Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
статья по литературе по теме

Новикова Наталия Павловна

Задача учителя - воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности. Как можно решить эту задачу на уроках литературы при изучении произведений школьной программы? На каких произведениях акцентировать внимание? Какие сложные  духовно-нравственные вопросы ставят перед школьниками уроки литературы? Как можно сделать уроки литературы уроками воспитания чувств?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание

на уроках литературы

Давайте определим, о чём мы будем сегодня говорить. Что мы понимаем под термином «духовно-нравственное воспитание»? Более традиционно и привычно звучит другой термин – «нравственное воспитание». Незаметно происходит подмена одного термина другим.

На самом деле в названии два слагаемых.

Нравственность – правила, определяющие поведение человека в обществе, а также духовные и душевные качества, необходимые человеку для жизни в обществе.

Духовность всегда понималась православным человеком как жизнь с Богом, жизнь во Христе.

Понятие духовности необходимо включает нравственный аспект: духовный человек всегда стремится следовать требованиям добра, проявляя стойкость и силу духа.

Добро определяется как воплощение человеком в жизни определённых Богом норм и правил. Они называются заповедями. Нарушение этих норм христиане понимают как удаление человека от источника добра – Бога. Религиозное мировоззрение определяет такое состояние как зло. 

Духовно-нравственное воспитание направлено на создание человека, ориентированного на добро и противостоящего злу.

        Русская литература с древнейших времён, со «Слова о полку Игореве»,

как никакая другая литература в мире, несла высочайший духовно-нравственный заряд.

Христианская культура называет самыми главными ценностями жизни веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Именно эти качества развивает в читателе русская литература, и задача учителя через произведения, изучаемые на уроках, воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности.

Как можно решить эту задачу?

Правильно расставляя акценты, в рамках программы можно успеть сделать многое. Например, изучая «Слово о полку Игореве», обращаем внимание не только на идею государственного единства Русской земли, но и на характеры князей Игоря, Всеволода, Святослава: их любовь к Русской земле, братскую помощь друг другу, мужество и воинскую доблесть как качества, воплощающие добро в борьбе против зла, олицетворённого в «поганых полках половецких». Не забудем и Ярославну – первый в русской литературе идеал женщины, не только верной и любящей, но и горячей патриотки, проявляющей любовь и милосердие к ближнему – молящей силы природы о «воинах моего милого».

Духовно-нравственные идеалы Древней Руси постигаем, изучая «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - первую историю любви в русской литературе. Делаем акцент на грехе неблагодарности, на супружеской любви и верности, стойкости и преданности друг другу любящих людей, на великой силе любви. Нашим детям прививают западные традиции, рекламируя День святого Валентина, который сейчас празднуют даже в школах как День всех влюблённых. Но ведь у русских, у православных, есть свой День всех влюблённых – 8 июля, день памяти Петра и Февронии Муромских, причисленных к лику святых.

 Феврония открывает собой галерею пленительных женских образов в русской  литературе XIX века: Татьяна Ларина, Ольга Ильинская; тургеневские девушки Лиза Калитина, Наталья Ласунская, Елена Стахова; некрасовские русские женщины Дарья, Орина – мать солдатская, княгиня Трубецкая и княгиня Волконская, Матрёна Тимофеевна; княжна Марья и Наташа Ростова, Сонечка Мармеладова…

В каждой из них по-своему воплощён идеал добра, противостоящего злу. Стремление понять их характеры учит детей умению отличать истинное от ложного, видеть правильные духовно-нравственные ориентиры.

Уроки литературы ставят перед детьми сложные вопросы: почему Чацкие терпят «горе от ума», а «Молчалины блаженствуют на свете»? Почему для Онегина и Татьяны «счастье было так возможно, так близко», а оказалось недостижимым? Почему Онегин, «убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», полюбил Татьяну, именно ту, любовь которой отверг когда-то? Почему Лермонтов называет Печорина «Герой Нашего Времени» и все три слова пишет с заглавной буквы? Почему у Гоголя Русь – птица-тройка, а мчится на ней Чичиков? Почему гибнут Евгений Базаров и Андрей Болконский, а преуспевают Аркадий Кирсанов, Берг, Борис Друбецкой? Почему Ольга Ильинская выбрала не Обломова, а Штольца? Почему смерть одерживает победу над князем Андреем тогда, когда любовь к Наташе «вновь привязала его к жизни», когда в итоге нравственных исканий он пришёл к выводу, что «любовь есть жизнь, любовь есть Бог»? Почему Раскольникова и Соню Мармеладову «воскресила любовь»? И почему под подушкой Раскольникова лежало Евангелие, из которого Соня читала ему полтора года назад о воскресении Лазаря? Почему Л.Н.Толстой утверждал, что «история души человеческой едва ли не интереснее истории целого народа»? Почему Белинский писал именно о Пушкине: « Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека»? И почему Маленький принц утверждал: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»? Почему, почему, почему…

Классическая литература тем и отличается от беллетристики, что, задавая вопросы, учит читателя самого думать и формирует личность в соответствии с нравственными принципами автора. Помните? «…Превосходным образом воспитать в себе человека…»!

Русская литература воспитывает в читателе  важнейшее  качество  души – способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию. Если пятикласснику, читающему тургеневский рассказ «Муму», жалко собачку, то взрослому, прочитавшему русскую классику, станет в ещё большей степени жалко Герасима.

Русская литература гуманна по своей сути. Сколько историй любви проходит перед читателем! Сопереживая героям, читатель страдает, особенно юный читатель, который живёт в предчувствии любви. Уроки литературы – это и воспитание чувств. Что значит любить по-настоящему? Как отличить истинную любовь от влюблённости? А если любовь неразделённая?  На этом пути помогает И.А.Бунин: «Разве бывает несчастная любовь? Разве самая скорбная в мире музыка не даёт счастья?» В 16 – 17 лет это откровение, открытие! Как же отзовутся в душе человека, вступающего в жизнь, пушкинские строки:

              Я вас любил так искренно, так нежно,

              Как дай вам Бог любимой быть другим!

Русская литература ставит перед читателем проблему нравственного выбора. Задача учителя – формировать стремление к добру, способность противостоять злу.

Самый близкий пример. 7 класс. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Братья Остап и Андрий. Две жизни – две судьбы. Почему Остап погиб как герой, совершив подвиг, а Андрий стал предателем?

Пусть дети почувствуют, что для Остапа, как и для его отца, Тараса, и для запорожцев, Родина – это Русская земля, православная вера, товарищи (вспомним речь Тараса о товариществе!). Это представление о Родине в полном соответствии с православными представлениями о главных ценностях человеческой жизни.

Что такое Родина для Андрия? «А что мне отец, товарищи и отчизна?.. Кто сказал, что моя отчизна – Украйна?.. Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты!» - говорит он панночке.

В представлениях о Родине он близок Янкелю, искренне не понимающему, за что можно осуждать Андрия, перешедшего на сторону врагов. Янкель говорит без тени сомнения: «Он перешёл по доброй воле. Чем человек виноват? Там ему лучше, туда и перешёл». Родина для Янкеля, как и для любого, кто всё измеряет деньгами, там, где человеку лучше.

Истоки героизма Остапа – в чувстве Родины, товарищества, твёрдости в православной вере. Не обладающий этим нравственным стержнем Андрий становится на путь предательства.

Н.В.Гоголь перед каждым ставит вопрос об истинных ценностях, и читателю предстоит сделать свой выбор.

Велик духовный потенциал русской литературы, и задача учителя – использовать его в полной мере для духовно-нравственного воспитания учеников.

В повести В.Кондратьева «Отпуск по ранению» есть замечательные слова: «Русская литература воспитала человека, которому трудно быть подлецом». К этому и стремимся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса

В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы...

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы и русского языка.

Работа над формированием нравственности проводится как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.Опираясь на собственный опыт в этой статье я привожу некоторые приёмы работы на уроках русск...

Современная методика преподавания. Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроке литературы.

Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя... В поступках учителя лежит в равной мере расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью матери...

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При отсутствии одного из них начинается распад личности и культуры. Падение нравственности, стремление к накоплению земных ...

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы (презентация).

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить...

Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на уроках литературы

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры....