"Создание условий для наиболее эффективной подготовки выпускников к итоговой аттестации, в том числе в форме ОГЭ, ЕГЭ" (из опыта работы)
статья (9, 10, 11 класс) по теме

Силкина Светлана Михайловна

Кто же он - современный учитель русского языка? Оптимист или пессимист? Конечно, только оптимист может смело браться за новое дело, каковым стал экзамен  несколько лет назад. В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт подготовки к ЕГЭ.

       «Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное». Эти слова я считаю призывом действовать, учитывая многие аспекты: уровень подготовленности класса, мотивацию учащихся, информированность родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа»

Табунского района Алтайского края

Создание условий для наиболее эффективной подготовки выпускников к итоговой аттестации,

в том числе в форме ОГЭ, ЕГЭ

(из опыта работы)

                                                                          Учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Алтайская СОШ»

Донцова С.М.

цвет герб шк

с. Алтайское

Май 2015г.


ЕГЭ глазами пессимиста

Вот снова у меня одиннадцатый класс.

Так мало грамотных средь них!

Я вглядываюсь в лица: сдаст, не сдаст

В июне ЕГЭ каждый из двоих.

Потом разборки: как и почему;

Системы нет, готовили не так…

И снова я у совести в плену,

Морали–то читать - любой мастак.

А что учитель? Пашет словно вол:

С урока выйдет – мокрая спина.

И думает, чтоб школу не подвёл,

Когда наступит страшненький ЕГЭ.

ЕГЭ глазами оптимиста

Ну что, одиннадцатый, справишься с ЕГЭ?

Ведь всё получится, ты тесты порешай,

Засядь за книги, не играй в ПК.

Примчится лето быстро, так и знай.

А что учитель? Он всегда с тобой:

Поможет подготовиться, поверь.

А «результатец» будет неплохой,

Откроют пред тобой все вузы дверь.

         

          Кто же он - современный учитель русского языка? Оптимист или пессимист? Конечно, только оптимист может смело браться за новое дело, каковым стал экзамен  несколько лет назад. В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт подготовки к ЕГЭ.

       «Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное». Эти слова я считаю призывом действовать, учитывая многие аспекты: уровень подготовленности класса, мотивацию учащихся, информированность родителей.

«Виды взаимодействий»: ЕГЭ – учитель – дети - родители

Как  должен построить работу учитель, чтобы его учащиеся сдали ЕГЭ  «хорошо» и «отлично»? Как можно легко подготовить их к предстоящему экзамену? Именно этими вопросами, на мой взгляд, задаются сейчас учителя, которым предстоит подготовить учащихся к ЕГЭ.

Целью занятий по русскому языку в 10-11 классах становится обеспечение качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.

        Чтобы избежать  спешки в подготовке учащихся к такому серьёзному экзамену, нужно стремиться к систематизации  таких  мероприятий, как:

1) Проведение диагностических тестов за курс русского языка с 5 по 9 кл., которые позволяют выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. На основе данной работы учитель выявляет группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что, в свою очередь, помогает не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия.

2) Знакомство учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, заданиями и бланками. Учитель показывает справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ.

3) Постоянное обращение (на уроках) к отдельным заданиям ЕГЭ, которые во многом могут совпасть с реальной темой данного урока.

4) Тесная связь с родителями учащихся, проходящих итоговую аттестацию по русскому языку в форме ЕГЭ.

5) Периодическое обновление методических копилок (папок) и  стендов по ЕГЭ.

6) Проведение внеклассных мероприятий по подготовке к ЕГЭ.

7)Организация консультаций перед экзаменом, психологическая поддержка. Выпускники смогут получить последние наставления, советы, прояснить те вопросы, которые представляют наибольшую трудность.

8) Обмен педагогическим опытом и идеями по эффективной подготовке к ЕГЭ между учителями-предметниками.

        Таким образом, работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку становится эффективной только в том случае, если вышеперечисленные мероприятия приобретают систематический характер.

На первых же уроках ученики даются комментарии к учебникам, которые используются при подготовке. Учебник под ред.А.И.Власенкова, Л.М,Рыбченковой не располагает достаточным материалом для работы по синтаксису простого и сложного предложений, по некоторым разделам орфографии материала недостаточно для повторения, упражнения даны вразброс, что осложняет работу учителя и ученика. Теоретический материал гораздо удобнее повторять, используя учебное пособие В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко.

Ученики получают информацию о примерном плане подготовки к ЕГЭ (называются темы и разделы языкознания, повторение и изучение которых предполагается в 10-м и 11-м классах, определяется система контроля знаний, выполнения домашних работ, возможности получить индивидуальную консультацию, пересдать плохо усвоенную тему). Главное – понимать, что сейчас недостаточно определить на уроке тему, надо, отметить её значительность для учащихся.

        Например, я предлагаю следующий план:

  1. Обучение правильному заполнению бланков ответов.
  2. Языковые и лексические нормы. Значения слов (лексика)
  3. Орфография.

- глагол и его формы;

- гласные в суффиксах;

- правописание приставок;

- безударные чередующиеся гласные, непроизносимые гласные и согласные в корнях слов.

  1. Сложное предложение и пунктуация в нём.
  2. Морфология.

- самостоятельные и служебные части речи;

- особенности употребления причастий, деепричастий, наречий;

- части речи (блочно).

  1. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
  2. Изобразительно-выразительные средства языка.
  3. Задание 25. Сочинение.

- композиция сочинения-рассуждения;

- формулировка проблемы, комментарий к проблеме;

- авторская позиция;

- аргументация выбора.

В плане отражены, прежде всего, те задания,  в которых наиболее часто ошибаются учащиеся. Я считаю, что на каждом уроке и на дополнительных заданиях нужно обращать внимание на эти задания. Работать нужно с реальными заданиями КИМа, соответствующими демонстрационному варианту, чтобы учащимся было легче ориентироваться в них.

Подготовка к тестовой части и к сочинению – далее комментарий по КИМу.

1.Орфоэпический и паронимический словники

2. Литературоведческая и лингвистическая копилки

3. Читательский дневник

4. Шаблоны сочинений (более 20 написали)

Подготовка к тестовой части

В 10 - 11 классе в начале каждого занятия проводится словарная работа, расширяющая словарный запас учеников путём введения широко используемых в настоящее время слов иноязычного происхождения, а также лингвистических и литературоведческих терминов
Теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического (фонетического, словообразовательного, синтаксического) разбора, анализа текстов разных стилей (тексты используются из разных источников).

Традиционные школьные правила часто заменяются более лёгкими для запоминания и понимания, а в тестах встречаются случаи повышенной трудности. Исключения из правил записываются и заучиваются наизусть, основные примеры разбираются у доски с обязательным комментарием. На дом задаётся и теория, и  упражнения на закрепление правила.

В 10 классе это в основном словарные диктанты  с графическим объяснением  (для этой работы целесообразнее завести половинки тетради), в 11 классе – в основном тесты с целью «набить руку». Тесты могут быть самые различные. Их содержание зависит от уровня подготовки учащихся.
Одной из форм работы по закреплению материала было создание карточек – тестов самими учениками.

Подготовка к заданию 25

Подготовке к сочинению уделяется особое внимание, т.к. значение этой части для общей оценки является решающим. Главным условием, при котором можно научиться писать сочинения, является постоянная систематическая работа над ними. Совместная работа с преподавателем, сравнение собственных сочинений с другими, новые попытки написать лучше должны привести к выработке твёрдых навыков в этом трудном деле. В конечном итоге, сочинения будут индивидуальными, но общие рекомендации способствуют скорейшему становлению, развитию умения писать сочинение.

Ученикам предлагается алгоритм работы над текстом сочинения  по прочитанному тексту, типичные речевые конструкции, встречающиеся в сочинениях подобного типа, образцы  сочинений, которые впоследствии можно использовать как материал для обсуждения. Учащимся предоставляется в распоряжение информация по стилистике, текстоведению, культуре речи, которую им порою некогда собирать по различным учебникам и справочникам, даётся теоретический материал по основным типам речевых и грамматических недочётов, критерии оценки сочинений.

Выбор текстов для написания сочинения определяется органичным сближением курса русского языка  с  литературой. Систематическое обращение к текстам, изучаемым в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства обеспечивает  более высокий уровень восприятия художественного произведения и даёт возможность достаточно часто писать сочинения. Например, в 11класе используются рассказы Бунина, Аверченко, Тэффи, отрывки из произведений Куприна, Астафьева  и т.д. Часто ведётся работа с текстами о поэтах, писателях, их творчестве, биографических фактах (например, о Цветаевой, Маяковском, Блоке и др.) Такой подбор текстов несёт двойную пользу: расширяется кругозор учащихся, появляется дополнительная информация об изучаемых поэтах, писателях, за счёт уроков литературы происходит отработка навыков работы с текстом.

Виды контроля.
Помимо ежеурочного контроля в виде словарных диктантов, тестов, домашних сочинений, примерно раз в два месяца даётся тест по образцу ЕГЭ с указанием тех заданий, которые необходимо выполнить.
Консультации перед экзаменом.
Немаловажной является и работа учителя накануне экзамена. Ошибочно думать, что выпускники смогут самостоятельно выделить те вопросы, которые необходимо повторить. Если у ребят есть вопросы, то они рассматриваются, но вопросы задаются редко, поэтому задача учителя не ждать вопросов, а давать информацию, обращая внимание на все подводные камни в задании.

Во время проведения консультаций не ругать, а только хвалить. Нужно показать, что ребята готовы к экзамену, что всё самое неприятное позади. Психологически настроить на праздник знаний. Но напомнить, что экзамен – это и борьба за каждый балл. (Следует привести примеры проходных баллов в разные ВУЗы и подчеркнуть, что везде разные критерии оценки.).

Роль ученика в подготовке.
Несомненно, большое внимание уделяется самоподготовке и взаимопроверке, причём необходимо учитывать разную степень подготовленности учеников.   
Главное, чтобы дети как можно больше работали с тестами.

Работа с родителями.
Контакт с родителями учеников, готовящихся к сдаче ЕГЭ крайне важен. На родительское собрание в10-11 классах в обязательном порядке приглашается учитель русского языка и литературы. Родители знакомятся со структурой ЕГЭ, получают подробную информацию о дополнительной литературе, помогающей в подготовке к экзамену, о видах контроля.

Кроме того, в моей практике есть и такая форма, как тетради-помощники, в которых отрабатываются наиболее трудные задания. Многократное обращение к тетрадкам-помощникам способствует лучшему запоминанию материала.

Система подготовки  в 11 классе также предполагает:

  1. Разбор требований к выполнению тестовой части, анализ оценивания части С, изучение критериев.
  2. Написание учителем образца сочинения.
  3. Вывешивание  лучших работ на стенд «Подготовка к ЕГЭ».
  4. Написание домашних сочинений в течение года, не менее 8.
  5. Оказание консультаций учениками во время уроков.
  6. Создание буклетов, схем, таблиц.
  7. Составление  памятки по написанию сочинения.
  8. Использование тестов разного уровня.
  9. Сообщение родителям об уровне подготовки по электронному дневнику.
  10. Ведение мониторинга для учащихся (текущего, полугодового, личного).
  11. Участие в проектной деятельности.
  12. Участие в олимпиадах различного уровня.
  13.  Использование дистанционного  тестирования  http://www.saharina.ru,  http://капканы-егэ.рф.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                 Также при организации тестовой работы необходимо обращать внимание на следующие моменты:
1) Тестовая работа должна быть выполнена в строго отведенное время. Поэтому нужно учить обучающихся правильно ориентироваться во времени.
2) Особое внимание следует уделять работе с формулировками, характерными для экзаменационных материалов. Часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика.
3) Кроме того, необходимо в обязательном порядке проводить анализ заданий после проведения тестовых работ.
4) Важное место следует отводить организации повторения изученного материала, особенно организации заключительного повторения. В процессе повторения память у учащихся развивается.

5) Организуя процесс повторения учебного материала, необходимо уделять значительное внимание таким дидактическим приёмам как сравнение, синтез, анализ, обобщение, классификация, которые способствуют активному протеканию процесса запоминания. Для осознанного восприятия материала необходимо привлекать учащихся к такому виду работы, как составление упражнений по образцу.
6) При организации итогового повторения должен быть отобран самый важный материал. Целесообразно весь повторяемый материал распределить по методическим линиям курса
7) Нужно работать над мотивацией обучающихся к участию в итоговой аттестации. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзамена.
8) Осуществлять межпредметную связь, особенно с такими предметами как литература  и история.
9) Осуществлять на уроках индивидуально-дифференцированный подход.

  

К тому же обобщающее повторение невозможно без схем и опор. Они создаются в ходе изучения материала и постоянно используются для повторения. Например, при обобщающем повторении теоретического материала удобен денотатный граф. Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения существенных признаков ключевого понятия.  Создание такой схемы предполагает выделение ключевого слова или словосочетания; чередование имени и глагола в графе (глагол выражает движение от понятия к его существенному признаку);  дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"; соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д. Насколько удобна такая схема, можно увидеть на примере такой сложной по структуре теме, как виды сказуемых. Денотатный граф позволяет «разложить по полочкам» основные понятия и проиллюстрировать  их наглядными примерами.

Психологи выделяют несколько групп трудностей: когнитивные, личностные, процессуальные.

  1. Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Поэтому в систему работы по подготовке к ЕГЭ включается обрабатывание навыков и умений работы с текстом: выделять существенные стороны, отделяя от второстепенных, умение оперировать фактами и положениями, вырванными из контекста.
  2. Личностные трудности – это особенности восприятия экзамена, субъективная реакция. Основное следствие трудностей – это повышенный уровень тревоги, что приводит к дезорганизации деятельности на экзамене, поэтому, отрабатывая на уроках и дополнительных занятиях материал, уделяется внимание воспитанию личностных качеств и формированию стрессоустойчивости. Больше знаешь – меньше боишься, меньше боишься – больше веришь в победу, веришь в победу – значит победишь.
  3. Трудности, связанные с самой процедурой ЕГЭ: фиксирование ответов, заполнение бланков, незнанием прав и обязанностей и т.д.

Педагогическое сопровождение подготовки к ЕГЭ осуществляется общими усилиями: учителя-предметника, классного руководителя, родителей, администрации школы, педагога-психолога. Только тесное сотрудничество учителя со всеми участниками образовательного процесса может обеспечить условия для эффективной подготовки выпускников к итоговой аттестации.

Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками ЕГЭ по русскому языку, это, прежде всего, воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных компетенций учащихся 5-11 классов в системе подготовки выпускников к итоговой аттестации.

Методические рекомендации по развитию связной  речи учащихся 5-11 классов, подготовке выпускников к итоговой аттестации....

Некоторые особенности подготовки выпускников к итоговой аттестации по обществознанию

Я для себя решила,  что  необходимо  пересмотреть и перестроить  систему педагогической деятельности  и методику подготовки учащихся к итоговой аттестации...

Организационно-методическая работа по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников к итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ

Статья описывает структуру итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ и условия для эффективной подготовки обучающихся....

План работы творческой группы «Подготовка выпускников к итоговой аттестации по математике»

Цель: Оказание методической помощи учителям, входящим в состав группы, по подготовке учащихся к ЕГЭ. Обмен информацией об организации работы учителей математики выпускных классов.Задачи:·...

Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в контексте новых образовательных стандартов

Обобщение опыта работы.  В условиях модернизации системы образования своей главной задача сельских школ -  предоставить каждому ученику возможность  реализовать интеллектуальные и ...

Методические рекомендации учителям географии по подготовке выпускников к итоговой аттестации

Методические рекомендации рассмотрены на заседании ОМО учителей географии ГГО...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...