«Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Рахматуллина Вера Евгеньевна

Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей-новаторов, но и на свой многолетний личный опыт преподавания предмета, который содержит немало своих «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать у них творческие способности и, конечно, диагностировать их знания и умения на любом этапе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_uchitelya_rahmatullinoy_v.e..doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областной научно-практический семинар учителей-словесников

«Новые формы контроля и диагностики учебных достижений учащихся»

Направление работы: «Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения»                                              

 

Тема: «Виды работы

с текстом:

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы

МОУ «Клязьмогородецкая СОШ»

Ковровского района)  

Рахматуллиной В.Е.)

        

                   -ноябрь 2009г-

Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей-новаторов, но и на свой многолетний личный опыт преподавания предмета, который содержит немало своих «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать у них творческие способности и, конечно, диагностировать их знания и умения на любом этапе обучения.

Сегодня я хочу с вами поделиться опытом своих наработок по одной из актуальных проблем нашего времени «Изменение видов и форм контроля на уроках русского языка, диагностирующих качество языкового образования»

Основной упор  по направлению данной работы я делаю на текст, т.к. анализ результатов экзаменов за курс основной школы убеждает нас в том, что именно кропотливая работа с текстом служит надёжным средством подготовки наших ребят к итоговой государственной аттестации.

Мы знаем, что на экзамене учащиеся работают с тремя видами текстов: изложение, текст с тестами и сочинение. И ошибки в выполнении ряда заданий прежде всего связаны с тем, что многие из ребят, слушая или читая текс, не могут глубоко понять его содержание.

Следовательно, для них трудным оказываются задания речеведческого характера. И вот комплексная работа с текстом в течение всего года является замечательным диагностирующим материалом учебных достижений учащихся при подготовке к предстоящим испытаниям.

Но как же сделать так, чтобы уроки, посвящённые контролю и диагностике умений учащихся использовать основные приёмы информационной переработки текста и грамотного изложения содержания, стали интереснее и эффективнее?

Такие уроки-«КИМы» можно построить в увлекательных формах:

  1. Урок - «взгляд»
  2. Урок – «диалог с текстом»
  3. Урок – «размышление над словом»
  4. Урок - «творческая зарисовка»
  5. Урок – «экспресс» и т.д.

Вашему вниманию я предлагаю презентацию одного из таких уроков-«КИМов» в форме урока - «версии». Я выбрала именно «версию», которая как бы «демонстрирует», опираясь на уровень развития детей данного класса, мини-экзамен в 9 классе (исключая изложение, но частично заменяя его на такие виды работ, где будет проводиться работа по «расшифровке» и компрессии текста).

Учитель должен непременно принимать то, что далеко не любой текст может выдержать «нагрузку» пристального внимания к каждому слову, каждому предложению, поэтому на диагностирующие уроки нужно тщательнее выбирать содержание текста.

Текс очерка Д.Гранина «О милосердии» я выбрала не случайно.

Тема злободневна и актуальна именно для учащихся этого класса, где много равнодушия, невнимания по отношению друг к другу.

Урок запланирован как зачётный урок развития речи «Виды работы с текстом»

Цели:  

  1. Проверить лингвистическую (умение проводить элементарный

лингвистический анализ языковых явлений), языковую (практическое владение языковыми нормами) и коммуникативную (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание) компетенции учащихся на данном этапе освоения учебного материала;

  1. Побудить учащихся задуматься о гуманной модели поведения и взаимоотношения между людьми, способствуя тем самым формированию их нравственных позиций.

Форма работы – групповая и коллективная.

Виды работ с текстом использовались разные:

  1. Экспресс-опрос
  2. Цифровой диктант
  3. Текстовый контроль
  4. Диалог с текстом
  5. Творческий эскиз

Подробнее остановлюсь на каждом виде работ с текстом.

1.Лингвистическая разминка (коллективное выполнение) состояла из двух видов заданий:

  1. Экспресс-опроса (быстрый вопрос-задание  – быстрый ответ)

По тексту были предложены задания группы А с выбором ответа, нужно было показать точность понимания текста (главная мысль, стиль, тип, лексическое значение слов, средства речевой выразительности)

  1. Цифрового диктанта (задания группы В с выбором краткого ответа, который нужно было записать цифрами в тетради (вводные слова, обособленные члены, сложные предложения)

2.Диалог с текстом (работа в группах – помогали консультанты-эксперты, помощники из числа более «сильных» учащихся)

Задания по группам на листочках.

Первой группе было предложено задание-«Расшифровка текста»

Ребята знакомы с условиями «расшифровки текста»

Условия «расшифровки» текста:

  1. Определить смысловую нагрузку каждого слова, словосочетания, предложения;
  2. «Вычерпать» полную смысловую информацию из каждого слова, словосочетания, предложения;
  3. Нельзя придумывать ничего того, что невозможно узнать из предложения;
  4. Весь материал, который вам удалось выявить, следует изложить в виде связного текста.

Второй группе – комрессия мини-текста

Задание:

1. Выделить основную и второстепенную информацию.

2. Записать микротему.

3. Компрессировать текст.

4.Указать приёмы компрессии, использованных вами.

Такие виды работ с тексом, как «расшифровка» и «компрессия» - это форма обработки текста, которая позволяет проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются:

-умение определить круг предметов «явлений действительности», отражаемой в тексте;

-умение адекватно воспринимать авторский замысел;

-умение вычленять главное в информации;

-умение компрессировать текст разными приёмами;

-умение лаконично излагать содержание текста, уместно используя языковые средства.

И всё это можно проконтролировать, используя минимум затраченного времени (10-15мин.), да ещё привлечь «сильных» учащихся как консультантов-экспертов, т.е. ребятам интересно, они активны и, общаясь друг с другом, развивают свою речь, учатся слышать других и совместно исправлять допускаемые ошибки.

4. «Текстовый контроль» (задания группы В, требующие краткий открытый ответ)

(слова с чередующимися гласными в корне, замена слова нейтральным стилистическим синонимом, определение количества грамматических основ, замена одного вида связи в словосочетаниях другим, нахождение одиночных деепричастий, однородных членов предложения и т.д.)

Текстовые задания проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции учащихся, базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

5. «Творческий эскиз» (задания дифференцированные, на выбор):

-для «сильных» учащихся

Написать творческий эскиз-ответ на вопрос Д.Гранина «Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу душу»?

-для «слабых» учащихся – карточки-заготовки

Ребятам предлагается доработать заготовку эскиза-ответа на вопрос

«В чём я вижу причины снижения нашей отзывчивости по отношению к окружающим нас людям».

Такие творческие задания проверяют коммуникативную компетентность учащихся, в частности умение строить собственное высказывание типа рассуждения. От каждой группы по выбору экспертов зачитываются самые интересные работы.

Чтобы дать консультантам время подвести итоги и поработать с оценочными картами в своих группах, я знакомлю класс со своей поэтической зарисовкой на обсуждаемую тему:

Людской душе необходимо

Иметь могучий, яркий свет,

Чтоб милосердным быть со всеми

На протяженье многих лет.

  И пусть твердят, что это чувство

Неактуальное давно.

Нет прав у нас так равнодушно

Взирать на окружающее зло.

А чтоб любовь и состраданье

Теплом согрели нам сердца,

Я вас прошу без назиданья

Сочувствовать и верить людям до конца!

6.Домашнее задание тоже диагностического характера:

«Милосердие» в словаре даётся как « устар.», т.е. устаревшее понятие.  Слова стареют неслучайно. «Милосердие. Что оно – немодно? Не нужно?» Напишите небольшое по объёму (50 слов) сочинение – рассуждение на данную тему. Выразите свою позицию по ней,  приведите не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения. Можно использовать информацию с нашего урока.

Таким образом, в течение урока я смогла проверить, используя данные виды работ с текстом, лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенции учащихся.

Заканчивая, я хочу сказать, что воспитание человека, умеющего понимать текст,- работа долгая, кропотливая, и проводиться она может на разном материале и в разных формах. И если мы, учителя, будем сами по-творчески относиться к подготовке и проведению таких диагностических заданий, которые детям интересны, то результат будет на лицо.