Выступление на городском семинаре «Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса»
статья по теме
Предварительный просмотр:
Выступление на городском семинаре «Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса» Глухова Л.В.
Вопрос, который очень часто возникает в педагогике – что же первично обучение или воспитание? Для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья ответ однозначен. Главная задача коррекционной школы воспитательная – социализация и адаптация детей.
Процесс воспитания очень сложен даже тогда, когда речь идет о совершенно здоровых детях. Естественно, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с теми или иными отклонениями в развитии.
Контингент МСОУ в значительной мере составляют дети, которые с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы.
Трудность проблемы определяется тем, что дети, обучающиеся в нашей школе, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизическом развитии. У ребенка в силу перенесенных мозговых заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Особое функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний по основам наук.
Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении.
Все это осложняет решение задачи воспитания ребенка с ограниченными возможностями. Отсюда возникает противоречие между необходимостью всестороннего воспитания особых детей и невозможностью полноценного усвоения ими нравственных норм и правил в силу недостатков умственного развития.
Школа является основным звеном, которое обеспечивает комплексный подход к делу воспитания подрастающего поколения и осуществляет единство обучения и воспитания. Известно, что воспитание может быть успешным, если учитывается уровень развития психических и физических возможностей детей. Умение определять этот уровень позволяет найти в каждом конкретном случае верное соотношение между ходом развития ребенка и возможностями его воспитания.
Наша школа ставит перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с особыми образовательными потребностями с учетом их возможностей, реабилитации и социализации их в общество. Мы осуществляем процесс воспитания по общим с массовой школам направлениям. С учетом того, что воспитательная система в коррекционной школе, имеет коррекционную направленность, и оказывать корригирующее влияние на личность воспитанника. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с ограниченными возможностями, на формирование их личности и социальную адаптацию на основе специальных педагогических приемов.
Целью воспитательной системы является создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями развития с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.
Личность ребенка формируется и развивается под влиянием повседневного быта, окружающей природы и других объективных факторов. Однако нельзя недооценивать и субъективные факторы, и, прежде всего систему педагогического воздействия.
Для формирования личности и коррекции дефектов развития учеников нашей школы необходимы определенные благоприятные условия, среди которых наиболее существенными являются:
- соблюдение режима дня
- осуществление индивидуального подхода
- систематическое проведение подробной разъяснительной работы по каждому порученному заданию;
- обеспечение посильного участия воспитанников в различных видах деятельности;
- осуществление тщательного и систематического контроля.
Все перечисленные выше условия реализуются в детском коллективе, организованном на основе принципов соуправления, частичного самоуправления и самообслуживания.
Специальной задачей воспитания личностных качеств в нашей школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности.
Программа реализации коррекции нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно ориентированного обучения в нашей школе состоит из 11 блоков:
Блок 1
Для успешной работы с детьми учителю необходимо знать индивидуальные особенности учащихся. Знание причин отклонения,
истории развития, особенностей характера воспитанников поможет найти эффективные приёмы и методы работы по коррекции недостатков воспитания.
Учитель отмечает особенности поведения учащихся и совместно с другими учителями и службой сопровождения проводит работу по коррекции отрицательных сторон личности, всемерно способствует закреплению и развитию положительных черт личности.
Блок 2
Целью работы школьного ПМПК является отслеживание диагностики коррекционно-развивающего обучения и воспитания контингента учащихся
Блок 3
Методологической основой работы совета является принцип многоступенчатости воспитания и обучения, форм коррекционного обеспечения по коллективным, групповым и индивидуальным программам
Центральное место в работе методического объединения отводится коррекционной направленности воспитания, исправлению специфических нарушений и всей личности ребёнка в целом.
Блок 4
(Учебно-познавательное направление)
У учащихся коррекционной школы имеются нарушения нормального развития когнитивных процессов, поэтому коррекция недостатков умственного развития и формирование правильной организации умственного труда детей с особыми образовательными потребностями является одной из главных задач специальной школы.
Блок 5
Физическое воспитание – важный фактор в решении основной задачи воспитания: коррекция всех компонентов интеллектуального психофизического, личностного развития ребёнка.
Прежде всего, физическое воспитание в школе строится в соответствии с обшей, целевой установкой обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями - подготовить его к самостоятельной жизни в социуме. Естественно, что состояние здоровья, общего физического развития учащихся является одним из решающих условий для решения вопроса о их будущей самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
Блок 6
Трудовое воспитание занимает основное место в комплексной коррекционной работе с воспитанниками школы. Оно призвано подготовить учащихся к самостоятельной практической деятельности, приспособить выпускника школы к современной жизни. Правильно организованный труд, посильный для ребёнка, способствует развитию многих положительных качеств.
Блок 7
(нравственное воспитание)
Особый ребенок, несмотря на дефицит психического развития, является полноценным членом общества, в котором ему предстоит жить самостоятельно. Поэтому нравственно-этическое воспитание наряду с трудовым приобретает ведущую роль, так как позволяет заложить основы норм и правил поведения, принятых в обществе.
Воспитание элементарных навыков и привычек культурного поведения осуществляется в единстве требований со стороны всего педагогического персонала школы.
Блок 8
Эстетическое воспитание учащихся с ограниченными возможностями затруднено в силу их общего умственного недоразвития и весьма слабых возможностей к самостоятельному художественному творчеству.
Поэтому решающая роль в развитии эстетического воспитания, понимания произведений искусства принадлежит педагогам и родителям.
Блок 9
(гражданско-патриотическое воспитание)
Воспитание у учащихся коррекционной школы гражданских, нравственных качеств является наиболее сложной и вместе с тем наиболее ответственной задачей в общей воспитательной системе, т.к. успешная социализация воспитанника в обществе зависит от воспитания у него этих качеств.
Блок 10
(самоуправление)
Одно из направлений в нашей воспитательной системе - деятельность органов самоуправление. Однако специфика развития личности особых детей не позволяет в полном объеме реализовать эту деятельность. Поэтому важную роль в школьном самоуправлении играют педагоги и их заинтересованность в воспитании у детей самостоятельности, справедливости, активной позиции, формировании адекватной самооценки.
Блок 11
Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества.
Сотрудники ОВД, ГИБДД, ИДН, Службы занятости, медицинские работники совместно с администрацией школы и учителями проводят большой объём воспитательной работы среди учащихся.
Коррекция поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно ориентированного обучения придерживается следующих принципов:
- Принцип создания толерантной среды — требует формирования в школе гуманистических отношений, упорядочение норм и правил уважительного отношения педагогов и воспитанников
- Принцип индивидуализации - требует учета индивидуальных особенностей воспитанника, его уровень развития, при включении в различные виды деятельности, предоставляет каждому ребенку возможность самореализации.
- Принцип сотрудничества - предполагает организацию совместной деятельности педагогов, родителей, детей на основе взаимопомощи.
- Принцип мотивации деятельности - требует наличия у детей осознанного включения в ту или иную деятельность.
- Принцип единства и целостности воспитания и обучения - предполагает единство целей и выбор единых педагогических требований, методов и технологий.
- Принцип систематичности и целенаправленности - именно целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности.
- Принцип коррекционной направленности - подразумевает коррекцию, компенсацию или устранение недостатков в развитии ребенка с особыми образовательными потребностями при помощи специальных методических приемов
Совершенствование традиционных форм и использование новых методик и технологий позволило создать в школе воспитательное пространство. Позиция педагогов заключается в том, что они не прибегают к «запретам» и «указам», а вовлекают самих детей в процесс создания и укрепление воспитательного пространства, что является личностно ориентированным обучением.
Все это вы можете увидеть сегодня на открытых уроках и занятиях, а кто хочет подробно познакомиться может воспользоваться ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ШКОЛЫ.
Программа реализации коррекции нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно ориентированного обучения в нашей школе состоит из 11 блоков:
Б1 | Изучение педагогами структуры патогенеза учащихся, первичных и вторичных патологий, семейно – бытовых условий детей с учётом индивидуального дифференцированного подходов. |
Б2 | Деятельность медико-психолого-педагогического консилиума школы по оказанию помощи педагогам, учащимся, родителям в воспитательной работе, определении зон ближайшего развития, щадящего режима для детей. |
Б3 | Работа МО воспитателей, методического совета школы по разработке оптимальных коррекционно-воспитательных мероприятий, единых требований к воспитанникам, расширение воспитательного поля. |
Б4 | Учебно-познавательное направление: - Коррекция частичное устранение или компенсация недостатков в умственном развитии ребенка - Создание условий для коррекции и развития образовательных способностей ученика |
Б5 | Физическое воспитание учащихся: - санитарно-гигиенические мероприятия; - оздоровительная работа с детьми; - лечебно-профилактические мероприятия. |
Б6 | Трудовое воспитание школьников как фактор коррекции имеющихся психофизических недостатков, воспитание многих положительных качеств особого ребёнка. |
Б7 | Нравственно воспитание: - приобщение детей к опыту общественного сознания и поведения; - накопление сенсорного опыта у детей, правильной оценки поступков. |
Б8 | Художественно-эстетическое воспитание учащихся: - Воспитание художественно-эстетического вкуса, чувства красоты, ритма - Создание условий для выражения и применения своих художественных способностей |
Б9 | Гражданско-патриотическое воспитание учащихся: - Воспитание гражданского достоинства - Уважение к истории Отечества родного края и людям, создающим славу Отечеству и родному краю |
Б10 | Самоуправление: - Обучение особых детей правильному общению, развитие коммуникативных функций - Воспитание уважения к мыслям других людей, справедливому оцениванию их поступков, стремлению быть полезным |
Б11 | Взаимодействие школы с окружающей средой: - работа с родителями учащихся; - участие в воспитательной работе правоохранительных органов, врачей городской больницы, ДОУ, ПУ-130 и.т.д. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения»
Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей-новаторов, но и на свой многолетний личный опыт препода...
Доклад по теме "Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса"
Доклад может быть использован на заседании МО учителей русского языка и литературы....
Статья "Традиционные формы обучения и новые педагогические технологии".
Размышления о традиционных формах обучения. За и против! О некоторых новых педагогических технологиях.Сравнительные особенности....
« Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР и итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ».
Успех – это самый важный и эффективный мотив учения. Только сотрудничество и эмоциональный комфорт дают ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха.Реализация требований к базовому у...
«Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»
laquo;Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»...
Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.
В данной статье автор рассматривает некоторые методики и технологии, направленные на повышение эффективности образовательного процесса....