Развитие коммуникативных компетенций учащихся 5-11 классов в системе подготовки выпускников к итоговой аттестации.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Методические рекомендации по развитию связной  речи учащихся 5-11 классов, подготовке выпускников к итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_karta_innovacionnogo_pedagogicheskogo_opyta.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие коммуникативных компетенций учащихся 5-11 классов в системе подготовки выпускников к итоговой аттестации. » из опыта работы

учителя русского языка и литературы  Сейфулиной Ольги Викторовны,  

Ханты-Мансийский автономный округ, город Нижневартовск, муниципальная общеобразовательная средняя школа №2 «Многопрофильная».

      Развитие коммуникативных компетенций у учащихся – одна из ключевых задач в обучении и овладении языком. Умение грамотно, связно излагать мысли, анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать проблемы, поднятые автором в тексте, понимать авторскую  позицию, уметь выражать и аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка – комплексный показатель уровня  подготовленности выпускника средней школы, а,  следовательно, показатель его востребованности и конкурентоспособности на рынке дальнейшего образования и на  рынке труда.

Современное поколение школьников, погруженное в атмосферу компьютерных коммуникаций, научилось активно использовать интернет-ресурсы и вместе с тем, за исключением немногих, перестало читать художественную литературу, что стало причиной бедности их словарного запаса, затруднениями в грамотном изложении мыслей даже в повседневной жизни, что свидетельствует о слабом развитии коммуникативных навыков.

С развитием компьютерных технологий в прошлое ушел классический эпистолярный жанр, столь популярный многие годы. Развернутые проникновенные письма заменены короткими СМС,  типа «Как дела? Чё не звонишь?!». В памяти телефона имеется  множество шаблонов готовых посланий, даже поздравительные открытки продаются с уже готовыми пожеланиями на любой вкус. Сегодня в интернете  можно найти сочинение на любую тему, заданный доклад о творчестве автора «скачать», и ложатся на стол учителя сочинения – близнецы, доклады- «копирки». Написание творческой работы самим учащимся  становится, пожалуй, самым трудным заданием. При проверке ученических работ  педагоги отмечают в них  бедность языка, отсутствие логики в изложении мыслей, неумение определять проблематику текста, позицию автора, неумение грамотно высказывать свою позицию и приводить аргументы. Следует отметить, что чаще всего старшеклассники при выполнении задания «С», написании сочинения- рассуждения, приводят аргументы, чаще исходя из жизненного опыта.  Приведение литературного примера в качестве аргумента  в большинстве случаев вызывает затруднение. Объяснением  служит бедность читательского багажа и слабо развитые навыки анализа  текста, выраженные в неумении сопоставлять факты, сравнивать и грамотно характеризовать героев, определять их типологию,  видеть и понимать закономерности или противоречия в развитии конфликта.

Часть «С» (написание сочинения-рассуждения) относится к заданиям повышенного уровня сложности и, как  показывает статистика, именно она    вызывает наибольшие затруднения в выполнении. Опытные педагоги начинают подготовку учащихся  с их обучения еще в младшем  и среднем звене, предлагая  написать изложения, сочинения- миниатюры, сочинения-рассуждения,  сочинения по данному началу, сочинения-описания, сочинения-рассуждения, предлагают вести дневники, в которых они освещали бы происходящие события, сочинения-письма и другое. Конечно, в классе не все   учащиеся успешно справляются с заданием, хотя  отмечен интерес к творчеству у школьников 5-6 классов (желание прочитать свое сочинение в классе) и «спортивный» интерес у выпускников (сколько баллов набрали и где допустили ошибку).

Развитие связной речи учащихся, навыков самостоятельной  работы  по созданию текстов разных жанров и стилей и в целом формирование коммуникативных компетенций– актуальная   проблема современного образования.

          Устная и письменная речь - это две формы существования языка. Естественно поэтому, что ряд требований применим как к устной, так и к письменной речи. Это требования:

1)содержательности речи;

2)ее ясности, точности, убедительности;        

3)выразительности, благозвучия.

         Две формы выражения языка тесно взаимосвязаны, поэтому хорошо развитая устная речь благотворно влияет на навыки письменной речи, и наоборот, письменная речь способствует развитию и совершенствованию устной речи.

          В письменной речи нужны навыки углубленной работы над словом, умение анализировать, совершенствовать написанное. Опыт работы со связными текстами учащиеся получают еще в начальной школе, развивают и  закрепляют его  в среднем и старшем звене. Системная работа учителя в данном направлении позволяет приобщить учащихся к творчеству, научить вдумываться в тему и определять направление ее развития, отбирать и систематизировать материал, овладеть навыками логически последовательно и точно излагать свои мысли, создавать тексты разных жанров и стилей.

              Опыт работы доказывает, что обучение, построенное на основе принципа преемственности, с опорой на  знания, полученные учащимися  в начальной школе, позволяет поэтапно, качественно развивать их  коммуникативные навыки, начиная  с 5 класса.

            Продолжая работу с учащимися в среднем звене по развитию  коммуникативных компетенций, учитель развивает и совершенствует их умения по написанию разнообразных видов  самостоятельных  творческих работ, среди которых имеют место: изложения разных видов, сочинения- миниатюры, сочинения-рассуждения, сочинения по данному началу, сочинения-описания, сочинения-рассуждения, ведение читательских дневников, написание сочинений-писем различным адресатам и другое.

             В идеале такой подход в обучении учащихся  среднего звена обеспечивает нормативную базу языковых знаний и коммуникативных навыков   выпускников в их подготовке  к итоговой аттестации (в 9 классе - написанию изложения с элементами сочинения или сочинения- рассуждения ( в новой форме) ; в 11 классе -  сочинения- рассуждения).

Виды письменных работ и их особенности.

                                                           Изложения.

       Изложение - это обобщенное название одного из видов связной речи. Оно широко используется в речевой практике (изложение - содержания увиденного фильма, изложение – передача содержания беседы, один из приемов развития связной письменной речи учащихся  и т.д.). Определенная последовательность в проведении изложений дает возможность формировать умение правильно (логически и грамматически) передавать чужую речь, понимать своеобразие авторской речи, развивать навыки слушания и запоминания.

       Изложение учит выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся  запас слов, продуманно применять знания по грамматике  и стилистике языка.

        Рекомендуется различать изложения текстов повествовательного характера, текстов, включающих развернутое описание (природы, процессов труда и т.д.), портретную характеристику человека, изложение текстов-рассуждений (литературно-художественное, публицистическое и т. д.).

       По цели изложения могут быть контрольными и обучающими; по объему - подробными и сжатыми; выборочные, осложненные различными дополнительными заданиями:

  1. передать содержание с изменением лица рассказчика;
  2. передать содержание с изменением времени рассказа;
  3. передать содержание с включением диалога;
  4. передать содержание с включением портретной характеристики героя;
  5. передать содержание текста, сохраняя определенные лексико-грамматические средства языка автора;
  6. включение элемента рассуждения;
  7. написание возможного продолжения текста;
  8. составить план текста.

      При выборе текста изложения следует помнить о возможности его воспроизведения обучающимися, соответствии содержания возрасту. Текст не должен  быть перегружен большим количеством незнакомых учащимся слов, был интересен по содержанию.

       Написанию изложения должен предшествовать подготовительный этап - выполнение предшествующих упражнений:

1)письменные  ответы на вопросы;        

2)ответы на вопросы выдержками из текста;

3)составление предложений на определенную тему;

4)упражнения, развивающие навык логического членения текста;

5)упражнения, направленные на повторение орфографических и пунктуационных правил.

Свободные диктанты.

         Эффективным средством подготовки к изложению являются свободные диктанты. Они помогают предупреждать такие ошибки в изложениях учащихся, как неполнота и непоследовательность в передаче содержания, учат выделять главное, устанавливать логическую связь между частями текста, находить нужную форму языкового оформления. Диктанты являются важным средством обогащения активного словаря учащихся, средством  овладения связной речью. (Данный вид работы приемлем и актуален в работе  педагога в современных условиях, когда в классе идет обучение русскому языку детей из стран ближнего зарубежья, слабо владеющих русским языком).

Сочинения.

         Наибольшую сложность в работе по развитию коммуникативных навыков вызывает написание сочинений, так как это один из видов работ по развитию речи, предполагающий самостоятельное, продуманное изложение своих наблюдений, мыслей, суждений в том порядке, какого от него требует тема сочинения, материал.      

         С другой стороны, сочинения помогают учащимся глубже понимать окружающую действительность, человека, самих себя, помогают формировать мировоззрение. Помимо этой важнейшей функции, сочинения развивают мысль и речь учащихся, способствуют развитию умений доказывать, обосновывать выдвинутые положения, отстаивать свою точку зрения.

(Памятка для учащихся)

         Прежде чем приступить к написанию сочинения, следует разобраться в следующем:

1. Как сформулирована тема сочинения и четко поставить задачу: какой ведущий тезис поставить в сочинении.

2. Что взять за основу в изложении материала, подобрать аргументы .

3. Определить угол зрения, в свете которого будет рассматриваться проблема  в целом.

План сочинения.

          Неприятие и затруднение у учащихся вызывает написание плана сочинения. Он их страшит, многие не понимают, зачем он нужен. Это происходит по причине того, что у учащихся нет достаточного понимания   темы сочинения.

           Задача учителя – привести учащихся к пониманию, что именно  план, четкий, продуманный, позволит им глубже определить  свою точку зрения по поводу излагаемого материала, соблюсти логику изложения.

Структура сочинения.

            В логической структуре сочинения обычно выделяют три части: вступление, основную часть, заключение.

(Памятка для учащихся)

Вступление – подступ к раскрытию центральной проблемы сочинения, подготовка читателя к восприятию последующего материала.  

Основная часть- система тезисов, аргументов, цепь логических  умозаключений, поэтапное повествование. (Употребление абзацев для членения звеньев повествования или рассуждения).

Заключение - завершение работы, вывод по изложенному материалу, соответствующий теме сочинения.

Типы сочинений.

        По содержанию различают два основных  типа сочинений: сочинения на литературную тему и на нелитературную (свободную) тему.

Форма сочинений:

  •  сочинения- пересказы;
  •  сочинения- рассуждения.

(Памятка для учащихся)

        Жанры сочинений:

  • сочинения- повествования,
  •  сочинения- описания,  
  • сочинения- рассуждения.

Сочинения-описания - пишущий ставит своей целью раскрыть признаки предмета, явления, лица.

Сочинения- повествования связаны  с умением рассказать о каком-то эпизоде, случае из жизни.

(рекомендуется  следующая последовательность в обучении: сочинение-рассказ по заранее  предложенному информационному материалу; рассказ по данному началу (по готовой завязке рассказа); рассказ по предложенной теме (например, на тему, выраженную в форме афоризма, пословицы).

          Важно научить учащихся писать небольшие рассказы, в основе которых  могут лежать собственные  наблюдения, рассказы товарищей, окружающих людей; научить их разбираться  в структуре  подобных сочинений, понять особенности их языкового оформления.

         Интересным для обучающихся является задание – составить текст , в котором все слова будут на одну букву. Этот вид работы требует не только проявления креативности, но и заставляет детей «переворошить» весь свой  лексический запас.

                       (Пример  творчества учащихся)

         Восемь веселых восьмиклассников выгуливали волнистого верблюжонка Вилли.

        Верблюжонок важно вышагивал, выгибаясь  волнами, восторгая  всем видом встречных.

          Вилли вдыхал весенний воздух, всхрапывал.

         Восьмиклассники вспотели, веселясь  вокруг верблюда. Внезапно выехал велосипедист. Ватага весельчаков  вмиг врассыпную. Вилли вопросительно взглянул, внезапно встал, вытянулся . Велосипедист все-таки вырулил, вытер вязаной варежкой  влажный висок, встревожено вздохнул: «Вот  встреча! Впервые встретил верблюда!».

       Восьмиклассники  вплотную встали вокруг Вилли. Верблюжонок, вздрагивая, в упор всматривался в велосипедиста.

       (Данное задание предусматривает не только лексическую работу, но составление связного текста. Учащимся  надо   придумать сюжет, грамотно, логично его изложить. С таким заданием справляются далеко не все. Большинство могут составить только предложение.)

        Сочинения-рассуждения предполагают наличие у пишущего умений рассуждать, мыслить самостоятельно , отстаивать свою точку зрения.

        Сочинения этого типа имеют свою специфику: автор должен умело сформулировать ведущий тезис сочинения, обоснованно отобрать аргументы, продумать построение работы, потому что нарушение логической последовательности в рассуждении, недостатки языкового характера снижают уровень работы, лишают доводы автора значительной доли убедительности.

         Для сочинений-рассуждений  характерен  публицистический стиль речи, потому что  его языковые  средства  рассчитаны на сообщение, доказательство, на особое эмоциональное воздействие на читателя, слушателя.

          В сочинениях- рассуждениях, таким образом, важно не только то, о чем говорит автор,  но и то, как он об этом говорит. В таких сочинениях работа над словом занимает особое место. Слово должно быть выверено, употребление его оправдано сточки зрения тематики сочинения и авторской позиции.

Работа над ошибками.

       Важную роль в овладении грамотной  связной речью является работа над ошибками. Она позволяет развить у учащихся языковое чутье, стремление говорить литературным языком, умение редактировать написанное.

         В ходе работы над ошибками учащиеся должны научиться распознавать разные виды ошибок и иметь на этот случай памятку:

-ошибки в содержании (пропуск фактов, их искажение, нарушение связи между частями текста);

 -лексические ошибки (непонимание значения слова, употребление слова не в том значении, неумение пользоваться синонимами, неоправданное повторение, употребление нелитературных слов);

-грамматические ошибки (смешение времен и видов глагола, нарушение норм согласования и  управления и т.д.);

- понимать и распознавать орфографические и пунктуационные ошибки.           

Заключительным этапом в подготовке учащихся к итоговой аттестации является работа по совершенствованию  навыков владения связной речью при написании сочинения- рассуждения.

             В задании «С»  четко сформулировано задание, обозначены критерии, по которым будет оцениваться  работа, в этом случае уместным будет отработка действий по алгоритму:

1.Внимательно, вдумчиво прочитать текст, по которому будет написано сочинение.

2.Сформулировать проблемы, поднятые автором, определиться, на которой остановитесь в сочинении, найти ее обоснование.

 3.Сформулировать позицию автора по поднятой проблеме.

4.Определить свое отношение, сформулировать свою позицию.

5.Сформулировать аргументы в  качестве доказательства своей позиции,

взяв примеры, исходя из жизненного опыта, примеры из литературных источников.

           Надо приучить учащихся к соблюдению абзацев, делящих текст на логически оправданные части. Обратить внимание на точность выражения мысли, разнообразие грамматического строя, логичность и последовательность изложения.

           Сложность у учащихся вызывает недостаток в их лексическом  арсенале выражений-связок, которые можно употреблять  при переходе от одной смысловой части к другой. В решении этого вопроса могут помочь памятки, которые уместно дать каждому ученику, предварительно составив их коллективно, опираясь на технологию сотрудничества.

            Уместна и оправдана коллективная работа по созданию текста сочинения с последующим ее письменным воплощением, анализом соответствия критериям оценивания, опубликованным в сборнике заданий ЕГЭ.

            После         такой поэтапной работы большинству учащихся смысл  становится понятным и задания «С» выполнимым. (Пример памятки, разработанной совместно с учащимися)

Методические рекомендации по выполнению задания  части «С» по русскому языку.

В процессе подготовки учащихся 11 классов к итоговой аттестации выявляются трудности при выполнении задания части «С» -  написания сочинения – рассуждения.

         С целью формирования практических навыков выпускников. разработаны методические рекомендации, с помощью которых выстраивается алгоритм действий выполнения  части «С».

Задание:

1) Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

2) Сформулируйте позицию автора.

3) Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста.

4) Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

5) Вывод.

        Объем сочинения – не менее 150 слов.

Памятка 1.

Клише:

1) Произведение… посвящено теме….

 В своем  творчестве автор не раз обращается к  теме… К ней он обращается и в данном произведении…

 В тексте – рассуждении автор … поднимает проблему…

Он связывает это с…..

2) Размышляя над данной проблемой, автор приходит к мнению, что…

Автор приводит (убедительные , весомые, ….) аргументы для  ….

Автор приводит примеры…..

Автор убеждает читателя в …

3) Мысли автора…(его убеждения)  созвучны  с мнением  (отношением) читателя …находят отклик у читателей…

 Хочется вступить в полемику ….

 Хочется стать соавтором рассуждения по данной проблеме.

Автор развенчивает  сложившееся  убеждение (мнение) о….

Проблема, поднятая автором актуальна…..

Проблема, поднятая автором, не может не волновать ….(не оставляет равнодушным читателя)

Именно об этом говорится в тексте…

С мнением автора нельзя не согласиться….

Мысли автора становятся понятны и близки читателю.

Позиция автора во многом близка мне…

Автор предстал умелым публицистом  (тонким знатоком  (ценителем) , истинным патриотом, исследователем, мудрым советчиком., свидетелем (участником)  событий,…

Рассуждение  убедительно аргументировано и  трудно не согласиться с приведенными доводами…

Автор приводит примеры….

Другой пример (факт, случай)…

Далее следует…

Во-первых,…во-вторых…

4) Всей логикой рассуждения автор убеждает читателя в…..

Читая текст……. Я еще раз убедился в своем мнении по этому вопросу.

Об этом заставляет задуматься автор текста.

В моем понимании….

На мой взгляд, …

Мы редко размышляем об этом , но  автор  заставил задуматься …

Приведенные автором аргументы (доводы) придают весомость ( значимость) сказанному,

убеждают читателя в….  

Мнение автора    в корне не совпадает (совпадает)  с моим  взглядом на данную проблему.

 ( восприятием данного  вопроса)…

Я в корне не разделяю авторское мнение (отношение)  по  поднятой  в тесте проблеме…

В тексте автор утверждает, что…

Мой жизненный и читательский опыт является подтверждением этого…

Мой жизненный и читательский опыт убеждает меня в правоте автора.

В жизни нам часто приходится сталкиваться…

Подтверждением правоты взгляда автора на проблему  можно найти в литературе.

Примеры подобных случаев можно найти в литературе…

5) Вывод.

Автор приводит нас к очень важному пониманию…

В  итоге читатель приходит к выводу…

Одним словом,   …

Можно сделать вывод…

Попробуем обобщить сказанное…

Подведем итог…

Итак,…

        

Структура

Памятка 2 сочинения

Вступление

Основная часть

Заключение

Тема

Авторская позиция

Ее аргументация

Выражение собственного мнения

Его аргументация

Обобщить сказанное.

Отразить свое видение проблемы
показать значение предложенного текста

О чем говорится в тексте?

Это ответ на вопрос, поставленный при определении проблемы текста. Написать мнение автора.

Написать, какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми, выражают его точку зрения.

Как выражено отношение автора к изображаемому: если  его позиция отражена в предложениях, то процитировать их; если с помощью изобразительных средств, то указать на это)

Выразить согласие (полное или частичное) или несогласие с мнением автора по проблеме.

Прописать свое отношение к проблеме, т.е. записать тезис к собственной аргументации

Привести не менее 2 аргументов к тезису, подкрепить их примерами, цитатами, афоризмами, ссылками на факты, общественное мнение  и т.д.

Подвести итог, побудить читателя к дальнейшему осмыслению проблемы(3-5 предложений)

Клише:

*Текст посвящен теме…

*В тексте излагается (говорится) о…

*В тексте дается оценка (анализ, обзор)…

*Автор текста рассказывает (рассуждает, излагает)…

*В предлагаемом тексте затронута тема…

1.Отобрать цитату, отражающую позицию автора.

2.Текст перед этой цитатой должен готовить ее появление.

3.Продумываем комментарий к цитате

(отклик на мысли, сформулированные в цитате)

Построение абзаца

Текст, предваряющий цитату.

2.Цитата (как прямая или косвенная речь).

3.Комментарий к цитате.

Клише:

*По мнению автора,…

*С точки зрения автора, …

*На взгляд автора, …

*Автор считает…

*Я думаю, позиция автора состоит в…

*Я думаю, что позиция автора достаточно четко определена и представляет собой…

Клише

*Автор не может остаться равнодушным…

*Автор переживает (сострадает, озабочен, негодует, высмеивает, горюет…)…

*Отношение автора к обозначенной проблеме  выражено четко в предложении…

*Авторское отношение выражено …

*В тексте нет ни одного  оценочного слова, которым бы автор выразил свое отношение к проблеме, но  в то же время это отношение ясно просматривается.

Варианты

1.Кажется, как, описывая раннее утро,  можно обойтись без выражения восторга от увиденного, без эпитетов, передающих  великолепие этого утра.  Но парадокс заключен в том, что в тексте (тип речи которого – описание) мы встречаем лишь один эпитет («единственное»), но, тем не менее, картина раннего утра настолько ярка, что ощущаешь всю его прелесть. Хочется жить, дышать и радоваться.

Клише

*С мнением автора нельзя не согласиться….

*Мысли автора становятся понятны и близки читателю.

*Позиция автора во многом близка мне…

*Автор предстал умелым публицистом  (тонким знатоком  (ценителем) , истинным патриотом, исследователем, мудрым советчиком., свидетелем (участником)  событий,…

*Рассуждение  убедительно аргументировано и  трудно не согласиться с приведенными доводами…

*Всей логикой рассуждения автор убеждает читателя в…..

*Читая текст……. Я еще раз убедился в своем мнении по этому вопросу.

*Об этом заставляет задуматься автор текста.

*В моем понимании….

*На мой взгляд, …

*Мы редко размышляем об этом , но  автор  заставил задуматься …

*Приведенные автором аргументы (доводы) придают весомость ( значимость) сказанному,

убеждают читателя в….  

*Мнение автора    в корне не совпадает (совпадает)  с моим  взглядом на данную проблему .

( восприятием данного  вопроса)…

*Я в корне не разделяю авторское мнение (отношение)  по  поднятой  в тесте проблеме…

*В тексте автор утверждает, что…

*Мой жизненный и читательский опыт является подтверждением этого…

*Мой жизненный и читательский опыт убеждает меня в правоте автора.

*В жизни нам часто приходится сталкиваться…

Структура абзаца

1.Тезис№1 (один и тот же на протяжении всего доказательства; сформулирован четко)  -доказательство-вывод.

2.Тезис №2 – доказательство – вывод.

Клише

(для расположения аргументов)

*Во-первых,…

*Во-вторых,---

*…это одно.

*Другой пример (факт, случай)..

*Далее следует…

*Далее…

*Следующий аргумент –

*И наконец, такой факт…

*Ну и…

*И еще…

 *И потом…

*Подтверждением правоты взгляда автора на проблему  можно найти в литературе.

*Примеры подобных случаев можно найти в литературе…

*Автор приводит нас к очень важному пониманию…

Клише:

*Итак,…

*Таким образом, приходим к выводу…

*Можно сделать вывод…

*Подведем итог…

*Попробуем обобщить сказанное…

*Все сказанное убеждает читателя в том, то…

*Подводя итог сказанному, можно  сделать вывод…

*Что будет…

*К чему  может привести…

*Как будет замечательно…

Варианты начала:

1.Ю.Олеша находит новый поворот такой, казалось бы, избитой темы – темы чтения в жизни человека.

2.Владимир Солоухин – один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своем творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношений человека и природы. К этой теме писатель обращается и в тексте о прекрасном росном утре.

3. Утро – это время, когда пробуждается от сна все живое. Свежесть и яркость утренних красок, утренняя прохлада, сверкание росы создают в природе особое настроение, которое передается людям, поднимающимся с первыми лучами солнца, как бесценный дар, как высшая награда за открытость этому миру. Об этом текст замечательного русского писателя Владимира Солоухина.

Варианты:

1.О свободе личности можно говорить, только признавая право личности на самобытность. В этом отношении  замечательно восклицание Н.Гумилева: «Я не хочу, чтобы меня смешивали с другими,- а это требует, чтобы и я сам не смешивал себя с другими».Таким образом, в центре внимания автора находится  человек как личность.

2.Распутин показывает, насколько могут быть бессердечны, жестоки, злы те люди, которые стали «Иванами, не помнящими родства». Именно память сохраняет в человеке человека.

Такова, на мой взгляд, проблема, обозначенная автором текста.

(Для введения аргументов)

*Исходя из…

*В соответствии…

*В связи с тем, что…

*Учитывая, что…

*Ввиду…

*По причине…

*В силу того, что…

*Так как…

*…, потому что…

(Для подведения итога)

*Одним словом,…

*Следовательно,…

*Итак,…

*Таким образом, приходим к выводу…

*Можно сделать вывод…

*Попробуем обобщить сказанное…(то, что было сказано…)

*Подведем итог…

Варианты начала

(Согласие с мнением автора)

Позиция автора во многом мне близка, но я считаю, что основное назначение образования состоит в том, чтобы сделать людей более гуманными, более чуткими к окружающему миру. Я тоже думаю, что спасет мир не красота, а именно образование – фундамент взаимоотношений между людьми. Ведь человек, освоивший культуру многих поколений, не пойдет против нравственных законов чести, добра и справедливости, никогда не переступит через свои убеждения.

(Впечатление о прочитанном)

После прочтения текста я поняла, что дружба – дар, который следует ценить. Дружба делает людей добрее, нежнее, автор смог убедить нас в этом.

(Призыв, пожелание)

Мы должны стать лучше, чтобы не повторить ошибок предыдущих поколений, жить мирно и счастливо.. Образование способно помочь нам в этом.

(Нравственный вывод)

В.Солоухин приводит нас к очень важному пониманию: мы живем в этом мире, но не знаем его. Мы часто сами лишаем себя возможности ощутить то непередаваемое состояние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы всегда сможем испытать близость к природе, увидеть ее такой, какой не видели раньше. Стоит только захотеть.

Проблема

 (не д.б.: пересказа текста или его части;

Рассуждений по поводу всех проблем текста;

Комментария о действиях героев;

Общих рассуждений о тексте)

Клише:

В статье автор затрагивает (ставит, освещает) следующую проблему…

Автор данной статьи останавливается на следующих проблемах (вопросах)…Автор касается следующих проблем (вопросов)

Сущность проблемы сводится (заключается, состоит в)…

Варианты:

Рассуждая о чтении вообще, С.Михалков не просто выделяет проблему чтения. Он говорит о роли книги в период становления личности человека.

Комментарий (актуальность)

(Какие сведения об авторе, его творчестве нам известны;

В чем актуальность поднятой автором проблемы;

Как, на каком материале автор раскрывает проблему;

На чем он заостряет внимание, как он этого достигает;

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте;

Какие авторские позиции выражены в тексте;

Чем вызван интерес автора к проблеме;

Каково его  отношение к ней;

Клише:

В начале текста автор дает обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи)…

В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для…

Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что…

Тема текста представляет большой интерес…

Варианты:

1.Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься текст В.Астафьева.

В процессе обучения создаются условия для поэтапного развития и укрепления коммуникативных навыков  у обучающихся  и, следовательно,  создается прочная база знаний,  умений так необходимых выпускникам для прохождения итоговой аттестации.

 Процессе обучения, построенный в соответствии с принципами  преемственности, доступности, научности и эффективности, системности и поэтапной организации, позволяет решать многоуровневые задачи образования школьника в целом.

Мониторинг изменения витагенного опыта учащихся показывает, что к концу обучения у каждого обучающегося повышается  уровень владения навыками связной речью, происходит осознанное применение научных знаний и жизненного опыта  в предлагаемых  речевых ситуациях, формируется устойчивая  мотивация к обучению, развиваются и закрепляются навыки самостоятельной работы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

Система подготовки к государственной (итоговой) аттестации учащихся по биологии

Представляю свой опыт работы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов. Данное выступление было представлено на межрайонном семинаре обмена опытом....

Некоторые особенности подготовки выпускников к итоговой аттестации по обществознанию

Я для себя решила,  что  необходимо  пересмотреть и перестроить  систему педагогической деятельности  и методику подготовки учащихся к итоговой аттестации...

Организационно-методическая работа по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников к итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ

Статья описывает структуру итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ и условия для эффективной подготовки обучающихся....

План работы творческой группы «Подготовка выпускников к итоговой аттестации по математике»

Цель: Оказание методической помощи учителям, входящим в состав группы, по подготовке учащихся к ЕГЭ. Обмен информацией об организации работы учителей математики выпускных классов.Задачи:·...

Система подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов (в новой форме)

В связи с   введением  новой  формы организации и проведения  итогового экзамена для выпускников девятых  классов  общеобразовательных  учреждений, в средней об...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...