«Реализация краеведческого аспекта в предметах естественнонаучного цикла согласно требованиям стандартов нового поколения»
статья по теме
В статье автор пытается найти ответы на вопрос:«Как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.5 КБ |
![]() | 604 КБ |
Предварительный просмотр:
Городская конференция для учителей
естественнонаучного цикла (биология, география, химия)
«Реализация краеведческого аспекта в предметах естественнонаучного цикла согласно требованиям стандартов нового поколения»
Дата проведения: 26.11.2012 г.
Место проведения: г. Сестрорецк, Приморское шоссе, д.308, ГБОУ СОШ №324
Участники семинара: учителя, методисты
Выступление руководителя секции Овчаровой Ольги Эдуардовны,
учителя химии ГБОУ СОШ № 466
« Реализация краеведческого аспекта на уроках химии согласно требованиям стандарта второго поколения»
(Слайд 1)В настоящее время активно обсуждается введение в школах Федеральных государственных стандартов нового поколения.
Происходящая всеобъемлющая модернизация образования оставляет педагогов один на один с вопросом: «Как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей?»
Принятие новых ФГОС - признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.
(Слайд 2) В предметах естественнонаучного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия.
На этапе основного общего среднего образования происходит включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
(Слайд 3) Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:
1. Формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
2. Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3. Выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
4. Формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Главными целями изучения химии в основной школе являются:
1. Формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
2. Формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира;
3. Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.
Согласно этим целям, реализация краеведческого аспекта не просто нужна, а просто необходима! Во время проведения урока, на каждом его этапе, учителю можно и нужно ориентировать учащихся на использование материалов по химии и о химии Санкт-Петербурга и ЛО. Тем самым, проявив интерес к данной информации на локальном уровне, ребятам будет легче отработать учебные действия на более крупных, глобальных уровнях.
«Профориентационная направленность учащихся
в рамках реализации краеведческого аспекта на уроках химии»
(Слайд 4) Проблема профессионального самоопределения школьников является одной из методических проблем. Для практической реализации этого направления работы можно использовать разные формы, методы и приемы проведения уроков с учетом краеведческого аспекта. Это могут быть: Уроки-путешествия, Уроки-экскурсии, Уроки-семинары, Уроки-презентации, Конференции, Элективные курсы.
(Слайд 5). Расширить изучаемое пространство можно предпринимая с ребятами путешествия к интересным природным и промышленным объектам. Широкий спектр отраслей промышленности, представленный ведущими производствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, создает оптимальные условия для реализации образовательных, воспитательных и профориентационных задач.
(Слайд 6). Увлекательной и доступной формой урока являются экскурсии. Уже несколько лет мы сотрудничаем с Центром профориентации «ПРО МИР». Специалисты Центра предлагают программы по различным темам школьного курса химии, органично сочетая образовательные, воспитательные и профориентационные задачи с историей города, отрасли, предприятия.
(Слайды 7-8). На уроках-семинарах, уроках-диспутах, на внеурочных мероприятиях можно не только осуществлять профессиональное просвещение, но и прививать любовь и гордость к своему городу, к его истории, к людям, творящим во славу Санкт-Петербурга.
(Слайд 9). Краеведческий аспект успешно реализуется при проведении тематических конференций. Подготовка к такой работе занимает много времени как у учителя, так и у учащихся. Она включает в себя все формы работы, определяющей как личностные результаты, так и метапредметные.
(Слайд 10).Программы реализуемых элективных курсов по химии создают базу для ориентации учащихся в мире профессий. В предлагаемых изданиях содержатся сведения об основных химических производствах чугуна, стали, аммиака. Авторская программа элективного курса «Истории открытия и познания удивительных веществ», методиста химии АППО, заслуженного учителя РФ Т.Т.Буровцевой, способствует переходу от изучения химии и химических производств на локальном, местном уровне нашего города, региона, к изучению более крупных объектов через введение элементов краеведения практически на каждом уроке — это и есть реализация краеведческого аспекта согласно новым стандартам образования.
Спасибо за внимание!
Список литературы:
- Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении, http://www.bgshop.ru/Details.a…
- Н. Р. Файзуллина «Об использовании в обучении деятельностного подхода.» // Химия в школе. - 2011. - N 3. - С. 19-21
- ФГОС: Основное общее образование. Примерные программы по учебным предметам. Химия. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2701
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/19/picture-45013-1447947775.jpg)
«Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения»
Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей-новаторов, но и на свой многолетний личный опыт препода...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/22/picture-363402-1697961905.jpg)
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на уроках русского языка в свете требований стандартов нового поколения.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) – это новый этап модернизации российского образования.По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым гру...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-561031-1420884742.jpg)
Выступление на городской конференции "Образовательное пространство предметов естественнонаучного цикла как средство достижения требований ФГОС".
Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование чётких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участнико...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-286483-1377707968.jpg)
Краеведческий подход к изучению предметов естественнонаучного цикла
В статье автор рассуждает о педагогической ценности обучения естественным наукам на основе изучения родного края и делится опытом работы в данном направлении, представляя предметные материалы, с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-352520-1385211837.jpg)
Статья: "Краеведение как одна из форм реализации требований государственного образовательного стандарта нового поколения"
Краеведение как одна из форм реализации требований государственного образовательного стандарта нового поколения...