Главные вкладки

    Доклад " Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)"
    статья

    Вяткина Елена Валерьевна

     

    Доклад "Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки

     к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovershenstvovanie_form_kontrolya.docx25.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Тарбагатайская СОШ»

    Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки

     к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)

    Вяткина Е. В.

    учитель истории и обществознания

    2018 год

             

     «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить,

    вовлекай меня - и я научусь».

        Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования.

    Подготовка к ВПР

        В современном школьном образовании помимо ЕГЭ и ОГЭ, появилась новая форма контроля и диагностики УУД учащихся – ВПР. По мнению разработчиков данных контрольно-измерительных материалов в старших классах такая работа должна способствовать формированию у учащихся стремления к углубленному изучению всех предметов, а не только тех, которые они выбрали для сдачи ЕГЭ. В младших классах такая работа должна способствовать выявлению не только уровня знаний, полученных входе изучения предмета, но и определения уровня сформированности универсальных учебных действий, компетенций и личных качеств учащихся.

       В основе ВПР лежит системно-деятельный, компетентностный и уровневый подходы, наряду с предметными результатами оцениваются и метапредметные УУД:

    Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

    Общеучебные универсальные учебные (познавательные ) действия:

    -поиск и выделение необходимой  информации;

    -структурирование знаний;

    -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;

    -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    -рефлексия способов и условий действия,

    -контроль и оценка процесса и результатов деятельности                                                                                                       -определение основной и второстепенной информации;

    -моделирование, преобразование модели.

    -смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели                                  

    Логические универсальные действия:

    -анализ объектов в целях выделения признаков;

    -синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

    -выбор оснований и критериев для сравнения;

    -подведение под понятие;

    -выведение следствий;

    -установление причинно-следственных связей;

    -построение логической цепи рассуждений; доказательство.

    Коммуникативные действия:

    -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

    -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

       Диагностическая работа нацелена на выявление уровня

    •овладения школьниками базовыми историческими знаниями,

    •умения применять историко-культурный подход к оценке социальных явлений,

    •умения применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений,

    •умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. Диагностическая работа проверяет знание обучающимися истории и культуры родного края.

      Какими же ресурсами мы можем воспользоваться для подготовки обучающихся к ВПР по истории и обществознанию.

    Во-первых, это сайт ФИПИ, где размещается демоверсия ВПР  по истории в 11 классе, также кодификатор заданий и спецификация проверяемых знаний и умений.

    Во-вторых, это  ВПР статград (https://vpr.statgrad.org/), где дана вся нормативно-правовая база организации ВПР, размещены материалы ВПР 2018 года.

    В- третьих, Незнайка, где также есть ВПР по истории и обществознанию, и также как и в вариантах ОГЭ, ЕГЭ даны подробные разборы предложенных заданий, что будет способствовать организации самостоятельной подготовки школьников к ВПР.

    В-четвёртых, Решу ВПР, где есть банк заданий по истории 5 и 11 класса. Сайт содержит 15 вариантов заданий, которые обновляются ежемесячно, возможность составлять индивидуальный тест, проверить решение.  

    Также в интернете есть сборники ВПР по истории и обществознанию доступные для скачивания.

    Как подготовить учащихся к ВПР

     1) Провести повторение по разделам учебной предметной программы.

    2) Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, например, стартовую и текущую диагностику образовательных результатов.

    3) Провести поэлементный анализ проверочных работ.

    4) Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.

    5) Подобрать задания, вызывающие затруднения (создать тренажёр). Принципы при отборе заданий:  разнообразие заданий; достаточное их количество; разноуровневость заданий.

    6) Включение во все уроки заданий по работе с текстами; заданий, развивающих навыки самоконтроля, повышения внимательности учащихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану.

    7) Планомерная работа по формированию у учащихся регулятивных, познавательных УУД.

    8) Выполнение диагностических заданий, приближенных к ВПР.  (Примеры из практики)

    Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

       Как показала практика экзамен по обществознанию среди учащихся 9х кл. востребованный и массовый из тех, что сдавали по выбору. Так же не менее популярен экзамен по обществознанию и 11-х классах. Это объясняется широтой спектра специальностей в различных вузах и ссузах, принимающих результаты ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, а также престижностью и востребованностью этих специальностей.

    В связи с этим подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию (также и к истории) стала не менее актуальна, чем подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по математике и русскому языку. Естественно, что это подвигло к выработке определенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации. Успешно освоить предмет и пройти основной государственный экзамен и единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 11 класс:

    - уроки в рамках школьной программы (работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов);

    - консультационные часы, подготовка к олимпиадам, элективные занятия. На этом этапе происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения;

    Таким образом, подготовка ведется и в урочное время и во внеурочной  деятельности. В ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, были апробированы различные формы и методы подачи материала и его отработки.

    Методика подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ преследует следующие цели:

    1. Достаточно полно и фундаментально усвоить теоретический курс данного предмета.
    2. Закрепить все необходимые навыки практического применения полученных знаний.
    3. Научиться работать со всеми типами тестовых заданий.
    4. Выработать умения выполнять творческие задания.
    5. Научить учащихся психологическим особенностям собственного восприятия ОГЭ и ЕГЭ.

    Как показывает практика, сложности возникают в первую очередь у тех учащихся, которые при подготовке к экзамену не уделяют времени для знакомства с форматом экзамена. То есть невнимательно смотрят демоверсию, в которой даны критерии оценивания заданий второй части, либо вообще не знакомятся с ней. Кто должен обратить их внимание на существование контрольно-измерительных материалов? Ответ на этот вопрос однозначный – учитель. Но с другой стороны каждый ученик несет ответственность за собственный выбор экзамена. В рамках основного курса  подготовить учащихся к ОГЭ и  ЕГЭ на приличном уровне сложно. И вот здесь есть моменты, которые помогают преодолеть эту сложность. Очень важно для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ сформированный интерес и мотивация учащихся. Можно предположить, что результаты экзамена по обществознанию у учащихся с высокой мотивацией, возможно, будут выше, чем у остальных учащихся класса.

     Применяются: школьная лекция, семинары по  проблемным темам, комбинированные занятия, дискуссии, зачёты по изученным блокам, работа со схемами и таблицами, устные ответы. В школьной лекции даётся  в концентрированной форме фактический материал, основной понятийный  аппарат, примеры  из  общественной  жизни. Комбинированное занятие  включают  в  себя  элементы  лекции, дискуссии, индивидуальных заданий, работы  с  тестами. По итогам больших разделов учебного материала учащиеся пишут письменные  фронтальные зачёты, которые проводятся  в  тестовой форме, а так же задания из второй части экзаменационных работ. Учащиеся получают навыки выполнения заданий 1-го  и 2-го уровня сложности. Тестовые  задания подбираются в соответствии с изученными темами. После теста делается работа над ошибками. Анализ выполнения работы позволяет выявить типы заданий, с которыми учащиеся справляются хуже всего и нюансы в освоении материала и доработать их во время консультационного часа и элективного курса. В 11-м классе все методические приёмы остаются прежними, только  расширяется практическая часть. В тестах  выполняются все типы заданий. Особое внимание уделяется навыкам выполнения творческих  заданий (план к теме, эссе.). Учащиеся получают алгоритм работы с этими заданиями. Для закрепления пройденных тем, наряду со стандартными тестами применяются тематические со всеми типами заданий.

    Для тренировки работы с тестами используются КИМ(ы) демоверсий, сборники ОГЭ и ЕГЭ, тематические сборники ОГЭ и ЕГЭ.

    Учащимся 9 и 11-х классов, помимо учебных занятий, предложено посещать индивидуальные консультации. Предусматривается работа с источниками, различными документами, тестами, заданиями. В процессе подготовки к экзамену очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Курс предполагает проблемное изложение учебного материала, чередование фронтальных бесед с групповой работой на занятиях, использование интерактивных форм обучения и т. д.

    В течение 10-11 классов необходимо пройти на внеурочных занятиях все темы кодификатора, затрагивая уровень повышенной сложности и больше заниматься практическим выполнением заданий.

    Вне зависимости от профиля, все учащиеся испытывают трудности в написании эссе. Начиная с первых дней обучения, в старшей школе ребята получают домашнее задание написать эссе. Естественно, что перед этим каждый учащийся получает консультацию по алгоритму выполнения этого задания с разбором возможных ошибок и определением необходимых элементов, получает памятку. В 10-м классе высказывания соответствуют изученной теме. Только в конце 10-го класса - начале 11-го даются высказывания по всем изучаемым линиям. Эссе разбираются с учетом критерий оценивания.

    Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ в течение 2-3 лет (9-11 классы), в идеале, должна подвести учащихся к пониманию обыденности экзамена, убрать составляющую страха и нивелировать волнение. Необходимо научить учащихся внимательно читать тесты и задания, работать над пониманием формулировки вопроса, умением точно отвечать на поставленный вопрос. Этого можно добиться постоянным тренингом, прорешивая задания прошлых лет и постоянно анализируя формулировки вопросов.    

         Учитель планирует индивидуальную работы с учащимися, которая проводится в виде:

    ● индивидуальных дополнительных занятий;

    ● корректировки рабочей программы (в случае необходимости);

    ● выдачи дифференцированных домашних заданий, в том числе с использованием открытого банка заданий ГИА;

    ● пробных экзаменов;

    ● проведения проверочных мероприятий по ликвидации проблемных моментов;

    ● обучения заполнения бланков и т. д.

    (Примеры из практики)

      Учитель должен обратить внимание на проблемы в преподавании предмета и находиться в состоянии постоянного профессионального совершенствования,  использовать такие формы повышения профессиональных компетенций, как дистанционные курсы повышения квалификации, внедрение в свою работу информационно-коммуникационные технологии, электронные формы учебников.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики учебных достижений в современных условиях.

    Выступление на районном МО учителей математики.В современном образовательном пространстве оценка качества подготовки выпускников является одной из важнейших задач.По любому предмету, в том числе и мат...

    «Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения»

    Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей-новаторов, но и на свой многолетний личный опыт препода...

    Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения

    Обучение, в частности формирование орфографической грамотности, - проблема особо актуальна на протяжении многих десятилетий. Научить грамотно писать – противоречивая задача, потребность разрешения кот...

    « Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР и итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ».

    Успех – это самый важный и эффективный мотив учения. Только сотрудничество и эмоциональный комфорт дают ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха.Реализация требований к базовому у...

    «Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»

    laquo;Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»...