"Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, ЭОР в образовательном процессе"
статья по алгебре по теме

Полежаева Ирина Николаевна

Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника- персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pzr_polezhaeva_i.n.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, ЭОР в образовательном процессе на уроках математики "

Полежаева Ирина Николаевна

учитель математики

МБОУ «Гимназия №4

г. Пушкино»,

 Московской области

Введение

Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника- персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета.                                                                                                        

ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно использовать в любом предмете, на любом этапе урока. Мы исследуем возможности ИКТ на уроках математики.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ является эффективным методом обучения и таким методическим приёмом, который активизирует мысль школьников, стимулирует  их к самостоятельному приобретению знаний.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Однако использовать компьютерные технологии необходимо в комплексе с традиционными методами обучения.

Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. На любом этапе урока можно использовать компьютерные презентации, как индивидуально, так с помощью интерактивной.

Примеры использования презентаций на уроках математики:

  • Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.
  • Работа с устными упражнениями.
  • Использование презентации при повторении пройденного материала.
  • Демонстрация условия и решения задачи.
  • Демонстрация геометрических чертежей.
  • Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
  • Проведение тестов.
  • Проведение физкультминуток.
  • Проведение рефлексии.
  • Демонстрация портретов математиков и рассказ об их открытиях.
  • Иллюстрация практического применения теорем в жизни.
  • Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
  • Внеклассная работа: математические игры и вечера.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у детей интерес к предмету повышен.

Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ и учитель и ученик должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать как при планировании программного материала, так и при повышении квалификации учителей.

Таким образом, включение в урок информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

В процессе обучения теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» используются разнообразные средства обучения: дидактические материалы, рабочие тетради, таблицы, карты и др. Они составляют единый комплекс, основой которого является учебник Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5 класс и предназначены для лучшего усвоения курса, служат целям формирования УУД.

Средства обучения теме (в том числе ИТ).

1.        Информационный материал:

­        таблица целей обучения теме;

­        карта изучения темы.

2.        Учебник:

­        Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5 класс-М: Дрофа.-315с.

-       Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5 класс Методические рекомендации к учебнику Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5 класс. В двух частях - М: Дрофа 2007.

3.        Рабочая тетрадь по математике:

­        Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5 класс. В двух частях - М: Дрофа 2013.

4.        Таблицы:

­        «Виды математических выражений»;

­        «Действия с десятичными дробями»;

­        «Свойства сложения и вычитания чисел»;

­        «Таблица разрядов».

5.        Предписания для:

­        сравнения десятичных дробей,

­        округления десятичных дробей,

­        сложения (вычитания) десятичных дробей.

6.        Схема решения текстовых задач на «движение по реке».

7.        Дидактические материалы:

­        Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5-6 класс. Дидактические материалы к учебникам Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 5 класс. Математика. 6 класс. - М: Дрофа 2013.

­        Тренажер по математике к учебнику. 5 класс/ Под ред. – М.: Издательство ЗАО «Бука», 2009.

8.        Раздаточный материал:

­        карточки для устного счета,

­        карточки с индивидуальным заданием.

1.        Средняя математическая интернет-школа «Вся элементарная математика» http://www.bymath.net/

На сайте представлен теоретический материал по всем темам школьного курса математики, примеры решения заданий.

2.        Математика в Открытом колледже http://mathematics.ru/ от Физикон.

Открытая математика. Алгебра (версия 2.6) http://mathematics.ru/courses/algebra/design/index.htm  

На сайте представлен теоретический материал по всем темам школьного курса математики, примеры решения заданий.

Тема «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» представлена в Открытом колледже «Физикон» в разделе «Открытая математика. Алгебра».

3.        Энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/Математика, http://ru.wikipedia.org/wiki/История_математики.

«Википедия» представляется собой электронную энциклопедию. Здесь можно найти энциклопедические сведения об истории развития математики, происхождении терминов, понятиях из области математики и т.д.

4.        Математика он-лайн, 5-6 классы http://www.matematika-na.ru/

На сайте все задания решаются в режиме «он-лайн», что позволяет непосредственно после решения заданий проверить правильность результатов. Тренажер по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» представлен в виде групп примеров (по 4), где в соседних окнах учащимися вводятся ответы и проверяется правильность решения.

5.        Интерактивные задания по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Цифровой образовательный ресурс, представленный ООО «1С». Представляет собой упражнения на сложение и вычитание десятичных дробей.

Один из ЦОР находится в каталоге http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4b79a1de-8380-4e93-a969-6c19feb9c7dd/  

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

Тип урока: комбинированный

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями для сильных и слабых учащихся, мультимедийный проектор (презентация с помощью прикладной программы PowerPoint).

         Описание мультимедийного продукта: наглядная презентация из 19 слайдов.

         Цель создания и использования медиапродукта на занятии: мотивация познавательной деятельности учащихся; иллюстрация  материал.  

 Обоснование целесообразности использования ИКТ в данном уроке: презентация вписывается в структуру урока, сопровождая рассказ учителя. Возможность вставлять любые объекты (картинки, графики, таблицы, анимации) в презентацию делает её особенно привлекательной при изучении данной темы, когда необходимо показать модели или ход процесса. К тому же при представлении материала в таблицах, картинках и тезисах, включаются механизмы не только слуховой, но зрительной и ассоциативной памяти. В любом случае при первичном применении презентации даже самая простая реализация способна заинтересовать учащихся.

Структура урока:

  1. Организационный момент. 0,5 мин.
  2. Проверка домашнего задания . 2 мин.
  3. Активизация ранее полученных знаний. Устный счет (найти значение выражения удобным способом). 10 мин.
  4. Сообщение темы и цели урока; запись в тетрадь числа, классной работы и темы урока. 1 мин.
  5. Работа по теме урока.25 мин
  6. Самостоятельная работа. 5 мин.
  7. Подведение итогов урока. 1 мин.
  8. Постановка домашнего задания. 0,5 мин.

Ход урока

1.Организационный момент. 0,5 мин.

Проверяется готовность класса к уроку. Отмечается, что учащиеся недавно познакомились с понятием «десятичная дробь», научились складывать и вычитать  десятичные дроби.

Ученики записывают в тетрадь число и «Классная работа».

  1. Проверка домашнего задания 

Проверяется  №675, 676.

Проговаривается алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

1. Уравнять количество знаков после запятой в десятичных дробях.

2. Записать десятичные дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой.

3. Сложить числа, не обращая внимание на запятые.

 4. Поставить запятую в ответ под запятыми в десятичных дробях.

Обмен тетрадями (собираются тетради с домашней работой и раздаются проверенные тетради, в которых будет писаться классная работа)

3. Активизация ранее полученных знаний. Устный счет (найти значение выражения удобным способом) 10 мин.

1. Какой знак нужно поставить между  2 и 3,

чтобы получилось число  больше чем 2,

но меньше чем 3.

2,3

2. Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 40 ребят, у каждого из них по корзине, а в каждой корзине по 4 котенка. Сколько ребят и сколько котят шли в Ленинград?

0

3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

Нет, т.к. будет ночь

4. (233+184)-33

(320+167)-120

148-(48+50)

233-(128+33)

384

367

50

72

  1. (357+289)-157

(863+471)-371

643-(243+389)

876-(398+476)

489

963

11

2

4. Сообщение темы и цели урока; 

Учитель:

Какие свойства сложения и вычитания пригодились нам для более удобного счета этих примеров?  Как вы думаете, чему сегодня на уроке мы должны научиться? (применять свойства сложения и вычитания на области  десятичных дробей). 

Давайте запишем в тетрадь и тему урока. Сложение и вычитание десятичных дробей.

Запишите при помощи букв a и b переместительное и сочетательное свойства сложения a+b=b+a

(a+b)+c=(a+c)+b=a+(b+c)

Используя буквы a, b и c, запишите свойство вычитания числа из суммы и свойство вычитания суммы из числа.

(a+b)-c=(a-c)+b=(b-c)+a

a-(b+c)=a-b-c

Молодцы!

  1. Работа по теме урока

№678

Прочитайте внимательно задание. Какие свойства надо будет применять для  удобства вычисления

Используя свойства сложения и вычитания, вычислите самым удобным способом значение выражения:

а) 2,31+(7,65+8,69)=(2,31+8,69)+7,65=11+7,65=18,65

б) 0,387+(0,613+3,142)=(0,387+0,613)+3,142=4,142

в) (7,891+3,96)+(6,1+2,109)=(7,891+2,109)+(3,9+6,1)=10+10=20

г) 14,537-(2,237+5,9)=(14,537-2,237)-5,9=12,3-5,9=6,4

д) (224,302+17,879)-1,302=(24,302-1,302)+17,879=23+17,879=40,879

е) (25,243+17,77)-2,77=25,243-(17,77-2,77)=25,243+15=40,243

№690

Прочитайте условие задачи. Что в ней известно? Что не известно? Что надо найти? Сделайте краткую запись.

1 день –                                    95,37 т

            ?

2 день - ? на 16,8т больше чем

1) 95,37+16,8=112,17(т) – продали  за  2 дня

2) 95,37-112,17=207,54 (т) – Осталось.

Записали ответ.

№ 248 (Рабочая тетрадь)

Прочитайте задание

Подумайте, надо ли здесь применять свойства сложения и вычитания?

Как решать данные примеры?

Вспомните порядок выполнения действий.

А) 9,83-1,76-3,28+0,11=4,9

9,83-1,76=8,07

8,07-3,28=4,79

4,79+0,11=4,9

б) 12,371+8,93+1,212=4,653

12,371-8,93=3,441

3,441+1,212=4,653

в) 14,87-(5,82-3,27)=12,32

5,82-2,27=2,55

14,87-2,55=12,32

г) 14-(3,96+7,85)=2,19

3,96+7,85=11,81

14-11,81=2,19

6.Самостоятельная работа

Рабочая тетрадь  № 250, 251, 252 (Задание вычислить, сравнить и задача на составление выражениия)

  1. Подведение итогов урока.  Рефлексия.

Назовите, какие свойства сложения и вычитания делают вычисления проще?

Чему мы с вами научились на уроке? (применять свойства сложения и вычитания для десятичные дроби).

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
Что не понравилось?

- Оцените свою работу на уроке

Устная работа от 0 до 5 баллов

Самостоятельная работа правильно выполнено 3, 4 задания – 3 балла

                                                                                    5 заданий – 4 балла

                                                                                     6-8 заданий – 5 баллов              

  1. Постановка домашнего задания:

№ 689(2), 681, 696 (Задача на смекалку)

– Урок окончен.

Дополнительные задания

  1. Вычислить удобным способом:

7,965-(1,45+3,965)=2,55

(4,321+8,512)-3,321=9,5

Заключение

Век информационно-коммуникативных технологий требует от учителей перехода от традиционного изложения материала, с помощью мела и доски, на демонстрацию учащимся наглядного материала, например, презентаций. В данной статье можно найти всё необходимое, чтобы начать работать по новому.

Использование компьютера на уроках позволяет более нагляднее и доступнее представить учебный материал, а это, в свою очередь, стимулирует интерес ребёнка к изучаемому предмету. Наиболее доступной и популярной формой подачи учебного материала является презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint, которая активно используется на уроках.

Электронные презентации могут служить экранным дидактическим материалом при опросе учащихся, при изучении новой темы - заменяет классную доску, для закрепления нового материала могут быть использованы тесты, для обобщения и систематизации знаний по теме – кроссворды, ребусы, таблицы.

Таким образом, учитель может повысить эффективность обучения и фиксировать внимание учащихся на трудных разделах темы, при условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения. Создавая презентацию к уроку необходимо делать акцент на основные моменты урока, то есть привлекать внимание учащихся, а это можно сделать с помощью анимации, видеоролика. Презентации являются не только источником информации, но и определяют ту или иную организацию работы класса или группы учащихся.

В своей практике я использую презентации, которые составляю сама, либо пользуюсь готовыми, которые нахожу в Интернете. По возможности стараюсь чаще использовать информационно-коммуникативные технологии на своих уроках, а также использую следующие элементы методики преподавания: создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала, рассказы, беседы, печатные материалы (тесты, таблицы). Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Из этого можно сделать вывод, что компьютер формирует навыки рационального запоминания материала. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Урок от этого становится интереснее. По итогам таких уроков можно значительно повысить эффективность обучения.

Результатом систематического применения информационно-коммуникативных технологий на уроках является повышение квалификации самого учителя, вовлечение большего количества учащихся в активную деятельность, активизирует внимание учащихся, усиливают их мотивацию, возрастает интерес учеников к предмету, развивает воображение и фантазию, а с этим и повышается эффективность урока. Все это служит залогом глубоких и прочных знаний по предмету и предопределяет развитие личности учащегося.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД -1552/о3 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся» - М., 2011.

 2. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования - http://standart.edu.ru

3. Горюнова М.А., Семёнова Т.В., Солоневичева М.Н. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе / Под. общ. ред. М.А.Горюновой. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 336 с.

4. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003. -223 с. – (Б-ка учителя).

5. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011. – 190 с. (Стандарты второго поколения).

6. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. – М.: Просвещение, 2012. – 56 с. (Работаем по новым стандартам)

7. http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

8. http://fcior.edu.ru - каталог электронных образовательных ресурсов ФЦ.

9. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

10. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

11. http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей».

12. http://www.ict.edu.ru - портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".

13. http://mishschool2.ucoz.ru/

http://ped-kopilka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья

В  докладе  рассматриваются возможности  применения ИКТ в образовательной и  воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере ...

Применение современных и образовательно-информационных технологий в обучении английскому языку

Формы и методы активизации познавательной и коммуникативной деятельности на уроках английского языка...

«Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка»

Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка....

Создание и использование тематических комплексов информационной поддержки, мультимедийных и интерактивных электронных образовательных ресурсов по истории

В статье обобщен опыт по созданию и использованию тематических комплексов информационной поддержки, мультимедийных и интерактивных электронных образовательных ресурсов по истории и математике. Описан ...

Современные педагогические информационные технологии в преподавании предмета «Технология»

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информацио...

«Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»

laquo;Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»...

Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.

В данной статье автор рассматривает некоторые методики и технологии, направленные на повышение эффективности образовательного процесса....