«Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»
материал

«Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_uchiteley_tehnologii_2015-2016.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»

Для современного человеческого общества характерно широкое внедрение прогрессивных технологий во все отрасли производства. Технологический этап развития общества требует изменения содержания образования, позволяющего более качественно подготовить школьников к жизни.

В  соответствии с ФГОС,  базовой образовательной технологией  является формирование универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и технологии. УУД  представлены следующими видами: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

            Предмет «Технология» может стать опорным предметом для формирования системы УУД. Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны. Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработки большей части материала, а значит,  и более усваиваются учениками.  Интересы учеников не только от года к году, но и от одного класса к другому меняются. Современный учитель технологии должен уметь варьировать содержание программы в зависимости от реальной  материально - технической базы по предмету, учитывая  склонности, способности,  потребности  учащихся;  видеть и анализировать те изменения, которые происходят с молодежью, и находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Исходя из этого, учителю, организуя процесс обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие УУД, такие как:

                 Системно-деятельностный   (проблемное обучение)

                  Метапредметный (интегрированный)

   Компетентностно-ориентированный

Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает: деятельность, нацеленную на результат;  обратную связь (коррекция, обратная ориентация); учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей  развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности; организацию учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника.

Компетентностно-ориентированный подход к обучению предполагает формирование разнообразных над предметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы. 

          Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: креативности, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию.  Для достижения этой цели следует применять такие формы организации процесса обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивали бы необходимый уровень развития ученика. В качестве таких форм организации процесса обучения, целесообразно использовать меж предметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги, урок - деловая игра; урок-соревнование, урок-аукцион, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-консультация т.д.

            Данные формы учебных занятий, имеющие нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание и формы, вызывают интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствуют оптимальному развитию и воспитанию. Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников. Такие уроки направлены на решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего, на повышение воспитывающей роли урока. Следует только оптимально отбирать содержание материала к урокам, чтобы активизировать познавательную деятельность на уроках с использованием активных методов обучения, исполнением учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

Процесс обучения предмету «Технология» целесообразно основывать

 на следующих принципах:

1.     Принцип личностных приоритетов (ориентация на личность ребенка).

2.     Принцип  доступности (ориентация  на имеющиеся знания и умения учащихся).

3.     Принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях учебный материал должен быть необходим для решения задач последовательного развития учащихся).

Эффективность преподавания технологии возрастает при учете следующих факторов:

- психологических (ориентация педагога на развитие личности учащегося в процессе обучения через сочетание знаний, умений, навыков и опыта их приобретения, развитие ученика в рамках предмета с учетом его психолого-возрастных особенностей);

- педагогических (учёт педагогом взаимосвязи процесса обучения предмету «Технология» в школе с современным состоянием производства);

- социальных (ориентация педагога на социальный заказ и подготовку к правильному выбору профессии).

Условиями эффективной реализации преподавания  технологии являются:

- субъектное взаимодействие педагога и учащихся, которое определяет положение ученика в процессе обучения как активного субъекта деятельности;

-сочетание коллективных, фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы;

- стимулирование познавательной активности учащихся;

- осуществление мониторинга.

  Кроме того, реализация процесса обучения предмету «Технология» должна удовлетворять следующим требованиям:

- соответствие (процесс обучения должен проходить в соответствии с требованиями нормативной и учебно-методической документации);

- функциональность (процесс обучения должен выполнять требуемые функции);

- действенность (процесс обучения должен быть технологичен, проблемные места идентифицированы и постоянно контролируемы, а также осуществление мер по улучшению организации процесса);

- эффективность (организация процесса обучения должна способствовать достижению результатов с установленными или ожидаемыми свойствами)

            Для этого  используют  следующих технологий:

  • Технология проблемного обучения.
  • Технология проектной деятельности.
  • Дифференцированный подход к обучению.
  • Личностно-ориентированный подход к обучению.

При реализации личностно-ориентированного обучения учитель координирует учебный процесс, наблюдая косвенно руководит деятельностью учащихся, помогаю в выборе решений, активизирую самостоятельную деятельность учащихся, диагностирую развитие личности учащихся.

             Учащиеся объединяются в группы по интересам, планируют свою деятельность, применяют задания из других образовательных областей, включаются в исследовательскую работу, осуществляют самоконтроль и самоанализ, ищут и выбирают пути исследования.

                  В основу обучения положен проектный подход, стимулирующий более полному и прочному усвоению учениками жизненно необходимых обще-трудовых знаний и умений, воспитанию трудолюбия, обязательности, ответственности и порядочности, формированию навыков бесконфликтного общения, культуры поведения и разумного.            

Для развития умственных способностей и интереса к знаниям использую на практике следующие методы обучения:

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Этот метод охватывает: демонстрацию, лекцию, изучение литературы, телевизионные передачи.

Проблемный метод. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического и критического мышления.

Частично-поисковый метод. При этом методе учащиеся получают возможность ознакомиться с определенными моментами научно-исследовательской работы, при самостоятельной работе в процессе проектирования.

Исследовательский метод, благодаря которому учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным обучением обучающихся необходимых теоретических сведений, что заложено в метод проектов.

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса. Проектность - это определяющая черта современного мышления, это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектное образование - это образование предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов. Метод проектов способствует формированию учащихся адекватной самооценке, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению "я сам", "я сделаю", "я умею". Сохранение и преумножение врожденной "самостоятельности" ребенка это важнейшая задача образования подрастающего поколения, которую  решат учитель технологии на своих уроках. В тоже время метод проектов как основной связующий элемент программы позволяет учителю качественно выверить содержание и правильность распределения часов на изучения тех или иных разделов, оптимально отобрать, скомплектовать нужный учебный материал с учетом возрастных особенностей обучающихся и местных особых потребностей производства. А когда ученику для выполнения проекта не хватает имеющихся у него знаний? Он вынужден где-то эти знания найти. Здесь очень помогает умение работать с информацией в учебнике, книгах, журналах, а так же и с электронными источниками в интернете. Этому тоже нужно учить наших детей. При необходимости, ребёнок может спросить сверстников, родителей, учителей. А это уже сотрудничество, которому тоже уделяется внимание в новых ФГОС при формировании коммуникативных УУД.

И, конечно же, ИКТ. Без этого уже трудно представить современный мир и современный урок. Применение компьютера на уроке позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность школьников. Но обычными мультимедиа презентациями сейчас никого уже не удивишь, поэтому стоит разнообразить способы использования компьютера на уроке. 

Основными методическими принципами современного урока являются:

- субъективация,

-метапредметность

-деятельностный подход

-рефлексивность

-импровизационность

Современный урок технологии состоит из следующих технологических этапов

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности содержание:

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.

3.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.

4.Реализация построенного проекта.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по этапу.

7.Включение в систему знаний повторения.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Для этого я использует  различные виды наглядности: естественную, картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую.

Рассмотрим учебную деятельность урока технологии

1 этап - учебно-познавательный мотив, мотив собственного роста, собственного усовершенствования.

2 этап - учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями. Эти задания включают в себя проведение исследований, анализ, самостоятельное изучение определенных явлений, построение способов изучения и фиксацию результатов изучения.

3 этап - учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.

К ним относятся:

  • выделение проблемы из поставленной целью учебного задания.
  • выявление способа решения проблемы.
  • моделирование способов решения учебных проблем.
  • конкретизация и обогащение способов действий.
  • контроль за ходом и результатом учебной деятельности.
  • Принципы которыми учитель руководствуется при обучении.
  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности и последовательности знаний;
  • Принцип доступности и посильности;
  • Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
  • Принцип прочности знаний учащихся;
  • Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью;
  • Принцип научности обучения.

Учащихся включаются в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. Учитель технологии обеспечивает интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. Среди форм организации учебной деятельности использует самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, мозговой штурм, интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.

При этом использую три основные формы организации учащихся:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Каково бы не было время, какими бы эмансипированными и развитыми не были современные дети, они все равно остаются детьми. Шустрыми и застенчивыми, лентяями и почемучками, забывающими принести нужную тетрадь, но прихватившими в школу новый гаджет. Каждый предмет, изучаемый ребенком в школе важен для всестороннего развития и взросления его как личности. Часто можно услышать такие слова: «Ну, зачем мне эта геометрия, физика, технология?

Я буду юристом, буду много получать денег и ничего не делать!». Такие слова сказанные малышом 2-3 лет вызывают улыбку, а вот слетевшие с уст 8-9 классников немного коробят. Как бы ни хотелось, ничего не делать, но делать придется и много и самостоятельно. На это  и направлена новая программа и новые стандарты образования.

        Сформированные технологические навыки выполнения операций, знание и использование последовательности этапов выполнения работы, четкое соблюдение алгоритмов, умение следовать правилам дают школьнику возможность не только грамотно выстраивать свою деятельность при выполнении изделий на уроках технологии, но и активно пользоваться ими в учебной и внеурочной деятельности, дома, в кружках и секциях. Планомерная работа в данном направлении может стать опорой для развития у ребенка универсальных учебных действий.

Основными параметрами результативности новых методов и технологий в педагогической деятельности являются:

  • устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
  • качественная динамика мотивации учебной деятельности;
  • прочные навыки проектно-исследовательской деятельности.
  • развитие информационной, социальной  и коммуникативной, творческой  компетентностей учащихся;
  • создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью у учащихся;
  • осознание ценности творческого открытия учащимися;
  • высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности;
  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.

Заявленное в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»: «Школа должна Ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» возможно, если

  • -мы будем создавать ситуации урока, когда ученик учится управлять

универсальными операциями:

  • -решать проблемы разной сложности (личностные, регулятивные, познавательные УУД);
  • -позитивно общаться (коммуникативные УУД);
  • -управлять потоками информации (познавательные УУД);
  • -управлять проектами, исследованиями, экспериментами (регулятивные УУД);
  • -изобретать (познавательные УУД).

И здесь освоение учителем инновационных образовательных технологий будет необходимым условием развития его профессиональных компетенций.

            Ключевой фигурой в реализации образовательного стандарта, с точки зрения создания педагогических условий для достижения планируемых результатов, является учитель. Мы хорошо сознаем, что роль и функции учителя в современной школе серьезно изменились.

            Основная цель введения ФГОС–смещение акцентов в обучении с передачи знаний на формирование и умение ими пользоваться.

            Задачей учителя становится индивидуализация обучения, понимание того, что работать придётся не со всеми, а с каждым.

                  Теперь учитель одновременно и играющий тренер и судья. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении, и ищет способы включения в работу каждого, учитывает личные особенности ученика, а затем направляет не на заучивание, а на организацию самостоятельной практической и творческой деятельности. Учитель и ученик должны стать союзниками.

              Таким образом, новые ФГОС – это систематизированное и дополненное старое, ведь ещё ученик Сократа Аристилл говорил, что «детей следует учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». В современном, так быстро развивающемся мире, человек должен уметь добывать нужные знания и применять их в нужный момент. Именно на это и направлены новые ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логико-смысловые модели – одна из эффективных педагогических технологий в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Современная молодежь характеризуется наличием клипового мышления. Данный тип мышления необходимо активно использовать при обучении. Помогут в обучении логико-смысловые модели. В данной работе дано опи...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.

В данной статье автор рассматривает некоторые методики и технологии, направленные на повышение эффективности образовательного процесса....