Методические рекомендации учителям географии по подготовке выпускников к итоговой аттестации
материал для подготовки к егэ (гиа)

Зарянская Ольга Сергеевна

Методические рекомендации рассмотрены на заседании ОМО учителей географии ГГО

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodicheskie_priemy_dlya_podgotovki_k_ege.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические приемы подготовки к ЕГЭ по географии

Слайд 2

Цель ЕГЭ Главная цель ЕГЭ – является дифференциация выпускников средней школы по уровню подготовки по географии для итоговой аттестации и отбора для поступления в вузы. ЕГЭ отличают положительные качества, но и он вызывает затруднения у выпускников. Чтобы избежать этого нужно заранее готовиться к подобной форме проверки знаний, причём не только повторяя пройденный материал, но и тренируясь показывать свои знания в той форме, какая предусмотрена на экзамене.

Слайд 4

Статистика прошлых лет Год % не сдавших экзамен % успешно сдавших Средний балл 2016 13 87 54,1 2017 9,3 90,7 \ 8 55,1

Слайд 5

Инновации в ЕГЭ по географии Согласно информации, опубликованной ФИПИ, изменений в данном экзамене не предусмотрено

Слайд 6

Максимальный балл за выполнение задания 4 увеличен до 2. Максимальный балл за выполнение задания 7 уменьшен до 1. Максимальный первичный балл не изменился. Минимальный балл, который нужно набрать на экзамене, равен 37

Слайд 7

Структура и содержание экзамена КИМы по данному предмету охватывают все основные разделы географии.

Слайд 8

Выпускни кам предстоит показать: навыки работы с источниками получения географических данных; знания о природе нашей планеты и взаимодействии с ней человека; умение ориентироваться в данных о населении Земли; информированность в области мирового хозяйства, знание стран и регионов мира; понимание геоэкологии и природопользования; знание географии Российской Федерации.

Слайд 9

Структурно вариант представлен 34 заданиями, распределенными на две части: часть 1 – 27 заданий, предусматривающих короткий ответ (18 заданий относятся к базовому уровню сложности, 8 – к повышенному, 1 – к высокому). Всего за данную часть можно получить 33 первичных балла (70% от всех баллов КИМа); часть 2 – 7 заданий, предполагающих наличие развернутого ответа (2 из них относятся к повышенному уровню сложности, 5 – к высокому). Ученикам придется нарисовать рисунок или обосновать ответ на вопрос, поставленный в задании. Всего за данную часть можно получить 14 первичных баллов (30% от всех баллов за билет).

Слайд 10

Ответы к заданиям части 1 (1–27) записываются в виде числа, последовательности цифр или слова (словосочетания).

Слайд 11

Продолжительность экзамена - 180 минут Специалисты ФИПИ рекомендуют распределить время для заданий под номерами с 1 по 23 – по 3 минуты; для заданий под номерами с 24 по 27 – по 5 минут; для заданий под номерами с 28 по 34 – до 15 минут на каждое

Слайд 12

Основные правила проведения экзамена

Слайд 13

Баллы за работу переводятся в привычную для школьников систему оценивания : 0-36 баллов соответству ю т «двойке»; 37-50 баллов показывают удовлетворительную подготовку и равны «тройке»; 51-66 баллов - «четверка»; 67 баллов и выше говорят, что ученик знает предмет на «отлично»

Слайд 14

Методические рекомендации учителям географии по подготовке учащихся к ЕГЭ рекомендуется обратить внимание на усвоение учащимися: — содержания всех разделов курса школьной географии; — умение анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, схемы); — выполнение программных практических работ; — понимание основных географических понятий, умение применять их и приводить примеры; — способность четко формулировать свои мысли; — изучение вопросов, вызвавших затруднение учащихся при написании экзаменационных работ прошлых лет. — с учетом требований итоговой аттестации совершенствовать методику.

Слайд 15

При организации учебного процесса руководствоваться принципами дифференциации и индивидуализации обучения; При проектировании и проведении учебных занятий использовать деятельностный подход, обеспечивая значительную долю самостоятельности учащихся в освоении умений, навыков и способов деятельности

Слайд 16

Причиной типичных ошибок чаще являются не пробелы в знаниях фактологического характера, а недостаточная сформированность важных умений, непонимание ключевой географической терминологии, что является основой формирования главных предметных компетентностей.

Слайд 17

Практические советы При определении географических координат, направлений и расстояний по карте сформированные в 6-7 классах соответствующие умения у части выпускников впоследствии утрачиваются, так как слабо актуализируются при изучении курса географии России в 8-9 классах. Для закрепления данных умений можно предложить чаще применять задания, в которых они используются: определить промышленную специализацию города, имеющего определенные географические координаты; используя масштаб карты дать количественную оценку при сравнении размеров территорий или расстояний между пунктами, а не ограничиваться оценками «больше – меньше»

Слайд 18

Определите, какой город имеет географические координаты 33° с.ш. 44° в.д. Определите, какой город имеет географические координаты 42° с.ш. 88° з.д. Определите, какой город имеет географические координаты 21° с.ш. 106° в.д. Определите, какой город (столица государства) имеет географические координаты 33° ю.ш. 71° з.д. Определите, какой вулкан имеет географические координаты 64° с.ш. 20° з.д.

Слайд 19

Какие географические координаты имеет точка, обозначенная на карте цифрой 1?

Слайд 20

В каком из городов, обозначенных буквами на карте России, зима наиболее теплая?

Слайд 21

«Природа Земли и человек» сформированность ложных представлений о повышении атмосферного давления и температуры воздуха с высотой, о распределении тепла и влаги по поверхности Земли. Важно актуализировать их в 10 классе при рассмотрении вопросов географии сельского хозяйства, размещения населения мира и отдельных регионов.

Слайд 22

Задание. В каком из населенных пунктов, обозначенных на карте острова буквами А, В, С, D , будет выпадать наибольшее количество осадков? Свой ответ обоснуйте. Ответ: в пункте В.

Слайд 23

«Природопользование и геоэкология» Наличие стереотипов мышления, являющимися следствием низкого уровня естественнонаучной грамотности, «донаучных» знаний, почерпнутых, например, из интернета. Значительная часть учащихся не понимает причины экологических проблем глобального характера. Так, часто учащиеся правильно называют повышение содержания СО 2 в атмосфере как причину усиления «парникового эффекта», но не знают, что основным источником выбросов углекислого газа является тепловая энергетика. Треть выпускников считает, что основной источник загрязнения атмосферы – атомная энергетика.

Слайд 24

Практические советы Усиление компетентностной направленности географического образования может быть реализовано при изучении вопросов именно природопользования и геоэкологии. Для реализации этого потенциала необходимо усиление связи их изучения с жизнью страны и мира, более широкое использование на уроках анализа событий, являющихся предметом пристального внимания общественности, средств массовой информации.

Слайд 25

Практические советы При изучении курса экономической и социальной географии мира (10-11) дополнительное внимание необходимо уделить формированию умений оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию.

Слайд 26

Расчёт ресурсообеспеченности (подушевой \ временной) РО чел. = ресурс / ЧН РО лет = ресурс / годовая добыча

Слайд 27

Крупным импортером минерального сырья сегодня являются не только относительно бедные сырьем страны Западной Европы и Япония, но и США -одна из крупнейших горнодобывающих стран мира. Чем это объяснить? Укажите две причины.

Слайд 28

Практические советы Для предотвращения формирования ложных географических представлений положительно зарекомендовал себя прием, предлагающий при изучении соответствующей страны вопросы, требующие ответа с использованием статистических приложений учебников: «Правда ли что в Индии наибольшая продолжительность жизни в мире? …. что в Китае доля горожан в составе населения очень велика? … что в Испании и Италии в структуре экономики преобладает сельское хозяйство? … что в Канаде отрицательный естественный прирост населения?» и т.п.

Слайд 29

Демографические показатели стран А, В, С в 2009 году Показатели Страна А Страна В Страна С Общая численность населения, млн. чел. 39,0 11, 0 34,0 Численность населения в возрасте до 15 лет, млн. чел. 0,4 1,6 10,2 Численность населения старше 65 лет, млн. чел. 3,9 2,2 1,7 Рождаемость, ‰ 19 10 21 Смертность, ‰ 8 9 4 Доля городского населения, % 79 59 58 Средняя ожидаемая продолжительность жизни, лет 75 75 71 Средняя плотность населения, чел / км² 14 85 4

Слайд 30

Выпускники с хорошим в целом уровнем подготовки, часто не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки этого коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах.

Слайд 31

Практические советы Целенаправленно формировать это умение необходимо начиная с курса географии 6 класса (при организации самостоятельной работы учащихся рекомендуется использовать вопросы, требующие сравнительно небольших письменных ответов, и обязательно анализировать их на уроке). В старших классах также следует предлагать небольшие письменные работы (в том числе и творческие), организуя взаимное рецензирование их учащимися

Слайд 32

В помощь учителю, выпускнику Полезные сайты для ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ! ✏ 1. https://vk.com/ege100ballov , самые свежие новости, ежедневный разбор заданий, вся необходимая теория, разбор практических задач и многое другое можно найти там. В том числе огромная база видеоуроков. ✏ 2. https://www.youtube.com/channel/UCLDpIKDTFBSwIYtAG0Wpibg Около 1500 видеоразборов заданий. ✏ 3. reshuege.ru Дмитрия Гущина с подробным решением и комментариями на каждое задание.

Слайд 33

В помощь учителю, выпускнику 4. Для теоретического изучения различных тем ЕГЭ http://interneturok.ru . 5. ОФИЦИАЛЬНЫЕ сайты. Там найдете демоверсии, кодификаторы и другие официальные полезные документы http://www.fipi.ru/ http://ege.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных компетенций учащихся 5-11 классов в системе подготовки выпускников к итоговой аттестации.

Методические рекомендации по развитию связной  речи учащихся 5-11 классов, подготовке выпускников к итоговой аттестации....

Некоторые особенности подготовки выпускников к итоговой аттестации по обществознанию

Я для себя решила,  что  необходимо  пересмотреть и перестроить  систему педагогической деятельности  и методику подготовки учащихся к итоговой аттестации...

Методические рекомендации учителям географии по подготовке учащихся к ЕГЭ

Итоговая аттестация в форме ЕГЭ для нас, учителей, стала свершившимся фактом, и, причем, обыденным. Но для детей экзамен в подобной форме является стрессогенным фактором - ведь выпускники 11-х классов...

Организационно-методическая работа по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников к итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ

Статья описывает структуру итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ и условия для эффективной подготовки обучающихся....

План работы творческой группы «Подготовка выпускников к итоговой аттестации по математике»

Цель: Оказание методической помощи учителям, входящим в состав группы, по подготовке учащихся к ЕГЭ. Обмен информацией об организации работы учителей математики выпускных классов.Задачи:·...

"Создание условий для наиболее эффективной подготовки выпускников к итоговой аттестации, в том числе в форме ОГЭ, ЕГЭ" (из опыта работы)

Кто же он - современный учитель русского языка? Оптимист или пессимист? Конечно, только оптимист может смело браться за новое дело, каковым стал экзамен  несколько лет назад. В настоящее время пе...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...