Сегодня модель выпускника сводится к высоконравственной, всесторонне развитой личности, способной самоопределяться, личности, полностью подготовленной к жизни в современном обществе способной принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение системного подхода для повышения эффективности обучения биологии

Системный подход в изучении общебиологических закономерностей, основанный на принципе «от общего – к частному», позволяет сформировать не просто определенный алгоритм работы с любой информацией (когда...

«Повышение качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс».

Об актуальности проблемыНачавшаяся с 1 сентября 2011 года реализация ФГОСа второго поколения для начальной школы актуализировала потребность в социальном воспитании, преодолевающем разрыв между традиц...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя биологии.ТЕМА: Совершенствование качества и эффективности обучения биологии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности

В настоящее время наибольшую актуальность приобретает проблемы формирования нового экологического стиля мышления, особенностью которого является понимание мира как сложной системы с взаимосвязанными к...

Развитие критического мышления как способ повышения качества и эффективности обучения английскому языку (презентация педагогического опыта)

В данной работе представлено обобщение педагогического опыта и личного вклада учителя в развитие образования (материалы аттестации 2015 года на высшую категорию)...

Мастер класс «Повышение качества и эффективности обучения немецкому языку с использованием ИКТ»

Задачи:создание условий для профессионального общения;самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;повышение профессионального мастерства и квалификации участников;распростра...

Тематическая карта-задание как средство повышения эффективности обучения биологии

Статья содержит описание приемов использования на уроках биологии и внеурочных занятиях тематические карты-задания....

статья «Особенности использования интерактивных образовательных ресурсов как стимул повышения качества образования на уроках биологии»

Применение интерактивных образовательных ресурсов на уроках биологии в рамках освоения образовательной программы...