Главные вкладки

    «Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения»
    методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

    Рахматуллина Вера Евгеньевна

    Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей-новаторов, но и на свой многолетний личный опыт преподавания предмета, который содержит немало своих «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать у них творческие способности и, конечно, диагностировать их знания и умения на любом этапе обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty_uchitelya_rahmatullinoy_v.e..doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Областной научно-практический семинар учителей-словесников

    «Новые формы контроля и диагностики учебных достижений учащихся»

    Направление работы: «Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения»                                              

     

    Тема: «Виды работы

    с текстом:

    (Из опыта работы учителя русского языка и литературы

    МОУ «Клязьмогородецкая СОШ»

    Ковровского района)  

    Рахматуллиной В.Е.)

            

                       -ноябрь 2009г-

    Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей-новаторов, но и на свой многолетний личный опыт преподавания предмета, который содержит немало своих «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать у них творческие способности и, конечно, диагностировать их знания и умения на любом этапе обучения.

    Сегодня я хочу с вами поделиться опытом своих наработок по одной из актуальных проблем нашего времени «Изменение видов и форм контроля на уроках русского языка, диагностирующих качество языкового образования»

    Основной упор  по направлению данной работы я делаю на текст, т.к. анализ результатов экзаменов за курс основной школы убеждает нас в том, что именно кропотливая работа с текстом служит надёжным средством подготовки наших ребят к итоговой государственной аттестации.

    Мы знаем, что на экзамене учащиеся работают с тремя видами текстов: изложение, текст с тестами и сочинение. И ошибки в выполнении ряда заданий прежде всего связаны с тем, что многие из ребят, слушая или читая текс, не могут глубоко понять его содержание.

    Следовательно, для них трудным оказываются задания речеведческого характера. И вот комплексная работа с текстом в течение всего года является замечательным диагностирующим материалом учебных достижений учащихся при подготовке к предстоящим испытаниям.

    Но как же сделать так, чтобы уроки, посвящённые контролю и диагностике умений учащихся использовать основные приёмы информационной переработки текста и грамотного изложения содержания, стали интереснее и эффективнее?

    Такие уроки-«КИМы» можно построить в увлекательных формах:

    1. Урок - «взгляд»
    2. Урок – «диалог с текстом»
    3. Урок – «размышление над словом»
    4. Урок - «творческая зарисовка»
    5. Урок – «экспресс» и т.д.

    Вашему вниманию я предлагаю презентацию одного из таких уроков-«КИМов» в форме урока - «версии». Я выбрала именно «версию», которая как бы «демонстрирует», опираясь на уровень развития детей данного класса, мини-экзамен в 9 классе (исключая изложение, но частично заменяя его на такие виды работ, где будет проводиться работа по «расшифровке» и компрессии текста).

    Учитель должен непременно принимать то, что далеко не любой текст может выдержать «нагрузку» пристального внимания к каждому слову, каждому предложению, поэтому на диагностирующие уроки нужно тщательнее выбирать содержание текста.

    Текс очерка Д.Гранина «О милосердии» я выбрала не случайно.

    Тема злободневна и актуальна именно для учащихся этого класса, где много равнодушия, невнимания по отношению друг к другу.

    Урок запланирован как зачётный урок развития речи «Виды работы с текстом»

    Цели:  

    1. Проверить лингвистическую (умение проводить элементарный

    лингвистический анализ языковых явлений), языковую (практическое владение языковыми нормами) и коммуникативную (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание) компетенции учащихся на данном этапе освоения учебного материала;

    1. Побудить учащихся задуматься о гуманной модели поведения и взаимоотношения между людьми, способствуя тем самым формированию их нравственных позиций.

    Форма работы – групповая и коллективная.

    Виды работ с текстом использовались разные:

    1. Экспресс-опрос
    2. Цифровой диктант
    3. Текстовый контроль
    4. Диалог с текстом
    5. Творческий эскиз

    Подробнее остановлюсь на каждом виде работ с текстом.

    1.Лингвистическая разминка (коллективное выполнение) состояла из двух видов заданий:

    1. Экспресс-опроса (быстрый вопрос-задание  – быстрый ответ)

    По тексту были предложены задания группы А с выбором ответа, нужно было показать точность понимания текста (главная мысль, стиль, тип, лексическое значение слов, средства речевой выразительности)

    1. Цифрового диктанта (задания группы В с выбором краткого ответа, который нужно было записать цифрами в тетради (вводные слова, обособленные члены, сложные предложения)

    2.Диалог с текстом (работа в группах – помогали консультанты-эксперты, помощники из числа более «сильных» учащихся)

    Задания по группам на листочках.

    Первой группе было предложено задание-«Расшифровка текста»

    Ребята знакомы с условиями «расшифровки текста»

    Условия «расшифровки» текста:

    1. Определить смысловую нагрузку каждого слова, словосочетания, предложения;
    2. «Вычерпать» полную смысловую информацию из каждого слова, словосочетания, предложения;
    3. Нельзя придумывать ничего того, что невозможно узнать из предложения;
    4. Весь материал, который вам удалось выявить, следует изложить в виде связного текста.

    Второй группе – комрессия мини-текста

    Задание:

    1. Выделить основную и второстепенную информацию.

    2. Записать микротему.

    3. Компрессировать текст.

    4.Указать приёмы компрессии, использованных вами.

    Такие виды работ с тексом, как «расшифровка» и «компрессия» - это форма обработки текста, которая позволяет проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются:

    -умение определить круг предметов «явлений действительности», отражаемой в тексте;

    -умение адекватно воспринимать авторский замысел;

    -умение вычленять главное в информации;

    -умение компрессировать текст разными приёмами;

    -умение лаконично излагать содержание текста, уместно используя языковые средства.

    И всё это можно проконтролировать, используя минимум затраченного времени (10-15мин.), да ещё привлечь «сильных» учащихся как консультантов-экспертов, т.е. ребятам интересно, они активны и, общаясь друг с другом, развивают свою речь, учатся слышать других и совместно исправлять допускаемые ошибки.

    4. «Текстовый контроль» (задания группы В, требующие краткий открытый ответ)

    (слова с чередующимися гласными в корне, замена слова нейтральным стилистическим синонимом, определение количества грамматических основ, замена одного вида связи в словосочетаниях другим, нахождение одиночных деепричастий, однородных членов предложения и т.д.)

    Текстовые задания проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции учащихся, базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

    5. «Творческий эскиз» (задания дифференцированные, на выбор):

    -для «сильных» учащихся

    Написать творческий эскиз-ответ на вопрос Д.Гранина «Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу душу»?

    -для «слабых» учащихся – карточки-заготовки

    Ребятам предлагается доработать заготовку эскиза-ответа на вопрос

    «В чём я вижу причины снижения нашей отзывчивости по отношению к окружающим нас людям».

    Такие творческие задания проверяют коммуникативную компетентность учащихся, в частности умение строить собственное высказывание типа рассуждения. От каждой группы по выбору экспертов зачитываются самые интересные работы.

    Чтобы дать консультантам время подвести итоги и поработать с оценочными картами в своих группах, я знакомлю класс со своей поэтической зарисовкой на обсуждаемую тему:

    Людской душе необходимо

    Иметь могучий, яркий свет,

    Чтоб милосердным быть со всеми

    На протяженье многих лет.

      И пусть твердят, что это чувство

    Неактуальное давно.

    Нет прав у нас так равнодушно

    Взирать на окружающее зло.

    А чтоб любовь и состраданье

    Теплом согрели нам сердца,

    Я вас прошу без назиданья

    Сочувствовать и верить людям до конца!

    6.Домашнее задание тоже диагностического характера:

    «Милосердие» в словаре даётся как « устар.», т.е. устаревшее понятие.  Слова стареют неслучайно. «Милосердие. Что оно – немодно? Не нужно?» Напишите небольшое по объёму (50 слов) сочинение – рассуждение на данную тему. Выразите свою позицию по ней,  приведите не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения. Можно использовать информацию с нашего урока.

    Таким образом, в течение урока я смогла проверить, используя данные виды работ с текстом, лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенции учащихся.

    Заканчивая, я хочу сказать, что воспитание человека, умеющего понимать текст,- работа долгая, кропотливая, и проводиться она может на разном материале и в разных формах. И если мы, учителя, будем сами по-творчески относиться к подготовке и проведению таких диагностических заданий, которые детям интересны, то результат будет на лицо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (материал для выступления на педагогических чтениях)

    В представленном материале описаны ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ  ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИ...

    СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (презентация)

    В ДАННОМ МАТЕРИАЛЕ ОПИСАНЫ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВ ДЛЯ  ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ....

    Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики учебных достижений в современных условиях.

    Выступление на районном МО учителей математики.В современном образовательном пространстве оценка качества подготовки выпускников является одной из важнейших задач.По любому предмету, в том числе и мат...

    Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения

    Обучение, в частности формирование орфографической грамотности, - проблема особо актуальна на протяжении многих десятилетий. Научить грамотно писать – противоречивая задача, потребность разрешения кот...

    Доклад " Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)"

    Доклад "Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)"...

    « Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР и итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ».

    Успех – это самый важный и эффективный мотив учения. Только сотрудничество и эмоциональный комфорт дают ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха.Реализация требований к базовому у...