Проектно-исследовательская деятельность как средство мотивации обучения учащихся по предметам естественнонаучного цикла и реализации федерального государственного стандарта (из опыта работы).
статья

Рузакова Маргарита Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность как средство мотивации обучения учащихся по предметам естественнонаучного цикла и реализации федерального государственного стандарта (из опыта работы).

Каждый педагог в своей практике сталкивается с проблемой отсутствия учебной мотивации к предмету у некоторых учеников. Необходимость решения этой проблемы, ни у кого не вызывает сомнения, ведь учебная мотивация является решающим фактором эффективности учебного процесса.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: "не хочет учиться”, "мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Есть древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Применительно к школе: да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся и снижение интереса к учебе на уроках, на наш взгляд, способна решить проектно-исследовательская деятельность.

В отличие от олимпиад, проектно-исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

В своей работе мы используем технологию метода проектов, так как он позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации личности. Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Создание проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности.

Используя технологию метода проектов в обучении, мы преследую следующие цели:

• научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

• размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

• принимать самостоятельные аргументированные решения;

• научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Как показывает опыт, учебно-исследовательская деятельность способствует не только развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам, освоению творческого подхода к любому виду деятельности, развитию представлений о межпредметных связях, но и развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ; созданию предпосылок для развития научного образа мышления; формированию установки на престижность фундаментальных научных занятий; профессиональному самоопределению.

Таким образом, как показывает практика, проектно-исследовательская деятельность реально способствует формированию  нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Использование в работе проектно- исследовательской деятельности на занятиях позволяет получить ряд практических результатов: рост личностных качеств, активное участие в конференциях и конкурсах. Самое главное, участие в проектах позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Наша задача, как учителя, организовать проектно-исследовательскую деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

Итогами проектно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Повышение мотивации происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора, а стремление

 самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.

Учащиеся нашей школы уже на протяжении многих лет являются участниками, дипломантами, лауреатами, победителями и призерами различных Всероссийских конкурсов: «Юность, наука, культура» (Обнинск), «Человек на Земле» (Москва), «Чтения им. В.И. Вернадского» (Москва), «Молодежь России исследует окружающую среду» (Санкт-Петербург), областных, окружных и городских конкурсов и научно-исследовательских и практических конференций. И количество участников растет с каждым годом.

Многие проектные и исследовательские работы, ставшие лауреатами и победителями различных конкурсов, брали свое начало с практических или лабораторных работ на уроках предметов естественнонаучного цикла.

Так на уроках биологии детей особенно привлекает работа с микроскопами, и поэтому такая лабораторная работа, как «Мир в капле воды», где неожиданно для себя учащиеся открывают микроскопические формы жизни, является толчком для дальнейшего изучения воды из-под крана, аквариума, изучение свойств воды и так же для создания проекта «Живой микромир».

А экскурсия «Весна в жизни растений», которая проходит обычно на пришкольном участке, дала начало исследовательской работе «Кому и где во дворе жить хорошо?» и проекту «Наша клумба лучшая!». Т.к в ходе экскурсии проводится наблюдения за отдельными видами растений (например, за одуванчиком). Каждая команда из 4-5 человек проводила подсчет цветущих одуванчиков на разных площадках (площадка 1х1м). В результате исследования подводились итог в классе, составлялись диаграммы, и ребята узнали, что цветущих одуванчиков больше всего встречается на хорошо освещенных участках, следовательно, одуванчик – светолюбивое растение. После этой работы у них появился интерес, а какие еще группы (по отношению к свету) растений есть и как и какими цветами украсить разные участки школьного двора.

При прохождении темы «Обмен веществ и энергии» в 8 классе (по биологии) учащиеся с огромным удовольствием участвую в проекте «Безопасное меню моего дня», а при прохождении темы «Витамины» - в проекте «Визитная карточка витаминов».

Вообще такой прием как «Визитная карточка» очень хорошо себя зарекомендовал и мы часто его используем как на уроках, так и при выполнении домашнего задания. Визитную карточку можно составить на любой объект, главное дать детям так называемый «скелет» и дети с огромным удовольствием и творчеством делают свои карточки.

Во время работы над долгосрочными проектами ребятами проводятся различные акции, выставки, вернисажи, которые позволяют вызвать определенный познавательный интерес у других учащихся: «Из отходов – в доходы», «Сбережем энергию», «Краснокнижный мир Югры» и т.д.

Результат нашей с детьми работы доводим до учащихся и родителей через лекции, родительские собрания, семинары, конференции: школьные, городские, региональные и всероссийские.

Формула “Усвоение = Понимание + Запоминание” даёт обучение.

Если же поставить своей целью развитие ребёнка, то развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивной или продуктивной (творческой).

Формула “Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике” даёт обучение и развитие.

Уместно в этой связи привести слова французского учёного М.Монтеня:

“Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный”.

Практика работы над проектно – исследовательской деятельностью показала, что в них нет неуспевающих детей. Успех, интерес, радость, возможность проявить себя, в независимости от успеваемости  результат данного вида обучения. Получение навыков общения со сверстниками, взрослыми: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат – идет целенаправленная подготовка к будущей взрослой жизни. Самостоятельно составлять план действий, находить оригинальные пути решения поставленной задачи, создавать схемы, сочинения – становление будущего активного члена общества. Метод проектов способствует налаживанию контакта между детьми и родителями, установлению дружеских взаимоотношений между школой и семьей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Талызина Н.Ф., Буткин Г.А. Володарская И.А. Усвоение научных

понятий в школе: Учебное пособие. –М.: Полиграф-Сервис, -1999.-112 с.

  1. Разумовский, В.Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике Текст.: дис. . д-ра пед. наук /136.

B. Г. Разумовский. М., 1972. - 507 с.

  1. Лебедева О.В. Методическая подготовка учителя физики к реализации

ФГОС // Нижегородское образование. № 3. 2013. С. 58-62.

  1. Львовская, Г.Ф. Возможности исследовательской работы школьников в рамках компьютерного моделирования. В сборнике МКО "Научно-исследовательская деятельность учащихся". Отв. ред. Л.Е. Курнешова.Центр "Школьная книга", М., 2001. с. 91-93.
  2. Савенков А.И. Исследовательское обучение — возможность преодолеть

«образовательный предел» // Директор школы. — 2003. — № 10. — С. 35-40.

  1. Егорова Т.А. Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности // Исследовательская работа школьников. — 2004. — № 2. — С. 83-91.
  2. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: АНСССР, 1988. — 147 с.
  3. Федеральные государственные стандарты основного общего образования
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С.Полат – М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на форуме "Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного стандарта"

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знан...

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ЦИКЛА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ

Цель: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, усилить научно – методическое сопровождение по данному направлению;исходить из принципа: каждый ребён...

Исследование как одно из основных направлений реализации Федерального государственного стандарта

Химическая наука трудная. Эксперимент и исследование- основные, если не главные инструменты развития логического мышления не только одаренных детей, но и детей с задержкой психического развития. Данны...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Материал из опыта работы.

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего обр...

Формирующее оценивание как условие реализации Федерального государственного стандарта

Введение новых стандартов ставит особые задачи по созданию современных внутри школьных систем оценивания. Прежде всего, это связано с оценкой развития когнитивных способностей и личностных характерист...