Духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы.
опыты и эксперименты

Ряховская Наталья Михайловна
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При отсутствии одного из них начинается распад личности и культуры. Падение нравственности, стремление к накоплению земных благ, эгоизм выйдут на первый план. Мы, педагоги не должны оставаться в стороне. Средствами школьных предметов дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях. Именно уроки русского языка и литературы способствуют развитию души человеческой, обладают уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы.

Ряховская Н.М.

учитель русского языка и литературы

МБОУ им. Л.Н. Толстого

Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла и как можно больше добра.                                                                                                                                                      Л.Н.Толстой

    В одном из посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
 И, конечно же, важным средством формирования у обучающихся доброты, милосердия, щедрости души, уверенности в себе, ответственности, умения наслаждаться окружающим миром является духовно-нравственное воспитание на уроках. Средство реализации ФГОС.
По ФГОС главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

 Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины».        

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При отсутствии  одного из них начинается распад личности и культуры. Падение нравственности, стремление к накоплению земных благ, эгоизм выйдут на первый план.

    Мы, педагоги  не должны оставаться в стороне. Средствами школьных предметов дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях. Именно  уроки русского языка и литературы  способствуют развитию души человеческой, обладают уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. 

Важно, чтобы  нужное слово было сказано вовремя, художественная речь          рождала чувства, книга  помогала осознавать  сущность любого нравственного понятия, стимулировала мысль.

Я работаю по Программе общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я Коровиной. Произведения, помещённые в учебниках, дают богатый материал для духовно-нравственного воспитания. При  их изучении использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимания нравственных ценностей в жизни.

Основная форма моих уроков литературы – общение, общение между мной, учащимися и, конечно же, автором.  Очень важно, чтобы диалог  между читателем и автором обязательно состоялся. Я выступаю в данном случае как проводник. Используя такую форму, помогаю каждому ученику понять мысль автора, почувствовать глубину содержания, основной мысли текста. Учащийся сам определяет собственное отношение к героям, аргументирует точку зрения конкретными фактами. Приводит различные доводы в защиту или обвинение того или героя. Таким образом, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это и есть основа формирования активного, творчески мыслящего человека.
В конце приходят к выводу: в чём помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение.

  Этого нельзя достичь без предварительного знакомства с писателем, поэтом. Поэтому перед началом изучения любого произведения это знакомство должно состояться.  

 В качестве примера обращусь к творчеству Л.Н. Толстого. В своих произведениях автор всегда старался в своих героях показать широту  русского характера, диалектика человеческой души была в центре его внимания.  На мой взгляд, одним из самых ярких образов является Николенька Иртеньев из знаменитой трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», прототипом которого является сам писатель. При чтении мы обязательно обращает внимание на взаимоотношения героев, их поступки, моделируем жизненные ситуации. Перед нами возникают вопросы: как поступил бы я на месте Николеньки, Володи, Натальи Саввишны

  Не менее важным считаю работать с заглавием произведения. «Судьба человека», «Чудесный доктор», «Телеграмма», «На дне» - в их названии содержится основная мысль, поэтому даю задание ребятам поразмышлять о чём оно.

 Анализ произведения  всегда строю по принципу:  читаю - думаю - рассуждаю. Главное  -  дать учащимся возможность размышлять, сопереживать героям, при этом высказывая своё мнение,  уважать друг друга. На уроке создаю такую обстановку психологического комфорта,  которая мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству. Сами ученики отмечают такое чтение своими отзывами о герое: «Мне его жалко», « Я понял, почему он так делал». Вот тогда работа с  художественным текстом и будет иметь духовно-нравственное воздействие на личность. Образцом рассуждений  служит рассказ И.С.Тургенева «Муму».  В конце произведения герой оказывается в сложном положении, ребята понимают, как трудно ему было избавиться от друга, но для него это было неизбежным.
Повышает уважение к себе; вырабатывает мотивацию поступков; стимулирует воображение чтение вслух - обязательный атрибут моего урока.
Читаю я, читает ученик, читает мастер художественного слова, для этого я использую фонохрестаматию. После анализа «Маленького принца» обращаемся к аудиозаписи, она  помогает передать настроение сказки, представить внутренне состояние героя.  В этот момент слушающий чувствует значимость того, кто ему читает.

Творческие работы

Считаю главным то, что ребята не столько говорят о проблемах нравственности, сколько их решают для себя, а в будущем, скорее всего, это выразится в их поступке. Поэтому считаю важным дать возможность ребятам изложить свои мысли в письменной форме. Работая над сочинением, они погружаются в свой внутренний мир, производят самоанализ своих эмоций и чувств. Наступает особенный момент, когда собеседником, становится ученическая тетрадь.

Творческие работы читаю только с разрешения. Обращаю внимание на разные позиции, высказанные здесь. Вижу в этом целесообразность. Это повод для продолжения разговора на уроке или за его границами о том, нужны ли в наше время честь, благородство, милосердие, верность и как каждый из нас в реальной жизни относится к таким людям, как, например, герои рассказов В.Г.Короленко и  А.Платонова "Юшка"?
Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения –рассуждения о нравственных понятиях.  Только что закончился разговор по «Неизвестному цветку» А.Платонова в 6 классе, проанализирован финал произведения и сразу же назревает вопрос: кому нужна моя помощь? …

«Что можно узнать  о России после прочтения рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»?»

Иллюстрации

 Рисуя иллюстрации,   ученики интерпретируют по-своему произведение, выражают свое эмоционально отношение к нему. Через краски ребенок выдает свои положительные или отрицательные эмоции.

Духовно-нравственному развитию способствуют и внеклассные мероприятия: использую в практике  сценические постановки. Перед вами  сцены из повести «Детство» Л.Н.Толстого. Инсценирование басен,  участие в конкурсах чтецов «Живая классика», «И мы сохраним тебя, русская речь», виртуальные экскурсии, поездки на родину писателя Лермонтово, филармония, краеведческий музей, Музей им. Л.Н.Толстого

Проекты

Результаты олимпиад и конкурсов.

  Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.

  1. сотрудничество;
  2. взаимная ответственность;
  3. отказ от обладания истиной;
  4. активное общение;
  5. рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

Статья по итогам первого года работы по модулю ОМРК...

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходи...

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.

Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....

«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»

  Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа  диалога национальных культур) с 2002 года  является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы (презентация).

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить...