Инновационные технологии в коррекционном образовательном процессе
учебно-методический материал по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Бурлова Елена Федоровна

В связи с введением ФГОС второго поколения меняются требования к содержанию и к результатам основного общего образования. В своем выступлении на Методическом объединении учителей надомного отделения ГОУ ЦЛПДО Бурлова Е.Ф. познакомила коллег с основными положениями "Инновационных технологий в коррекционном образовательном процессе", разработанными выдающимся методистом Натальей Львовной Галеевой для контингента детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в
коррекционном образовательном процессе

Выступление Бурловой Е.Ф на заседании

Методического объединения учителей надомного отделения ГОУ ЦЛПДО

11 января 2013года

В связи с введением ФГОС второго поколения меняются требования к содержанию и к
результатам основного общего образования.  Методология преподавания также
претерпевает кардинальные изменения.    Содержание учебного предмета получает

новую роль - как средство запуска и поддержания процессов саморазвития и
самопознания ученика. В этой схеме меняется и роль учителя. Из транслятора знаний
(вернее, ре-транслятора) учитель становится управленцем в хорошем значении этого
слова, способным реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора
таких методических приемов и форм работы, которые обеспечат каждому ученику свой,
индивидуальный путь к учебному успеху.

Если сравнивать детей с ОВЗ с остальными детьми, то у детей «нормальных» и ребенка
с
 дефектом — общие законы развития, у всех детей единая структура познавательной
сферы и алгоритм её формирования, а социальная среда — не только условие, но источник
формирования высших психических процессов. В любом случае можно утверждать, что
практическая деятельность ребенка играет ведущую роль при формировании речи и

мышления.

Существует несколько вариантов образовательных технологий. Под образовательной
технологией понимается система совместной деятельности учителя и ученика,
гарантирующая достижение определенных результатов при соблюдении описанных
условий и способная не терять эффективность при переносе в другую педагогическую

реальность.

     В новой концепции ФГОС второго поколения прописаны требования к примерной

базовой программе по предмету по его  объему и содержанию, а также два различных

подхода к составлению тематического планирования.

Варианты последовательности действий учителя при традиционном планировании:


1. Учитель определяет количество учебных часов на тему по государственной

         программе.

2. Выстраивает логику изучения темы, распределяет учебное содержание по

         учебным часам.

3. Планирует поурочные цели, методы, приемы работы.

4. Подбирает или составляет сам варианты контрольных работ, зачеты.



Предварительный просмотр:

Алгоритм для учителя при использовании модульной технологии планирования:

  1. Проектирует цели для учащихся, исходя из стандартов и особенностей  

контингента.

  1. В соответствии в этими целями подбирает или составляет варианты

окончательной диагностики.

  1. Исходя из структуры окончательной диагностики проектирует свои цели.
  2. Отбирает и структурирует тот объем содержания, который обеспечит

достижение целей ученика и учителя.

  1. Выстраивает логику изучения темы, корректируя количество часов и определяя

место и время промежуточной диагностики.

  1. Поурочно планирует учебную деятельность детей, а свою деятельность

планирует как руководство учебной деятельностью.

Выдающийся методист Наталья Львовна Галеева ( профессор кафедры управления образовательными процессами МПГУ, доцент, кандидат биологических наук, Почетный работник среднего общего образования, лауреат конкурса «Учитель года 2003») разработала авторскую технологию учета и развития так называемого индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика (технология ИСУД) средствами учебного предмета, позволяющую современному учителю достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на своих уроках.

Компетенции учителя, обеспечивающие эффективность использования технологии

«ИСУД»:

  • умеет диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и

           «сворачивать» эту информацию в матрицу;

  • имеет картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по такой  

            же матрице;

  • умеет путем сопоставления матрицы «ИСУД» с картотекой выбрать  

            необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах  

            учебно - познавательной деятельности.

Педагогическая технология «ИСУД» используется для различных целей: 

  • для того чтобы выяснить, почему ребенок неуспешен в предмете,
  • для работы в режиме индивидуальной траектории обучения (для выбора форм и

           приемов, развивающих внутренние ресурсы ученика),

  • для обеспечения развивающей образовательной среды, акцентирования

            развивающих и социализирующих целей в условия классно-урочной системы.

Требования для обеспечения роста профессиональной компетенции учителя:

  • в области психолого-педагогической компетенции - нужно знать своих детей-насколько каждый из них способен использовать свои внутренние ресурсы

успеха,

  • в области предметно-методологической компетенции - уметь осознавать дидактический потенциал каждой формы учебной деятельности ученика,
  • в области управленческой компетенции - нужно уметь сопоставлять ИСУД ученика с формами учебной работы для проектирования программ развития ребенка средствами учебного предмета, для целенаправленного управления ростом уровня внутренних учебно-познавательных ресурсов ученика.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

здоровьесберегающие технологии в коррекционо-образовательном процессе

в статье представлены виды сдоровьесберегающих технологий в процесе лгопедических занятий....

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА

Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта целенаправленная педагогическая деятельность, ориентирована на изменение и развитие учебно-воспит...

Использование современных образовательных технологий и методик в коррекционно - образовательном процессе учителя – логопеда.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии...

"Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, ЭОР в образовательном процессе"

Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника- персонального компьютера, без офис...

Лекция для педагогов и специалистов образовательных организаций : "Инновационные технологии в современном образовательном процессе".

   В рамках  проведения курсов повышения квалификации педагогических работников  Калининградской области, организуемых специалистами  Государственного автономного...