ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя биологии.ТЕМА: Совершенствование качества и эффективности обучения биологии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности
материал по биологии на тему

Бирюкова Светлана Валерьевна    sveta-m-73@mail.ru

В настоящее время наибольшую актуальность приобретает проблемы формирования нового экологического стиля мышления, особенностью которого является понимание мира как сложной системы с взаимосвязанными компонентами. В учебном процессе необходимо создать педагогические условия, в которых школьники  будут овладевать такими умениями, как: выявлять и объяснять причинно-следственные связи человека и природы, прогностические умения, практические умения по уходу и улучшению состояния своего природного окружения.

       Сделать учащихся активными участниками учебного процесса помогают современные образовательные технологии, в том числе исследовательский метод обучения.  Учебный  курс биологии  является одним из наиболее подходящих разделов для изучения его в рамках исследовательской деятельности. В процессе изучения этого раздела учащиеся привлекаются к наблюдениям за местными, локальными изменениями в окружающих их экосистемах, учатся выявлять причины этих изменений.

        Самостоятельные исследования школьниками вполне доступны. В исследовательской деятельности применяется дифференцированный подход к учащимся. С учениками, имеющими низкие учебные возможности, проводятся простые наблюдения за природными объектами. С более сильными учениками – работы исследовательского характера, постановка несложных экспериментов. В результате учащиеся занимаются творческой работой, в ходе которой становятся в ситуацию «первооткрывателя», добывающего «новые» знания. В результате групповой формы организации познавательной деятельности, ученики переходят от пассивного объекта обучения к активной творческой деятельности, каждый ученик опирается на свои способности, склонности, интересы.

      Современная концепция модернизации образования определяет переход к организации учебного процесса в рамках развивающего обучения, учитель должен обеспечивать внутреннее принятие учащимися большого объема материала. Исследовательский подход в обучении дает возможность самостоятельного поиска расширения той или иной проблемы, выработки творческого мышления. Личностно-орентированное обучение определяет  сопровождающую позицию учителя на уроке по отношению к ученической деятельности, помощь учащимся в постановке и достижении его образовательных целей. При реализующем школой общеобразовательном  профиле предмет биология является востребованным, многие выпускники выбирают его для сдачи ЕГЭ. Изучение биологии  на базовом уровне, который предусмотрен данным  профилем, не даёт нужного объема знаний для сдачи ЕГЭ, однако применение исследовательского подхода в обучении способствует более глубокому изучению темы, а это значительно облегчает дальнейшую подготовку учащихся к экзамену.

       Исследовательская деятельность основывается на жизненном опыте учащихся, наглядности, ситуации «успеха», её реализация в рамках некоторых разделов может быть осуществлена посредством лабораторных работ. Исследовательский подход способствует лучшему усвоению достаточно сложных экологических понятий, совершенствованию практических умений и навыков.

      Использование компьютера в учебном процессе позволяет повысить  уровень наглядности изучаемого материала.

Овладев навыками исследования на уроках, учащиеся с высоким уровнем развития выполняют конкурсные  работы исследовательского характера, которые затем проходят экспертизу на региональном и областном уровнях. Неоднократно данные школьники становились призерами как районных, так и областных олимпиад и конкурсов исследовательских работ.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_samoobrazovaniya.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и социально-правовой защиты детства

администрации  города Нижнего Новгорода

Муниципальное образовательное  учреждение  

«Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой»

Утверждено

на заседании

Научно-методического совета

МОУ «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой»

Протокол № _4_ от _10.04.2008._

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ  «Лицей № 87

имени Л.И. Новиковой»

______________С.В. Кулева

ПРОГРАММА

 профессионального самообразования учителя биологии
 на 2008-2013 гг.

ТЕМА: Совершенствование качества и эффективности обучения биологии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности

Составитель –

учитель биологии Бирюкова С.В.

МОУ «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой»

Нижний Новгород

2008

Пояснительная записка

  В настоящее время наибольшую актуальность приобретает проблемы формирования нового экологического стиля мышления, особенностью которого является понимание мира как сложной системы с взаимосвязанными компонентами. В учебном процессе необходимо создать педагогические условия, в которых школьники  будут овладевать такими умениями, как: выявлять и объяснять причинно-следственные связи человека и природы, прогностические умения, практические умения по уходу и улучшению состояния своего природного окружения.

       Сделать учащихся активными участниками учебного процесса помогают современные образовательные технологии, в том числе исследовательский метод обучения.  Учебный  курс биологии  является одним из наиболее подходящих разделов для изучения его в рамках исследовательской деятельности. В процессе изучения этого раздела учащиеся привлекаются к наблюдениям за местными, локальными изменениями в окружающих их экосистемах, учатся выявлять причины этих изменений.

        Самостоятельные исследования школьниками вполне доступны. В исследовательской деятельности применяется дифференцированный подход к учащимся. С учениками, имеющими низкие учебные возможности, проводятся простые наблюдения за природными объектами. С более сильными учениками – работы исследовательского характера, постановка несложных экспериментов. В результате учащиеся занимаются творческой работой, в ходе которой становятся в ситуацию «первооткрывателя», добывающего «новые» знания. В результате групповой формы организации познавательной деятельности, ученики переходят от пассивного объекта обучения к активной творческой деятельности, каждый ученик опирается на свои способности, склонности, интересы.

      Современная концепция модернизации образования определяет переход к организации учебного процесса в рамках развивающего обучения, учитель должен обеспечивать внутреннее принятие учащимися большого объема материала. Исследовательский подход в обучении дает возможность самостоятельного поиска расширения той или иной проблемы, выработки творческого мышления. Личностно-орентированное обучение определяет  сопровождающую позицию учителя на уроке по отношению к ученической деятельности, помощь учащимся в постановке и достижении его образовательных целей. При реализующем школой общеобразовательном  профиле предмет биология является востребованным, многие выпускники выбирают его для сдачи ЕГЭ. Изучение биологии  на базовом уровне, который предусмотрен данным  профилем, не даёт нужного объема знаний для сдачи ЕГЭ, однако применение исследовательского подхода в обучении способствует более глубокому изучению темы, а это значительно облегчает дальнейшую подготовку учащихся к экзамену.

       Исследовательская деятельность основывается на жизненном опыте учащихся, наглядности, ситуации «успеха», её реализация в рамках некоторых разделов может быть осуществлена посредством лабораторных работ. Исследовательский подход способствует лучшему усвоению достаточно сложных экологических понятий, совершенствованию практических умений и навыков.

      Использование компьютера в учебном процессе позволяет повысить  уровень наглядности изучаемого материала.

Овладев навыками исследования на уроках, учащиеся с высоким уровнем развития выполняют конкурсные  работы исследовательского характера, которые затем проходят экспертизу на региональном и областном уровнях. Неоднократно данные школьники становились призерами как районных, так и областных олимпиад и конкурсов исследовательских работ.    

Цели программы:

Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя, совершенствование качества и эффективности обучения биологии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Улучшение подготовки обучающихся к экзаменам и выпускников к ЕГЭ путем использования современных образовательных технологий и исследовательской деятельности  на уроке биологии.
  • Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение качества образования учащихся с применением информационных технологий.
  • Совершенствование качества и эффективности обучения биологии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности.
  • Использование электронных учебных пособий, имеющих целый ряд преимуществ перед традиционными печатными изданиями:
  • разнообразие форм подачи учебного материала;
  • автоматизация контроля знаний;
  • большая степень наглядности;
  • развитие поисково-лабораторной деятельности учащихся, направленной на формирование соответствующих умений и навыков;
  • участие в олимпиадах, научных конференциях,  конкурсах различного уровня.

Программа самообразования рассчитана на 5 лет обучения (2008 – 2009, 2009 – 2010, 2010 – 2011, 2011-2012, 2012-2013гг.) и включает в себя:

  1. Целевой компонент
  2. Содержательный компонент
  3. Процессуальный компонент
  4. Технологический компонент
  5. Диагностический компонент

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕТ:

Цель:

Совершенствование качества и эффективности обучения биологии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности

Задачи:

  1. Планировать учебно-воспитательный процесс с учетом выбранной методики исследовательской деятельности
  2. Формировать у учащихся компетенции, необходимые для самостоятельного поиска решений в нестандартных ситуациях
  3. Повысить качество проведения уроков с использованием ИКТ
  4. Принять участие в олимпиадах, НОУ, конкурсах и конференциях
  5. Оценить результаты собственной деятельности с целью определения новых задач на следующий учебный год

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

Реализация программы предусматривает деятельностный и исследовательский подходы, которые реализуются через такие содержательные принципы, как:

  1. Принцип научности
  2. Принцип гуманизма и личностно-ориентированного подхода
  3. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Содержание программы построено с учетом профессиональных функций учителя, каждая функция раскрывается через виды учебной деятельности и формы её реализации.

Профессиональные функции учителя

Виды учебной деятельности

Формы реализации

Информационная

Работа с научной, психолго-педагогической, методической литературой.

Самообразование

Проектировочная

Разработка приемов обучения по данной теме, дидактических средств обучения

Самообразование

Конструктивно-интегративная

Разработка технологических карт уроков, создание учебно-методического комплекса к теме

Самообразование

Коммуникативная

Участие в моделировании элементов учебно-воспитательного процесса

Посещение других учебных заведений

Развивающая

Разработка проблемных заданий, методик работы с интерактивной доской

Самообразование

Исследовательская

Разработка, апробация дидактических средств обучения с целью дальнейшего мониторингового изучения

Кафедра естественных наук, самоподготовка

Организаторская

Проведение открытых уроков.

Работа с одаренными детьми

Самоподготовка

Результативно-оценочная

Участие в обсуждении, анализе различных литературных источников, учебных заданий, полученных результатов, самооценка своей деятельности

Кафедра естественных наук

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Процессуальный компонент включает в себя 3 этапа:

  1. Мотивационный, который реализуется посредством создания настроя на самостоятельную работу, выбор цели и осмысление плана работы
  2. Теоретический – изучение научной литературы, анализ передового педагогического опыта
  3. Практический – постановка экспериментов, творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях кафедры естественных наук.

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ                                    (2008 – 2009гг.)

Вид деятельности

Сроки выполнения

Формулирование индивидуальной темы самообразования

Сентябрь 2008г.

Формулирование целей и задач, достижение и решение которых предполагается в результате работы над темой самообразования

Октябрь 2008г.

Разработка плана работы с одаренными детьми

Октябрь 2008г.

Составление плана работы по выбранной теме самообразования

Ноябрь 2008г.

Учеба на курсах НИРО по выбранной тематике

Декабрь 2008г.

Отчет по итогам реализации мотивационного этапа на заседании кафедры естественных наук

Январь 2009г.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(2008 – 2009гг.)

Вид деятельности

Сроки выполнения

Обучение в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по теме: «Управление развитием образовательных учреждений в условиях реализации ПНПО»

2008 год

Разработка инновационного проекта (программы дополнительного образования «Лицейский интеллектуальный клуб «Апельсин») ГОУ ДПО НИРО экспертное заключение № 259

2008г.

Анализ литературных источников по теме самообразования

Январь 2009г.

Внедрение выбранной методики в свою профессиональную деятельность

В течение года

Анкетирование учащихся с целью  выявления творческих способностей и наклонностей учащихся по проблеме

Февраль 2009г.

Диагностика удовлетворения учащихся учебно-воспитательным процессом

Март 2009г.

Отчет по итогам реализации теоретического этапа на заседании кафедры естественных наук

Май 2009г.

ПРАКТИЧЕСКИЙ  ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     (2009 – 2010гг.)

Вид деятельности

Сроки выполнения

Корректировка плана работы по теме самообразования

Сентябрь 2009г.

Внедрение выбранной методики в свою профессиональную деятельность

В течение года

Подготовка учащихся для участия в олимпиадах и научно-практических конференциях

В течение года

Разработка инновационного проекта (программы дополнительного образования «Лицейский интеллектуальный клуб «Апельсин») ГОУ ДПО НИРО экспертное заключение № 259

2008г.

Проведение открытых занятий по заявленной теме самообразования

В течение года

Приобретение методической литературы по теме самообразования

В течение года

Участие в работе кафедры учителей естественнонаучного цикла

В течение года

Отчет по итогам реализации теоретического этапа на заседании кафедры естественных наук

Декабрь 2009г.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(2010 – 2011гг.)

Вид деятельности

Сроки выполнения

Подготовка и размещение материалов по теме самообразования в сети Интернет

Январь - Март 2010г.

Проведение итоговой диагностики творческих способностей и наклонностей учащихся по теме, соотнесение полученных результатов с планируемыми

Апрель 2010г.

Подготовка учащихся для участия в олимпиадах и научно-практических конференциях

В течение года

Подготовка публикации опыта работы

Апрель 2010г.

Обобщение опыта работы по теме самообразования

Май 2010г.

Определение перспектив дальнейшей работы по выбранной теме самообразования

Май 2010г.

Творческий отчет по результатам профессиональной деятельности

Май 2010г.

ПРАКТИЧЕСКИЙ  ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(2010 – 2012гг.)

Вид деятельности

Сроки выполнения

Разработка форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке – интеллектуальной организации.

Сентябрь 2010г.

Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческих способностей учащихся с помощью новых технологий в образовательном процессе: совершенствование работы в НОУ, формирование группы малого НОУ в 6 классах.

Выстраивание индивидуального образовательного маршрута для учеников, готовящихся к участию в олимпиадах различного уровня.

Разработка дидактического материала для интенсификации образовательного процесса.

Октябрь – ноябрь 2010г.

Создание пакетов раздаточного материала для подготовки к ЕГЭ по биологии в 11 классе.

Разработка памятки для обучающихся 11 класса «Как подготовиться к ЕГЭ».

Ноябрь-декабрь 2010г.

Постоянное совершенствование знания компьютера и создание собственного интерактивного материала, как поддерживающего курса для проведения уроков биологии

В течение года

Широкое использование на уроках компьютерных презентаций и видеоматериалов, накопленных в собственную видеотеку.

В течение года

Подготовка учащихся к участию в олимпиадах и научно-практических конференциях

В течение года

Участие в областном научно-практическом семинаре «Деятельность современного классного руководителя в рамках сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа» (НИРО кафедра педагогики и андрогогики)

2010г.

Повышение квалификации в ГОУ ДПО НИРО по курсам «Теория и методика преподавания предметов естественнонаучного цикла»

2010г.

Подтверждение высшей квалификационной категории (приказ от 18.01.2011. № 55 Министерства образования Нижегородской области)

Январь 2011г.

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования

Январь 2011г.

Участие в региональном конкурсе учебно-исследовательских экологических проектов – 2012 «НООСФЕРА» ВГПИУ

В течение года

Участие в конкурсе грантов «Открытое образование» для преподавателей предметов естественнонаучного цикла среди учебных заведений Нижнего Новгорода и Нижегородской области в номинации «Открытый урок» в рамках фестивального марафона «Путь в науку» ННГУ им. Н.И.Лобачевского.

Февраль 2011г.

Участие в районных, городских, областных олимпиадах по биологии и экологии, межрегиональной олимпиаде по биологии  «Будущие исследователи – будущее науки»

Участие в Поволжской открытой олимпиаде школьников по биологии «Будущее медицины»

Участие в экологической олимпиаде школьников «Подрост» Нижегородского университетского округа НИУ ВШЭ Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

В течение года

Обобщение опыта работы по теме самообразования

Март 2011г.

Определение перспектив дальнейшей работы по выбранной теме самообразования

Апрель 2011г.

Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческих способностей учащихся с помощью новых технологий в образовательном процессе: совершенствование работы в НОУ, формирование группы малого НОУ в 7 классах.

Выстраивание индивидуального образовательного маршрута для учеников, готовящихся к участию в олимпиадах различного уровня.

Разработка дидактического материала для интенсификации образовательного процесса.

Сентябрь - ноябрь 2011г.

Участие во Всероссийском интернет-проекте «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки».

Декабрь 2011г.

Участие в Нижегородском областном конкурсе  научно-исследовательских работ школьников «Экология и здоровье человека» на базе кафедры анатомии, физиологии и ОБЖ НГПУ

Ноябрь-декабрь 2011г.

Создание пакетов раздаточного материала для подготовки к ЕГЭ по биологии в 11 классе.

Декабрь 2011г.

Участие в 14 городских студенческо-ученических Королёвских чтениях в МОУ «Лицей № 28 имени Королёва»

Декабрь 2011г.

Участие в областном конкурсе «Методические разработки для проведения внеклассного занятия по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами».

Февраль 2012г.

Участие в конкурсе на получение денежного поощрения лучшими учителями Нижегородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

Март 2012г.

Участие в 1 региональном конкурсе учебно-исследовательских экологических проектов – 2011 «Ноосфера» ВГИПУ (Волжский государственный инженерно-педагогический университет)

В течение года

Участие в областном конкурсе методических материалов «Экологическая мозаика» и в работе семинара «Природоохранные акции и проекты. Новизна в организации. Перспективы развития» в рамках номинации «Организация природоохранных акций, социальных проектов».

Апрель 2012г.

Участие в 42 городской конференции научного общества учащихся «Эврика-2012»

Апрель 2012г.

Участие во Всероссийском конкурсе «Учитель «Сочи 2014» (тур 2012 года), проводимом при поддержке Министерства образования и науки и Министерства спорта Российской Федерации.

Май – сентябрь 2012г.

Участие во Всероссийском конкурсе «ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ И КЛАССЕ» (Кафедра педагогики и психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, отдел теории воспитания ИТИП РАО, Центр «Педагогический поиск» и редакции журналов «Заместитель директора по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом», «Классный руководитель» и «Спутник классного руководителя»)

Май – сентябрь 2012г.

Участие во Всероссийском конкурсе «Подготовка к ЕГЭ, ГИА и творческим предметным конкурсам» (Кафедра педагогики и психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, отдел теории воспитания ИТИП РАО, Центр «Педагогический поиск» и редакция журнала «СУ – ЕГЭ»)

Май – сентябрь 2012г.

ПРАКТИЧЕСКИЙ  ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(2012 – 2013гг.)

Вид деятельности

Сроки выполнения

Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческих способностей учащихся с помощью новых технологий в образовательном процессе: совершенствование работы в НОУ.

Выстраивание индивидуального образовательного маршрута для учеников, готовящихся к участию в олимпиадах различного уровня.

Разработка дидактического материала для интенсификации образовательного процесса.

Октябрь – ноябрь 2012г.

Обучение в Центре «Педагогический поиск» по теме «Управление учебно-воспитательным процессом в связи с переходом к новому ФГОС».

Ноябрь 2012г.

Разработка инновационного проекта (программы элективного курса для обучающихся 8-9 классов «Решение проектных задач по биологии»)

Оценка программы Научно-методическим экспертным советом

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

В течение года

Постоянное совершенствование знания компьютера и создание собственного интерактивного материала, как поддерживающего курса для проведения уроков биологии

В течение года

Широкое использование на уроках компьютерных презентаций и видеоматериалов, накопленных в собственную видеотеку.

В течение года

Подготовка учащихся к участию в олимпиадах и научно-практических конференциях

В течение года

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования

Январь 2013г.

Обобщение опыта работы по теме самообразования

Февраль 2013г.

Участие в региональном этапе V11 Всероссийского конкурса научно-инновационных проектов для старшеклассников в рамках реализации социальных программ компании «Сименс», направленных на вовлечение молодежи в деятельность по повышению качества жизни и решению широкого спектра проблем современного мира

Январь-март 2013г.

Применение в работе современных информационных технологий, участие в Общероссийском проекте «Школа цифрового века» в 2012/2013 учебном году.

В течение года

Публикация учебно-методических разработок на методическом портале «К  УРОКУ. RU», на страницах СМИ «Завуч. Инфо», в социальной сети работников образования «nsportal.ru», на сайте Интернет-проекта для любознательных детей, увлеченных педагогов и любящих родителей «Вдохновленные детством» http://vdohnovlennye.ru/?page_id=2079, на сайте издательского дома «Первое сентября» в рамках учительского фестиваля педагогических идей «Открытый урок»  http://festival.1september.ru/articles/625098/, в методическом журнале для учителей физической культуры и тренеров «Спорт в школе» № 3, март 2013г., в научно-методическом журнале «Классный руководитель» № 2,3,4 2013г.

В течение года

Участие в городском конкурсе «Учитель года – 2013»

В течение года

Участие во II Международном интернет-конкурсе для педагогов «Здравствуйте, дети!» в номинации «Конкурс сценариев воспитательных мероприятий, праздников, развлечений для детей и/или родителей».

В течение года

Участие в конкурсе «Моё НОУ-ХАУ в педагогической деятельности» в СМИ «Завуч. Инфо»

В течение года

Участие в конкурсе «Портфолио учителя» в СМИ «Завуч. Инфо».

В течение года

Участие в интернет-проекте «Алые паруса» (проект для одарённых детей социальной сети nsportal.ru)

В течение года

Участие в интернет-проекте «300 ИнтелШкол-2013» (проект по развитию сетевого сообщества активных школ средствами социальных сетей и сервисов веб 2.0.)

http://letopisi.ru/index.php/Проект_300_ИнтелШкол-2013

В течение года

Участие во Всероссийском интернет-проекте «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки». Публикация авторской работы на всероссийском педагогическом портале «МЕТОДКАБИНЕТ. РФ».

Февраль 2013г.

Участие в конкурсе научно-исследовательских работ школьников по экологии, проводимом ФГБОУ ВПО НГСХА («Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия»)

Январь-март 2013г.

Участие во Всероссийской научно-методической конференции «Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика» в ННГУ им. Н.И.Лобачевского. Тезисы доклада опубликованы в сборнике тезисов конференции 26-28 марта 2013г.

март 2013г.

Участие в конкурсе на получение денежного поощрения лучшими учителями Нижегородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

Март 2013г.

Участие в областном конкурсе молодёжных экологических проектов «ЭКОГОРОД. ЭКОДОМ»

Апрель-май 2013г.

Участие в 43 городской конференции Научного общества учащихся «Эврика»

Апрель 2013г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Технологии:

  1. Учебно-исследовательская деятельность
  2. Компьютерные технологии

Методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный
  2. Репродуктивный
  3. Частично-поисковый
  4. Исследовательский

Форма организации деятельности учащихся:

  1. Индивидуальная
  2. Фронтальная  
  3. Парная
  4. Групповая

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

По окончании работы над темой самообразования:

  1. Будет сформирован определенный базисный комплекс форм организации учебных занятий, способствующий самореализации и самоутверждению личности, формированию положительного отношения к предмету биологии
  2. Произойдет смещение акцентов у учащихся в плане практической значимости и применимости изучаемого в школьном курсе материала
  3. Будут проведены открытые уроки, раскрывающие сущность работы по данной методике
  4. Будут организованы выступления перед учителями кафедры естественных наук
  5. Будет разработан и создан комплект педагогических разработок уроков, предполагающих использование исследовательской деятельности на уроках
  6. Накопленные материалы будут размещены на сайте лицея и в сети Интернет

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЗА 2008 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

  1. Создана методическая разработка серии уроков по биологии, предусматривающая исследовательскую деятельность учащихся.
  2. В рамках программы «Работа с одаренными детьми» принимали участие в районных, городских и областных олимпиадах, конкурсах  и конференциях исследовательских работ, где были неоднократными победителями и призерами.
  3. Являюсь автором-разработчиком инновационного проекта (программы дополнительного образования «Лицейский интеллектуальный клуб «Апельсин») ГОУ ДПО НИРО экспертное заключение № 259
  4. Принимали участие в 12 городской конференции школьников «Экология и здоровье», 2009г. (НГПУ естественно-географический факультет, Дворец детского творчества имени В.П.Чкалова)
  5. Принимали участие в Нижегородском областном конкурсе исследовательских работ учащихся «Экология и здоровье», 2010г. (тезисы исследовательских работ представлены в сборнике тезисов НГПУ)
  6. Принимали участие в 14 городских студенческо-ученических Королёвских чтениях, 2010г.  (тезисы работ опубликованы в сборнике тезисов МОУ лицей № 28).
  7. Принимали участие в городском конкурсе экологических проектов, 2011г. (МОУ Дворец детского творчества им. В.П.Чкалова)
  8. Принимали участие в 15 городской конференции школьников «Экология и здоровье», 2010г. (НГПУ естественно-географический факультет, Дворец детского творчества имени В.П.Чкалова)
  9. Принимали участие в 38, 39, 40, 41, 42, 43 городской Научно-Практической Конференции учащихся «Эврика», 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013гг. (Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации г. Нижнего Новгорода, Дворец детского творчества имени Чкалова, Совет кураторов НОУ «Эврика»)
  10. Принимали участие в областном конкурсе «Родники Нижегородской области» (Координационный центр движения «Поможем реке»)
  11. Принимали участие в олимпиаде «Будущие исследователи – будущее науки», 2008-2013гг.
  12. Принимали участие в 1 и 2 региональном конкурсе учебно-исследовательских экологических проектов 2011г., 2012г.  «Ноосфера», проводимого МИНОБРНАУКИ РОССИИ Волжским государственно-педагогическим университетом (ВГИПУ), где стали победителями.
  13. Награждена дипломом участника конкурса грантов «Открытое образование» для преподавателей предметов естественнонаучного цикла среди учебных заведений Нижнего Новгорода и Нижегородской области в номинации «Открытый урок» в рамках фестивального марафона «Путь в науку» ННГУ им. Н.И.Лобачевского.
  14. Являюсь руководителем секции биология лицейского интеллектуального клуба «Апельсин».
  15. В составе коллектива преподавателей принимаю активное участие в семинарах муниципального и регионального уровня.
  16. Являюсь членом Педагогического клуба «Первое сентября», награждена дипломом за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок» в 2007/2008 г. и в 2012/2013г. Педагогический опыт (модель открытого урока) представлен на сайте: festival.1september.ru (сайт Издательского дома «Первое сентября»).
  17. Методические, дидактические, контрольные и видеоматериалы, компьютерные презентации  накапливаются в учебном кабинете, которому присвоена высшая категория.
  18. Участие во Всероссийском интернет-проекте «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки». Ссылка  публикации: http://методкабинет.рф/index.php/publications/biologiya/694-biryukova.html
  19. В 2012 году стала победителем Всероссийского конкурса «Учитель «Сочи 2014» (тур 2012 года)
  20. В 2012 году получила грант Губернатора Нижегородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование»
  21. В 2012 году стала призёром областного конкурса «Методические разработки для проведения внеклассного занятия по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами».
  22. В 2012 году принимала участие в областном конкурсе методических материалов «Экологическая мозаика» и в работе семинара «Природоохранные акции и проекты. Новизна в организации. Перспективы развития» в рамках номинации «Организация природоохранных акций, социальных проектов».
  23. Победитель конкурса «Учитель года – 2013» в номинации «Философское осмысление современных педагогических задач».
  24.  Призёр областного конкурса «Методические разработки для проведения внеклассного занятия по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами» в номинации «Занятие для детей среднего школьного возраста» в 2013г.
  25.  Участие в конкурсе на получение денежного поощрения лучшими учителями Нижегородской области в рамках реализации ПНП "Образование" – 2013г.
  26. Участие в областном конкурсе методических материалов «Экологическая мозаика» в номинации «Организация природоохранных акций, социальных проектов» в 2013г.
  27. Участие во II Международном интернет-конкурсе для педагогов «Здравствуйте, дети!» в номинации «Конкурс сценариев воспитательных мероприятий, праздников, развлечений для детей и/или родителей» в 2013г.
  28.  Участие во Всероссийском конкурсе материалов «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ, ГИА И ТВОРЧЕСКИМ ПРЕДМЕТНЫМ КОНКУРСАМ» (Кафедра педагогики и психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, отдел теории воспитания ИТИП РАО, Центр «Педагогический поиск» и редакция журнала «СУ – ЕГЭ») – диплом 1 степени.
  29.  Участие во Всероссийском конкурсе «ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ И КЛАССЕ» (Кафедра педагогики и психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, отдел теории воспитания ИТИП РАО, Центр «Педагогический поиск» и редакции журналов «Заместитель директора по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом», «Классный руководитель» и «Спутник классного руководителя») – победитель конкурса.
  30. Участие в конкурсе «Моё НОУ-ХАУ в педагогической деятельности» в СМИ «Завуч. Инфо» в 2013г.
  31. Участие в конкурсе «Портфолио учителя» в СМИ «Завуч. Инфо» в 2013г.
  32. Разработка инновационного проекта (программы элективного курса для обучающихся 8-9 классов «Решение проектных задач по биологии»). Оценка программы Научно-методическим экспертным советом ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» в 2013/2014гг.

Награждена:

  1. дипломом Победителя Всероссийского конкурса «Учитель «Сочи-2014» (тур 2012 года),
  1.  грамотой Департамента образования администрации города Нижнего Новгорода финалиста городского конкурса «Учитель года – 2013» за победу в номинации «Философское осмысление современных педагогических задач»,
  2.  дипломом Ректората Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета за отличную подготовку школьников к участию в 43 городской конференции научного общества учащихся «Эврика-2013»,
  3.  благодарностью за отличную подготовку участников областного конкурса молодёжных экологических проектов «ЭКОГОРОД. ЭКОДОМ»,
  4.  дипломом научного руководителя участников регионального этапа V11 Всероссийского конкурса научно-инновационных проектов для старшеклассников в рамках реализации социальных программ компании «Сименс»,
  5.  дипломом за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок»,
  6.  сертификатом «Учитель цифрового века» за применение в работе современных информационных технологий в рамках Общероссийского проекта «Школа цифрового века» в 2012/2013 учебном году.

  1. Имею публикации:

1.         «Урок биологии в 6-ом классе на тему «Корень. Внешнее строение корня»//материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2007/2008 учебного года (http://festival.1september.ru/articles/501228/)

2.         «Урок по биологии в 8-ом классе по теме «Пищеварение в ротовой полости и в желудке» и компьютерная презентация к уроку»//всероссийский педагогический портал МЕТОДКАБИНЕТ. РФ (http://методкабинет.рф/index.php/publications/biologiya/694-biryukova.html)

3.         «Формы интеллектуальной деятельности в учебно-воспитательном процессе и эффективность их использования»//социальная сеть работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/node/200821)

4.         «Методические условия реализации воспитательного потенциала курса биологии в 8 классе» »//социальная сеть работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/node/204131)

5.        «Презентация к уроку биологии (8 класс) по теме: «Особенности организации нервных окончаний»//социальная сеть работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/node/204153)

6.         «Внеклассное мероприятие по теме "Олимпизм-философия жизни"// социальная сеть работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/node/326887)

7.         «Занятие для детей среднего школьного возраста 5-8 класса "Меньше мусора - меньше проблем" (в форме игры - научной конференции «Выбор пути в будущее»)// социальная сеть работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/node/393061)

8.         «Методическая разработка комплекса занятий по охране природы»// социальная сеть работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/node/393070)

9.         «Проект в защиту бездомных животных», «Формы интеллектуальной деятельности в учебно-воспитательном процессе и эффективность их использования», «Воспитательные аспекты изучения биологии», «Кислотные осадки, их влияние на живые организмы. Исследование кислотности водных объектов г. Нижнего Новгорода»//методический портал «К  УРОКУ. RU» (http://www.k-yroky.ru/load/100-1-0-12682;  http://www.k-yroky.ru/load/102-1-0-12681; http://www.k-yroky.ru/load/95-3-2;

http://www.k-yroky.ru/load/100-1-0-12679)

10.        «Урок биологии в 8-ом классе на тему «Пищеварение в ротовой полости и в желудке»//материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2012/2013 года (http://festival.1september.ru/articles/625098/)

11.         Программа развития классного коллектива «Я – человек, но какой?» (7-й класс)//Классный руководитель № 2 2013.

  1. Опубликовала учебно-методические разработки на методическом портале «К  УРОКУ. RU», на страницах СМИ «Завуч. Инфо», в социальной сети работников образования «nsportal.ru», на сайте Интернет-проекта для любознательных детей, увлеченных педагогов и любящих родителей «Вдохновленные детством» http://vdohnovlennye.ru/?page_id=2079,  на сайте издательского дома «Первое сентября» в рамках учительского фестиваля педагогических идей «Открытый урок»  http://festival.1september.ru/articles/625098/, в методическом журнале для учителей физической культуры и тренеров «Спорт в школе» № 3, март 2013г., в научно-методическом журнале «Классный руководитель» № 2,3,4 2013г.

  1. Дессиминация педагогического опыта в 2013г.:

- Участвовала во Всероссийской научно-методической конференции «Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика» в ННГУ им. Н.И.Лобачевского. Тезисы доклада опубликованы в сборнике тезисов конференции 26-28 марта 2013г.

- Участвовала во Всероссийском интернет-проекте «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки». Публикация авторской работы на всероссийском педагогическом портале «МЕТОДКАБИНЕТ. РФ».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2002.
  2. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.
  3. Барановская Л. А. Использование исследовательского метода при обучении биологии / Биология в школе.- 2009.- № 9 с.23-26
  4. Биология. Допол. материалы к урокам и внекл. мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост. М. М. Боднарук, Н. В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 167 с.
  5. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе [Текст]. – М.: Вербум-М, 2001.
  6. Зенкина С. В., Борис С. И. Интерактивные объекты в электронных образовательных ресурсах по биологии/ Биология в школе.- 2010. - № 2 с. 25 -30
  7. Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шатков Э. В. Биологические экскурсии: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1983.- 224 с., ил.
  8. Кузина, В. М. Технология научного и учебного исследования: учебное пособие [Текст]. – Новокузнецк: РИО НГПИ, 2001.
  9. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. пед. учеб. завед. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 608 с.
  10. Образовательные технологии: Из опыта развития глобального мышления учащихся/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. — СПб.: КАРО, 2001.
  11. Озеров, А. Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе [Текст]. – М.: ФЦДЮТиК, 2005.
  12. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
  13. Пашаева М. Н. Использование развивающего обучения на уроках биологии/ Биология в школе.- 2010. - № 2 с. 36 -39
  14. Пономарева И. Н. Общая методика обучения биологии: учеб. Пособие для студентов пед. вузов /И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова; под ред. И. Н. Пономаревой. – 2 –е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 280 с. – ISBN 978-5-7695-3716-5
  15. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.-138 с.- ISBN 978-5-358-03070
  16. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/М.А.Ступницкая. – М.: Первое сентября,2012.- 44с.
  17. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей.- Ярославль: Академия развития, 2008.
  18. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание проектных работ учащихся/Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник статей/Под науч. ред. Н.Ю.Пахомовой. – М.:МИОО,2006.
  19. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995. – 104 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны    Программа ...

Программа профессионального самообразования учителя английского языка

Программа профессионального самообразования  учителя английского языкаЧурковой Анастасии ВладимировныМБОУ СОШ № 35г.Брянскана 2012-2015 уч. год «Специфика ФГОС на уроках английского яз...

«Повышение качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс».

Об актуальности проблемыНачавшаяся с 1 сентября 2011 года реализация ФГОСа второго поколения для начальной школы актуализировала потребность в социальном воспитании, преодолевающем разрыв между традиц...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

Доклад на тему: "Формирование у студентов навыков исследовательской деятельности"

Данная методическая разработка окажет помощь в методической работе, самообразовании педагогических работников....

Формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критичекого мышления.

Статья подробно рассказывает о стадиях и некоторых приёмах критического мышления, характерных для каждой из них. А также о влиянии приобретенных навыков на формирование высокоинтеллектуальной, социали...

Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Для активизации деятельности учащихся на уроке при обучении химии в течение последних десяти лет я работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научно...