Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Рабочая программа по биологии в 10 классе, 1 час в неделю. УМК Пасечник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologiya_10_kl_pasechnik_1_chas.docx47.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность биология как учебного предмета вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

Ц е л и.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  •  освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  •  овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Приказа Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об

утверждении федерального компонента государственные образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» ;

  • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего

образования по химии (базовый  уровень) // Сборник нормативных документов. Биология /  М.: Просвещение, 2009;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования

и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-20134 учебный год, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва;

  • Программы общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. Авт. Г.М.

Пальдяева Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень 2-е изд., М. : Дрофа , 2010. – 92с.

  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ

учебных курсов, предметов, дисциплин МБОУ гимназия № 9 г. Свободного, реализующего образовательные программы общего образования.

Сведения о программе

 Данная рабочая программа составлена на базе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и авторской программы, реализованные в учебниках, созданных под руководством В.В. Пасечника, автор-составитель Г.М. Пальдяева.  Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточные знания биологии. Плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу

Обоснование выбора 

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Важнейшие особенности данной программ:

  • Увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала;
  • Усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изучению живой природы России и бережному отношению к ней;
  • Усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности биологических систем разных уровней организации; к идеям устойчивого развития природы и общества;

Информация о внесенных изменениях

  1. Раздел 1 «Биология как наука. Методы научного познания» сокращен на 1 час при изучении темы «Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии» так как этот материал изучен обучающимися в 9 классе и затруднений при изучении не вызывает.
  2. Раздел 2 «Клетка» увеличен на 1 час за счет резервного времени.
  3. Темы  2.2 «Химический состав клетки»  и 2.4 «Реализация наследственной информации в клетке» объединены в одну тему, так как вторая непосредственно связана с первой и является ее логическим продолжением.
  4. Раздел 3 «Организм» увеличен на 2 часа по сравнению с базисным за счет резервного времени
  5. Тема 3.1 «Организм – единое целое. Многообразие живых организмов» как самостоятельный не изучается, так как его вопросы рассматриваются в следующих темах.
  6. Темы «Наследственность и изменчивость» и «Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология» объединены в одну тему, так как вторая непосредственно связана с первой и является её логическим продолжением.

Определение места и роли учебного курса

Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

Количестве учебных часов 34  - 1 час в неделю в том числе: количестве часов для проведения контрольных 4 часа, лабораторных и практических работ 4 часа, проектов 2 часа.

Формы организации образовательного процесса;

 Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, исследовательские работы, проекты.

Технологии обучения

Программа была создана на основе результатов экспериментов по внедрению в школьную практику технологии системно-деятельностного метода.  Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании и элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, технология веб-квест, метод интеллектуальных карт и опорный конспект, информационные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.

Механизм формирования ключевых компетенций

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка

Познавательная деятельность:

 использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

 формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства.;

 овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

 приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

умение сравнивать объекты, анализировать, оценивать, классифицировать полученные знания;

умение наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный биологический эксперимент;

исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

Информационно-коммуникативная деятельность:

 владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

использование  мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности

Рефлексивная деятельность:

 владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

 организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

 

 Виды и формы контроля

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, контрольная работа, тестирование, письменные и т.д.

 Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Крупные темы, разделы завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Планируемый уровень подготовки обучающихся 10  класса

«Требования к уровню подготовки обучающихся» полностью соответствует требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

 Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися. Обучающиеся должны понимать смысл изучаемых биологических понятий и законов.

 Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять результаты наблюдений и экспериментов, описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие биологии, представлять результаты с помощью таблиц, схем. Приводить примеры практического использования знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию.

В результате изучения биологии на базовом уровне обучающийся должен:
        знать/понимать

  • Основные положения  клеточной теории сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  • Строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
  • Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, биосинтез белка, метаболизм, фотосинтез
  • Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки
  • Биологическую символику и терминологию

Уметь

•  объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания

• сравнивать:  биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих и делать выводы на основе сравнения:

• анализировать и оценивать  различные гипотезы сущности жизни,

• находить  информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурасах) и критически оценивать ее;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказание первой помощи при простудных заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии , клонировании, искусственное оплодотворение

УМК        

Учебник

Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2005 .

Методический комплекс:

Биология 10, 11 класс поурочные разработки по учебнику А.А.Каменского  Е.А. Криксунова, , В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.: ил «Общая биология. 10-11 кл.» - М., Дрофа. 2005

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел 1 Биология как наука. Методы научного познания

2

Тема 1.1

 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии

1

Тема 1.2

Сущность жизни и свойства живого.  Уровни организации живой материи

1

Раздел 2 Клетка

11

Тема 2.1

 Методы Цитологии. Клеточная теория.

1

Тест

«Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы

Тема 2.2.

Химический состав клетки

5

Зачетно-обобщающий урок по теме

«Химическая организация клетки»

Тема 2.3

 Строение клетки

3

Тема 2.5

Вирусы

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

1

 Обобщающий урок «клетка – структурная единица живого»

1

Биологический диктант «Клетка – структурная единица живого»

Раздел 3 Организм

21

Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов

4

Тема 3.3 Размножение

4

Контрольная работа по теме «Обмен веществ и энергии в клетке»

Тема 3.4 Индивидуальное развитие организма»

2

Контрольно-обобщающий урок «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

1

Зачет   «Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.5 Наследственность и изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология»

11

практикум Решение генетических задач

Тест «Законы генетики»

зачет «Основы генетики»

ВСЕГО ЗА 10 КЛАСС

34

Содержание программы

10 класс

Раздел 1

 Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)

Тема 1.1

 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (1 час)

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира

Тема 1.2

Сущность жизни и свойства живого.  Уровни организации живой материи (2 часа)

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы Демонстрация

Портреты ученых. Схемы «Связь биологии с другими науками», «Биологическая системы», «Уровни организации живойц природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы»

РАЗДЕЛ 2  КЛЕТКА (11 ЧАСОВ)

Цель: сформировать знания о клеточном уровне организации жизни и его роли в природе; углубить знания об основных частях клетки и их функциях; о становлении и развитии клеточной теории, об основных положениях клеточной теории и о значении цитологии.

Тема 2.1  Методы Цитологии. Клеточная теория (1 час)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Методы цитологии.

Тема 2.2. Химический состав клетки (5 часов)

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и  организме человека

Тема 2.3 Строение клетки  (3 часа)

Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Эукариотические, прокариотические клетки. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке.

Тема 2.5 Вирусы (1 час)

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

  • Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы» белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы»,

Лабораторные и практические работы:

        Наблюдение клеток  растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

        Сравнение строения клеток растений и животных.

Требования к уровню подготовки обучающихся по разделу «Клетка»

характеризовать клеточный уровень организации живой природы, его компоненты, процессы и значение в природе; понятие о биосистеме; основные положения клеточной теории; основные структурные элементы клетки и ее части (ядро, цитоплазму, органоиды, включения); строение и функции прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; деление клетки – митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации. Характеризовать значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; ген и генетический код Сравнивать свойства биосистем разных уровней; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз.

Обосновывать значение уровней организации в природе; роль эволюции в живой природе; роль хромосом и генов в передаче наследственности.

Применять знания по биологии для формирования научной картины мира; для доказательства единства органического мира; для объяснения происхождения жизни и этапов эволюции; для сохранения своего здоровья (*К вышеперечисленному добавляется умение применять знания в суждениях по культурологическим проблемам).

         Владеть умениями сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии.

РАЗДЕЛ 3 ОРГАНИЗМ (21 ЧАС)

Цели: сформировать знания об организменном уровне организации жизни, об организме как биосистеме; углубить знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития; понятие о взаимоотношениях организма и среды, о влиянии условий среды на реализацию генотипа; сформировать умение использовать знания цитологических основ наследственности для решения задач по генетике; углубить знания о целостности генотипа, о взаимодействии генов, хромосомной теории наследственности.

Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов (4 часа)

Организм – единое целое.  Обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов. Особьнности  обмена веществ у р Тема

Тема 3.3  Размножение (4 часа)

Размножение – свойство организмов.  Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и оплодотворение у животных.

Тема 3.4 Индивидуальное развитие организма» (2 часа)

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствие влияния алкоголя,  никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека

ТЕМА 3.5  «Наследственность и изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология» (11 часов)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных  генетических  задач.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

  • Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов», «Обмен веществ  превращение энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)»,  «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «»Индивидуальное развитие организма», «»Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «»неполное доминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни  человека», «Мутации», «Влияние алкоголя, курения, наркомании на наследственность», «Модификационная изменчивость», «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Гибридизация», «Иссследование в области биотехнологии»

  • Лабораторные и практические работы:

 Выявление признаков сходства зародышей  члеовека и других  млекопитающих как доказательства их родства

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их  влияния на организм.

Требования к уровню подготовки обучающихся по разделу «Организменный уровень»

характеризовать организменный уровень организации живой природы; понятие о биосистеме; знать структурные элементы организменного уровня организации жизни; характеризовать особенности регуляции процессов жизнедеятельности организма; способы размножения организмов; оплодотворение и его значение. Знать и характеризовать периоды и этапы онтогенеза; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа. Характеризовать значение мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; одноклеточные и многоклеточные организмы.

Сравнивать свойства биосистем разных уровней; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость.

         Обосновывать значение уровней организации в природе; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов генетики для селекции (*К вышеперечисленному добавляется умение обосновывать вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина на здоровье человека; необходимость заботы о своем здоровье и здоровье своих близких).

         Применять знания по биологии для доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья (*К вышеперечисленному добавляется умение применять знания для гуманного, этического поведения в природе; в суждениях по культурологическим проблемам).

Владеть умениями сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...