Специфика внедрения образовательного стандарта нового поколения в преподавании дисциплин математического цикла для начального профессионального образования
статья по теме

Исакова Марина Леонидовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

М. Л. Исакова

Специфика внедрения образовательного стандарта нового поколения в преподавании дисциплин математического цикла для начального профессионального образования

С появлением Интернета мир кардинальным образом изменился. Сейчас можно мгновенно получить ответ на любой вопрос, поэтому знания как таковые уже не ценятся так, как раньше. На первый план выходит умение эти знания быстро и точно находить. Ведь для того чтобы получить ответ на интересующий вопрос, этот вопрос нужно уметь правильно задать.

Цели, которые перед собой ставит образование, должны соответствующим образом трансформироваться. Стандартная цель "научить определенному набору знаний, навыков и умений" несколько теряет свою актуальность, однако значимость следующих целей при этом возрастает:

- научить думать;

- научить учиться;

- научить адекватно себя оценивать.

Рассмотрим эти цели более подробно. Не секрет, что остаточные знания после любого курса составляют часто лишь небольшой процент тех знаний, которыми обладал учащийся в процессе активного обучения, например, во время экзамена. В дальнейшем, если эти знания не используются в обучении или работе, они постепенно забываются, и это естественный процесс для людей. Спрашивается, а нужно ли тогда заучивать так много всего, если большинство потом всё равно забудется? К неудовольствию учащихся, ответ на этот вопрос остаётся утвердительным. Во-первых, чтобы было что забывать, надо что-то выучить! Ведь чем больше выучишь, тем больше будут остаточные знания. Во-вторых, сам процесс обучения представляет основную ценность. Здесь под процессом обучения понимается ощущение учащегося, когда незнание или непонимание сменяется на знание и понимание (в процессе урока или выполнения домашнего задания). Умение  узнавать что-то новое, умение обучаться позволят сегодняшним учащимся реализоваться в будущем.

Как можно научить думать или учиться? Надо заинтересовать! Продуктивность и восприимчивость в заинтересованном состоянии увеличивается в разы по сравнению с обычным состоянием. У маленьких детей заинтересованность  окружающим – это естественное состояние, однако несколько школьных лет могут свести заинтересованность школьной программой к минимуму. Это происходит, в том числе из-за недостаточного внимания к данному вопросу, и новый стандарт образования [1] призван исправить эту проблему.

Научить адекватно себя оценивать - это самая сложная задача из всех, и при этом, возможно, самая важная. Ведь если человек умеет адекватно себя оценить, он сумеет найти своё место в жизни и позволит себе получать от этого удовольствие.

Перейдем теперь к более практичным вещам, а именно, приведём примеры достижения вышеуказанных целей на примерах из личного опыта преподавания автора статьи. Отметим специфику преподавания в профессиональном учреждении, ведь она накладывает определенный отпечаток на уровень и "трудность" обучаемых.

В профессиональные лицеи часто приходят подростки, которые в школе в общем списке класса занимали последние места по успеваемости и поведению. Для преподавателей системы начального профессионального образования (НПО) очень важно не только заинтересовать учащихся учебным процессом, но и привить уверенность в собственных силах. В первую очередь это достигается при проявлении должного уважения к каждому подростку. Например, обращение к учащемуся по имени или имени и фамилии, а не только по фамилии мгновенно располагает к преподавателю.

Низкая успеваемость учащихся на более ранних этапах обучения проявляется часто в незнании и непонимании базовых понятий. Например, учащиеся могут не помнить (т.е. не понимать, откуда берутся) площади базовых фигур в планиметрии, у них могут вызывать затруднения арифметические операции с дробями и степенями чисел, часто встречается непонимание понятия функции. В этой ситуации совершенно необходимо ненавязчивое, но глубокое повторение базовых вещей. Ни в коем случае нельзя говорить учащемуся, как он может не разбираться в таких простых вещах (на самом деле они для него сложные). Лучше всего, если он в какой-то момент схватывает суть, и сам удивляется, как он мог этого не понимать. В этот момент он осознает, что здесь нет ничего сложного, и у него просыпается интерес к дальнейшей программе.

Плохое поведение учащихся на более ранних этапах обучения может быть связано с низкой способностью к концентрации, быстрой утомляемостью. Эти факторы нужно учитывать при планировании занятий. Например, если занятие проходит с использованием презентации, после введения нового сложного материала можно вставить в презентацию весёлую картинку или шутку (по теме), отвлечь внимание учащихся, чтобы они немного отдохнули и расслабились, а потом продолжать рассказывать материал.

Как упоминалось выше, важной целью современного образования автору статьи представляется научить детей думать и уметь самостоятельно отвечать на поставленные вопросы (во многом здесь подразумевается умение пользоваться интернетом). Был разработан набор тестов по предмету информатики, в котором в тестовой форме представлен новый материал, при этом учащиеся должны найти ответы на вопросы самостоятельно с использованием интернета. При таком подходе учащиеся, во-первых, учатся искать информацию в интернете, во-вторых, лучше усваивают знания, потому как добыли их собственным трудом.

У учащихся имеет успех выполнение заданий по всевозможным предметам на компьютерах. В реальности, автор данной статьи занимается преподаванием и математики, и информатики, поэтому часто предоставляется возможность выполнять задания по информатике и математике одновременно.

Например, при изучении на математике многогранников и тел вращения, учащимся предлагается на информатике подготовить презентацию с анимацией и изобразить на ней изученные объекты. Учащиеся чаще всего заинтересовываются процессом, и в результате разбираются и в материале про многогранники, и в том, как надо готовить презентации.

Аттестационная письменная итоговая работа [2] в НПО включает в себя задание на построение и чтение графиков. Для более эффективного изучения данной темы по математике было разработано задание для урока информатики. Вначале учащиеся в режиме рисования изображают эскиз графика функции (получается обычно очень криво, мышкой довольно сложно рисовать). После этого по точкам на графике они строят таблицу координат. Используя полученную таблицу, они автоматически на компьютере строят аппроксимирующую функцию, в результате получая более сглаженный график, чем был нарисован. После этого учащимся предлагается несколько вопросов о функции, например, область определения, промежутки монотонности и т.д. Таким образом, учащимся предлагается не просто абстрактный объект "функция", а конкретная, их функция, с которой можно "поиграть", что способствует более хорошему пониманию абстрактного понятия.

В данной статье был представлен взгляд автора на цели и задачи современного образования, а также приведены несколько конкретных примеров, показывающих, как очень медленно, но верно эти цели достигаются.

Литература:

  1. “Фундаментальное ядро содержания общего образования”, под редакцией В.В.Козлова, А.М. Кондакова. Москва, “Просвещение”, 2009
  2. “Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике и алгебре и началам анализа за курс средней школы. 11 класс”, Г.В.Дорофеев, Г.К.Муравин, Е.А.Седова. М.Дрофа, 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся - требование образовательных стандартов нового поколения

В статье рассмотрено понятие творческих способностей и основные направления развития творческих способностей учащихся....

Обучение иностранному языку в начальной школе в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения

Данные методические рекомендации созданы на основе стандартов начального образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по иностранному языку с учётом планируем...

Адаптация коллектива образовательного учреждения к инновациям в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения (презентация к педагогическому совету)

Каждое новое поколение предъявляет учителю новые требования, и он становится современным учителем лишь в том случае, если он умеет учиться у своих учеников.(Ю.И. Латышев)...

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе  на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концепт...

Проблемы среднего профессионального образования в условиях внедрения образовательных стандартов третьего поколения.

     Условия глобальной конкуренции требуют усиления практической направленности образования, а это в первую очередь означает повышение требований к профессиональному образованию...

«Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках литературы в информационно – образовательном пространстве в рамках перехода на федеральные образовательные стандарты нового поколения».

Российское образование на современном этапе претерпевает  значительные перемены.  Процесс обучения повсеместно  сопровождается  внедрением новейших педагогических  технологий....

Профессиональные качества, необходимые при реализации образовательных стандартов нового поколения. (Эссе)

Учительство - не труд, а отреченье,Умение всего себя отдать,Уйти на долгий подвиг и мученье,И в этом видеть свет и благодать.     ...