доклад на тему «Методические аспекты подготовки выпускников школы к итоговой аттестации в форме ЕГЭ»
материал на тему

 

Единый государственный экзамен проводится с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений, поступающих в вузы. Масштабы участия выпускников в ЕГЭ ежегодно увеличиваются. В списке наиболее популярных предметов, предоставляемых для выбора сдачи экзамена в форме ЕГЭ, стоят и общеобразовательные предметы  обществознание и история.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД ДЛЯ РАЙОННОГО СЕМИНАРА УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТОЗНАНИЯ

на тему «Методические аспекты подготовки выпускников школы

к итоговой аттестации в форме ЕГЭ»

Единый государственный экзамен проводится с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений, поступающих в вузы. Масштабы участия выпускников в ЕГЭ ежегодно увеличиваются. В списке наиболее популярных предметов, предоставляемых для выбора сдачи экзамена в форме ЕГЭ, стоят и общеобразовательные предметы  обществознание и история.

Подготовка к выпускному экзамену (в форме ЕГЭ) по истории – трудоемкая работа как для учителя, так и для ученика.  Нужно обязательно наметить четкий план действий по повторению, обобщению и закреплению изучаемого материала. Урок идет всего 45 минут, программа по истории России обширна, и часов, отведенных базисным планом крайне мало для изучения исторических событий нашей страны. Поэтому нужно стараться на уроках истории предельно четко, сжато, но конкретно донести до учащихся особенности изучаемого или повторяемого периода. На уроках истории делать больше упор на причины, сущность и последствия тех или иных событий.

Начиная подготовку к ЕГЭ,  нужно учитывать такой нормативный документ,  как Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.). Детально изучить при этом кодификатор и спецификацию. Кроме того, изучить КИМы предыдущих лет, которые включают в себя задания по курсу истории России с древности до наших дней.

Раскрыть учащимся содержание экзаменационной работы. Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России с древности до современности. В каждой части представлены задания, относящиеся к разным периодам истории и различающиеся по уровню сложности, по видам проверяемых знаний и умений.

При подготовке к ЕГЭ по истории требуется особая система занятий с учащимися, способствующая как формированию высоких знаний по предмету, так и успешной сдачи единого государственного экзамена.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по истории имеет ряд особенностей. Во-первых, он сочетает в себе две наиболее распространенные формы испытаний – тестирование и письменная работа. Во-вторых, экзамен одновременно является выпускным для учащихся 11 классов и вступительным для всех абитуриентов. В-третьих, задания ЕГЭ четко разделяются на три уровня: начальный (часть А), средний (часть В) и продвинутый (часть С).

В соответствии с обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки выпускников, в экзаменационную работу включены различные по своей сложности задания, позволяющие проверить усвоение основных элементов содержания на трех уровнях: базовом, повышенном и высоком. Часть 1 (А) содержит все задания базового уровня. В части 2 (В) все задания – повышенного уровня, в части 3 все задания – высокого уровня сложности.

Экзаменационная работа носит комплексный характер. В нее включены задания не только разной степени сложности, но и предполагающие разные виды деятельности.

В экзаменационной работе проверяются все виды элементов подготовки школьников, названных в образовательных стандартах. Во-первых, это точное знание имён, дат, фактов и т.д.; рассмотрение событий с учётом их хронологической последовательности; соотнесение событий с веком, эпохой; выявление характерных черт локального события, его места и принадлежности к серии однотипных событий; сравнение событий и ситуаций, определение общего и особенного.

Во-вторых, в экзаменационной работе проверяются также более сложные элементы подготовки, связанные с субъективными слагаемыми исторического знания, разными возможностями исторического описания и объяснения. Они выражаются в способности извлекать информацию из исторических источников; в выборе конкретного материала для описания, анализа, формулирования общих положений; в характере общих суждений и выводов при анализе материала; в раскрытии различных подходов к оценке исторических событий и личностей, предпочтение тех или иных версий и концепций истории.

На уроках, консультациях стремиться выполнять требования к итоговой исторической подготовке выпускников школы:

1. Хронологические  и фактологические знания.

3.Изучение источников.

4. Объяснение, анализ.

5. Версии, оценки.

Для успешного выполнения заданий ЕГЭ по истории, особенно сложной части «С», на уроках истории работать поэтапно:

I. Учить приобретать знания по истории:

— как готовить домашнее задание по учебнику;

— как запоминать даты;

— как усваивать и запоминать понятия;

— как работать с различными видами первоисточников (письменными, устными, изобразительными).

Приступая к уроку, прописывать на доске тему, план, термины, понятия, опорный конспект урока, который включает основные даты и факты, имена исторических лиц. При объяснении на доске показывать, о чем идет речь. Учащиеся лучше запоминают, когда слушают, видят опорный конспект на доске и делают записи в тетрадях.

II. Работать над устной речью учащихся:

— обучать давать краткие и развёрнутые ответы;

III. Учить готовить презентации, сообщения.

Урок истории невозможен в старших классах без опережающего домашнего задания, подготовки доклада или сообщения. К услугам современных учеников Интернет, библиотека, изобилие справочной информации, научно-публицистической литературы. Задача – правильно поставить вопрос перед учеником, ведь сообщение – это краткое выступление перед классом по определенному вопросу.

IV. Учить вести записи исторического материала:

-составлять план текста;

-составлять конспект;

— составлять хронологические таблицы.

V. Формировать умение анализировать исторический материал.

Изучение исторических событий, явлений, процессов невозможно без анализа. Эту трудную задачу  помогают выполнить всевозможные памятки.

VI. Отрабатывать навык изучения исторических событий, явлений, процессов. В процессе подготовки к выпускному экзамену (в форме ЕГЭ) части С старшеклассникам особенно необходимы умения определять причинно-следственные связи, сущность событий и их последствия, умение оценивать, сравнивать и анализировать исторические события.

IV. Учить определять последствия событий.

Указанную выше методику установления причинно-следственных связей, а также определения сущности события обязательно применяю на уроках в старших классах, когда разбираются наиболее важные события истории России, оказавшие большое влияние на развитие страны и всего мира. Например, Карибский кризис 1962 г.

 Выясняем причины:

1. Победа революции на Кубе.

2.Заявление Ф. Кастро о необходимости построения коммунистического общества.

3. Подготовка США военного вторжения на Кубу.

4. Размещение на Кубе советских ракет средней дальности с ядерными боеголовками.

Сущность:  22 октября 1962 г. США объявляют блокаду Кубе (задерживались все суда, идущие на Кубу). Войска СССР приведены в состояние боевой готовности.

Следствие: мир оказался на грани ядерной войны, что заставило противоборствующие силы вступить в переговоры.

Последствия:

Была снята напряженность между СССР и США.

Обеспечена безопасность Кубы.

Из Турции выведены американские ядерные ракеты.

Куба сохранила свою независимость.

Ведущие страны мира СССР и США продемонстрировали свое негативное отношение к вооруженному конфликту.

Ядерное оружие стало сдерживающим фактором, заставляющим политических лидеров искать пути к политическому компромиссу.

В августе 1963 г. в Москве между США, СССР и другими державами был заключен договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космическом пространстве, под водой.Такое структурирование материала позволяет старшеклассникам вникнуть в глубину изучаемого события.

Подготовку учащихся к выпускному экзамену (в форме ЕГЭ) вести на занятиях постепенно, целенаправленно с 10 по 11 класс. Проходя по этапам курса истории России с древнейших времён до настоящего времени, стараться обращать внимание на основные моменты истории России по периодам правления государственных деятелей, возглавлявших государство (перечисляются основные моменты деятельности исторической личности по кругу, согласно плану).

На уроках истории в 10-11 классах  рекомендуется чаще работать с текстами, учить учащихся находить в документах суть вопросов по ключевым фразам, высказываниям, фамилиям, датам.

Перед учениками ставится задача внимательно читать вопросы к тексту, вспоминать события, указанные в заголовке документа и, последовательно находя информацию в тексте, предельно четко отвечать на вопросы.

Задания третьего уровня соответствуют уровню учащихся специализированных школ и классов с углубленным изучением истории. Однако только выполнение данных заданий позволяет абитуриенту набрать конкурентоспособные баллы в борьбе за бюджетные места в ВУЗах, поэтому подготовка школьников к экзамену в формате ЕГЭ становится актуальной проблемой, для педагогов и школьников обычных общеобразовательных школ.

Одним из направлений в решении этой проблемы является организация текущего повторения.

Основная цель урока текущего повторения заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений.

Для текущего повторения главное заключается в закреплении в памяти основных положений темы. Всякая работа, связанная с повторением и закреплением материала, несет в себе элементы систематизации и обобщения.

Для успешной подготовки к ЕГЭ по истории необходимо применять задания КИМ на уроках. Продуктивнее всего использовать задания  ЕГЭ в различных формах текущего повторения.

На этапе опроса,  возможно предложить учащимся  выполнить тестирование.  Это типы заданий, адаптированных в соответствии части А. Учащиеся выполняют тест, содержащий 10 вопросов КИМ ЕГЭ. Тест обязательно должен быть ориентирован на тему предыдущего урока.

Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся, т.е. умения решать тесты ЕГЭ. Так в ходе опроса осуществляется не только проверка знаний и умений, но их дальнейшее углубление, обогащение, развитие.

     Все виды заданий, включаемых в ЕГЭ по истории, желательно использовать в учебном процессе в качестве материалов текущего повторения  и самоконтроля.

Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.

Эффективной является следующая организация работы:

на этапе опроса 10-12 минут  ученик решает задания  (с А1 по А10- первый блок;),

на этапе закрепления ученик выполняет задания части В ( 1-2),

на этапе домашнего задания ученик решает одно задание из части С.                                                                                                      

В настоящее время, в связи с накоплением опыта подготовки к ЕГЭ по истории перед учителем стоит важная задача квалифицированно и эффективно помочь школьнику овладеть предметными знаниями.                                                                              

Новые требования означают и новые методы обучения. В этой связи актуальным является совершенствование методики преподавания истории в старших классах. На уроках истории у учащихся должны быть сформированы различные виды предметной компетенции: исследовательские, социально-мировоззренческие, информационно-коммуникативные.

Таким образом, хороший уровень знаний и умений выпускников по истории может быть обеспечен при условии, что системно-деятельностный подход станет доминирующим, будут применяться методики, соответствующие принципам личностно-ориентированного обучения.  Важно уделять внимание таким технологиям, которые непосредственно нацелены на выполнение заданий ЕГЭ:

— анализ исторической информации в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);

— источниковедческий анализ (внешняя и внутренняя критика источника);

— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Наряду с отмеченными выше факторами подготовки к ЕГЭ важно:

— предусмотреть специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые необходимо целенаправленно использовать для актуализации знаний учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания;

— необходима тщательная проработка фактического материала;

— требуется наработка хронологических знаний;

— выполнение заданий на восстановление соответствия событий и дат, личностей, фактов.

Такая  поэтапная подготовка к ЕГЭ позволит учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем. Основная подготовка выпускников к ЕГЭ по истории должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но начиная с седьмого класса.

Самая сложная задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы научить каждого ученика учиться, осознанно получать знания и уметь их применять на практике.

Подготовка к ЕГЭ не должна сводиться к зубрежке и простому запоминанию материала. Хочу закончить свой доклад словами Рене Декарта   "Уточните значение слов, и вы избавите   человечество от половины заблуждений"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Основные методические аспекты подготовки учащихся к итоговой аттестации"

Современное математическое образование в системе среднего общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развити...

Организационно-методическая работа по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников к итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ

Статья описывает структуру итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ и условия для эффективной подготовки обучающихся....

"Создание условий для наиболее эффективной подготовки выпускников к итоговой аттестации, в том числе в форме ОГЭ, ЕГЭ" (из опыта работы)

Кто же он - современный учитель русского языка? Оптимист или пессимист? Конечно, только оптимист может смело браться за новое дело, каковым стал экзамен  несколько лет назад. В настоящее время пе...

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, диагностика затруднений»

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный ана...

Методические рекомендации учителям географии по подготовке выпускников к итоговой аттестации

Методические рекомендации рассмотрены на заседании ОМО учителей географии ГГО...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...

Методические аспекты подготовки обучающихся к итоговой аттестации по физике.

В презентации рассмотрены требования к выполнению и оформлению задания № 17 ГИА-9 в 2023 году...