Выступление на городском семинаре «Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса»
статья по теме

Глухова Любовь Валерьевна

Краткая анатация Воспитательной системы школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на  городском семинаре «Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих  эффективность учебно-воспитательного  процесса»  Глухова Л.В.

Вопрос,  который очень часто возникает в педагогике – что же первично обучение или воспитание?  Для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья ответ однозначен. Главная задача коррекционной школы воспитательная – социализация и адаптация детей.

Процесс воспитания очень сложен даже тогда, когда речь идет о совершенно здоровых детях. Естественно, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с теми или иными отклонениями в развитии.

Контингент МСОУ в значительной мере составляют дети, которые с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы. 

Трудность проблемы определяется тем, что дети, обучающиеся в нашей школе, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизическом развитии. У ребенка в силу перенесенных мозговых заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Особое функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний по основам наук.

Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении.

Все это осложняет решение задачи воспитания ребенка с ограниченными возможностями. Отсюда возникает противоречие между необходимостью всестороннего воспитания особых детей и невозможностью полноценного усвоения ими нравственных норм и правил в силу недостатков умственного развития.

Школа является основным звеном, которое обеспечивает комплексный подход к делу воспитания подрастающего поколения и осуществляет единство обучения и воспитания. Известно, что воспитание может быть успешным, если учитывается уровень развития психических и физических возможностей детей. Умение определять этот уровень позволяет найти в каждом конкретном случае верное соотношение между ходом развития ребенка и возможностями его воспитания.

Наша школа ставит перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с особыми образовательными потребностями с учетом их возможностей, реабилитации и социализации их в общество. Мы осуществляем процесс воспитания по общим с массовой школам направлениям.  С учетом того, что воспитательная система в коррекционной школе,  имеет коррекционную направленность, и оказывать корригирующее влияние на личность воспитанника. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с ограниченными возможностями, на формирование их личности и социальную адаптацию на основе специальных педагогических приемов.

Целью воспитательной системы является создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями развития с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.

Личность ребенка формируется и развивается под влиянием повседневного быта, окружающей природы и других объективных факторов. Однако нельзя недооценивать и субъективные факторы, и, прежде всего систему педагогического воздействия.

Для формирования личности и коррекции дефектов развития учеников нашей школы необходимы определенные благоприятные условия, среди которых наиболее существенными являются:

  • соблюдение режима дня
  • осуществление индивидуального подхода
  •  систематическое проведение подробной разъяснительной работы по каждому порученному заданию;
  • обеспечение посильного участия воспитанников в различных видах деятельности;
  • осуществление тщательного и систематического контроля.

Все перечисленные выше условия реализуются в детском коллективе, организованном на основе принципов соуправления, частичного самоуправления и самообслуживания.

Специальной задачей воспитания личностных качеств в нашей школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности.

Программа реализации коррекции нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно ориентированного обучения в нашей школе состоит из 11 блоков:

Блок 1

Для успешной работы с детьми учителю необходимо знать индивидуальные особенности учащихся. Знание причин отклонения,

 истории развития, особенностей характера воспитанников поможет найти эффективные приёмы и методы работы по коррекции недостатков воспитания.

Учитель отмечает особенности поведения учащихся и совместно с другими  учителями и службой сопровождения проводит работу по коррекции отрицательных сторон личности, всемерно способствует закреплению и развитию положительных черт личности.

Блок 2

Целью работы школьного ПМПК является отслеживание диагностики коррекционно-развивающего обучения и воспитания контингента учащихся

Блок 3

Методологической основой работы совета является принцип многоступенчатости воспитания и обучения,  форм коррекционного обеспечения по коллективным, групповым и индивидуальным программам

 Центральное место в работе методического объединения отводится коррекционной направленности воспитания, исправлению специфических нарушений и всей личности ребёнка в целом.

Блок 4

(Учебно-познавательное направление)

У  учащихся коррекционной школы имеются нарушения нормального развития когнитивных процессов, поэтому коррекция недостатков умственного развития и формирование правильной организации умственного труда детей с особыми образовательными потребностями является одной из главных задач специальной школы.

Блок 5

Физическое воспитание – важный фактор в решении основной задачи воспитания: коррекция всех компонентов интеллектуального психофизического, личностного развития ребёнка.

Прежде всего, физическое воспитание в школе строится в соответствии с обшей, целевой установкой обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями - подготовить его к самостоятельной жизни в социуме. Естественно, что состояние здоровья, общего физического развития учащихся является одним из решающих условий для решения вопроса о их будущей самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

Блок 6

 Трудовое воспитание занимает основное место в комплексной коррекционной работе с воспитанниками школы. Оно призвано подготовить учащихся к самостоятельной практической деятельности, приспособить выпускника школы к современной жизни. Правильно организованный труд, посильный для ребёнка, способствует развитию многих положительных качеств.

Блок 7

(нравственное воспитание)

Особый ребенок, несмотря на дефицит психического развития, является полноценным членом общества,  в котором ему предстоит жить самостоятельно. Поэтому нравственно-этическое воспитание наряду с трудовым приобретает ведущую роль, так как позволяет заложить основы норм и правил поведения, принятых в обществе.

Воспитание элементарных навыков и привычек культурного поведения осуществляется в единстве требований со стороны всего педагогического персонала школы.

Блок 8

Эстетическое воспитание учащихся с ограниченными возможностями затруднено в силу их общего умственного недоразвития и весьма слабых возможностей к самостоятельному художественному творчеству.

Поэтому решающая роль в развитии эстетического воспитания, понимания произведений искусства принадлежит педагогам и родителям.

Блок 9

(гражданско-патриотическое воспитание)

Воспитание у учащихся коррекционной школы гражданских, нравственных качеств является наиболее сложной и вместе с тем наиболее ответственной задачей в общей воспитательной системе, т.к. успешная социализация воспитанника в обществе зависит от воспитания у него этих качеств.

Блок 10

(самоуправление)

Одно из направлений в нашей воспитательной системе - деятельность органов самоуправление. Однако специфика развития личности особых  детей не позволяет в полном объеме реализовать эту деятельность. Поэтому важную роль в школьном самоуправлении играют педагоги и их заинтересованность в воспитании у детей самостоятельности, справедливости, активной позиции, формировании адекватной самооценки.

Блок 11

Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества.

Сотрудники ОВД, ГИБДД, ИДН, Службы занятости, медицинские работники совместно с администрацией школы и учителями проводят большой объём воспитательной работы среди  учащихся.

Коррекция поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно ориентированного обучения придерживается следующих принципов:

  • Принцип создания толерантной среды — требует формирования в школе гуманистических отношений,   упорядочение   норм   и   правил   уважительного   отношения   педагогов   и воспитанников
  • Принцип индивидуализации - требует учета индивидуальных особенностей воспитанника, его уровень развития,   при включении в различные виды деятельности, предоставляет каждому ребенку возможность самореализации.
  • Принцип сотрудничества - предполагает  организацию совместной деятельности педагогов, родителей, детей на основе взаимопомощи.
  • Принцип мотивации деятельности - требует наличия у детей осознанного включения в ту или иную деятельность.
  • Принцип единства и целостности воспитания и обучения - предполагает единство целей и выбор единых педагогических требований, методов и технологий.
  • Принцип   систематичности      и   целенаправленности   -   именно   целенаправленная   и систематическая    воспитательная   деятельность    в   наибольшей   степени   обеспечивает формирование и развитие личности.
  • Принцип коррекционной направленности - подразумевает коррекцию, компенсацию или устранение недостатков в развитии ребенка с особыми образовательными потребностями при помощи специальных методических приемов

Совершенствование традиционных форм и использование новых методик и технологий позволило создать в школе воспитательное пространство. Позиция педагогов заключается в том, что они не прибегают к «запретам» и «указам», а вовлекают самих детей в процесс создания и укрепление воспитательного пространства, что является личностно ориентированным обучением. 

Все это вы можете увидеть  сегодня на открытых уроках и занятиях, а кто хочет подробно познакомиться  может  воспользоваться ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  СИСТЕМОЙ ШКОЛЫ.

Программа реализации коррекции нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно ориентированного обучения в нашей школе состоит из 11 блоков:

Б1

Изучение педагогами структуры патогенеза учащихся, первичных и вторичных патологий, семейно – бытовых условий детей с учётом индивидуального дифференцированного подходов.

Б2

Деятельность медико-психолого-педагогического консилиума школы по оказанию помощи педагогам, учащимся, родителям в воспитательной работе, определении зон ближайшего развития, щадящего режима для детей.

Б3

Работа МО воспитателей, методического совета школы по разработке оптимальных коррекционно-воспитательных мероприятий, единых требований к воспитанникам, расширение воспитательного поля.

Б4

Учебно-познавательное направление:

- Коррекция частичное устранение или компенсация недостатков в умственном развитии ребенка

- Создание условий для коррекции и развития образовательных способностей ученика

Б5

Физическое воспитание учащихся:

- санитарно-гигиенические мероприятия;

- оздоровительная работа с детьми;

- лечебно-профилактические мероприятия.

Б6

Трудовое воспитание школьников как фактор коррекции имеющихся психофизических недостатков, воспитание многих положительных качеств  особого ребёнка.

Б7

Нравственно воспитание:

- приобщение детей к опыту общественного сознания и поведения;

- накопление сенсорного опыта у детей, правильной оценки поступков.

Б8

Художественно-эстетическое воспитание учащихся:

- Воспитание художественно-эстетического вкуса, чувства красоты, ритма

- Создание условий для выражения и применения своих художественных способностей

Б9

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся:

- Воспитание гражданского достоинства

- Уважение к истории Отечества родного края и людям, создающим славу Отечеству и родному краю

Б10

Самоуправление:

- Обучение  особых детей правильному общению, развитие коммуникативных функций

- Воспитание уважения к мыслям    других    людей, справедливому оцениванию их поступков, стремлению быть полезным

Б11

Взаимодействие школы с окружающей средой:

- работа с родителями учащихся;

- участие в воспитательной работе правоохранительных органов, врачей городской больницы, ДОУ, ПУ-130 и.т.д.

. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения»

Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей-новаторов, но и на свой многолетний личный опыт препода...

Статья "Традиционные формы обучения и новые педагогические технологии".

Размышления о традиционных формах обучения. За и против!  О некоторых новых педагогических технологиях.Сравнительные особенности....

« Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР и итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ».

Успех – это самый важный и эффективный мотив учения. Только сотрудничество и эмоциональный комфорт дают ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха.Реализация требований к базовому у...

«Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»

laquo;Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»...

Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.

В данной статье автор рассматривает некоторые методики и технологии, направленные на повышение эффективности образовательного процесса....