Главные вкладки

    « Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР и итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ».
    опыты и эксперименты по русскому языку

    Зайнуллина Елена Петровна

     Успех – это самый важный и эффективный мотив учения. Только сотрудничество и эмоциональный комфорт дают ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха.

    Реализация требований к базовому уровню образования школьников всецело зависит от процесса управления качеством образования в школах. Целенаправленное управление качеством образования возможно только при наличии достоверной и развернутой информации о ходе процесса образования и его результатах. Именно изучение, определение и оценка параметров, характеризующих состояние и качество обучения, и выявление факторов, причин, влияющих на это состояние, определяют специфику диагностики как средства изучения результативности процесса образования, как формы самоконтроля учителя и школы, как основы коррекции образовательного процесса.

    Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика - это точное определение результатов дидактического процесса.

     

    Диагностика призвана не только определять и констатировать уровень обученности школьников русскому языку и литературе, она предполагает мониторинг качества процесса обучения русскому языку и литературе и при необходимости корректирование содержания или формы организации этого процесса.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avgustovskaya_konferentsiya.docx40.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАРБАГАТАЙСКИЙ РАЙОН»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    «НИЖНЕСАЯНТУЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

    __________________________________________________________________________

    С. Нижний Саянтуй, ул. Школьная, 7        

    Тел. 8-30146-54-1-46e-mail: nsayntuy@mail.ru        

    Тема : « Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР и итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ».

                                                Учитель: Зайнуллина Е. П.

    «Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха», – писал В.А. Сухомлинский.

    Знание только тогда становится знанием,

                                                                  когда оно приобретено усилиями своей  мысли, а не памятью.


                                                                                                                
    Л.Н.Толстой.

     Успех – это самый важный и эффективный мотив учения. Только сотрудничество и эмоциональный комфорт дают ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха.

    Реализация требований к базовому уровню образования школьников всецело зависит от процесса управления качеством образования в школах. Целенаправленное управление качеством образования возможно только при наличии достоверной и развернутой информации о ходе процесса образования и его результатах. Именно изучение, определение и оценка параметров, характеризующих состояние и качество обучения, и выявление факторов, причин, влияющих на это состояние, определяют специфику диагностики как средства изучения результативности процесса образования, как формы самоконтроля учителя и школы, как основы коррекции образовательного процесса.

    Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика - это точное определение результатов дидактического процесса.

    Диагностика призвана не только определять и констатировать уровень обученности школьников русскому языку и литературе, она предполагает мониторинг качества процесса обучения русскому языку и литературе и при необходимости корректирование содержания или формы организации этого процесса.

    Диагностика включает контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса.

    Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль - это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка. Проверка - система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

    Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый. Контроль помогает ему понять, каких успехов он добился в освоении знаний, и увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный контроль дисциплинирует обучаемых, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества.

    Общепризнанно, что контроль знаний является обязательной составной частью процесса усвоения обучаемыми знаний, умений, навыков. Не может быть усвоения без выполнения всех перечисленных выше трех видов действий учебной деятельности.

    Наряду с констатацией и оценкой качества завершенного этапа учебного процесса, контрольные процедуры должны обеспечивать целенаправленную реализацию обучающей и воспитывающей функции, т.е. в процессе выполнения контрольных заданий учащиеся должны продолжать обучаться, развиваться и воспитываться.

    Тематическая система контроля положительно влияет на систематизацию и обобщение изучаемого материала, способствует мобилизации воли учащихся на конкретную работу по каждой учебной теме, усиливает концентрацию внимания учащихся на главном и наиболее существенном в знаниях и умениях, повышает у учащихся чувство ответственности и дисциплинированности .

    В процессе контроля должны решаться следующие задачи:

    - целенаправленное формирование мотивации учения,

    - актуализация и закрепление знаний,

    - формирование операциональных структур мышления.

    Контроль в обучении должен быть главным образом средством управления процессом усвоения знаний и умений, вместе с тем, он должен быть строго дозированным, корректным, не принижать личности контролируемого.

    Охарактеризуем виды контроля. По времени осуществления выделяют: предварительный, текущий, заключительный контроль.

    Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

    В настоящее время часто вместо контроля речь все больше идет о диагностике. Пересмотр традиционных методов контролирования связан с набирающей силу гуманизацией учебно-воспитательного процесса.

    Если контроль и проверка организованы правильны, то они способствуют:

    - выявлению знаний, умений каждого ученика;

    - своевременному обнаружению пробелов в знаниях, умениях учеников;

    - раскрытию причин слабого усвоения отдельных частей учебного материала;

    - повторению и систематизации изученного;

    - установлению уровня готовности к усвоению нового материала;

    - формированию умения много и напряженно работать;

    - овладению приемами самоконтроля и самопроверки;

    - стимулированию ответственности учеников;

    - развитию навыков соревновательности.

    Требования к контролю: объективность; индивидуальность; регулярность; гласность; всесторонность проверки; дифференцированность; разнообразие форм; этичность.

    К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания

    Проверка сформированности образовательных компетентностей школьников – это новая в отечественной дидактике процедура, находящаяся в стадии разработки.

    Таким образом, неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей.

    В современной школе широко применяются многие виды, методы и формы контроля :

    - наблюдение за работой учеников;

    - устный индивидуальный опрос;

    - фронтальный опрос;

    - групповой опрос;

    - письменный контроль;

    - комбинированный контроль (уплотненный);

    - тестовый контроль;

    - программированный контроль;

    - практический контроль;

    - самоконтроль.

    . В связи с этим встает вопрос о необходимости разработки новых контрольных, проверочных, диагностических и тренировочных работ по русскому языку, которые бы не только отслеживали усвоение материала по определенной теме, но и нацеливали учащихся на предварительную подготовку к новым формам аттестации: ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

    Как же сделать так, чтобы государственная итоговая аттестация была успешной? Конечно же, начинать готовить к ОГЭ в 9 классе уже поздно. Лучше всего вести эту работу с 5 класса.

    Из своего опыта хочу отметить, что при условии кропотливой и системной работы с девятиклассниками можно добиться значительных результатов в выполнении заданий ОГЭ. Однако, даже набрав относительно высокие баллы, к примеру, достаточные для получения оценки «4», выпускник может получить «удовлетворительную» оценку, так как решающими критериями 17 оценивания всё же остаются ГК1-ГК4, то есть соблюдение языковых норм. Из этого следует, что первостепенной задачей учителя остаётся обучение грамотности. Работу по развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся следует вести в системе со всеми остальными видами работ, необходимыми для успешной сдачи экзамена.

    Необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля по русскому языку с учетом новой формы государственной итоговой аттестации. Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой вид контроля, как тестирование. . Оно привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

    Почти на каждом уроке для повторения активно использую лингвистические разминки (орфоэпические, синтаксические, лексические, пунктуационные),содержащие задания ЕГЭ,  которые разрабатываю сама, используя разные источники. Разминки помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ по русскому  языку. 
    Для создания лингвистических разминок использую методические пособия 
    Волковой О.В., Егораевой Г.Т, Цыбулько И.В.
    Теоретический материал  повторяется  на отдельном уроке, затем на
    протяжении   нескольких   уроков     отрабатываем   практические   навыки   на
    материале учебника, в заключение следует контрольная работа, состоящая из
    практической   части  и  теста   по   теории.     На   каждого   ученика   даю
    отдельный   вариант   работы,   затем   меняю   варианты   таким   образом,   чтобы
    каждый учащийся проработал все варианты заданий. И на заключительном
    этапе разбираем ошибки, ещё раз повторяем теорию.

    Новым элементом в контрольно-измерительных материалах являются задания по тексту, которые охватывают его содержание, типологию, структуру, элементарный лингвистический анализ языковых явлений. Разноаспектный анализ текста – один из наиболее эффективных приемов повторения, обобщения и закрепления учебного материала и в то же время один из самых сложных элементов в структуре итогового экзамена.

    При изучении любой темы на любом этапе урока необходимо включать упражнения по отработке языковых понятий:

    • найти изобразительные средства в предложении или тексте;

    • определить функцию или значение изобразительных средств;

     • определить художественную значимость и необходимость изобразительных средств в данном контексте;

    • подобрать синонимы и антонимы к данным тропам и др. Например, в синтаксической работе выполняется такое задание:

    – Определите, какие изобразительно-выразительные средства использует автор в предложении и с какой целью.

    Например дается предложение:

     Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И. Тургенев.)

    Учащиеся выполняют синтаксический разбор предложения и выполняют следующие задания:

    1. Заменить слова стилистически нейтральным синонимом ( статные, лепечут)
    2. Определить какое художественное средство использует автор ( как боец)
    3. Определить авторскую позицию и т. д.

    Ученикам можно предложить такое задания: «Заполните первую графу таблицы примерами».

    Стилистически ней тральный синоним

    Разговорное (просто- речное) слово

    Слова книжной лексики

    спать

    дрыхнуть

    почивать

    верзила

    исполин

    болтать

    слопать

    клянчить

    долговязый

    обскакать

    взор

    грёзы

    очи

    жаждать

    возмездие

    уста

    Как проводится работа с текстом

    Текст

    — Огурец! — позвал Таракан.

    — Иди сюда! Славик растерянно поднялся, сделал шагов пять и остановился...

     — Ну чего застыл? Топай! — звал его Таракан... Иди, не трону... У меня к тебе клёвое предложение. Хочешь голубей водить?

     Славик выпучил большие серые глаза.

    — Чего зенки вылупил? Хочешь?

     — Хочу, — сказал Славик тихо.

     Таракан открыл дверцу. Два голубя мраморной масти важно вышли на травку. 

    (С. Антонов.)

    Данный текст представляет из себя диалог, состоящий из простых предложений. Есть прозвища (Огурец, Таракан). В тексте употреблены разговорные (топай, выпучил) и просторечные (вылупил, зенки, клёвое) слова. Детям предлагается подумать над тем, как эти слова характеризуют героев. Ответы учащихся: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к его речи», – писал Д. С. Лихачев. Действительно, по тому, как говорит человек, можно судить о его воспитанности, образованности. Использование автором просторечных слов «зенки вылупил» и разговорных конструкций «Ну чего застыл?» показывает грубое и пренебрежительное отношение героя по прозвищу Таракан к Славе». «С. Антонов намеренно использует в речи Таракана просторечные слова «зенки», «вылупил», «клевое». Они помогают дать точную характеристику мальчику: показывают его грубость, невоспитанность».

    Это же можно сделать, взяв отдельные предложения:

    Задание:

     «Замените разговорное слово «выуживал » из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним, укажите, с какой целью автор использует». (10) Зажав в когтях шишку, он (клёст) вонзал клюв под каждую чешуинку и выуживал оттуда смоляное семечко.

    Отрывок из сочинения: «В предложение 10 автор включил разговорное слово «выуживал», его он употребил вместо нейтрального «доставал». Выбор этого слова не случаен. Оно показывает, как невыносимо трудно было птице вытаскивать каждое семечко из шишки»

    Такая работа, ведущаяся в системе, начиная с 5 класса, поможет ученикам справиться с экзаменационным заданием №6. Кроме того, они могут легко использовать это задание в качестве аргумента в сочинении на лингвистическую тему, если в высказывании речь идет о лексике.

    Не существует конкретных однозначных правил, регулирующих произношение слов в русском языке. Орфоэпические диктанты призваны сформировать практические навыки расстановки ударения в словах. В каждом классе в конце учебника по русскому языку ( по программе под ред. Т.Ладыженской) имеется перечень слов для запоминания их произношения. В течение года осуществляю знакомство с данными словами, затем провожу промежуточные орфоэпические диктанты, в конце года – итоговый тест.

    Обычно это происходит так: на уроке коллективно решаем одну из карточек, в которой 10 -15 слов, вслух проговариваем, ставим ударения, а через парутройку уроков каждый ученик самостоятельно выполняет данную карточку. За год отдельные учащиеся прорешивают одну и ту же карточку по много раз.

    Систематизируем с учениками пройденный по теме материал в таблицы и схемы. С целью предотвращения совершения грамматических ошибок в части С считаю необходимым систематическую работу по отработке навыков употребления глаголов, глагольных форм, наречий, частиц на следующие правила:

    1) употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно ( следует: ….даст, научит… или …дает…, учит);

    2) образование действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

    3) образование деепричастий: Вышев на улицу, певцы поклонились ( норма: выйдя);

    4) употребление частицы бы: Хорошо было бы, если бы на картине стояла подпись художника;

    5) согласование подлежащего: Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо:…нужны смелость, знания, честность);

     Тем самым уже отрабатываются навыки нахождения грамматических ошибок, и задание № 7 учащиеся выполняют легко.

    Большинство итоговых работ по окончании изучения отдельной темы в девятом классе также провожу не только в форме диктанта, как это бывает обычно, но и в форме тестов.

     Эффективно помогают при подготовке к ЕГЭ минидиктанты с творческими грамматическими заданиями. После записанного под диктовку отрывка текста предлагаются, например, такие задания:

    1. Выпишите заимствованные слова.

    2.Объяните письменно значение слова.

    3.Найдите сложное предложение, составьте его схему.

    4. Выделите уточняющие обороты.

    5.Произведите морфологический разбор слов.

    Каждое полугодие учащиеся сдают обязательные зачёты по русскому языку в форме заданий ЕГЭ.

    С точки зрения большинства, самой жуткой, пугающей, страшной частью экзаменационной работы ЕГЭ является эта часть , в которой сформулированное задание требует развёрнутого монологического ответа. Любая из формулировок выявляет умения:

    1) внимательно читать предложенный текст;

    2) понимать читаемый текст;

    3) определять тему текста, позицию автора;

    4)формулировать основную мысль своего высказывания;

    5)развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;

    6)выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

    7)отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

    8)соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

    Все предлагаемые тексты вариантов ЕГЭ по поднимаемым в них проблемам можно разделить на несколько групп, Я предлагаю обучающимся эти основные проблемы: проблемы семьи, проблемы экологии, проблемы нравственности и т.д. Затем мы определяем вытекающие из этих глобальных проблем более частные, и по ним учимся писать вступление, заключение, подбираем аргументы, а потом прикладываем их к так называемому конкретному материалу, т.е. тексту.

    После того, как совместно с детьми разобраны и обсуждены вышеназванные проблемы, проведена должная работа, ученику легче справиться с сочинением, так как у него уже накоплен определенный практический материал.

    Кроме того, при изучении любого художественного произведения в курсе литературы обязательно определяем его тему, идею, проблематику, находим связи с современностью, отвечаем на проблемные вопросы: что есть красота, по Толстому, и твое представление о красоте; в чем современность романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»; как ты понимаешь высказывание Ф.И.Тютчева «Мысль изреченная есть ложь» и т.д.

    Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.

    В ходе подготовки к экзаменам на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

    1. Автор рассказывает о том, что…

    2. По его мнению, ...

    3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…

    4. Итак, …

    Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на заполнение пропусков

    Интернет-тестирования, всероссийская игра –конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» также способствуют внедрению тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к ЕГЭ.

    Более сложной задачей, чем обучение работе с тестом, является формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

    В классах  по четвертям провожу пробные экзамены. Опыт свидетельствует, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед итоговой аттестацией, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях ОГЭ или ЕГЭ.

    Для успешного выполнения тестовых заданий ЕГЭ необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка. Решить эту задачу позволяет образовательная технология развития критического мышления, которую мы используем на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ. Структура этой технологии проста и логична. Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно заполняют кластеры, устанавливают причинно-следственные связи между блоками информации. Работа ведётся индивидуально, в парах, группах и в парах сменного состава. Не менее важным приемом является «Кластер». Суть заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

    Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (то есть на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и внимание уделено только подготовке). Истина проста. Но для успешной  сдачи экзамена учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к нему.

    Приведу памятку для учеников, которую они должны соблюдать во время
    выполнения тестов. Эти советы я нашла в интернете и стала применять в своей
    практике.

    Памятка для выпускника

     Сосредоточься! После
    выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты
    прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть
    про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы,
    регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки
    времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать
    ответ, 
    перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно
    понял, что от тебя требуется.

     Начни с легкого. Начни
    отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь
    на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова
    начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы
    освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более
    трудные вопросы.

     Пропускай! Надо
    научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда
    найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо
    недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а
    застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

     Читай задание до конца!
    Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания
    "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении.
    Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

     Думай только о текущем задании!
    Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило,
    задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил
    в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только
    мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает
    тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом
    задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое
    новое задание - это шанс набрать баллы!

     Исключай! Многие
    задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а
    последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения
    позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах

     Запланируй два круга!
    Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по
    всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум
    очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными,
    которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

     Проверь! Оставь время
    для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить
    явные ошибки.

    Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно
    можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При
    этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

     Не огорчайся! Стремись
    выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что
    тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество
    решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

    Систематическое выполнение тестовых заданий непременно приведет к успеху.

    Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый  учитель сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.

    Приложение

    Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму графически.

    Все зам…рло. Кругом заж…гают огни. Сердце зам…рает от страха. Мама выт…рла ребенку ручку. Пчелы соб…рают мед. Они соб…рут мед и улетят в улей. Дуб вершиной уп…рается в облака. Спортсмены одержали бл…стательную победу. Забл…стело вдали озеро.

    В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?

    1.        

    Р…внина, скл…ниться, м…ровой, водор…сль

    2.        

    Прик…саться, р…внина, заг…р, росточ…к

    3.        

    Бл…стать,соб…ру, вск…чить, непром…каемый

    4.        

    Заж…гаться,прид…раться, зан…мать, плават…льный

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется О?

    Р(1)стислав, огорченный и вым(2)кший под проливным дождем, встречал з(3)рю.

    1.        

    1

    2.        

    1,2

    3.        

    1,3

    4.        

    1,2,3

    • На месте каких цифр пишется не:

    Сколько уже н(1) узнавали люди об окружающем мире, какие успехи н(2) сделала наука, человек н(3) может н(4) искать новых открытий.

    1.        

    3, 4

    2.        

    1, 2

    3.        

    1, 2, 3, 4

    4.        

    2, 3, 4

    • В каком ряду вместо пропусков пишется Е?

    1.        

    Н… днем н… ночью от соседей н… было покоя.

    2.        

    Н…кто и н…когда так н… ругал меня.

    3.        

    Н…сколько вопросов помогли прояснить ситуацию, и от сомнений н…чего н… осталось.

    4.        

    Н… один фашист остался лежать под Сталинградом.

    • В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

    1.        

    Письмо (не)распечатано.

    2.        

    Получился отнюдь (не)интересный рассказ.

    3.        

    В воздушном пространстве много (не)исследованных зон.

    4.        

    Ни одна звезда (не)озаряла трудный путь.

    •  Пишется НИ:

    Тарас Бульба (1) мог н(2) полюбоваться на своего старшего сына.

    За год Валентин н(3) разу н(4) съездил к матери.

    1.        

    1,3,4

    2.        

    2

    3.        

    3

    4.        

    2,

    • Определите, все ли данные предложения односоставные. Свой ответ аргументируйте.

    А) Под музыку осе (н, нн)его дождя иду во тьме.

    Б) Дни поздней осени бранят обыкнове (н, нн) о.

    В) Осе (н, нн)ее утро. Рассвет. Тишина.

    Г) Хлестало в окна дождиком осе (н, нн) им.

    Д) Отлетающие журавли напоминают почему – то о прожитых днях.

    Среди данных предложений найдите слово, в котором правописание НН регламентируется правилом: « В прилагательном, образованном при помощи суффикса - Н – от существительного, основа которого оканчивается на – Н, пишется НН ».

    Объяснить  написание Н или НН.

    • Распределить  предложения в соответствии с их характеристиками.

           В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаю ученикам самостоятельно разработать   аналогичные  задания из частей А и В.  Например:

    • Составьте шесть-семь вариантов А3, используя различные паронимы: прилагательные, существительные, глаголы. Или самостоятельно найдите паронимы и придумайте с ними словосочетания, разграничивающие их (паронимы) в словоупотреблении.
    • Составьте шесть-семь вариантов А5, используя различные ошибки в ответах к заданиям, или исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически неправильное продолжение предложения своим.

    Находясь в лесу, всегда есть о чём поговорить.

    Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки.

    Комплексное повторение по теме «Имя существительное», 6 класс

    . (1) Хороши снежные зимы в России! (2) Непогоду сменяют ясные дни. (3)Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. (4) Припорошила зима землю снежной шубкой. (5) Отдыхает земля, набирает силу.

           (6) Наполняется жизнью зимний лес. (7) Вот простучал по сухому дереву дятел. (8) По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. (9) С шумом летит рябчик, поднимается из снежной пыли глухарь. (10) Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. (11) Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. (12) С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

          (13) Вот прилетела большая сова и подала голос. (14) Ей отозвались другие совы. (15) Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов

                                                                      ) (По И. Соколову-Микитову)

    1. Определите тему (о чем идет речь в тексте?) и главную мысль (в  чем пытается убедить читателя автор?) текста.
    2. Озаглавьте текст.  Определите количество микротем в тексте. Составьте план.
    3. Определите тип текста (Что случилось? – повествование. Какой? – описание. ПОЧЕМУ? – рассуждение) и стиль текста (язык учебника – научный, язык документов – официально-деловой, язык радио, газет, телевидения- публицистический, язык повседневного общения – разговорный, язык художественной литературы – художественный).

    4. Среди предложений 1-6 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью повтора.

    5. Выпишите из 1 абзаца слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Произведите фонетический разбор одно- го из них.

    6. Из предложений 9-12 выпишите слово(а), образованно- е(ые) бессуффиксным  способом.

    7. Выпишите из 1 абзаца слова, эмоциональную окраску которым придают уменьшительно-ласкательные суффиксы.

    8. Замените слово НЕПОГОДА эмоционально окрашенным синонимом. Графически объясните написание приставки в слове НЕПОГОДА.

     9. Замените слово ШУСТРЫЙ (предложение 12) стилистически нейтральным синонимом.

     10. Среди предложений 6-11 укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.

     11. Какое средство выразительности использовано в предложении 8?

     12. Из предложений 6-12 выпишите разносклоняемое имя существительное.

     13. Выпишите из текста слова с чередующейся гласной в корне слова, обозначьте графически орфограмму.

     14. Из 1 абзаца выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением «неполнота действия», из 3 абзаца выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением «приближение».

     15. Из предложений 6-12 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от звонкости/глухости последующего согласного.

     16. Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание букв О/Е в суффиксах существительных», обозначьте графически орфограмму, объяснив правописание суффиксов. 17. Из предложений 6-9 выпишите слово, суффикс в котором имеет значение действующего лица. Графически объясните орфограмму.

    18. Выпишите из текста предложения с однородными членами, составьте схемы этих предложений.

    19. Выпишите из текста бессоюзные сложные предложения, составьте схемы этих предложений.

    20. Выпишите грамматическую основу из предложения 11.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики учебных достижений в современных условиях.

    Выступление на районном МО учителей математики.В современном образовательном пространстве оценка качества подготовки выпускников является одной из важнейших задач.По любому предмету, в том числе и мат...

    «Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения»

    Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей-новаторов, но и на свой многолетний личный опыт препода...

    Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения

    Обучение, в частности формирование орфографической грамотности, - проблема особо актуальна на протяжении многих десятилетий. Научить грамотно писать – противоречивая задача, потребность разрешения кот...

    доклад на тему «Методические аспекты подготовки выпускников школы к итоговой аттестации в форме ЕГЭ»

    Единый государственный экзамен проводится с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений, поступающих в вузы. Масштабы участия выпускнико...

    Подготовка детей ЗПР к итоговой аттестации в форме ГВЭ

    Данная программа поможет тем учителям, которые готовят своих выпускников 9 класса имеющих ЗПР к итоговой аттестации в форме ГВЭ по русскому языку...

    Доклад " Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)"

    Доклад "Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)"...