«Реализация краеведческого аспекта в предметах естественнонаучного цикла согласно требованиям стандартов нового поколения»
статья по теме

Овчарова Ольга Эдуардовна

В статье автор пытается найти ответы на вопрос:«Как в свете новых требований к школе  и результатам образования эффективно учить детей?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городская  конференция для учителей

естественнонаучного цикла (биология, география, химия)

«Реализация краеведческого аспекта в предметах естественнонаучного цикла согласно требованиям стандартов нового поколения»

Дата проведения:    26.11.2012 г.

Место проведения:  г. Сестрорецк, Приморское шоссе, д.308, ГБОУ СОШ №324

Участники семинара: учителя, методисты

Выступление руководителя секции Овчаровой Ольги Эдуардовны,

учителя химии ГБОУ СОШ № 466

« Реализация краеведческого аспекта на уроках химии согласно требованиям стандарта второго поколения»

 (Слайд 1)В настоящее время  активно обсуждается введение в школах Федеральных государственных стандартов нового поколения.

Происходящая всеобъемлющая модернизация образования оставляет педагогов один на один с вопросом: «Как в свете новых требований к школе  и результатам образования эффективно учить детей?»

Принятие новых ФГОС - признание системно-деятельностного  подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.

(Слайд 2) В предметах естественнонаучного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия.

На этапе основного общего среднего образования происходит включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить   эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять,  доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

(Слайд 3) Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:
1. Формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
2. Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3. Выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
4. Формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Главными целями изучения химии в основной школе являются:

1. Формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
2. Формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира;
3. Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.

Согласно этим целям, реализация краеведческого аспекта не просто нужна, а просто необходима! Во время проведения урока, на каждом его этапе, учителю можно и нужно ориентировать учащихся на использование материалов   по химии и о химии Санкт-Петербурга и ЛО. Тем самым, проявив интерес к данной информации  на локальном уровне, ребятам будет легче отработать учебные действия на более крупных, глобальных уровнях.

«Профориентационная направленность учащихся

 в рамках реализации краеведческого аспекта на уроках химии»

 (Слайд 4) Проблема профессионального самоопределения школьников является одной из методических проблем. Для практической реализации этого направления работы можно использовать разные формы, методы и приемы проведения уроков с учетом краеведческого аспекта. Это могут быть: Уроки-путешествия, Уроки-экскурсии, Уроки-семинары, Уроки-презентации, Конференции, Элективные курсы.

(Слайд 5). Расширить изучаемое пространство можно предпринимая с ребятами путешествия к интересным природным и промышленным объектам. Широкий спектр отраслей промышленности, представленный ведущими производствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, создает оптимальные условия для реализации образовательных, воспитательных и профориентационных задач.

(Слайд 6). Увлекательной и доступной формой урока являются экскурсии. Уже несколько лет мы сотрудничаем с Центром профориентации «ПРО МИР». Специалисты Центра предлагают программы по различным темам  школьного курса химии, органично сочетая образовательные, воспитательные и профориентационные задачи с историей города, отрасли, предприятия.

(Слайды 7-8). На уроках-семинарах, уроках-диспутах, на внеурочных мероприятиях можно не только осуществлять профессиональное просвещение, но и прививать любовь и гордость к своему городу, к его истории, к людям, творящим во славу Санкт-Петербурга.

(Слайд 9). Краеведческий аспект успешно реализуется при проведении тематических конференций. Подготовка к такой работе занимает много времени как у учителя, так и у учащихся. Она включает в себя все формы работы, определяющей как личностные результаты, так и метапредметные.

(Слайд 10).Программы реализуемых элективных курсов по химии создают базу для ориентации учащихся в мире профессий. В предлагаемых изданиях содержатся сведения об основных химических производствах чугуна, стали, аммиака. Авторская программа элективного курса «Истории открытия  и познания удивительных веществ», методиста химии  АППО, заслуженного учителя РФ Т.Т.Буровцевой,  способствует переходу от  изучения химии и химических производств  на локальном, местном уровне нашего города, региона,  к изучению более крупных объектов через введение элементов краеведения практически на каждом уроке — это и есть реализация краеведческого аспекта согласно новым стандартам образования.

Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении, http://www.bgshop.ru/Details.a…
  2. Н. Р. Файзуллина «Об использовании в обучении деятельностного подхода.» // Химия в школе. - 2011. - N 3. - С. 19-21
  3. ФГОС: Основное общее образование. Примерные программы по учебным предметам. Химия.  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2701


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения»

Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей-новаторов, но и на свой многолетний личный опыт препода...

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на уроках русского языка в свете требований стандартов нового поколения.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) – это новый этап модернизации российского образования.По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым гру...

Выступление на городской конференции "Образовательное пространство предметов естественнонаучного цикла как средство достижения требований ФГОС".

Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование чётких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участнико...

Краеведческий подход к изучению предметов естественнонаучного цикла

В статье автор рассуждает о педагогической ценности обучения естественным наукам на основе изучения родного края и делится опытом работы в данном направлении, представляя предметные материалы, с...

Статья: "Краеведение как одна из форм реализации требований государственного образовательного стандарта нового поколения"

Краеведение как одна из форм реализации требований государственного образовательного стандарта нового поколения...