«Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках литературы в информационно – образовательном пространстве в рамках перехода на федеральные образовательные стандарты нового поколения».
статья по литературе (7, 8, 9, 10 класс) на тему

Лариса Леонидовна Телегина

Российское образование на современном этапе претерпевает  значительные перемены.  Процесс обучения повсеместно  сопровождается  внедрением новейших педагогических  технологий. В каждой школе имеются компьютерные классы,  интерактивные доски, доступ к Интернету. Предполагается, что  это должно значительно повлиять  на повышение качества знаний  учащихся. Но зачастую, увлекаясь современными педагогическими  технологиями,  мы забываем о воспитательной компоненте урока.Настоящий педагогический опыт имеет практико-ориентированную направленность, предметный результат которого ориентирован на интересы и особые потребности обучающихся. Он основан на глубоком и всестороннем анализе педагогических проблем, связанных с современным состоянием общества.Уроки литературы служат могучим средством воспитания духовно – нравственной личности школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(слайд) «Духовно – нравственное воспитание школьников  на уроках литературы в информационно – образовательном пространстве в рамках перехода на федеральные образовательные стандарты нового поколения».

Выполнила:  Телегина Лариса Леонидовна,

учитель русского языка и литературы         МБОУ «СОШ №8» г.Нижневартовск

Российское образование на современном этапе претерпевает  значительные перемены.  Процесс обучения повсеместно  сопровождается  внедрением новейших педагогических  технологий. В каждой школе имеются компьютерные классы,  интерактивные доски, доступ к Интернету. Предполагается, что  это должно значительно повлиять  на повышение качества знаний  учащихся. Но зачастую, увлекаясь современными педагогическими  технологиями,  мы забываем о воспитательной компоненте урока.

        Как-то на  Международной конференции «Славянский мир: общность и многообразие» в г.Ханты – Мансийске я слушала выступление  Георгия Шестуна, кандидата пед. наук, профессора  Самарской  духовной семинарии, в котором прозвучала очень важная, на мой взгляд, мысль: «У нас цивилизация  православная. Культура цивилизации – православная. Государство должно сохранить культуру  цивилизации. Это стандарт».  О сохранении культуры цивилизации  я веду речь  на своих  уроках литературы. (Название темы)

          (слайд) Настоящий педагогический опыт имеет практико-ориентированную направленность, предметный результат которого ориентирован на интересы и особые потребности обучающихся. Он основан на глубоком и всестороннем анализе педагогических проблем, связанных с современным состоянием общества.

        (слайд) Актуальность  моего опыта: озабоченность и внимание российского общества к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения объясняется широким распространением в молодежной среде негативных зависимостей, социальных пороков, разрушающих культурную самобытность, единство и целостность российского общества, препятствующих гражданской идентичности подрастающего поколения.

        (слайд) Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются  дети   среднего и старшего возраста.

        (слайд) Уроки литературы служат могучим средством воспитания духовно – нравственной личности школьника.

 «Наша литература издавна дышит православием»,- утверждал философ Константин Леонтьев, а в постриге монах Климент. И действительно, вопросы смысла жизни и счастья, ответственности человека за свои поступки лежат в основе православного вероисповедания. Но этими же вопросами задаются и  герои русской литературы.

(слайд)  Свое творчество русские писатели сознавали как служение пророческое. Многие сюжеты для своих произведений русские писатели брали из Священного Писания, из Евангелия, о котором  

(слайд) А.С. Пушкин сказал: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира: Из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знал бы наизусть <…> книга сия называется Евангелием – и такова её вечная прелесть, что, если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному увлечению и погружаемся духом в Божественное красноречие».

(слайд)  Ф.М. Достоевский постоянно обращался к Библии, один из её сюжетов - история воскрешения Иисусом Христом Лазаря дана в программном произведении «Преступление и наказание». В классе читаем Евангелие от Иоанна, гл11, чтобы ребятам было видно использование писателем Библейского сюжета, ведь без этой притчи непонятны мотивы покаяния Раскольникова.

        (слайд)  Произведение М. Горького «Старуха Изиргиль» своими корнями также уходит в Библию: Данко, выведший людей из «тьмы болот», к свету – это ветхозаветный Моисей (см. книгу «Исход»). В гуманитарных классах можно дать задание: сравнить Моисея и Данко, подчеркнув моральную ответственность, которую они взваливают на свои плечи. Можно предложить тему реферата: «Психология толпы и трагедия первопроходца», особо отметив трудную миссию идущего впереди, его самопожертвование, отдачу себя людям.

        (слайд)  В стих. А.А.Ахматовой: Я научилась просто, мудро жить,

                                        Смотреть на небо и молиться Богу,

                                        И долго перед вечером бродить,

                                        Чтоб утомить ненужную тревогу –

мы видим гармонию души, умиротворенность, неразорванность сознания – благо, которое надо выстрадать. Они, эти качества, - плод большой духовной работы поэтессы, которая была глубоко верующим человеком, хорошо знающим Евангелие. Данное стих-е восходит к Евангелию: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя мое легко» (Мф., 11,29, 30).

        (слайд)  Стих-е  И.Бунина: У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

                                  Как горько было сердцу молодому,

                                  Когда я уходил с отцовского двора,

                                  Сказать прости родному дому!

в основе своей имеет Евангельский сюжет: «И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф., 8,21).

        (слайд)  В русской литературе встречаются произведения, берущие начало в Евангельской Притче о блудном сыне (достаточно вспомнить  «Станционный смотритель» А.С.Пушкина, «Отцы и дети» И.С.Тургенева и др.). Действительно, эта Притча стоит у истоков темы отцов и детей. Можно познакомить учащихся  с отрывком из Евангелия (Лука, гл.15), в котором изложена эта Притча, и объяснить, что речь здесь идет о трех потерянных предметах: о потерянной  овце, о потерянной драхме и о потерявшем себя сыне. Замечаем, что действие движется от меньшей потери к большей. Овца дешевле драхмы, драхма «дешевле» сына. В жизни каждого из нас  есть маленькие потери и большие. Соответственно есть малая радость, которую испытываешь, найдя потерянную недорогую вещь, а есть великая радость. Но если овцу и драхму надо найти, то сын должен понять свою вину, раскаяться в содеянном и прийти, т.е. оплакать свое прежнее поведение и принять решение измениться. А это значит, что он свободно делает выбор: покончить со злом или продолжать греховную жизнь. Путь к исцелению у всех один: прозреть, обвинить себя, иметь мужество признать ошибки, принять решение и изменить себя. Так от знакомства с Евангельской Притчей о блудном сыне мы продолжаем беседу на важную – особенно в наше время – тему о  признании своих ошибок, умении их признавать, а не винить кого-то другого, о покаянии и возвращении на путь Истины.

        (слайд)  Библейские сюжеты широко использовал Н.В. Гоголь. Он ежедневно читал Евангелие. «И судил Гоголь свои произведения именно в свете Евангелия».

Знакомя детей с Библейскими сюжетами, которые лежат в основе  многих произведений,  мы сможем  серьезно разобраться в мировоззрении русских писателей, которое было православным. Учащиеся  будут подготовлены к восприятию

(слайд)  философской лирики Ф.И. Тютчева, романа Б.Пастернака «Доктор Живаго», главное содержание которого составляет «тема бессмертия жизни, идущей путем страданий», ведь «Верность Христу», Евангелию пронизывает роман с первой до последней страницы. Так мы постараемся разобраться в психологии лесковских праведников с русским национальным восприятием мира: они несут в себе и создание греха, и стремление к покаянию, и жажду делать добро, и взлеты к идеалу святости и безграничной жертвенности «за други своя»; к встрече с Анной Ахматовой, воспринимавшей творчество как дар свыше: «Мне голос был»…- так говорит поэтесса, так говорили и великие пророки,

(слайд)  с произведениями Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский», И. Шмелева «Лето Господне»,

(слайд)   Говоря о Библейских сюжетах, используемых поэтами и писателями, нельзя не сказать и о богатстве речи Библии. Оно таково, что из неё черпают слова и афоризмы поэты и писатели всех веков и народов. Множество выражений из Библии и сейчас обогащают нашу речь: «Испить чашу страданий», «Глас вопиющего в пустыне», «Умыть руки», «Возьми крест свой», «Мир дому сему», «Возвращение блудного сына», «Слуга двух господ», «Что высоко у людей, то мерзость перед Богом», «Войти сквозь тесные врата», «Не хлебом единым жив человек», «Плоть от плоти», «Положить душу свою за друзей своих», «Фома неверующий», «Суета сует», «Манна небесная», «Почитай отца своего и мать свою». Все это обогащает кругозор учеников, их речевую культуру, формирует  нравственные ценности, что в конечном итоге способствует воспитанию духовно развитой личности школьника.

Теме семьи  посвящены многие уроки литературы: семья Болконских и Ростовых, семья Кабановых, семья братьев Карамазовых, где свой уклад, быт и нравы, традиции…

(слайд)  Нерасторжимая в христианском смысле семья  изображена  в  «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова. Нравственный кодекс жизни русского человека в основе имел веру Православную. Обращение к Библии при изучении  такого христианского произведения поможет понять ребятам, как автор раскрывает тему семейной чести, ответственности друг перед другом и перед Богом. Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, не имеет права поступать безнравственно. Библия резко отрицательно оценивает прелюбодеяние: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф, 5; 27,28). Это очень актуально в наше время, отравленное вседозволенностью и безнравственностью.

        Отношения супругов построены на полном доверии. Алена Дмитриевна без утайки рассказывает своему мужу, что с ней произошло, и Степан Парамонович защищает честь своей жены, своей семьи.4 

(слайд)  Повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина  стала «простым пересказом преданий русского семейства». Весь образный строй пушкинской истории о «благоденствующем семействе» является как бы художественным комментарием к Евангельской заповеди: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5,3).

        В повести «Капитанская дочка» русские люди XVIII века, в изображении Пушкина, были глубоко религиозны, глубоко верующие. Примеров тому в повести – великое множество. В тяжелые минуты испытаний православный христианин обращается к молитве. «Путь к Богу – молитва,- пишет святитель Игнатий Брянчанинов.- В трудных обстоятельствах жизни учащай молитвы к Богу»[1]. Гринев, находясь в тюрьме, прибегает к этому испытанному средству. «Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет». Вообще, полагаться на волю Божию  свойственно пушкинским героям. На время взятия Белогорской крепости Гринев в смертельной опасности «стал читать про себя молитву, принося Богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля Его о спасении всех близких моему сердцу».

        «Служи верно, кому присягнешь, - говорит батюшка Петру Гриневу, - на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся… береги честь смолоду». Однако духовное служение и послушание воплощает прежде всего дочь коменданта Белогорской крепости, она знает, как беречь честь своего высшего нравственного призвания, название повести имеет духовный смысл. Поэтому самые, казалось бы, простые и обыкновенные слова, отдельные реплики других героев, весь сюжетный состав произведения приобретают религиозный подтекст.

        «Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери», - начинает свое послание из плена бедная сирота Марья Миронова. И нет в её словах обиды или упрека, возмущения или ропота, нет «бунта бессмысленного и беспощадного». Так может писать только дочь, даже самые трагические минуты своей жизни повторяющая слова евангельской молитвы: «Да будет воля твоя»[2].

        Именно главная героиня становится центром лирического сюжета «Капитанской дочки»; эмоциональная тональность романа становится столь живой и подвижной благодаря этой девушке, внешне столь спокойной, далекой от страстных романтических героинь. Она скромна, осторожна, почти незаметна, но она же – предмет любви и обожания всех, кто ни столкнется с нею[3]. «Я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия…», - говорит она Гриневу.   Откуда в ней это почитание  родителей? Ответ находим в самой повести: «Василиса Егоровна… сказала  ему: «Иван Кузьмич, в животе и смерти Бог волен: благослови Машу. Маша, подойди к отцу. Маша, бледная и  трепещущая, подошла  к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. Старый комендант перекрестил её трижды; потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: Он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай Бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной. Ну, прощай, Маша». Это почитание родителей воспитано в ней благочестивой  жизнью семьи, коей и является семья капитана Миронова. Таким образом, «Капитанскую дочку» хорошо читать как комментарий из уклада русской жизни к Евангелию и творением подвижников благочестия. Пушкин как издатель точно воспроизводит этот уклад, определенный евангельскими заповедями.

        Таким образом, глубоко анализируя произведения русской классической литературы, воспитываем духовно – нравственную личность школьников, что служит выполнению стандарта образования в области «Филология».  


[2] Ильин А.А. о духовном смысле «Капитанской дочки».- В сб. «Традиции. Культура. Образование».- М., 1996г., с.16.

[3] Алпатова Т.А. Лиризм романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».- Лит. в школе, №2, 1998г., с.14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса

В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Задача учителя - воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности. Как можно решить эту задачу на уроках литературы при изучении произведений школьной программы? На каких произведениях акцен...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы...

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка, 5 класс

Размышления о  возможности воспитания учащихся на уроках литературы и русского языка посредством слова. Статья сопровождается электронным приложением. Материалы из опыта работы учителя русского я...

Статья "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"

Задача духовно-нравственного воспитания молодежи имеет чрезвычайную значимость. Её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных, потому что молодые люди часто не понимают,...

Презентация"Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы.

В презентации представлен материал об исследовательских работах обучающихся на духовно-нравственные темы....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения на уроках литературы....