Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса
статья по литературе по теме

Иванова Оксана Владимировна

В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_na_urokah_literatury.odt28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса

Иванова Оксана Владимировна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шипуновская средняя

общеобразовательная школа № 1»

село Шипуново, Алтайского края

              Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе.

           Уроки литературы всегда были основой нравственного воспитания школьников. Но современное общество предъявляет учителю литературы новые требования: на повестке дня – духовно-нравственное воспитание учащихся. Как его осуществить? Ответ нахожу на страницах русской классики:

            «Не плоть, а дух растлился в наши дни./И человек отчаянно тоскует…

             Он к свету рвётся из ночной тени/И, свет обретши, ропщет и бунтует.

             Безверием палим и иссушён,/Невыносимое он днесь выносит…

             И сознаёт свою погибель он,/И жаждет веры, но о ней не просит…

       Не скажет ввек с молитвой и слезой,/Как ни скорбит пред замкнутою дверью:

            «Впусти меня! - Я верю, Боже мой!/Приди на помощь моему неверью!..»

 Естественные, искренние, льющиеся из глубины сердца строки Ф.И.Тютчева так современны в наши дни.Читая страницы русской классики, видишь, насколько тесно переплелись в произведениях русских мастеров личностное мироощущение и  христианские духовные идеалы. Некоторые стихи А.С.Пушкина созданы на основе молитв:«Молитва Господня» (стихотворение создано на основе  молитвы «Отче наш») , «Отцы пустынники и девы непорочны», 1836 (стихотворение создано на основе великопостной молитвы святого Ефрема Сирина).Духом православия проникнуто и всё творчество Ф.М.Достоевского. Вот некоторые его высказывания.

«У нас вся народность основана на христианстве. Слова: крестьянин, Русь православная – суть коренные наши основы». (Достоевский Ф.М. Письма // Цит. по: Из русской думы. Сост. Ю.И. Селиверстов. М., 1995. Т. 1. С. 162.)

В одном из сибирских писем к Н.Д. Фонвизиной Достоевский писал: «…если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».

«Может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит лишь в том, чтобы сохранить у себя этот божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придёт время, - явить этот образ миру, потерявшему пути свои!» (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.,1972.) Духовная близость между преподавателями и учащимися определяется не только профессиональным общением друг с другом, а степенью их открытости и одухотворенности.

Создание ситуации  диалога для осуществления нравственного выбора оказывает сильное влияние на формирование духовно-нравственной позиции.

Диалогическое взаимодействие может успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся.

В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые предлагаются учащимся для дискуссий при изучении литературных произведений:

Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?Умен ли Чацкий?

Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?

Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А.С.Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?

Почему М.Ю.Лермонтов любит свою Родину «странною любовью»?

Н.А.Бердяев назвал Лермонтова «самым религиозным из русских поэтов». Почему?

Возвышенное, прекрасное и страшное, безобразное в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»;

Грех, возмездие и покаяние в драме А.Н.Островского «Гроза». Был ли иной путь у Катерины?

Проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?

Почему Н.А.Бердяев сказал о Достоевском: «…художник… бездны человеческой, человеческой бездонности»?

Нравственный идеал Л.Н.Толстого. Кого из героев романа «Война и мир» автор называл «любимыми», а кто вызывал у него духовное отторжение?

Святость и грех в поэме А.Блока «Двенадцать». Мистика и реальность в поэме – почему до сих пор не стихают споры вокруг творчества поэта?

Поэтический мир С.Есенина – взаимосвязь его творчества и христианского мировоззрения;

Обитатели дна (М.Горький «На дне») - утонувшие или утопленные?

В чем символическое значение переклички жизни – «крестного пути» Христа и доктора Живаго (Б. Пастернак «Доктор Живаго»)?

Споры вокруг романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» - кто из героев вам симпатичен, а кто вызывает неприятие?

Поэты Серебряного века – патриоты или диссиденты?

Любовь в поэзии Серебряного века - великая сила или темная, испепеляющая страсть?

Как решает проблему человека и власти в своих произведениях А.И.Солженицын?

Проблема нравственного выбора и поиск правды в прозе М.Шолохова: однозначны ли в своей человеческой сути Григорий Мелехов, Семен Давыдов, Макар Нагульнов, дед Щукарь, Андрей Соколов?

Возможен ли «земной рай», созданный ценой крови и насилия (А.Платонов «Чевенгур»), «…будет ли этот «рай» раем, если за него придется заплатить хотя бы одной слезинкой ребенка» (Ф.М.Достоевский)?

Какие идеалы и нравственные ценности утверждает В.Астафьев в романе «Прокляты и убиты», почему автор обращается к православной вере, христианской народной традиции?

«Хорош божий свет. Одно нехорошо – мы» (А.П.Чехов). (По произведениям ХХ века) – ваша человеческая, нравственная позиция в оценке поступков героев произведений В.Шукшина, В.Распутина, В.Астафьева, Ч.Айтматова, В. Войновича, В.Пелевина, Т.Толстой, В.Токаревой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой.

В процессе дискуссий учащиеся дают личностную оценку литературному произведению, героям и событиям, осмысливают авторское отношение к ним, обсуждают нравственные вопросы, поднимаемые авторами литературных произведений, и связанные с ними социальные проблемы.

Современный учитель-словесник работает в условиях такого сокрушительного духовного и нравственного слома, который в России вряд ли когда-либо наблюдался. Все, что наработано веками подвижниками духа и совести, летит под откос, все исконно народное, традиционное выхолащивается, теряет силу примера или запрета, в том числе "великий и могучий" русский язык. Он словно теряет почву, живительный гумус, корни его повисают в иссушающем и зараженном воздухе, а прежде он вольготно произрастал и ветвился в оазисах русской изящной словесности. В руках у учителя литературы — самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве... Это могучая духовная защита, опора и очень чуткий, надежно выверенный историей и национальными традициями культурный компас - ограда от зла, тьмы и нищеты душевной и духовной...

Завершая разговор о духовно-нравственном воспитании учащихся, хочу особо выделить те основные положения, на которые должен обратить внимание учитель литературы.

1. Подход к изучению русской литературы, при котором на первый план
выдвигается ее духовно-нравственный и художественный потенциал, обес-
печивает эффективное духовно-нравственное воспитание личности, а так-
же более глубокое и полное понимание произведений художественной ли-
тературы.

2. Наиболее эффективным путём анализа произведений русской литера-
туры является анализ в аспекте философских понятий добра и зла, лести и
достоинства, нравственности и безнравственности, смерти и бессмертия, в
процессе которого идёт духовно-нравственное совершенствование челове-
ка.

3. Полноценное осмысление учащимися произведений художественной ли-
тературы происходит, если в процессе анализа особое внимание обращает-
ся на роль и место духовных начал в формировании личности человека, на
связь произведения с жизнью, с мировоззрением писателя, с литературны-
ми традициями, на фоне которых рождается произведение, с устным на-
родным творчеством, с философской антропологией.

  Одной из основных ценностей России, ее гордостью была, есть и будет русская литература. «Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами, как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы славянского духа…»,- эти слова писателя А.М.Горького как нельзя лучше подтверждают мнение, что русская литература является неиссякаемым источником воспитания патриотических чувств у молодого поколения. Прививая молодым людям любовь к русской литературе, мы можем развить в них чувство гордости за то, что они – наследники отечественной культуры, и тогда они смогут в полной мере осознать себя гражданами своей страны, быть ответственными за ее настоящее и будущее.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

Список литературы

1. Лушникова О. Н. Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы.

2. Бодренкова Г.К. Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами русской национальной культуры (статья опубликована в сборнике материалов Бакушинских чтений, 2010 год).

3. Донченко Л. М. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников: На уроках литературы и во внеурочной деятельности.

Сайт www.dissland.com/catalog/duhovno_nravstvennoe_vosp...