Главные вкладки

    Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в контексте новых образовательных стандартов
    план-конспект урока (9 класс) на тему

    Никифорова Татьяна Александровна

    Обобщение опыта работы.  В условиях модернизации системы образования своей главной задача сельских школ -  предоставить каждому ученику возможность  реализовать интеллектуальные и творческие способности, формировать потребность в непрерывном самообразовании, способность к социальной адаптации, развивать активную гражданскую позицию.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    УОМО «Усть – Удинский район»

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    Средне – Муйская средняя общеобразовательная школа

    ( МКОУ Средне – Муйская СОШ)

    Реализация системно – деятельностного подхода

    на уроках русского языка и литературы

    разработка в номинации «Лучший авторский урок в

     образовательной области «Филология»

    выполнила учитель русского языка и литературы

    Никифорова Т. А., высшая

    квалификационная

    категория, стаж работы – 29 лет

    с Средняя Муя

    2016 год

    Содержание

    1. Обоснование выбора темы                                                                   с 3-4
    2. Сущность системно – деятельностного подхода в преподавании:  
    1. Система дидактических принципов                                          с 4-5
    2. Классификация уроков деятельностной направленности       с 5-7
    3. Основные отличия уроков детельностной направленности от традиционных  уроков                                                               с 7-9
    4. Технологии, реализующие деятельностный подход               с 9-10
    5. Практическая часть: разработка урока русского языка  с использованием системно – деятельностного подхода         с 10-12
    1. Структура урока литературы  с использованием системно – деятельностного подхода                                                                    с 12-14
    2. Системно – деятельностный подход во внеклассной работе         с 14-15
    3. Список литературы                                                                             с 15-16
    4. Приложения                                                                                         с 16-22

    1. Обоснование выбора темы

    Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю,

     я делаю – я усваиваю

    Китайская мудрость 

    Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтролю и со стороны учителя.

    Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает системно-деятельностный подход. Сегодня наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

    1. Сущность системно – деятельностного подхода в преподавании:  

    2.1 Система дидактических принципов                                            

    Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 

    1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

    2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

    3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

    4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

    5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

    6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

    7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

    1. Классификация уроков деятельностной направленности        

    Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

    • уроки «открытия» нового знания;
    • уроки рефлексии;
    • уроки общеметодологической направленности;
    • уроки развивающего контроля.

    1. Урок «открытия» нового знания.

    Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

    2. Урок рефлексии.

    Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

    3. Урок общеметодологической направленности.

    Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

    4. Урок развивающего контроля.

    Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

    Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

    • предъявление контролируемого варианта;
    • наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
    • сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
    • оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

    Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

    • написание учащимися варианта контрольной работы;
    • сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
    • оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
    1. Основные отличия уроков детельностной направленности от традиционных  уроков

    Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:

    Элементы  сравнения

    Традиционный урок

    Урок в режиме деятельностного подхода

    Формулирование темы урока

    Учитель сообщает учащимся

    Формулируют сами учащиеся

    Постановка целей и задач

    Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

    Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

    Планирование

    Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

    Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

    Практическая деятельность учащихся

    Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

    Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

    Осуществление контроля

    Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

    Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону)

    Осуществление коррекции

    Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

    Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

    Оценивание

    Учитель оценивает работу на уроке

    Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

    Итог урока

    Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

    Проводится рефлексия

    Домашнее задание

    Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

    Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

    1. Технологии, реализующие деятельностный подход

    Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока - основной формы организации обучения. С помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке? Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:

    • Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
    • Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
    • Технология, основанная на реализации проектной деятельности
    • Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
    • Технология деятельностного метода
    1. Практическая часть: разработка урока русского языка  с использованием системно – деятельностного подхода

    Тема урока: «Сложносочинённое предложение как вид сложного предложения»

    Форма урока: урок – практикум по русскому языку в 9 классе

    Задачи урока:

    1. Отрабатывать практические умения отличать ССП от ПП, определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП, производить синтаксический разбор

    2. Развивать навыки аналитической, исследовательской  деятельности

    3. Развивать речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор

    4. Воспитывать любовь к русской литературе и языку

    Оборудование: презентация, интерактивный тест, оценочный лист для учащихся, проектор, компьютеры, карточки с заданиями №1,2,3 и карточка с домашним заданием

    Эпиграф: «Друзья, прекрасен наш союз» (А.С. Пушкин)

    Ход урока

    Методика работы

    1

    Объявление темы, задач урока

    1 этап – мотивация, задача этапа: с помощью проблемного вопроса (как вы думаете, откуда это задание, что нужно сделать, чтобы выполнить его?) и работы со словами эпиграфа определить, зачем нужны практические умения по теме

    слайд 1,2

    слайд 3,4

    2

    2 этап – этап проверки домашнего задания. Домашнее задание было дифференцировано: сильным нужно было провести мини – исследование отрывка из любого произведения Пушкина с целью выяснить, употребляет ли в своих произведениях Пушкин ССП, остальным – выписать ССП из произведений писателя. Выставляется оценка в оценочный лист.

    слайд 5, заслушиваются мини – исследования (выступления у доски за кафедрой), отдельные предложения зачитывают с места, доказывая, что это ССП

    3

    3 этап – отработка практических умений отличать ССП от ПП. Задание  по карточке №1: выписать в таблицу номера предложений простых и сложносочинённых. Проверка проводится с помощью проектора, где показаны правильные ответы и критерии оценки. Выставляется оценка в оценочный лист.

    слайды 6-8

    4

    4 этап – отработка практических умений определять смысловые отношения между частями ССП. Задание по карточке №2: указать, какие смысловые отношения между частями ССП в трёх текстах. Проверка проводится с помощью проектора, где показаны правильные ответы и критерии оценки. Выставляется оценка в оценочный лист.

    слайды 9-11

    5

    5 этап – отработка практических умений расставлять знаки препинания в ССП. Выполнение интерактивного теста, в котором 6 заданий.  Выставляется оценка в оценочный лист.

    работа на компьютерах по выполнению интерактивного теста, слайд 12

    6

    6 этап урока – отработка практических умений составлять и  производить синтаксический разбор ССП. Выполнение заданий по карточке №3. Работа дифференцирована: 1 вариант – составить ССП и разобрать его, 2 вариант – разобрать данное предложение. В конце работы на этом этапе зачитываются примеры ССП на тему «Ваше отношение к творчеству Пушкина». Учитель просматривает разборы, взаимопроверка. Оценка выставляется  следующая: знак плюс, если сделана часть работы, знак минус, если работа не сделана совсем.

    дифференцированная  работа по карточке №3, взаимопроверка, слайд 13

    7

    7 этап – рефлексия. Возвращение к словам эпиграфа: соответствовали или нет слова Пушкина атмосфере нашего урока. Подведение общего итога, выставление средней оценки.

    слайд 14

    8

    8 этап – домашнее задание. Оно дифференцированно: если вы заработали на уроке оценку «5», то задание – составить текст (9-10 предложений) на тему «Осень» с использованием ССП, «4 » упражнение по учебнику №76, «3» - упражнение по учебнику № 78

    слайд 15

    1. Структура урока литературы  с  использованием системно – деятельностного подхода

    Хочу остановиться на отдельных этапах урока литературы  с учётом системно – деятельностного подхода.

    Первый этап урока – учебно – познавательные мотивы, «для чего мне это нужно». На уроке литературы в 10 классе по теме «Семья в романе Салтыкова – Щедрина «Господа Головлёвы» привожу пример статистических данных опроса «Что значит для вас семья», прошу ответить на этот же вопрос ребят. Таким образом, они задумываются, высказывают  свою точку зрения, приводят примеры из своей жизни, определяют типы семей, причины развития и деградации. Сразу же формулируется  проблемный вопрос, причём это делают самими десятиклассниками: почему происходит деградация семьи, почему родные близкие люди становятся чужими. Это уже второй этап урока – целеполагание. На следующем этапе – выбор средств и методов – определяется  работа в группах по анализу отдельных эпизодов, а если класс большой, то ещё и индивидуальные задания. Например, заполнить таблицу: ассоциативные связи между героями романа Салтыкова – Щедрина, библейскими образами и образами из других литературных произведений, определяя причины деградации семьи   Головлёвых. Сильным ребятам можно предложить работу по сопоставительному анализу писем Порфирия Головлёва и Павла Головлёва к матери: чем отличаются по эмоциональной окраске, лексике, структуре предложений, как характеризуют автора письма. В конце урока заслушиваются отчёты о работе групп, подводится итог, даётся оценка групповой и индивидуальной работы, просматриваются небольшие творческие работы – презентации  на тему «Что значит семья в моей жизни»

    Активно используя игровые технологии, считаю, что  наиболее эффективный приём на уроках литературы - это ролевая дискуссия. Структура такого занятия строится на том, что  каждый из участников «играет» какую-либо определенную роль. Информатор: сообщает тему дискуссии, объясняет общую задачу, называет авторов и произведения, на основе которых будет строится обсуждение. Инициатор: захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора. Спорщик: встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения. Соглашатель: выражает свое согласие с любыми точками зрения и поддерживает все высказывания, поддакивая говорящему. Оригинал: как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения. Организатор: стремится к тому, чтобы выступили все участники, побуждает их высказываться, задает уточняющие вопросы. Молчун: всячески избегает прямого ответа на вопрос; никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается. Деструктор: дело не в том, что он говорит, а в том, что он все время нарушает плавное течение дискуссии (что-то роняет, не вовремя хихикает, громким шепотом просит соседа подвинуться...). Обязательное условие успешной дискуссии: участники должны вести себя в соответствии с ролью. Тогда остальные учащиеся, которые наблюдают разыгрываемые дебаты со стороны, видят «плюсы» и «минусы» каждой позиции и решают для себя, какая роль является наиболее оптимальной в совместном обсуждении. Параллельно можно предложить школьникам вопрос: получится ли урок, если все ученики изберут роль «молчуна»? «спорщика»? «деструктора»? Использовала этот приём на уроках литературы, например, по теме «Проблема мести в русской литературе», «В поисках смысла жизни» ( по роману Толстого «Война и мир»)

    1. Системно – деятельностный подход во внеклассной работе

    Системно – деятельностный подход необходим и во внеклассной работе.  В  рамках предметной недели проводим уроки, посвящённые творчеству нашего земляка В.Г.Распутина, тема традиционная – «Уроки доброты и нравственности в произведениях Распутина». Мотивация, которую определяют ребята, может быть разная: люди должны быть добрее, нужно учиться доброте, необходимо знать о людях своего родного края. В ходе беседы выясняется уровень прочтения книг Распутина, определяется проблема: почему книги нашего земляка называют книгами доброты и нравственности. Для решения проблемы определяются группы, каждой из которых даётся задание: используя материалы школьного краеведческого музея и тексты произведений, ответьте на вопросы (это могут быть вопросы по воспоминаниям людей, встречавшихся с Распутиным, по рассказам одноклассников писателя, его односельчан, интервью с автором, по текстам произведений). Также могут быть предложены индивидуальные задания: составить ассоциативный ряд: Распутин – географические названия – герои – произведения; подготовить  инсценирование отрывка, например, из рассказа «Уроки французского». Далее проходит отчёт групп и индивидуальных работ, урок может завершиться рассказом учителя о встрече  с Распутиным на открытии Усть – Удинского  краеведческого музея с демонстрацией фотографий и автографа писателя. На занятиях кружка эффективен метод проектов: работа над созданием сценария  по наиболее ярким эпизодам повести «Прощание с Матёрой» и его воплощением. С этой работой ребята приняли участие в районном конкурсе «Театральная карусель», посвящённом 75–летию со дня рождения В.Г.Распутина, и были отмечены в номинации «Местный колорит»

    Что должен осознать каждый учитель, готовясь работать по новым стандартам?  Будущее зависит не столько от количества знаний обучающихся, сколько от сформированности у них универсальных способов познания, мышления, практической деятельности в добывании знаний. Основная идея, заложенная во ФГОС – идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.

    1. Список литературы
    1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения:  Педагогика, № 4, апрель 2009, C. 18-22.
    2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода: Москва, 2006 г.
    3. Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка: Интернет-журнал «Эйдос»,2012, №3.
    4. Федеральный государственный образовательный стандарт Основного общего образования.

    6. Приложения

    1. Карточки к уроку русского языка

    Карточка №1

    Задание: внимательно прочитайте предложения, определите, какие их них ССП, а какие ПП, заполните таблицу, указав только номера предложений:

    П П

    ССП

    1. 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками.
    2. Их величали «первый курс Царскосельского Лицея», и они могли считать себя и школьниками, и студентами.
    3. Еще более года назад царь Александр I подписал проект, составленный всесильным в ту пору министром Михаилом Сперанским, о создании в двадцати верстах от столицы особого учебного заведения.
    4. Там небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, а  потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России.
    5. Замыслы крупного государственного деятеля Сперанского шли далеко, и он возлагал большие надежды на это закрытое учреждение.
    6. Царь Александр одно время поддерживал и поощрял эти прогрессивные идеи, но «прекрасное начало» имело невзрачное продолжение.

                                                              Карточка №2

            Внимательно прочитайте три текста, определите смысловые отношения между частями ССП в каждом тексте, заполните таблицу:

    № текста

    смысловые отношения

    1. Несколько дней появление Пугачёва было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашённые жители говорили о сдаче города. Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачёвым  

                                                           (А. Пушкин. « История Пугачёва». Из гл. 3)

    2       Иль чума меня подцепит

             Иль мороз окостенит,

             Иль мне в лоб шлагбаум влепит

             Непроворный инвалид. (А.С.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)

        3.  Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надёжном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдёшь направо, и  коня потеряешь, пойдёшь налево…

    Карточка №3

    Выполните задание по вариантам, работу выполните в карточке:

    1 вариант – составьте ССП, в котором выражается ваше отношение к творчеству Пушкина, разберите его

    2 вариант – разберите предложение  

    Одни  воображали себя министрами, а другие   наслаждались своим парадным видом

                                                   Домашнее задание

    «5» - составить связный текст ( 9-10 предложений) с использованием ССП на тему «Осень», одно из ССП  разобрать синтаксически и пунктуационно.

    «4» - упражнение по учебнику № 76

    «3» - упражнение по учебнику № 78

    1. Оценочный лист для работы на уроке

    Оценочный лист ученика(цы) 9 класса_____________________

    этап урока

    оценка выполненного задания

    1. Проверка выполнения домашнего задания

    2. Этап проверки практических умений отличать ССП от ПП (работа по карточке №1)

    3. Этап проверки практических умений определять смысловые отношения между частями ССП (работа в группах по карточке №2)

    4. Этап проверки практических умений расставлять знаки препинания в ССП ( тестовая работа)

    5. Этап практических умений разбирать  синтаксически ССП

    6. Общая оценка

    1. Самоанализ урока русского языка в 9 классе

            Тема урока: «Сложносочинённое предложение как вид сложного предложения»

    Форма урока: урок – практикум

    Задачи урока:

    1. Отрабатывать практические умения отличать ССП от ПП, определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП, производить синтаксический разбор

    2. Развивать навыки аналитической, исследовательской  деятельности

    3. Развивать речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор

    4. Воспитывать любовь к русской литературе и языку

    Оборудование: презентация, интерактивный тест, оценочный лист для учащихся, проектор, компьютеры, карточки с заданиями №1,2,3 и карточка с домашним заданием

    Эпиграф: «Друзья, прекрасен наш союз» (А.С. Пушкин)

    Характеристика класса: в классе 12 человек, класс средних способностей, по итогам четверти два человека имеют оценку «5», три человека – «4», остальные –«3». У основной массы учащихся слабо развита мотивация к учёбе, слабо сформированы навыки творческой исследовательской деятельности.

    Структурный анализ урока: в уроке выделяется восемь этапов

    1 этап – мотивация, задача этапа: с помощью проблемного вопроса (как вы думаете, откуда это задание, что нужно сделать, чтобы выполнить его?) и работы со словами эпиграфа определить, зачем нужны практические умения по теме. Задача этапа выполнена не полностью, потому что учащимся трудно было определить связь с творчеством Пушкина.

    2 этап – этап проверки домашнего задания. Домашнее задание было дифференцировано: сильным нужно было провести мини – исследование отрывка из любого произведения Пушкина с целью выяснить, употребляет ли в своих произведениях Пушкин ССП, остальным – выписать ССП из произведений писателя. С выполнением домашнего задания справились все

    Выставляется оценка в оценочный лист.

     3 этап – отработка практических умений отличать ССП от ПП. Задание  по карточке №1: выписать в таблицу номера предложений простых и сложносочинённых. Проверка проводится с помощью проектора, где показаны правильные ответы и критерии оценки. С заданием справились все

    Выставляется оценка в оценочный лист.

     4 этап – отработка практических умений определять смысловые отношения между частями ССП. Задание по карточке №2: указать, какие смысловые отношения между частями ССП в трёх текстах. Проверка проводится с помощью проектора, где показаны правильные ответы и критерии оценки. С заданием справились все. Выставляется оценка в оценочный лист.

     5 этап – отработка практических умений расставлять знаки препинания в ССП. Выполнение интерактивного теста, в котором 6 заданий. С заданием справляются все хорошо. Выставляется оценка в оценочный лист.

    6 этап урока – отработка практических умений составлять и  производить синтаксический разбор ССП. Выполнение заданий по карточке №3. Работа дифференцирована: 1 вариант – составить ССП и разобрать его, 2 вариант – разобрать данное предложение. В конце работы на этом этапе зачитываются примеры ССП на тему «Ваше отношение к творчеству Пушкина». Учитель просматривает разборы. Оценка выставляется  следующая: знак плюс, если сделана часть работы, знак минус, если работа не сделана совсем.

    7 этап – рефлексия. Возвращение к словам эпиграфа: соответствовали или нет слова Пушкина атмосфере нашего урока. Подведение общего итога, выставление средней оценки. С работой справились все, получили оценки «4» и «5», «3» нет

    8 этап – домашнее задание. Оно дифференцированно: если вы заработали на уроке оценку «5», то задание – составить текст (9-10 предложений) на тему «Осень» с использованием ССП, «4 » упражнение по учебнику №76, «3» - упражнение по учебнику № 78

    Дидактический анализ урока: методически урок построен верно,  задачи урока соответствуют выбранной форме и методам работы – деятельностные методы: исследование текстов и предложений по структуре и значениям; составление своих предложений указанной структуры; работа с проблемной ситуацией; самостоятельная работа по разбору предложений; работа на компьютерах. Осуществлялся самоконтроль и взаимоконтроль, а также контроль со стороны учителя. Соблюдались принципы научности, наглядности, доступности, принцип межпредметной связи (связь с уроками литературы) Были использованы формы и виды  работы: индивидуальная, групповая, дифференцированная. Задания располагаются в порядке возрастания степени сложности. Задачи, запланированные на каждом этапе и в целом на уроке,   выполнены

    Анализ урока по вопросам здоровьесбережения: кабинет соответствует санитарным нормам – освещение, температурный режим. Физкультминутка не планировалась, потому что учащиеся переходили с одного места на другое в течение урока. Учитель следит за осанкой на протяжении всего урока. Психологический климат благоприятный, учащиеся охотно вступают в диалог с учителем, чувствуют себя комфортно.

     Учитель русского языка – Никифорова ТА


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль общеобразовательных дисциплин в контексте новых образовательных стандартов для системы НПО и СПО

    В условиях становления  современного  рынка труда,   предъявившего новые требования к уровню компетентности выпускников образовательных учреждений как никогда возрастает наша роль,...

    Преподавание математики в контексте новых образовательных стандартов

    Основные отличия ФГОС второго поколения от предыдущих документов, определяющих цели и содержание общего образования, связаны с заданием ориентиров развития системы образования и с описанием требований...

    Создание условий для реализации внеурочной деятельности учащихся в контексте новых образовательных стандартов

    Опыт МБОУ СОШ №7 по созданию условий для реализации внеурочной деятельности учащихся в контексте новых образовательных стандартов...

    Преподавание математики в пилотных школах в контексте новых образовательных стандартов

    Преподавание математики в пилотных школах в контексте новых образовательных стандартов...

    Математическое моделирование как компетенция в контексте новых образовательных стандартов

    Выступление 28.08.2017г. – августовская методическая секция учителей математики г.о.Саранск «Ключевые компетенции учителя математики в соответствии с требованиями новых образовательных ста...

    статья Интегрированный урок-экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по немецкому языку в условиях реализации новых образовательных стандартов.

    Интегрированный урок немцкого языка может рассматриваться как один из возможных путей освоения культурного наследия города Санкт-Петербурга учащимися, что является фактором расширения культурного прос...